Определение б/н определение о возбуждении дела от 4 сентября 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 055/05/28-926/2024 и назначении дела к рассмотрению

04 сентября 2024 года

г. Омск

Председатель Комиссии Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) (…) - заместитель руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Планета», ИНН 5407044089, ОГРН 1075407032359 (далее - ООО «Планета») требований части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 1, 13 и 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В Омское УФАС России из Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - СГУ ЦБ РФ) поступили материалы по фактам распространения ненадлежащей рекламы финансовых услуг (вх. № 7494-М/24 от 14.08.2024).

Согласно представленным материалам 09.07.2024 СГУ ЦБ РФ зафиксированы факты распространения рекламы:

- «Деньги в дом Финансовые услуги Денежные займы наличными Снижаем процент % по любым займам, поможем Вам их закрыть Страхование ОСАГО р.п. Большеречье ул. Красноармейская, 25 8-913-012-88-68 www.planeta-nsk.ru/money» (на фасаде здания по адресу: Омская обл., р.п. Большеречье, ул. Красноармейская, д. 25);

- «Деньги в дом Финансовые услуги Денежные займы наличными Снижаем процент % по любым займам, поможем Вам их закрыть Страхование ОСАГО 8-913-783-63-86 www. planeta - nsk. ru / money » (на фасаде здания и внутри торгового помещения по адресу: Омская обл., р.п. Саргатское, ул. Октябрьская, д. 7А).

Согласно информации на указанном в рекламе сайте www.planeta-nsk.ru и внутри торговых помещений деятельность по предоставлению займов и страхованию осуществляло ООО «МКК «Планета» (ИНН 5407044089, ОГРН 1075407032359).

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Вышеуказанная информация содержит квалифицирующие признаки юридического понятия «реклама»: распространена в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к услугам, связанных с предоставлением займов и продвижению их среди прочих финансовых организаций.

При этом реклама содержала признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях») установлены понятия:

микрокредитная компания - вид микрофинансовой организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность с учетом установленных частями 1 и 3 статьи 12 настоящего Федерального закона ограничений, удовлетворяющей требованиям настоящего Федерального закона и нормативных актов Банка России, в том числе к собственным средствам (капиталу), и имеющей право привлекать для осуществления такой деятельности денежные средства физических лиц, являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), а также юридических лиц;

микрозаем - заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей предельный размер обязательств заемщика перед займодавцем по основному долгу, установленный настоящим Федеральным законом.

Микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» (часть 1 статьи 3 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, отказ во внесении сведений о юридическом лице в указанный реестр и исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций осуществляются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Юридическое лицо приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра (часть 2 статьи 5 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»).

Частью 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Кроме того, на основании части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Вместе с тем по сведениям сайта Центрального банка Российской Федерации ООО «МКК «Планета» с 25.06.2024 утратило статус микрофинансовой организации.

Таким образом, будучи исключенным из реестра микрофинансовых организаций, ООО «МКК «Планета» не может осуществлять, соответственно, и рекламировать профессиональную деятельность по предоставлению займов.

Кроме того, спорная реклама содержала информацию о предоставлении услуг страхования и обязательного страховании гражданской ответственности («ОСАГО»).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации») страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

В статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» даны понятия:

финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, субъект страхового дела, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 4.1 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховые организации, иностранные страховые организации, общества взаимного страхования и страховые брокеры являются субъектами страхового дела.

Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой финансовых услуг.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Отсутствие информации о лице, оказывающем услуги страхования, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.

В нарушение части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» на момент фиксации факта распространения рекламы информация о лице, предоставляющем страховые услуги (страховой организации), отсутствовала.

Согласно пункту 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера (далее - лицензия) - специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.

Абзацем 3 части 2 статьи 4.1 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» установлено, что сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению в единый государственный реестр субъектов страхового дела. Перечень сведений, содержащихся в едином государственном реестре субъектов страхового дела, и порядок его ведения устанавливаются органом страхового надзора.

По состоянию на 03.09.2024 Единый государственный реестр юридических лиц содержит сведения о том, что в соответствии с решением юридического лица от 10.07.2024 ООО «МКК «Планета» переименовано в ООО «Планета», о чем свидетельствует государственная регистрационная запись от 31.07.2024.

Государственный реестр субъектов страхового дела, размещенный на сайте Центрального банка Российской Федерации (https://cbr.ru/insurance/registers/), не содержит сведений о наличии у ООО «Планета» (ООО «МКК «Планета») лицензии на осуществлении страховой деятельности, в связи с чем общество было не вправе рекламировать деятельность по оказанию страховых услуг.

Указанное является нарушением требований, установленных пунктом 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «Планета» является рекламодателем и рекламораспространителем.

Статьей 38 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя за нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 1, 13 и 14 статьи 28 Федерального закона

«О рекламе», рекламораспространителя за нарушение требований пункта 7 статьи 7, частей 1 и 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 2, 13, 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Возбудить производство по делу № 055/05/28-926/2024 по признакам нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 1, 13 и 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Назначить дело № 055/05/28-926//2024 к рассмотрению на 01.10.2024 в 15:00 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, д. 12 А, к. 102.

3. Признать лицом, участвующим в деле, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, общества с ограниченной ответственностью «Планета», адрес: 630073, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, д. 47/2, офис 510, ИНН 5407044089, ОГРН 1075407032359.

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 055/05/28-926/2024 в качестве заинтересованных лиц:

- Администрацию Большереченского муниципального района Омской области, ИНН 5510002276, ОГРН 1025501532825, адрес: Омская область, р.п. Большеречье, ул. Советов, д. 69;

- Администрацию Саргатского муниципального района Омской области, ИНН 5532003160, ОГРН 1025501974035, адрес: Омская область, р.п. Саргатское, ул. Октябрьская, д. 38Б.

5. ООО «Планета» в срок до 27.09.2024 представить в адрес Омского УФАС России письменные пояснения в отношении нарушений, указанных в настоящем определении.

6. Администрации Большереченского муниципального района Омской области, Администрации Саргатского муниципального района Омской области в срок до 27.09.2024 представить в адрес Омского УФАС России письменные пояснения о том, выдавались ли органами местного самоуправления предписания о демонтаже рекламных конструкций, расположенных по вышеуказанным адресам (в случае отсутствия предписаний представить мотивированные пояснения о причинах невыдачи предписаний).

Одновременно сообщаю, что участие в рассмотрении дела может осуществляться в дистанционном формате посредством видео-конференц-связи.

Для участия в рассмотрении дела посредством видео-конференц-связи необходимо заблаговременно уведомить Омское УФАС России.

Ссылка на предоставление возможности участия в рассмотрении дела путем видео-конференц-связи: https://fas3.tconf.rt.ru/c/0768481623.

С инструкцией для участников видео-конференц-связи можно ознакомиться по ссылке: https://fas.gov.ru/in_ca.pdf.__

Связанные организации

Связанные организации не указаны