Решение б/н - от 17 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Решение № 055/07/3-1220/2020

о признании жалобы необоснованной

 

17.12.2020                                                                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС» (далее – ООО «ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС», Заявитель, Общество) на действия открытого акционерного общества «Омский аэропорт» (далее – ОАО «Омский аэропорт», Заказчик, Ответчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки рентгенотелевизионной установки для досмотра багажа (извещение № 32009667439 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – запрос предложений, закупка),

при участии представителей Заявителя посредством системы видеоконференц-связи: <...> (доверенность № 358 от 04.12.2020, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность № 358 от 04.12.2020, личность удостоверена паспортом);

при участии представителей Ответчика: до перерыва – <...> (доверенность № 72 от 07.12.2020, личность удостоверена паспортом) <...> (доверенность № 96 от 15.10.2020, личность удостоверена паспортом), после перерыва – <...> (доверенность № 22 от 30.03.2020, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 01.12.2020 № 13385э) на действия ОАО «Омский аэропорт» который полагает, что первая часть заявки Общества на участие в Запросе предложений была необоснованно отклонена Заказчиком, тем самым ОАО «Омский аэропорт» нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011  № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). Аналогичная жалоба Общества поступила из ФАС России (вх. № 13500э от 03.12.2020). В обоснование своей позиции Общество указывает следующее.

1.1. ООО «ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС» 20.11.2020 подало заявку на участие в запросе предложений, которой был присвоен идентификационный номер <...> .

Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в запросе предложений от 23.11.2020 № 079-1 первая часть заявки Общества была отклонена на основании подпункта 11.2 документации запроса предложений, в связи с тем, что описание предлагаемого товара не соответствует требованиям пункта 8 и Формы 1 документации запроса предложений, так как первая часть заявки помимо описания технических, количественных и качественных характеристик товара, его комплектации содержит сведения: о годе выпуска товара, таре, упаковке, отгрузке товара, гарантийном сроке эксплуатации, хранения и срока службы товара, сопроводительной документации, месте и порядке сдачи-приемки товара, сроке поставки товара, включенных в цену договора поставки расходах, сроках и порядке оплаты товара.

Заявитель считает, что данное решение является незаконным и необоснованным и подлежит отмене, поскольку все сведения, установленные в пункте 8 документации запроса предложений, указаны в первой части заявки ООО «ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС». При этом первая часть заявки Общества не содержит сведений об участнике запроса предложений и (или) о ценовом предложении.

Форма 1 (приложение № 1 к документации запроса предложений) (далее – Форма 1) не содержит запретов на указание в ней дополнительных сведений о предмете договора по усмотрению участника торгов. Более того, при заполнении Формы 1 необходимо учитывать содержание технического задания (приложение № 2 к документации запроса предложений) (далее – Техническое задание). При этом Техническое задание включает в себя всю ту информацию, которая послужила поводом для отклонения заявки Общества.

Таким образом, первая часть заявки Заявителя полностью соответствует по содержанию и оформлению Форме 1, а приведенные в ней дополнительные сведения не имеют расхождений с показателями, установленными в Техническом задании.

14.12.2020 в Омское УФАС России поступили дополнения к жалобе (вх. № 13988э), в которых указано следующее.

1.2. Согласно Форме 1 при её заполнении участнику закупки необходимо учесть содержание пункта 3 Технического задания, однако в Форме 1 содержатся неполные сведения из пункта 3 Технического задания, а именно отсутствует подпункт «назначение», что вводит в заблуждение участников закупки при подготовке заявки на участие в запросе предложений.

1.3. Также в документации запроса предложений отсутствует однозначный порядок и условия оплаты товара. По мнению Заявителя, между пунктом 6 документации запроса предложений и пунктом 4.5 проекта договора (приложение № 3 к документации запроса предложений) имеются существенные противоречия.

1.4. Общество также указывает, что в пункте 8.1.5 Положения о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Омский аэропорт», утвержденного Советом директоров ОАО «Омский аэропорт» протоколом № 7/2018 от 24.12.2018 (далее – Положение о закупке), установлен перечень сведений, которые включаются в техническое задание на закупку товаров, работ, услуг. В данном перечне отсутствует указание на возможность включения в техническое задание информации, которая была включена Заказчиком в пункт 15 Технического задания, что ввело в заблуждение Заявителя при подготовке им заявки на участие в закупке.

1.5. При осуществлении закупки Заказчиком не был предоставлен приоритет товарам российского происхождения согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925).

Согласно пункту 8.3.12 Положения о закупке включение в документацию о закупке, проведение которой осуществляется Заказчиком одним из конкурентных способов, сведений, перечисленных в Постановлении № 925, является условием предоставления приоритета российским товарам.

Закупка проводилась конкурентным способом, однако приоритет товарам российского происхождения предоставлен не был. В Форме 1 в сноске содержится информация, которая согласно пункту 8.3.13 (подпункты «а», «б», «г») Положения о закупках является условием предоставления приоритета товарам российского происхождения.

1.6. В документации запроса предложений указан неверный код товара, являющегося предметом закупки, ОКПД 26.60.11.113 Аппараты рентгенографические, входящий в группу кодов 26.60.11.110 – Аппараты, основанные на использовании рентгеновского излучения, применяемые в медицинских целях, включая хирургию, стоматологию, ветеринарию.

В свою очередь, рентгенотелевизионная установка для досмотра багажа (далее также РТУ) не применяется в медицинских целях, она является техническим средством обеспечения транспортной безопасности, подлежащим обязательной сертификации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 № 969. Соответственно, код ОКПД применен Заказчиком неверно. Исходя из установления неверного кода ОКПД закупки, неверно определен способ определения поставщика, а именно закупка у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Рентгенотелевизионные установки для досмотра багажа относятся к ОКПД 26.51.66 «Инструменты, приборы и машины для измерения или контроля, не включенные в другие группировки», который, в свою очередь, не включен в перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный ОАО «Омский аэропорт» 21.05.2020, размещенный на официальном сайте ОАО «Омский аэропорт».

Заявитель также отмечает, что при сертификации РТУ в сертификатах соответствия данных технических средств указывается код ОКПД 26.51.66.

1.7. Также Общество указывает, что после проведения процедуры сбора коммерческих предложений Заказчиком было изменено техническое задание.

08.09.2020 на электронной торговой площадке 223.rts-tender.ru ОАО «Омский аэропорт» был объявлен сбор коммерческих предложений № 1862423: «Сбор КП на закупку товара: Рентгенотелевизионная установка для досмотра багажа».

Заявитель считает, что техническое задание было изменено для приведения описания закупки в точное соответствие с техническими характеристиками товара, предлагаемого победителем закупки ООО «Дестра Технолоджис». Согласно информации из официального сайта ООО «Дестра Технолоджис» рентгенотелевизионный аппарат NUCTECH CX100100D имеет параметры: размер туннеля: 1010 мм (Ш)×1005 мм (В), длина: 3595 мм.

1.8. Заявитель также отмечает, что на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru отсутствует информация о приостановлении процедуры определения поставщика (подрядчика исполнителя) в части заключения договора до рассмотрения жалобы по существу.

На основании изложенного, Общество просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 01.12.2020 № 05-11937 ОАО «Омский аэропорт» представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 15.12.2020 № 05-12554 Заказчиком представлены возражения относительно дополнений к жалобе ООО «ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС».

На заседаниях Комиссий 09.12.2020, 17.12.2020 представители Ответчика с доводами жалобы Общества и дополнениями к ней не согласились и пояснили следующее.

В соответствии с пунктом 8 документации запроса предложений первая часть заявки на участие в запросе предложений должна содержать исключительно описание предлагаемого к поставке товара, являющегося предметом закупки, а именно: описание технических, количественных и качественных характеристик товара, его комплектации в соответствии с Формой 1. К Форме 1 может быть приложено изображение товара (эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение), но без указания в нем сведений о ценовом предложении и/или сведений об участнике закупки. Предоставление других документов, в том числе Технического задания, и сведений в составе первой части заявки на участие в закупке не требуется.

Форма 1 предполагает описание участником закупки только технических, количественных и качественных характеристик предлагаемой им к поставке РТУ, её комплектации и содержит ссылку только на пункт 3 Технического задания в части описания участником закупки таких характеристик.

В документации запроса предложений не предусмотрено, что содержание Технического задания должно быть в полном объеме отражено в Форме 1. Данная форма не должна содержать, например, сведений о гарантийном сроке эксплуатации, сроке хранения и сроке службы РТУ, сроке поставки РТУ, порядке оплаты, поскольку эти сведения должны быть представлены участником закупки в Форме 7 (приложение № 1 к документации запроса предложений), подаваемой в составе второй части заявки.

Кроме того, сведения о размере аванса относятся к критериям оценки заявок участников закупки (пункт 12 документации запроса предложений) и по условиям закупочной документации данные сведения не предоставляются Заказчику ранее рассмотрения второй части заявки, поскольку на любом из этапов проведения закупки все её участники должны находиться в равных условиях.

Поскольку Обществом были нарушены требования к содержанию и оформлению первой части заявки на участие в запросе предложений (пункт 8 документации запроса предложений и Форма 1), Заказчиком на основании пункта 11.2 документации запроса предложений принято решение об отклонении его заявки.

В части довода Заявителя об отсутствии в Форме 1 графы «назначение товара» ОАО «Омский аэропорт» отмечает, что Форма 1 содержит указанный пункт.

Относительно отсутствия в документации о закупке однозначного порядка и условий оплаты товара Заказчик указывает, что в пункте 5 документации запроса  предложений указано, что цена договора формируется с учетом стоимости товара, маркировки и упаковки товара, расходов на доставку, разгрузку товара по адресу Заказчика, монтажа и пуско-наладке оборудования на объекте Заказчика в г. Омске по ул. Транссибирской, д. 28 (здание аэровокзала), инструктажа специалистов Заказчика по обслуживанию эксплуатации поставляемого товара с выдачей удостоверений в г. Омске по ул. Транссибирской, д. 28 (здание аэровокзала), командировочных расходов, технического обслуживания товара в гарантийный срок, расходов, связанных с заменой некачественного товара на товар надлежащего качества, оплаты услуг независимых экспертов, уплаты таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей.

В пункте 3 документации запроса предложений указано, что поставщик должен провести работы по монтажу РТУ и пуско-наладочные работы в г. Омске по ул. Транссибирской, д. 28 (здание аэровокзала).

Следовательно, каким бы образом стороны в договоре не назвали акт, после подписания которого Заказчиком будет осуществляться оплата по договору, из содержания закупочной документации четко следует, что Заказчику требуются и монтаж, и пуско-наладка товара.

Ответчик указывает, что пункт 8.1.5 Положения о закупке предусматривает требования к составу (содержанию) технического задания на закупку, разрабатываемого Заказчиком, с формулировкой «как правило».

ОАО «Омский аэропорт» на основании пункта 6.1 Положения о закупке разработан локальный нормативный акт – приказ от 10.03.2020 № 96 «О взаимодействии участников закупочной деятельности Общества» приложение № 1 к которому, содержит форму технического задания на закупку товара. Пункт 15 данной формы устанавливает требования к поставщикам.

Относительно довода Заявителя о непредоставлении Заказчиком приоритета товарам российского происхождения при проведении запроса предложений ОАО «Омский аэропорт» отмечает следующее.

Согласно пункту 5 Постановления № 925 условием предоставления приоритета является включение в документацию сведений, определенных положением о закупке. Аналогичное по содержанию положение содержится в пункте 8.3.12 Положения о закупке.

Приоритет предоставляется при одновременном соблюдении двух условий:

– Положением о закупке предусмотрено включение в документацию о закупке сведений, указанных в пункте 5 Постановления № 925;

– документация о закупке содержит сведения, указанные в пункте 5 Постановления № 925.

При этом Положение о закупке условий о включении в документацию о закупке в форме открытого запроса предложений в электронной форме, в том числе открытого запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, сведений, указанных в пункте 5 Постановления № 925, не содержит.

Наличие в Форме 1 строчки «страна происхождения товара» обусловлено вступлением 31.08.2020 в силу изменений Закона о закупках, согласно которым при заключении договора в соответствии с Законом о закупках в него необходимо включать информацию о стране происхождения товара.

Расшифровка строчки «страна происхождения товара», приведенная в Форме 1, никакого отношения к пункту 8.3.13 Положения о закупке не имеет.

В части довода Общества о неверном указании в документации о закупке кода ОКПД Заказчик отмечает следующее.

ОАО «Омский аэропорт» относится к числу заказчиков, которые обязаны определенный объем закупок осуществлять у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление № 1352).

Заказчиком утвержден перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства. Перечень составляется на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2). При осуществлении закупок для собственных нужд Заказчик самостоятельно выбирает код по ОКПД 2 и формирует перечень товаров.

Код ОКПД 2 26.60.11.113 «Аппараты рентгенографические» выбран ОАО «Омский аэропорт» в 2019 году, при этом этот код указан в связи с тем, что Заказчиком проводятся закупки не только РТУ для досмотра багажа, но и других товаров, относящихся к рентгенографическим аппаратам.

Относительно довода Заявителя об изменении Заказчиком технического задания после проведения процедуры сбора коммерческих предложений Ответчик поясняет следующее.

Сбор коммерческих предложений – процедура, которая не является конкурсом или аукционом, её проведение не регулируется статьями 447 – 449, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Данная процедура также не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057 – 1061 ГК РФ, не является запросом предложений или иной формой закупки, предусмотренной положением о закупке, и не накладывает на Заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по заключению договора с участником сбора коммерческих предложений.

При сборе коммерческих предложений Заказчиком не формировалось предусмотренное положением о закупке, приказом ОАО «Омский аэропорт» от 10.03.2020 № 96 техническое задание на закупку товара, не размещались в ЕИС извещение и/или документация о закупке в соответствии с требованиями Закона о закупках.

Целью сбора коммерческих предложений, объявленного Заказчиком 07.09.2020, было формирование начальной (максимальной) цены договора поставки РТУ. При этом разница в 5 мм по позиции «размер туннеля» и «длина» не могли повлиять на данную цену, поскольку любой производитель РТУ может изготовить оборудование в соответствии с потребностями Заказчика.

На основании изложенного, Ответчик просит признать жалобу необоснованной.

3. Участником закупки ООО «Дестра Технолоджис» в материалы дела представлены возражения относительно доводов, изложенных в жалобе Заявителя (вх. № 13939э от 11.12.2020). ООО «Дестра Технолоджис» считает, что Заказчиком принято обоснованное решение об отклонении заявки ООО «ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС», представленной на участие в запросе предложений, в связи с её несоответствием требованиям документации запроса предложений.

4. Из представленных материалов и информации следует, что 11.11.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ОАО «Омский аэропорт» размещено извещение о проведении запроса предложений и закупочная документация.

Согласно извещению № 32009667439 дата начала и окончания срока подачи заявок: с 12.11.2020 по 23.11.2020.

Дата рассмотрения первых частей заявок – 23.11.2020, дата рассмотрения вторых частей заявок – 25.11.2020.

Подведение итогов запроса предложений назначено на 26.11.2020.

Начальная (максимальная) цена договора: 7 377 967 рублей, в том числе НДС.

Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в запросе предложений № 079-1 от 23.11.2020 следует, что на участие в закупке поступило 3 заявки, по результатам рассмотрения которых ООО «ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС» (участник № 1) было отказано в допуске к участию в запросе предложений.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок запроса предложений № 079-2 от 25.11.2020 вторые части заявок ООО «Дестра Технолоджис»,                                   ООО «АМ-Безопасность» признаны соответствующими требованиям документации.

В соответствии с протоколом подведения итогов запроса предложений № 079-3 от 26.11.2020 победителем закупки признано ООО «Дестра Технолоджис» с ценой договора 7 377 967, в том числе НДС 20%.

Уведомлением Омского УФАС России от 01.12.2020 № 05-11937 запрос предложений приостановлен.

На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение жалобы по существу перенесено на 17.12.2020.

5. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

5.1. Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Из содержания части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:

– требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

– требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В силу части 19 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения.  Первая часть заявки на участие в запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке. Вторая часть заявки на участие в запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника запроса предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.

В пункте 8 документации запроса предложений установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в запросе предложений.

Так, согласно пункту 8 документации запроса предложений участник закупки должен подготовить заявку в строгом соответствии с требованиями документации о закупке. Заявка на участие в запросе предложений не должна содержать условий, противоречащих требованиям документации о запросе предложений.

При оформлении документов в составе заявки на участие в запросе предложений в соответствии с формами, установленными приложением № 1 к документации запроса предложений, все пункты таких форм подлежат обязательному заполнению, если иное не указано в самой форме.

Заявка участника закупки должна состоять из двух частей и ценового предложения.

Первая часть заявки на участие в запросе предложений должна содержать исключительно описание предлагаемого к поставке товара, являющегося предметом закупки, а именно: описание технических, количественных и качественных характеристик товара, его комплектации, в соответствии с Формой 1 (приложение № 1 к документации запроса предложений). К Форме 1 (приложение № 1 к документации запроса предложений) может быть приложено изображение товара, являющегося предметом настоящей закупки (эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение), но без указания в нем сведений о ценовом предложении и/или сведений об участнике закупки.

Предоставление других документов, в том числе технического задания, и сведений в составе первой части заявки на участие в запросе предложений не требуется.

Вторая часть заявки на участие в запросе предложений должна содержать сведения об участнике закупки, информацию о его соответствии требованиям документации о запросе предложений, об окончательном предложении участника закупки о качестве товара и об иных условиях исполнения Договора. При этом информация об окончательном предложении участника закупки о качестве товара и об иных условиях исполнения договора предоставляется в соответствии с Формой 7 (приложение № 1 к документации запроса предложений).

Из содержания Формы 1 следует, что при заполнении характеристик товара участнику закупки необходимо учесть содержание пункта 3 Технического задания и максимально подробно описать в Форме 1 характеристики товара, предлагаемого к поставке, то есть таким образом, чтобы у Заказчика сложилось четкое понимание соответствия предлагаемого участником закупки к поставке товара требованиям Технического задания.

В пункте 3 Технического задания указаны функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики поставляемого товара.

Комиссией проанализирована первая часть заявки ООО «ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС», представленная на участие в запросе предложений.

Установлено, что Обществом в заявке на участие в запросе предложений в Форме 1 помимо сведений, предусмотренных пунктом 3 Технического задания, указаны также сведения, установленные в пунктах 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14 Технического задания.

Кроме описания технических, количественных и качественных характеристик РТУ, её комплектации, в первой части заявки на участие в запросе предложений (Форма 1) Заявителем указаны также сведения о годе выпуска товара, таре, упаковке, отгрузке товара, гарантийном сроке эксплуатации, хранения и сроке службы товара, остаточном сроке годности товара, сопроводительной документации, месте и порядке поставки товара, порядке сдачи-приемки товара, сроке поставки товара, включенных в цену договора расходах, сроках и порядке оплаты товара.

При этом сведения о сроке поставки товара, сроке службы товара, гарантийном сроке эксплуатации товара, остаточном сроке годности товара, сопроводительной документации указываются участником закупки в Форме 7 (приложение № 1 к документации запроса предложений), которая предоставляется в составе второй части заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 11.2 документации запроса предложений в рамках рассмотрения первых частей заявок осуществляется проверка каждой заявки на предмет соответствия требованиям документации запроса предложений. Рассмотрение первых частей заявок проводится на основании представленных в таких частях документов и сведений.

Из подпункта «а» пункта 11.2 документации запроса предложений следует, что по результатам рассмотрения первых частей заявок Заказчиком принимается решение об отклонении заявки участника закупки в связи несоответствием первой части заявки на участие в запросе предложений по составу, содержанию и оформлению требованиям документации о запросе предложений, в том числе наличие в первой части заявки недостоверных сведений или намеренно искаженной информации или документов.

Таким образом, Комиссия считает, что Заказчиком на основании подпункта «а» пункта 11.2 документации запроса предложений принято обоснованное решение об отказе в допуске Заявителя к участию в закупке.

5.2. Относительно довода Заявителя о том, что в Форме 1 содержатся неполные сведения из пункта 3 Технического задания, а именно: в Форме 1 отсутствует подпункт «назначение товара», Комиссия отмечает, что указанный довод не соответствует действительности, поскольку в строке 3 таблицы, содержащейся в Форме 1, указана графа «назначение товара».

5.3. В части довода Общества об отсутствии в документации о закупке однозначного порядка и условий оплаты товара Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 3 извещения о проведении запроса предложений, пунктом 1 документации запроса предложений предметом закупки является: поставка рентгенотелевизионной установки для досмотра багажа в количестве 1 шт.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе :

– место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

– форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

– порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

В пункте 3 документации запроса предложений указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара. Согласно данному пункту поставщик оборудования должен, в том числе произвести работы по монтажу РТУ и пуско-наладочные работы в г. Омске по ул. Транссибирская, д. 28 (здание аэровокзала).

Согласно пункту 5 документации запроса предложений цена договора формируется с учетом стоимости товара, маркировки и упаковки товара, расходов на доставку, разгрузку товара по адресу Заказчика, монтажа и пуско-наладки оборудования на объекте Заказчика в г. Омске по ул. Транссибирская, д. 28 (здание аэровокзала), инструктажа специалистов Заказчика по обслуживанию и эксплуатации поставляемого товара с выдачей удостоверений в г. Омске по ул. Транссибирская, д. 28 (здание аэровокзала), командировочных расходов, технического обслуживания товара в гарантийный срок, расходов, связанных с заменой некачественного товара на товар надлежащего качества, оплаты услуг независимых экспертов, уплаты таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей.

Пункт 6 документации запроса предложений содержит условия о форме, сроках и порядке оплаты товара.

Так, оплата Товара производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в следующем порядке: Вариант 2 (при поставке товара без авансирования): по факту поставки товара в течение 15 (пятнадцати) календарных дней после подписания покупателем и поставщиком акта сдачи-приемки работ по монтажу и пуско-наладке товара.

В соответствии с пунктом 2.1. проекта договора, являющегося неотъемлемой частью документации, поставщик обязуется передать товар покупателю по адресу: г. Омск, ул. Транссибирская, 28 (здание аэровокзала), произвести монтаж и пуско-наладку товара, инструктаж специалистов покупателя по обслуживанию и эксплуатации поставляемого Товара с выдачей удостоверений по адресу: г. Омск, ул. Транссибирская, 28 (здание аэровокзала).

В силу пункта 4.2. проекта договора цена договора включает стоимость товара, маркировку и упаковку товара, расходы на доставку, разгрузку товара по адресу покупателя, монтаж и пуско-наладку оборудования на объекте покупателя в г. Омске по ул. Транссибирская, д. 28 (здание аэровокзала), инструктаж специалистов покупателя по обслуживанию и эксплуатации поставляемого товара с выдачей удостоверений, командировочные расходы, техническое обслуживание товара в гарантийный срок, расходы, связанные с заменой некачественного товара на товар надлежащего качества, оплату услуг независимых экспертов, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей.

Пунктом 4.5. проекта договора предусмотрено, что расчет за товар производятся в следующем порядке: Вариант 2 (при поставке товара без авансирования): по факту поставки товара в течение 15 (пятнадцати) календарных дней после подписания покупателем и поставщиком акта сдачи-приемки работ по монтажу товара.

Проанализировав вышеуказанные положения закупочной документации, Комиссия не установила существенных противоречий в документации запроса предложений, в части порядка и условий оплаты по договору.

Из документации запроса предложений следует, что победитель закупки обязан, в том числе произвести работы по монтажу РТУ и пуско-наладочные работы, соответственно, оплата по договору будет произведена Заказчиком после подписания акта сдачи-приемки товара, то есть после окончательной сдачи всех работ, включая работы по пуско-наладке РТУ.

5.4. Относительно довода ООО «ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС» о включении в пункт 15 Технического задания сведений, не предусмотренных Положением о закупке, Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 8.1.5 Положения о закупке техническое задание на закупку товаров, работ, услуг, как правило, должно включать:

а) наименование товара, работ, услуг;

б) сведения о количестве поставляемого товара с указанием единицы измерения; об объеме работ, услуг, подлежащих выполнению, оказанию,

в) требования к стране происхождения товара; к месту выполнения работ, оказания услуг;

г) характеристики поставляемого товара, в том числе технические характеристики, комплектация товара, функциональные характеристики (потребительские свойства) товара; условия выполенения работ, оказания услуг;

д) требования к качеству, требования к безопасности товара;

е) требования к таре, упаковке, отгрузке;

ж) требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара;

и) требования к остаточному сроку годности, срок хранения;

к) требования к сопроводительной документации, в том числе к документам, подтверждающим соответствие установленным требованиям, и порядок их предоставления;

л) место и порядок поставки товара;

м) требования к порядку сдачи-приемки товара;

н) требования к срокам поставки товара; выполнения работ, оказания услуг;

п) начальную (максимальную) цену договора и порядок её формирования и (или) цену за единицу товара, за работу, услугу;

р) требования к сроку и порядку оплаты товара, работ, услуг.

В материалы настоящего дела Ответчиком представлен приказ ОАО «Омский аэропорт» от 10.03.2020 № 96 «О взаимодействии участников закупочной деятельности Общества», принятый в соответствии с пунктом 6.1 Положения о закупке.

Указанным локальным актом Заказчика утверждена типовая форма технического задания (приложение № 1 к приказу ОАО «Омский аэропорт» от 10.03.2020 № 96). Данная форма содержит пункт 15 «Требования к поставщикам», в котором указываются основные и (при необходимости) дополнительные требования, предусмотренные в Положении о закупке.

В пункте 15 Технического задания установлены требования к поставщикам. Комиссия, проанализировав указанный пункт Технического задания, пришла к выводу, что требования к поставщикам, установленные в пункте 15 Технического задания, полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к участникам запроса предложений, установленным в пункте 7 документации запроса предложений, а также в пункте 8.2 Положения о закупке.

Комиссия считает, что наличие в пункте 15 Технического задания требований, предъявляемых к поставщикам, не могло ввести в заблуждение участников закупки, в том числе Заявителя, поскольку указанные требования установлены также в документации запроса предложений и Положении о закупке. При этом Комиссия отмечает, что Обществом не направлялись запросы в адрес Заказчика о разъяснении данного пункта Технического задания.

5.5. ООО «ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС» в дополнениях к жалобе также указывает, что Заказчиком в закупочной документации неправомерно не установлен приоритет товарам российского происхождения, предусмотренный Постановлением № 925.

Перечень обязательных для включения в состав документации о закупке сведений установлен в части 10 статьи 4 Закона о закупках, который является исчерпывающим и закрытым. При этом указанный перечень не предусматривает обязательного включения в закупочную документацию требований о предоставлении приоритета товаров российского происхождения, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими лицами, над иностранными товарами (работами, услугами). Таким образом, установление Заказчиком приоритета к товарам российского происхождения является правом, а не обязанностью Заказчика.

В соответствии с пунктом 5 Постановления № 925 условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке сведений, предусмотренных положением о закупке.

В пункте 8.3.13 Положения о закупке установлен перечень сведений для предоставления приоритета товарам российского производства, которые должны быть указаны в документации о закупке. Указанные в данном пункте сведения полностью соответствуют перечню, установленному пунктом 5 Постановления № 925.

При этом Комиссия считает, что приоритет товарам российского происхождения предоставляется в том случае, когда документация о закупке содержит в совокупности все условия, установленные в пункте 5 Постановления № 925 и Положении о закупке Заказчика.

Комиссия, проанализировав положения документации запроса предложений, установила, что закупочная документация не содержит всех условий, предусмотренных пунктом 5 Постановления № 925, пунктом 8.3.13 Положения о закупке, при наличии которых предоставляется приоритет товарам российского происхождения.

Таким образом, Заказчиком не установлен приоритет к товарам российского происхождения, что, в свою очередь, не противоречит действующему законодательству. Доказательств обратного Заявителем в материалы дела не представлено.

Указание Заказчиком в Форме 1 под сноской информации, которая согласно подпунктам «а», «б», «г» пункта 8.3.13 Положения о закупке является условием предоставления приоритета товарам российского происхождения, не свидетельствует, что Заказчиком в документации о закупке был предоставлен приоритет товарам российского происхождения в соответствии с Постановлением № 925.

5.6. В части довода Общества об указании ОАО «Омский аэропорт» в документации запроса предложений при описании предмета закупки неверного кода товара, а именно: ОКПД2 26.60.11.113 «Аппараты рентгенографические», Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктами 8, 9, 10 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением № 1352, для проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, заказчики обязаны утвердить перечень.

Перечень составляется на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и включает в себя наименования товаров, работ, услуг и соответствующий код (с обязательным указанием разделов, классов и рекомендуемым указанием подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ). Заказчик размещает перечень в Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Комиссией установлено, что ОАО «Омский аэропорт» 23.12.2019 утвержден перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у субъектов малого и среднего предпринимательства. В указанный перечень товаров также включено следующее наименование товара: ОКПД2 26.60.11.113 «Аппараты рентгенографические».

Из пояснений Ответчика следует, что указанный код товара выбран Заказчиком в связи с тем, что ОАО «Омский аэропорт» проводятся закупки не только РТУ для досмотра багажа, но и других аппаратов, относящихся к рентгенографическим.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «ТД ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС» (ИНН 7715570403) относится к субъектам малого предпринимательства.

Таким образом, указание Заказчиком при описании предмета закупки кода товара ОКПД2 26.60.11.113 «Аппараты рентгенографические» позволяло Обществу принять участие в данной закупке.

5.7. Относительно довода Заявителя об изменении ОАО «Омский аэропорт» технического задания после проведения процедуры сбора коммерческих предложений Комиссия считает необходимым отметить следующее.

В пункте 7.1.5 Положения о закупке установлены способы осуществления закупки как конкурентные, так и неконкурентные. При этом процедура сбора коммерческих предложении не относится к способам осуществления закупки Заказчиком.

Положения ГК РФ, Закона о закупках также не регулируют порядка проведения процедуры сбора коммерческих предложений.

Как поясняет Заказчик, целью сбора коммерческих предложений, объявленного ОАО «Омский аэропорт» 07.09.2020, было формирование начальной (максимальной) цены договора поставки РТУ.

Комиссия считает, что указание Учреждением в документации запроса предложений определенных характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Доказательств иного в материалы настоящего дела не представлено.

5.8. Относительно отсутствия на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru информации о приостановлении процедуры закупки в части заключения договора до рассмотрения жалобы по существу Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с частями 11, 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязаны известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия закупочной комиссии по существу (часть 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В силу части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заказчик, которому направлено уведомление в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе.

В соответствии с требованиями, установленными в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, Омское УФАС России 02.12.2020 посредством электронной почты и почтовой связи в адрес ОАО «Омский аэропорт» направило уведомление о поступлении жалобы от 01.12.2020 № 05-11937. В указанном уведомлении содержались сведения, установленные частями 11, 12, 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, уведомлением Омского УФАС России от 01.12.2020 № 05-11937 процедура закупки была приостановлена, в том числе в части заключения договора.

Информация о поступлении жалобы была также размещена антимонопольным органом на сайте ФАС России www.fas.gov.ru в разделе «База решений». Вместе с тем, в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции, Закона о закупках у антимонопольного органа отсутствует обязанность по размещению информации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru о приостановлении процедуры закупки.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом ЭЙРФЛОТ ТЕХНИКС» (ИНН 7715570403, ОГРН 1057747570418, юридический адрес: 127018, город Москва, улица Полковая, дом 3, строение 5, пом V ком 15 этаж T) на действия открытого акционерного общества «Омский аэропорт»  (ИНН 5507028605, ОГРН 1025501376878, юридический адрес: 644103, Омская область, город Омск, улица Транссибирская, дом 18) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки рентгенотелевизионной установки для досмотра багажа (извещение № 32009667439).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 01.12.2020 № 11937.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                     <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                                 <...>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны