Решение б/н . от 14 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

 

 

Решение 055/07/3-681/2020

о признании жалобы необоснованной

 

14.07.2020                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<…>– заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…>– главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

<…>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона                               от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью «Инстрой» (далее – ООО «Инстрой», Заявитель, Общество) на действия автономного стационарного учреждения социального обслуживания Омской области «Нежинский геронтологический центр» (далее –                 АСУСО Омской области «Нежинский ГЦ», Заказчик, Ответчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту фасада здания детской больницы по адресу: г. Омск, ул. 5-я Марьяновская, д. 46, корпус 4 (извещение № 32009226362 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – Аукцион, закупка),  

в отсутствие представителя ООО «Инстрой» надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы по существу,

при участии представителя АСУСО Омской области «Нежинский ГЦ»  – <…> (доверенность от <…>, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 06.07.2020                        № 7459э), который полагает, что установление Заказчиком даты проведения Аукциона, приходящейся на нерабочий день (01.07.2020), противоречит Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Общество указывает, что согласно указу Президента Российской Федерации от 01.06.2020 № 354 «Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» 01.07.2020 объявлено нерабочим днём, ввиду проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации (далее – Конституция РФ).

Заявитель полагает, что в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) и позиции Министерства финансов РФ, изложенной в письме от 19.06.2020 № 24-06-08/53388 «Об осуществлении закупок в нерабочие дни» Заказчик должен был перенести дату проведения Аукциона на рабочий день.

Проведение АСУСО Омской области «Нежинский ГЦ»  Аукциона в нерабочий день (01.07.2020) не позволило ООО «Инстрой» принять участие в закупке.

На основании изложенного, Заявитель просит выдать Заказчику предписание об устранении нарушений федерального законодательства, обязать Заказчика, оператора электронной торговой площадки провести процедуру Аукциона повторно.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 08.07.2020                         № 05-6395 Ответчиком представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе ООО «Инстрой», а также надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов (вх. Омского УФАС России от 13.07.2020 № 7709).   

На заседании Комиссии 14.07.2020 представитель Заказчика с доводами жалобы               ООО «Инстрой» не согласилась и пояснила, что  Законом о закупках установлены требования к осуществлению отдельных действий исключительно в рабочие дни. В частности к таким действиям относятся сроки подачи заявок на участие в запросе котировок, в том числе в электронной форме, запроса предложений, в том числе в электронной форме, при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.

Иные предусмотренные Законом о закупках сроки, истекающие в нерабочие дни, могут быть осуществлены участниками правоотношений при осуществлении закупок как в нерабочие дни, так и в ближайший рабочий день.

Кроме того, запросов (писем) от потенциальных участников закупки о разъяснении положений документации об аукционе, утвержденной приказом директора АСУСО Омской области «Нежинский ГЦ»  № 42 от 09.06.2020 «О проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту фасада здания детской больницы АСУСО Омской области «Нежинский ГЦ»  (далее – Аукционная документация), в адрес АСУСО Омской области «Нежинский ГЦ»  не поступало.

Таким образом, представитель Ответчика считает доводы жалобы                                   ООО «Инстрой» необоснованными.

3. В материалы дела № 055/07/3-681/2020 13.07.2020 победителем Аукциона – индивидуальным предпринимателем <…> (далее – ИП <…>.) представлены письменные пояснения (вх. Омского УФАС России № 7744э) на доводы жалобы ООО «Инстрой».

Так, согласно пояснениям ИП <…> функционал электронной торговой площадки, на которой осуществлялось проведение Аукциона позволял должным образом войти в личный кабинет и предоставить свое ценовое предложение.

Кроме того, ИП <…> отмечает, что Заявителю было заранее известно о дате проведения Аукциона, следовательно, у Общества имелась возможность направить Заказчику запрос о разъяснении Аукционной документации.

На основании вышеизложенного ИП <…> полагает, что жалоба               ООО «Инстрой» является необоснованной.

4. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт), Комиссией установлено, что 09.06.2020 в единой информационной системе Заказчик разместил извещение о проведении Аукциона (извещение № 32009226362).

В соответствии с извещением о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту фасада здания детской больницы по адресу: г. Омск, ул. 5-я Марьяновская, д. 46, корпус 4, утвержденным приказом директора АСУСО Омской области «Нежинский ГЦ»  № 42 от 09.06.2020 «О проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту фасада здания детской больницы АСУСО Омской области «Нежинский ГЦ»  (далее – Извещение), прием заявок на участие в Аукционе осуществлялся Заказчиком с 10.06.2020 по 25.06.2020.

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе – 29.06.2020.

Дата проведения Аукциона – 01.07.2020.

Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 2 250 000,00 рублей.

Проведение Аукциона проходило на электронной торговой площадке АО «ОТС» (https://otc.ru/).

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме № 7893079 от 29.06.2020 на участие в закупке поступило 3 заявки, которые допущены к участию в Аукционе.

Согласно протоколу о результатах закупки № U4500388-7893079-2 от 02.07.2020 победителем Аукциона определена заявка № 1574086 (ИП <…>) с предложенной ценой договора в размере 2 238 750,00 руб.

5. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителя Заказчика, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, ГК РФ, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность Заказчика, является положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд АСУСО Омской области                    «Нежинский ГЦ», утвержденное наблюдательным советом АСУСО Омской области «Нежинский ГЦ»  20.12.2018 протокол № 5 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с пунктом 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки).

Сведения, указанные в пункте 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках содержатся в Аукционной документации, а также Извещении.

Согласно подпункту 6.3 пункта 6 Положения о закупке порядок проведения конкурентной закупки в электронной форме регулируется статьей 3.3 Закона о закупках, Положением о закупках в части, не противоречащей статьи 3.3 закона о Закупках, регламентам, правилам проведения процедур, установленным оператором электронной площадки и соглашением, заключенным между Заказчиком и оператором электронной площадки.

Частью 1 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.

Для участия в закупке в электронной форме необходимо получить аккредитацию на электронной площадке. Порядок ее получения устанавливает оператор электронной площадки (часть 3 статьи 3.3 Закона о закупках).

В соответствии с подпунктом 1.8.9. пункта 1.8 Положения о закупке любой участник конкурентной закупки вправе направить Заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке при осуществлении Заказчиком закупки в электронной форме в порядке, предусмотренном статьей 3.3 Закона о закупках, в остальных случаях в письменной форме, в том числе в виде электронного документа. В течение трех дней со дня поступления такого запроса Заказчик размещает на официальном сайте разъяснения с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил запрос.

Согласно части 18 статьи 3.2 Закона о закупках победителем аукциона  признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину («шаг аукциона»).

После получения окончательных ценовых предложений оформляется протокол подведения итогов, в который включаются, в том числе, следующие сведения (часть 14 статьи 3.2 Закона о закупках):

– количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

– порядковые номера заявок, ранжированные по мере уменьшения степени их выгодности. Первый номер присваивается заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора (победитель). Если имеются одинаковые ценовые предложения, первый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других. Сопоставление ценовых предложений осуществляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки (пункт 2 части 10 статьи 3.3 о закупках).

Проанализировав представленные в материалы настоящего дела документы, ознакомившись с пояснениями сторон, Омским УФАС России установлено следующее.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме № 7893079 от 29.06.2020 на участие в закупке поступило 3 заявки, которые допущены к участию в Аукционе.

Как следует из документов, представленных Заказчиком в Омское УФАС России, заявка ООО «Инстрой» № 1574084 на участие в Аукционе поступила 23.06.2020, выразив свое согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения Аукциона.

Согласно протоколу о результатах закупки № U4500388-7893079-2 от 02.07.2020 (далее – Итоговый протокол) победителем Аукциона определена заявка № 1574086                     (ИП <…>). Как следует из Итогового протокола, участником закупки, сделавшим ценовое предложение в размере 2 238 750,00 руб., является ИП <…>, который определен победителем Аукциона. Иные участники Аукциона, в том числе Заявитель, свои ценовые предложения в ходе проведения Аукциона не предлагали.

В соответствии с указом Президента РФ от 01.06.2020 № 354 «Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» (далее – Указ) 01.07.2020 определено в качестве даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ

Пунктом 5 статьи 2 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020                          № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (далее – Закон № 1-ФКЗ) установлено, что если днем общероссийского голосования определен рабочий день, этот день в силу Закона                     № 1-ФКЗ является нерабочим днем.

Вместе с тем, Указ, а также Закон № 1-ФКЗ не регулируют вопросы, связанные с осуществлением закупочной деятельности по Закону о закупках.

Министерство финансов РФ в связи с изданием Указа в своем письме от 19.06.2020 № 24-06-08/53388 «Об осуществлении закупок в нерабочие дни» (далее – Письмо) сообщало, что в отношении закупок, срок подачи заявок на участие в которых исчисляется в Законе о закупках исключительно в рабочих днях, и если истечение такого срока, предусмотренного извещением об осуществлении закупки, приходится на (или включает) определенный в соответствии с Указом нерабочий день, – заказчикам необходимо обеспечить установленный Законом о закупках минимальный срок подачи заявок на участие в таких закупках, в связи с чем заказчикам рекомендуется внести в соответствии с Законом о закупках изменения в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке в части продления срока подачи заявок с учетом нерабочего дня, определенного в соответствии с Указом (пункт 2.1 Письма).

Иные предусмотренные Законом о закупках сроки (в том числе сроки рассмотрения, оценки заявок на участие в закупках, частей таких заявок, сроки заключения договора, срок внесения информации о договоре в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки), истекающие в нерабочие дни, в том числе определенные в соответствии с Указом, учитывая положения статьи 193 ГК РФ, оканчиваются в ближайший следующий за ними рабочий день, в связи с чем действия, подлежащие совершению, могут быть осуществлены участниками правоотношений при осуществлении закупок в соответствии с Законом о закупках как в нерабочие дни, так и в ближайший рабочий день (пункт 2.2 Письма).

Таким образом, из разъяснительного Письма Министерства финансов РФ следует, что если Законом о закупках сроки исчисляются исключительно в рабочих днях и приходятся на нерабочий день (01.07.2020), то заказчикам рекомендуется внести в соответствии с Законом о закупках изменения в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке с учетом нерабочего дня, определенного в соответствии с Указом. В иных случаях, действия, подлежащие совершению в соответствии с Законом о закупках, могут быть осуществлены заказчиком, как в нерабочие дни, так и в ближайший рабочий день, с учетом положений статьи                       193 ГК РФ.

При этом, Письмо не устанавливает для заказчиков, осуществляющих закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках обязательных для исполнения норм, указанные положения Письма носят рекомендательный характер и не могут быть расценены как обязательные к применению.

Таким образом, Омское УФАС России приходит к мнению, что о сроках проведения Аукциона ООО «Инстрой» был ознакомлен заблаговременно (дата подачи заявки на участие в Аукционе 23.06.2020) и имел возможность направить Заказчику запрос о даче разъяснений положений Извещения и Аукционной документации, вместе с тем, указанным правом не воспользовался. Доказательств невозможности Заявителем подать ценовое предложение в установленную Заказчиком дату проведения Аукциона (01.07.2020) в материалы настоящего дела представлено не было.

Кроме того, специфика проведения аукциона в электронной форме через электронную торговую площадку заключается в возможности подачи заявок на участие в закупке, в том числе подачи ценовых предложений, независимо от нерабочих или праздничных дней, а обязанность по техническому, методическому и кадровому оснащению возможности участия в закупке полностью лежит на участниках закупки.

Учитывая изложенное, Омское УФАС Росси приходит к выводу о признании жалобы Заявителя необоснованной, поскольку право участника закупки на участие в Аукционе могло осуществляться дистанционно в электронной форме.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Инстрой» на действия автономного стационарного учреждения социального обслуживания Омской области «Нежинский геронтологический центр» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту фасада здания детской больницы по адресу: г. Омск, ул. 5-я Марьяновская, д. 46, корпус 4 (извещение № 32009226362  размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

 

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России                         от 08.07.2020 № 05-6395.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                              <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                            <…>        

                                                                    

                                                                                                                             <…>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны