Решение б/н - от 15 ноября 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/10/18.1-1183/2023

о признании жалобы необоснованной

 

10.11.2023                                                                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

<...>– специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу ИП <...> (далее – <...>., Заявитель) на действия департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее – Департамент, Организатор торгов, Ответчик) при проведении электронного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 55:36:190201:2906 – лот № 5 (извещение № 110 размещено на официальном сайте Администрации города Омска www.admomsk.ru, извещение о проведении торгов № 22000143720000000044 размещено на официальном сайте Российской Федерации torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – аукцион, торги),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба <...>. (вх. от 23.10.2023
№ 9822/23) и аналогичная из ФАС России (вх. от 31.10.2023
№ 10031-ЭП/23). Заявитель полагает, что Департаментом принято неправомерное решение об отказе в допуске Заявителя к участию в аукционе.
В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее.

29.08.2023 Заявителем посредством электронной площадки «РТС-тендер» направлена заявка по установленной форме на участие в торгах по процедуре № 22000143720000000044 по лоту № 5 – земельный участок с кадастровым номером 55:36:190201:2906. Как отмечает Заявитель, заявка на участие в электронном аукционе не по форме, являющейся приложением № 1 к извещению 110, в соответствии с информацией, содержащейся в указанном извещении, считается не поданной. Однако, заявка Заявителя была принята, следовательно – сделана (подана) в соответствии с установленной формой.

05.09.2023 членами конкурсной (аукционной) комиссии (далее – аукционная комиссия) был составлен протокол
U22000143720000000044-1, согласно которому Заявителю отказано в допуске к дальнейшему участию в процедуре по основанию ч. 8
ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) «Непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений» (а именно отсутствие документа, подтверждающего внесение задатка).

Заявитель считает, что принятое решение противоречит статьям 39.11 – 39.13 ЗК РФ. Таким образом, данными действиями аукционная комиссия Департамента нарушает права Заявителя на участие в аукционе.

На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать незаконными действия аукционной комиссии Департамента при организации и проведении торгов, восстановить нарушенные права и законные интересы, отменить решение аукционной комиссии Департамента в части отказа в допуске к дальнейшему участию в процедуре по лоту № 5, отменить решение аукционной комиссии Департамента в части заключения договора с единственным участником аукциона по лоту № 5 <...>, обязать Департамент провести повторный аукцион в отношении земельного участка по лоту № 5 из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 55:36:190201:2906.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 25.10.2023
№ ГЛ/6653/23 Департаментом представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов (вх. Омского УФАС России от 27.10.2023
№ 9982/23).

В письменных пояснениях Департамент отмечает, что согласно части 1 статьи 39.12
ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок определенный перечень документов, в том числе документы, подтверждающие внесение задатка (представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке). Аналогичные положения установлены в извещении № 110.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в случае непредставления необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений.

Департаментом при комиссионном рассмотрении установлено, что в составе документов, приложенных Заявителем к заявке на участие в аукционе, отсутствовал платежный документ о внесении задатка. Непредставление платежного документа с отметкой банка об исполнении подтверждается скриншотом с электронной торговой площадки, на которой проводился электронный аукцион (РТС-Тендер). В соответствии с порядком работы электронной площадки после окончания приема заявок организатор торгов «видит» отметку о блокировке денежных средств функционалом электронной площадки.

Департамент отмечает, что препятствий для получения платежного документа у <...>., равно как и у иных лиц, не имелось, в связи с чем, заявитель не был лишен возможности приложить данный документ к заявке. 

На основании изложенного, Департамент просит признать жалобу Заявителя необоснованной.

3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru, официальном сайте Администрации города Омска www.admomsk.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Комиссией установлено, что Администрацией города Омска издано распоряжение от 28.06.2023
№ 185-р «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка».

03.08.2023 Департаментом на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru размещено извещение № 22000143720000000044 о проведении электронного аукциона, открытого по составу участников и открытого по форме подачи заявок, на право заключения договора аренды земельного участка из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 55:36:190201:2906.  Местоположение земельного участка установлено в 104 метрах северо-западнее относительно здания с почтовым адресом: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица 3-я Кулундинская, дом 12. Площадь земельного участка: 510 кв. м. Вид разрешенного использования: «хранение автотранспорта (код 2.7.1)» установлен согласно Правилам землепользования. Целевое использование земельного участка: строительство объекта хранения автотранспорта.

Начальная цена предмета аукциона: начальный размер ежегодной арендной платы составляет 107 600 рублей. «Шаг аукциона» – 3 228 рублей. Размер задатка: 53 800 рублей.
Срок действия договора аренды: 2 года 6 месяцев.

Дата начала и окончания срока приема заявок: с 04.08.2023 с 00 часов по 02.09.2023 до 12 часов.

Дата определения участников аукциона – 05.09.2023. Дата проведения аукциона – 07.09.2023 в 10 часов.

Аналогичное извещение размещено также на официальном сайте Администрации города Омска www.admomsk.ru (извещение № 110, лот № 5).

В соответствии с протоколом № U22000143720000000044-1 по рассмотрению заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка в электронной форме от 05.09.2023 на участие в торгах по лоту № 5 поступило 2 заявки, в том числе заявка <...>, по результатам рассмотрения которых 1 участник <...>допущен к участию в аукционе и признан его участником. Заявителю отказано в допуске к дальнейшему участию в аукционе по лоту № 5.

Согласно протоколу № U22000143720000000044-3 о результатах аукциона от 08.09.2023 в соответствии с пунктом 12 статьи 39.12 ЗК РФ аукцион по лоту № 5 в электронной форме признан несостоявшимся.

Уведомлением Омского УФАС России от 25.10.2023 № ГЛ/6653/23 аукцион приостановлен.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу части 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 39.3 ЗК РФ.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется главой V.1 ЗК РФ. Порядок предоставления земельных участков установлен в статьях 39.11-39.13 ЗК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

В соответствии с частью 18 статьи 39.11 ЗК РФ организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»).

Согласно пункту 8 части 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка.

В силу части 1 статьи 39.12 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

4) документы, подтверждающие внесение задатка.

Согласно части 6 статьи 39.13 ЗК РФ заявка на участие в электронном аукционе с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка направляется оператору электронной площадки в форме электронного документа с приложением документов, указанных в подпунктах 2 - 4 пункта 1 статьи 39.12 ЗК РФ, пункте 1.1 статьи 39.12 ЗК РФ. Заявка на участие в электронном аукционе, а также прилагаемые к ней документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Таким образом, требования ЗК РФ, регулирующие проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являются императивной нормой и содержат конкретный перечень документов, необходимых для участия в торгах.

Комиссия отмечает, что ЗК РФ не предусматривает возможности изменения указанного перечня документов.

Из изложенного следует, что ЗК РФ возложена обязанность на Организатора торгов по формированию извещения с указанием в нем сведений о размере задатка, порядке его внесения, и возврата задатка и банковских реквизитах счета для перечисления задатка, при этом ЗК РФ возложена безусловная обязанность на участника торгов по представлению документов в составе заявки, перечень которых четко определен в части 1 статьи 39.12 ЗК РФ.

Согласно извещению № 110 к заявке на участие в аукционе прикладываются следующие документы:

- копии документов, удостоверяющих личность заявителя и его представителя (для граждан);

- надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

- документы, подтверждающие внесение задатка (представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке);

- копия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в случае непредставления необходимых для участия в аукционе документов или представления недостоверных сведений.

Согласно извещению № 110 Заявитель не допускается к участию в аукционе в случае отсутствия необходимых для участия в аукционе документов или представления недостоверных сведений.

Из изложенного следует, что непредставление документов, предусмотренных ЗК РФ и извещением, является безусловным основанием для отклонения заявки участника.

Комиссия отмечает, что законодательством Российской Федерации не установлена возможность Организатора торгов изменять требования к участнику, установленные законодательством, в настоящем случае ЗК РФ путем формирования документации о торгах.

Таким образом, соблюдение положений статьи 39.12 ЗК РФ и извещения является обязательными для участника торгов.

Комиссия отмечает, что 05.09.2023 по результатам рассмотрения поступившей заявки <...> не был допущен к участию в торгах, в связи с нарушением части 8 статьи 39.12 ЗК РФ, а именно - непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений, о чем был составлен соответствующий протокол № U22000143720000000044-1.

Исходя из письменных и устных пояснений представителя Организатора торгов, Заявителем была представлена заявка, но не представлен платежный документ с отметкой банка об исполнении, свидетельствующий о внесении задатка, что подтверждается скриншотом с электронной торговой площадки, на которой проводился электронный аукцион (РТС-тендер).

Также Омским УФАС России были запрошены все заявки, поступившие на участие в аукционе, с приложением содержащихся в них документов у оператора электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер». Из полученных документов установлено, что в составе заявки, Заявителем не представлен платежный документ с отметкой банка об исполнении, который подтверждает внесение задатка (вх. от 02.11.2023 № 10140-ЭП/23).

Таким образом, <...>. в нарушение требований извещения № 110, пункта 4 части 1 статьи 39.12 ЗК РФ  составе заявки не представил документ, подтверждающий внесение задатка, в связи с чем правомерно не допущен к участию в аукционе на основании пункта 1 части 8 статьи 39.12 ЗК РФ.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу ИП <...> на действия департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска при проведении электронного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 55:36:190201:2906 – лот № 5 (извещение № 110 размещено на официальном сайте Администрации города Омска www.admomsk.ru, извещение о проведении торгов № 22000143720000000044 размещено на официальном сайте Российской Федерации torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – аукцион, торги),

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 25.10.2023 № ГЛ/6653/23.

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны