Акт плановой выездной проверки б/н Акт проверки № 01 в отношении ПАО "Сатурн" от 28 февраля 2019 г.

Дата регистрации
Дело
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Омск                                                                                                           28 февраля 2019 г.

                                                                                                                                16 ч. 00 мин.

 

АКТ ПРОВЕРКИ

№ 01

 

В соответствии с планом проверок Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) на 2019 год, утвержденным руководителем Омского УФАС России 30.11.2018, размещённым на официальном сайте Омского УФАС России: www.omsk.fas.gov.ru, на основании приказа руководителя Омского УФАС России от 21.01.2019 № 6 проведена плановая выездная проверка в отношении публичного акционерного общества «Сатурн» (ОГРН 1025500970516, ИНН 5508000955, юридический адрес: 644042, Омская область, город Омск, проспект Карла Маркса, дом 41) (далее – ПАО «Сатурн», Общество, проверяемое лицо).

Место нахождения ПАО «Сатурн»: город Омск, проспект Карла Маркса, дом 41.

Адрес места проведения проверки: город Омск, проспект Карла Маркса, дом 41.

Продолжительность проверки: с 01.02.2019 по 28.02.2019, включительно.

С копией приказа от 21.01.2019 № 6 о проведении проверки ознакомлен генеральный директор ПАО «Сатурн» <...>, который уведомлен о проведении проверки заказным письмом и по факсу 31-92-63 (исх. Омского УФАС России от 23.01.2019 № 05-570),

 

___________________________________________________________/<...>

(подпись лица, ознакомившегося с приказом от 21.01.2019 № 6, с указанием даты, времени ознакомления)

 

Лица, проводившие проверку (далее также инспекция Омского УФАС России):

руководитель инспекции: начальник отдела контроля органов власти Омского УФАС России <...> (служебное удостоверение № 13751);

члены инспекции:

  • главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Омского УФАС России <...> (служебное удостоверение № 19424);
  • ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Омского УФАС России <...> (служебное удостоверение № 17257);
  • специалист-эксперт отдела контроля органов власти Омского УФАС России <...> (служебное удостоверение № 17132).

При проведении проверки со стороны ПАО «Сатурн» присутствовали:

  • генеральный директор ПАО «Сатурн» <...>;
  • начальник отдела сопровождения закупочной деятельности ПАО «Сатурн» <...>;
  • начальник юридического отдела ПАО «Сатурн» <...>.

Руководителем проверяемого лица в период проведения проверки (с 01.01.2018 по 31.01.2019) являлся генеральный директор <...>.

Цель и задачи проверки: осуществление контроля за соблюдением требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Предмет проводимой проверки: соблюдение проверяемым лицом положений Закона о закупках при осуществлении своей деятельности.

Период, за который проведена проверка: с 01.01.2018 по 31.01.2019, включительно (далее также проверяемый период).

Срок проведения проверки согласно приказу руководителя Омского УФАС России от 21.01.2019 № 6, составляет 20 рабочих дней.

Правовые основания проведения проверки: пункт 11 части 1 статьи 23, статьи 24, 25, 25.1, 25.2 Закона о защите конкуренции, статья 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В ходе проведения проверки инспекция Омского УФАС России руководствовалась следующими Федеральными законами и нормативными правовыми актами:

  • Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ);
  • Законом о закупках;
  • Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках  товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление № 1352);
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим от иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке» (далее – Постановление № 908);
  • Положением о закупке ПАО «Сатурн» (редакция № 3), утвержденным Советом директоров ПАО «Сатурн» (протокол № 17/2016 от 28.12.2016) (далее – Положение о закупке редакция № 3);
  • Положением о закупке ПАО «Сатурн» (редакция № 4), утвержденным Советом директоров ПАО «Сатурн» (протокол № 01/2018 от 23.01.2018) (далее – Положение о закупке редакция № 4);
  • Положением о закупке ПАО «Сатурн» (редакция № 5), утвержденным Советом директоров ПАО «Сатурн» (протокол № 18/2018 от 17.12.2018) (далее – Положение о закупке редакция № 5).

В процессе проверки инспекцией Омского УФАС России в соответствии с положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 340 (зарегистрирован в Минюсте России 18.06.2012 № 24593), проведены следующие    мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки:

  • истребование у проверяемого лица документов и информации в соответствии со статьей 25.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • оценка и анализ закупок, проведенных ПАО «Сатурн», договоров (соглашений), иных документов и информации проверяемого лица, необходимых для достижения целей и задач настоящей проверки;
  • копирование документов;
  • получение объяснений в устной и письменной форме.

Также в процессе проведения проверки с целью оценки соответствия деятельности ПАО «Сатурн» положениям Закона о закупках, инспекция Омского УФАС России изучила:

  • Положение о закупках ПАО «Сатурн» (в редакциях от 28.12.2016, 23.01.2018, 17.12.2018);
  • проанализировала планы закупок, осуществленных ПАО «Сатурн» в проверяемый период;
  • проанализировала реестр закупок, проведенных ПАО «Сатурн» в проверяемый период;
  • проанализировала сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных ПАО «Сатурн» по результатам закупки товаров, работ, услуг в проверяемый период;
  • проанализировала сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных ПАО «Сатурн», по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в проверяемый период;
  • проанализировала сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных ПАО «Сатурн», по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, с указанием сведений о количестве, об общей стоимости договоров, предусматривающих закупку конкретными заказчиками, определенными Правительством Российской Федерации;
  • проанализировала годовой отчет ПАО «Сатурн» за 2018 год о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В ходе проведения проверки инспекция Омского УФАС России установила следующее.

1. ПАО «Сатурн» осуществляет деятельность на основании Устава, утвержденного решением годового Общего собрания акционеров ПАО «Сатурн» (от 18.06.2018 протокол № 26) (редакция № 8) (далее – Устав).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Устава ПАО «Сатурн» учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 01.07.1992 № 721 и Указом Президента Российской Федерации «Об особенностях приватизации и дополнительных мерах государственного регулирования деятельности предприятий оборонных отраслей промышленности» от 19.08.1993 № 1267 и с момента государственной регистрации стало правопреемником прав и обязанностей преобразованного государственного предприятия «Омский электротехнический завод имени К. Маркса».

Общество действует в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и настоящим Уставом.

Согласно статье 2 Устава Общество является коммерческой организацией, целью деятельности которой является участие в обеспечении обороноспособности и безопасности Российской Федерации, развитии военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и получение прибыли путем осуществления предпринимательской деятельности.

Из содержания пункта 1 статьи 8 Устава следует, что органами управления Общества являются: общее собрание акционеров, совет директоров, единоличный исполнительный орган – генеральный директор.

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества – генеральным директором Общества, который подотчетен Совету директоров Общества и Общему собранию акционеров Общества (пункт 1 статьи 11 Устава).

В соответствии с приказом ПАО «Сатурн» от 30.10.2015 № 208 «О введении в действие стандарта организации «Положение о закупках»  01.11.2015 Обществом введено «Положение о закупке», утвержденное Советом директоров ПАО «Сатурн» (протокол  № 06/2015 от 01.10.2015).

2. Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг определенными категориями заказчиков и основные требования к ней.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

  • информационная открытость закупки;
  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  • отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, ГК РФ, названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

2.1. Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования о закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 1 статьи 4 Закона о закупках положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

При этом, Законом о закупках установлен соответствующий порядок утверждения положения о закупке в зависимости от организационно-правовой формы заказчика (часть 3 статьи 2 Закона о закупках).

Инспекцией Омского УФАС России установлено, что в проверяемый период при проведении закупок Общество, руководствовалось Положением о закупке ПАО «Сатурн» (редакция № 3 от 28.12.2016), Положением о закупке ПАО «Сатурн» (редакция № 4 от 23.01.2018), Положением о закупке ПАО «Сатурн» (редакция № 5 от 17.12.2018).

Порядок утверждения и размещения в единой информационной системе Положений о закупке ПАО «Сатурн» не нарушен.

2.2. Согласно части 2 статьи 4 Закона о закупках заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 2 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее – Правила № 932), в план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика.

Пунктом 3 Правил № 932 определено, что план закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями к форме плана закупки.

План закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг) (пункт 5 Правил № 932).

В соответствии с пунктом 8 Правил № 932 может осуществляться корректировка плана закупок, в том числе в случае изменения потребности в товарах, работах, услугах, в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора.

Сроки подготовки плана закупки, а также порядок подготовки заказчиком проекта плана закупки определяются заказчиком самостоятельно с учетом установленных требований, в том числе требований, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 10 Правил № 932).

Инспекцией Омского УФАС России установлено, что пункт 4 Положения о закупках (редакция № 4, № 5) регламентирует порядок формирования и размещения плана закупок товаров, работ, услуг ПАО «Сатурн».

План закупок товаров, работ, услуг АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» на 2018 год, утвержденный 27.12.2017, размещен в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с требованиями к форме плана закупок.

Все изменения в план (194 редакция плана закупки от 28.12.2018) размещены в единой информационной системе.

План закупок товаров, работ, услуг АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» на 2019 год, утвержденный 28.12.2018, размещен в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с требованиями к форме плана закупок.

Все изменения в план (10 редакция плана закупки от 31.01.2019) размещены в единой информационной системе.

2.3. В соответствии с пунктами 8 и 10 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением № 1352, для проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения заказчики обязаны утвердить перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства, и разместить его в единой информационной системе.

Инспекцией Омского УФАС России установлено, что ПАО «Сатурн» в единой информационной системе опубликован перечень товаров, работ, услуг, закупаемых у субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках.

Частями 3.1, 3.2 статьи 3 Закона о закупках предусмотрены способы осуществления конкурентных и неконкурентных закупок.

В пункте 5 Положения о закупках (редакция № 4, № 5) установлены способы закупок и условия их применения. Так, пунктом 5.1 Положения о закупках (редакция № 4, № 5) предусмотрены следующие способы закупок: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика.

В пункте 11.1 Положения о закупках (редакция № 4) указаны основания для проведения закупки у единственного поставщика (31 случай).

Пункт 11.1 Положения о закупках (редакция № 5) также устанавливает основания для проведения закупки у единственного поставщика (30 случаев).

3.1. В проверяемый период Обществом проведено 275 закупок неконкурентным способом (у единственного поставщика).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Из содержания пункта 1 части 15 статьи 4 Закона о закупках следует, что не подлежат размещению в ЕИС сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 4.1 Закона о закупках в течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.

В реестр договоров не вносятся сведения и документы, которые в соответствии с Законом о закупках не подлежат размещению в единой информационной системе (часть 3 статьи 4.1 Закона о закупках).

Инспекцией Омского УФАС России установлено, что ПАО «Сатурн» в единой информационной системе размещены сведения о закупках, произведенных по результатам закупки у единственного поставщика.

Вместе с тем, проверяемым лицом нарушены сроки размещения сведений в реестре договоров, заключенных, в том числе по результатам закупки у единственного поставщика, в соответствии с извещениями №№ 31806960009, 31806918131, 31806839547, 31807038316, 31807117945, 31807126317, 31807272083, 31806791121, 31806736732, 31806679708.

Обществом представлены копии договоров, заключенных по результатам вышеуказанных закупок.

Так, по результатам закупки № 31806679708 заключен договор № 11124 от 03.07.2018, вместе с тем, информация об указанном договоре размещена в единой информационной системе только 09.07.2018. По результатам закупки № 31806736732 заключен договор № 11280 от 20.07.2018, сведения о договоре размещены 03.08.2018. По результатам закупки № 31806791121 заключен договор № 11413 от 06.08.2018, сведения об указанном договоре размещены в единой информационной системе 20.08.2018. По результатам закупки № 31806839547 заключен договор № 112/1/393 от 12.08.2018, сведения об указанном договоре размещены в единой информационной системе 19.09.2018. По результатам закупки № 31806918131 заключен договор № 112/1/410 от 17.09.2018, сведения об указанном договоре размещены в единой информационной системе 31.10.2018. По результатам закупки № 31806960009 заключен договор№ 112/1/424 от 05.10.2018, сведения об указанном договоре размещены в единой информационной системе 11.10.2018. По результатам закупки № 31807038316 заключен договор № 112/2/0110 от 18.10.2018, сведения об указанном договоре размещены в единой информационной системе 15.01.2019. По результатам закупки № 31807117945 заключен договор № 12048 от 12.11.2018, сведения об указанном договоре размещены в единой информационной системе 12.12.2018. По результатам закупки № 31807126317 заключен договор № ОМС254/МО003208/18 от 12.11.2018, сведения об указанном договоре размещены в единой информационной системе 26.11.2018. По результатам закупки № 318072720837 заключен договор № 12356 от 15.12.2018, сведения об указанном договоре размещены в единой информационной системе 27.12.2018.

Таким образом, ПАО «Сатурн» допущено нарушение части 2 статьи 4.1 Закона о закупках, выразившееся в несоблюдении сроков размещения в единой информационной системе сведений о договорах, заключенных, в том числе по результатам закупки у единственного поставщика.

За нарушение установленных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федераций об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

3.2. Посредством проведения закупок конкурентными способами, предусмотренными Положением о закупках (редакция № 4, № 5), ПАО «Сатурн» в проверяемый было проведено 162 закупки.

На обозрение Инспекции Омского УФАС России представлены извещения, документации, протоколы, составленные в ходе организации и проведения закупочных процедур, заявки участников закупок.

При изучении и анализе представленных на обозрение документов (извещения №№ 31806850660, 31806960152, 31806908045,31806899936, 31806895614, 31806890261, 31806866627, 31806853222, 31806998230, 31807035157, 31807049141, 31806531584, 31806997981, 31807183541 и других) Инспекцией Омского УФАС России установлено, что Общество при проведении закупочных процедур способами запроса предложений, в том числе в электронной форме, запроса котировок, в том числе в электронной форме, в извещении о проведении закупки указывает, что данные закупки не являются торгами (конкурсом, аукционом) или публичным конкурсом и не накладывает на Заказчика обязательств, установленных статьями 447–449 части первой ГК РФ и статьями 1057–1061 части второй ГК РФ.

По итогам проведения запроса предложений, запроса котировок у заказчика не возникает обязанности заключать договор с победителем закупки.

Данные положения содержатся в пунктах 1.2, 1.3 закупочных документаций.

Вместе с тем, участник закупки не вправе отказаться от заключения договора. В случае уклонения от заключения договора, сведения о таких участниках включаются в Реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, закупочными документациями одновременно закреплена обязанность лица, признанного в качестве победителя закупки, по заключению договора, с другой стороны – право заказчика не заключать договор с победителем закупки, что в свою очередь противоречит общим принципам гражданского законодательства и Закону о закупках, в частности принципу равенства участников гражданских правоотношений, установленному в части 1 статьи 1 ГК РФ, а также установленному в части 1 статьи 10 ГК РФ запрету на злоупотребление правом.

Согласно части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц.

Исходя из положений названной нормы права, торгами в контексте гражданского законодательства могут быть признаны закупочные процедуры, по своей правовой природе отвечающие определению «аукцион» или «конкурс», вне зависимости от того, какое наименование присвоено им организатором таких процедур.

В соответствии с частью 2 статьи 448 ГК РФ извещение о проведении торгов должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Инспекцией Омского УФАС России установлено, что извещения о проведении закупок, закупочная документация содержат сведения, предусмотренные частью 2 статьи 448 ГК РФ.

На основании изложенного, Инспекция Омского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком опубликованы извещение и закупочная документация для неопределенного круга лиц, содержащие условия, позволяющие отнести способ заключения договора к торгам, в связи с чем, к данному правоотношению применимы нормы ГК РФ, регулирующие проведение торгов вне зависимости от того, как ПАО «Сатурн» именует проводимую им процедуру.

Частью 1 статьи 447 ГК РФ установлено, что договор заключается с лицом, выигравшим торги. Положениями статей 447–448 ГК РФ не предусмотрено возможности отказа от заключения договора с победителем.

В соответствии с частью 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (часть 22 статьи 3.2 Закона о закупках).

Соответственно, рассматриваемые нормы закупочных документаций неправомерны и не соответствуют требованиям гражданского законодательства и Закона о закупках, нарушают баланс частных и публичных интересов, законодательно закрепленный принцип равенства участников гражданских правоотношений, поскольку создают незаконные, необоснованные преимущества Заказчику, наделяя его исключительно правами и, ущемляя, таким образом, экономически более слабую сторону в правоотношениях – участника, презюмируя, что у него имеются исключительно обязанности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Право Общества самостоятельно определять порядок и механизмы проведения закупочных процедур не освобождают ПАО «Сатурн» от необходимости соблюдения требований действующего законодательства и прав участников закупочных процедур.

То обстоятельство, что частью 4 статьи 447 ГК РФ предусмотрены иные, помимо конкурса и аукциона, формы торгов, не означает, что ПАО «Сатурн» вправе подменять конкурентный и прозрачный отбор контрагента (который должен быть основан на принципе равенства участников гражданских правоотношений) на процедуру, при проведении которой создаются видимость соблюдения действующего законодательства и необоснованные преимущества экономически более сильной стороне в правоотношениях. Из положений части 4 статьи 447 ГК РФ не следует, что при проведении торгов в иной, помимо конкурса и аукциона форме, у организатора отпадает обязанность по заключению договора с победителем.

Таким образом, Инспекция Омского УФАС России считает необходимым указать Обществу на обязательность соблюдения требований действующего законодательства и прав участников закупочных процедур.

3.3. Согласно пункту 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться одним из следующих правил: в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «или эквивалент», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Инспекцией Омского УФАС России установлено, что при проведении закупок (извещения №№ 31806682209, 31806895614, 31806908045, 31807108300, 31807150623) Обществом при описании предмета закупки указан товарный знак, без указания возможности поставки эквивалентного товара.

Таким образом, Инспекция Омского УФАС России обращает внимание ПАО «Сатурн», что при описании предмета закупки Обществу необходимо соблюдать требования, предусмотренные пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках и не допускать впредь нарушение указанной нормы Закона о закупках.

3.4. Инспекция Омского УФАС России, проанализировав документацию закупок, участниками которых являются субъекты малого и среднего предпринимательства (извещения №№ 31806531584, 31806682204, 31806811153, 31806698648, 31806759787, 31806609807, 31806998230, 31806997981, 31806533533, 31806543317, 31807049161 и другие), установила следующее.

В указанных закупочных документациях установлен порядок обеспечения заявок на участие в запросе предложений/запросе котировок.

Так, требование об обеспечении заявок на участие в закупке (запросе предложений, запросе котировок) устанавливается информационной картой. При наличии такого требования размер обеспечения заявки устанавливается в размере от 1 % до 10 % от начальной максимальной цены договора (цены лота).

В соответствии с пунктом 23 Постановления № 1352, если в документации о закупке, участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, установлено требование к обеспечению заявки на участие в закупке, размер такого обеспечения не может превышать 2 процента начальной (максимальной) цены договора (цены лота). При этом такое обеспечение может предоставляться участником закупки по его выбору путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, путем предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным документацией о закупке.

Таким образом, Инспекция Омского УФАС России считает необходимым указать ПАО «Сатурн» на недопустимость указания в закупочной документации размера обеспечения заявки не предусмотренного Постановлением № 1352 (свыше 2 %).

Согласно закупочным документациям в закупке может принять участие любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

Таким образом, указание в закупочных документациях, участниками которых могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства, на физических лиц недопустимо.

3.5. Инспекцией Омского УФАС России проанализированы документации запроса предложений (извещения №№ 31807049161, 31806598879, 31806997981, 31807049141, 31806960152), установлено следующее.

В разделе указанных документаций «Обязанности участника Запроса предложений, с которым заключается договор по результатам проведения Запроса предложений» установлено, что отказ участника от заключения договора с заказчиком не считается уклонением от заключения договора и не влечет последствий, связанных с внесением в реестр недобросовестных поставщиков.

Согласно части 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Как указывалось ранее, торгами могут быть признаны конкурентные закупочные процедуры, по своей правовой природе отвечающие определению «аукцион» или «конкурс», вне зависимости от того, какое наименование присвоено им организатором таких процедур.

В соответствии с частью 1 статьи 447 ГК РФ договор заключается с лицом, выигравшим торги, при этом положениями статей 447–448 ГК РФ не предусмотрено возможности отказа от заключения договора.

Таким образом, рассматриваемые положения закупочных документаций неправомерны и не соответствуют требованиям гражданского законодательства и Закона о закупках.

3.6. Из содержания пункта 8 части 10 статьи 4 Закон о закупках следует, что в документации о проведении закупки должен быть указан порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки).

В соответствии с пунктом 12 части 10 статьи 3 Закона о закупках документация о закупке также должна содержать даты рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки.

Инспекцией Омского УФАС России установлено, что закупочные документации (раздел информационная карта) (извещения №№ 31807103324, 31807108300, 31807119890, 31807331624, 31807293104, 31807300625,31806850660, 31806726492, 31806598879, 31806498140, 31806501160, 31806533533, 31806543317, 31806609843, 31806531584, 31806682204 и другие) не содержат сведений о дате начала, дате и времени окончания срока подачи заявок, дате рассмотрения предложений участников закупки и дате подведения итогов такой закупки.

Таким образом, ПАО «Сатурн» нарушены требования к содержанию документации о закупке, а именно пункты 8, 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит в себе признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.32.3 КоАП РФ.

За несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федераций об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

3.7. Инспекцией Омского УФАС России установлено, что при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по капитальному ремонту участка дистилляции солевого раствора (извещение № 31806997981) (далее – Запрос предложений) закупочная комиссия ПАО «Сатурн» неправомерно отказало участникам закупки в допуске к участию в Запросе предложений.

Частью 19 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке. Вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника таких конкурса, аукциона или запроса предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.

В соответствии с частью 21 статьи 3.4 Закона о закупках в случае содержания в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений и (или) о ценовом предложении либо содержания во второй части данной заявки сведений о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 19.10.2018 на участие в Запросе предложений поступило 2 заявки. По итогам рассмотрения первых частей заявок закупочная комиссия ПАО «Сатурн» приняла решение: «Отказать Участнику 1, Участнику 2 в допуске в участии Запроса предложений по причине нарушения пункта 21 статьи 3.4 Закона о закупках, а именно: в случае содержания в первой части заявки на участие в запросе предложений электронной форме сведений об участнике такого запроса предложений и (или) о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению».

Вместе с тем, согласно пункту 12.1 участник размещения заказа должен в срок, указанный в Информационной карте, подать заявку на участие в Запросе предложений в электронно-цифровой форме через ЭТП в порядке, предусмотренном правилами работы на торговом портале и регламентом работы данной ЭТП.

Подпунктом 1 пункта 12.4 документации Запроса предложений установлено, что участник процедуры закупки должен подготовить заявку на участие в запросе предложений, включающую в том числе, заявку, указывающую на согласие участвовать в закупочной процедуре (по Форме 1 настоящей документации).

При этом, пункт 2 Формы 1 документации Запроса предложений предполагает заполнение строки о цене заявки участника Запроса предложений.

Таким образом, документацией о проведении Запроса предложений заказчиком требование о том, что заявка должна состоять из двух частей, не установлено.

Обществом в нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках заявки участников Запроса предложений были необоснованно отклонены, поскольку в документации Запроса предложений были установлены иные требования к содержанию и составу заявки на участие в Запросе предложений.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

За предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федераций об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

4. Согласно части 19 статьи 4 Закона о закупках заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:

  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи;
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, с указанием сведений о количестве, об общей стоимости договоров, предусматривающих закупку конкретными заказчиками, определенными Правительством Российской Федерации, инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у таких субъектов в годовом объеме, определяемом в соответствии с пунктом 1 части 8.2 статьи 3 Закона о закупках.

Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Закон о закупках внесены изменения в часть 19 статьи 4 Закона о закупках, в соответствии которой заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:

  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров в соответствии с частью 3 статьи 4.1 Закона о закупках;
  • сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.

ПАО «Сатурн» на требование Инспекции Омского УФАС России (исх. от 08.02.2019 № 05-9592) были представлены сведения, предусмотренные частью 19 статьи 4 Закона о закупках (вх. Омского УФАС России от 13.02.2019 №№ 1429, 1430).

По результатам анализа представленной информации, а также информации, размещенной в единой информационной системе, нарушение сроков размещения сведений, предусмотренных частью 19 статьи 4 Закона о закупках, в проверяемый период не установлено.

5. В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Пунктом 34 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением № 1352, установлено, что в целях формирования отчетности об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчики составляют годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства и размещают указанный отчет в соответствии с частью 21 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе.

Согласно части 21 статьи 4 Закона о закупках информация о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, размещается в единой информационной системе не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.

Инспекция Омского УФАС России, изучив сведения, размещенные в единой информационной системе, установила, что информация о годовом объеме закупки, которую ПАО «Сатурн» обязано осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства (годовой отчет), размещена Обществом в единой информационной системе 29.01.2019. Нарушений не выявлено.

Анализ представленных в распоряжение инспекции сведений, документов  свидетельствует о том, что проверяемое лицо в рассматриваемой сфере деятельности, в целом, соблюдает требования Закона о закупках, при этом инспекцией Омского УФАС России выявлены отдельные случаи нарушения действующего законодательства.

По результатам проведенной плановой выездной проверки Инспекция Омского УФАС России, с учетом вышеизложенных в настоящем Акте выявленных обстоятельств, рекомендует ПАО «Сатурн» при проведении закупочных процедур учесть замечания, изложенные в пунктах 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 настоящего Акта, а также в установленном порядке Инспекция Омского УФАС России решила передать материалы проверки уполномоченному должностному лицу отдела контроля органов власти Омского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административных дел по признакам нарушения статьи 7.32.3 КоАП РФ.

 

 

Настоящий акт составлен на 8 листах в двух экземплярах. Прилагаемые к настоящему акту документы являются материалами проверки и хранятся в Омском УФАС России.

Прилагаемые к Акту № 01 от 28.02.2019 документы: копии документов, представленных ПАО «Сатурн» инспекции Омского УФАС России в ходе проверки.

 

 

Подписи лиц, проводивших проверку:

 

 

Руководитель инспекции                                                                                                    <...>

 

Члены инспекции:                                                                                                               <...>

 

<...>

 

<...>

 

 

С актом проверки ознакомлен(а):

«___» _________________ 2019 г.

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица)

 

 

Акт со всеми приложениями (за исключением документов, полученных от проверяемого лица) получил(а):

«___» _________________ 2019 г.

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица)

 

 

Отметка об отказе руководителя проверяемого лица (его уполномоченного представителя, иного должностного лица) подписать акт

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Руководитель инспекции:                                                                                                   <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны