Решение б/н - от 19 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/3-12/2022

о признании жалобы обоснованной

 

 

19.01.2022                                                                                                                        г. Омск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Техносила» (далее – ООО «Техносила», Общество, Заявитель) на действия заказчика – акционерного общества «Омскводоканал» (далее – АО «Омскводоканал», Заказчик) при проведении конкурентного отбора в электронной форме на электронной торговой площадке на право заключения договора на поставку центробежных горизонтальных насосных агрегатов, проводимый консолидировано внешним организатором закупок ООО УК «Росводоканал» (далее также Организатор торгов) для нужд АО «Омскводоканал» (извещение № 32110960236 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – конкурентный отбор, закупка),

при участии представителя Заявителя посредством системы видеоконференц-связи:  <...> (доверенность № 3 от 13.01.2022, личность удостоверена паспортом);

при участии представителей Заказчика: <...> (доверенность от 10.01.2022 № 21, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность от 28.12.2021 № 334, личность удостоверена паспортом);

в отсутствие представителя Организатора торгов, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы по существу,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России из ФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 11.01.2022 № 130э) на действия АО «Омскводоканал», который полагает, что положения документации о проведении конкурентного отбора противоречат положениям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее.

В пункте 3.1.7 технического задания (приложение № 1 к документации о закупке) установлено, что насос должен быть испытан на собственном испытательном комплексе для динамических испытаний завода изготовителя, расположенном на территории РФ, с вызовом представителей Заказчика и обязательной отметкой фактических показателей (расход, напор, полный подтвержденный КПД, потребляемая мощность, кавитационный запас, виброскорость в подшипниковых опорах, температура подшипников) в паспорте на оборудование. Испытательный комплекс для динамических испытаний завода изготовителя должен иметь возможность полноценно смоделировать условия для динамических испытаний насосного оборудования, согласно требованиям ГОСТ ISO 9906-2015 с целью выявления истинных параметров насоса и сопоставления их с заданными.

Испытательный комплекс завода изготовителя для динамических испытаний должен иметь аттестацию от ФБУ Центра Стандартизации и Метрологии, подтверждающую возможность проведения испытания указанного типоразмера оборудования. Испытательный комплекса должен находится на территории РФ и быть аттестован в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.568-2017.

По мнению Заявителя, установление требования о наличии собственного испытательного оборудования, при отсутствии в документации о закупке положений, позволяющих провести испытания на специальном испытательном комплексе иной организации, ограничивают число участников закупки, так как указанное оборудование, соответствующее требованиям ГОСТ, имеется не у каждого производителя насосного оборудования. Имеются организации, специализирующиеся на проведении испытаний оборудования.

На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 13.01.2022 Заказчиком, Организатором торгов представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов (вх. от 18.01.2022 № 407, от 19.01.2022 № 415).

В письменных пояснениях Заказчик, Организатор торгов отмечают, что оспариваемое требование установлено на основании ГОСТ ISO 9906-2015, согласно которому испытания проводят на стендах предприятия-изготовителя на чистой холодной воде, используют методы и испытательные комплекты в соответствии с названным стандартом (подпункт b пункта 4.1 ГОСТ ISO 9906-2015).

Наличие собственного испытательного стенда на территории завода-изготовителя обеспечивает выполнение требований ГОСТ ISO 9906-2015 по части контроля качества выпускаемой продукции, выявления истинных параметров насоса (класс точности 1) и сопоставление их с заданными в техническом задании. Обязательным условием является наличие аттестации ФБУ Центра Стандартизации и Метрологии в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.568-2017.

Принимая во внимание значимость насосного оборудования, поставляемого в рамках закупки для системы водоснабжения/водоотведения города (объекты жизнеобеспечения г. Омска), для Заказчика критически важно быть уверенным в полном соответствии поставляемого оборудования требованиям технического задания. Ответственность за нормальное функционирование системы водоснабжения/ водоотведения города лежит на Заказчике, который должен иметь возможность определять характеристики испытательного стенда (класс точности, уровень динамических и статических испытаний и т.п.). В этом случае ответственность за контроль качества и технические характеристики поставляемого оборудования полностью находятся на поставщике и не допускается размытие ответственности между поставщиком и собственником испытательного стенда или другим лицом, предоставляющим услуги испытательного стенда.

На основании изложенного, Заказчик, Организатор торгов просят признать жалобу необоснованной.

3. Из представленных материалов и информации следует, что 17.12.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещено извещение о проведении конкурентного отбора.

Согласно извещению № 32110960236 дата начала и окончания срока подачи заявок: с 17.12.2021 по 29.12.2021 20:00 часов (время московское). Дата подведения итогов закупки – 17.02.2022.

Начальная (максимальная) цена договора: 95 105 808,62 руб. без НДС (20%) (расходы по перевозке, шеф-монтажные и пуско-наладочные работы на объектах Заказчика и обучение эксплуатационного персонала Заказчика включены в цену товара и возмещению не подлежат).

Уведомлением Омского УФАС России от 13.01.2022 № 05-154 конкурентный отбор приостановлен.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные документы, заслушав доводы представителя Ответчика, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011       № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

Заказчик и Организатор торгов при организации и проведении конкурентного отбора руководствовались Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Омскводоканал», утвержденным Советом директоров АО «Омскводоканал» протоколом № 13/21 от 21.06.2021 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

  1. информационная открытость закупки;
  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

  • требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
  • требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках.

В силу части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком, в том числе путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются, в том числе иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 статьи 3 Закона о закупках.

В пункте 3.1 Положения о закупке установлены виды и способы проведения закупок. Согласно подпункту «а» пункта 3.1 Положения о закупке одним из способов закупки являются конкурентный отбор.

Порядок проведения конкурентного отбора регламентирован пунктами 3.3.5 – 3.3.5.3.11 Положения о закупке.

В соответствии с пунктом 3.3.5.2.1 для участия в конкурентном отборе участник закупочной процедуры должен подать заявку, требования к содержанию, форме, оформлению и составу которой указываются в документации о закупке с учетом Положения о закупке.

Из пунктов 13, 15, 26 документации о проведении конкурентного отбора (далее – документация о закупке) следует, что предметом договора является поставка центробежных горизонтальных насосных агрегатов для нужд АО «Омскводоканал». Подробные требования к закупаемым товарам, работам, услугам изложены в приложениях № 1, 1.1 – 1.4 документации о закупке.

Согласно пункту 3.1.7 «Требования к приемо-сдаточным испытаниям насоса» технического задания на поставку горизонтальных центробежных насосных агрегатов для нужд АО «Омскводоканал» (приложение № 1 к документации о закупке) (далее – техническое задание) насос должен быть испытан на собственном испытательном комплексе для динамических испытаний завода изготовителя, расположенном на территории РФ, с вызовом представителей Заказчика и обязательной отметкой фактических показателей (расход, напор, полный подтвержденный КПД, потребляемая мощность, кавитационный запас, виброскорость в подшипниковых опорах, температура подшипников) в паспорте на оборудование. Испытательный комплекс для динамических испытаний завода изготовителя должен иметь возможность полноценно смоделировать условия для динамических испытаний насосного оборудования, согласно требованиям ГОСТ ISO 9906-2015 с целью выявления истинных параметров насоса и сопоставления их с заданными.

Испытательный комплекс завода изготовителя для динамических испытаний должен иметь аттестацию от ФБУ Центра Стандартизации и Метрологии, подтверждающую возможность проведения испытания указанного типоразмера оборудования. Испытательный комплекса должен находится на территории РФ и быть аттестован в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.568-2017.

Из опросных листов на насосные агрегаты №№ 1 – 3 следует, что КПД насоса подтверждается на аттестованном испытательном комплексе класс 1B  ГОСТ ISO 9906-2015 в присутствии Заказчика. Испытательный комплекс должен быть аттестован по ГОСТ Р 8.569-2017.

Согласно пункту 4.5 технического задания при подаче технического предложения поставщик обязан предоставить, в том числе следующие документы:

  • аттестат испытательного стенда динамических испытаний по ГОСТ ISO 9906-2015 (Насосы динамические. Гидравлические испытания. Классы точности 1, 2 и 3);
  • аттестат испытательного стенда статических испытаний;
  • паспорт испытательного стенда динамических испытаний.

Как следует из жалобы, и было озвучено представителем Заявителя на заседании Комиссии 19.01.2022, ООО «Техносила» является производителем насосного оборудования, вместе с тем, не имеет собственного испытательного комплекса, аттестованного ФБУ Центра Стандартизации и Метрологии и соответствующего требованиям ГОСТ.

Комиссия, проанализировав заявку ООО «Техносила», представленную на участие в закупке, установила, что Общество предлагает к поставке насосное оборудование собственного производства, при этом из прилагаемых к заявке документов следует, что ООО «Техносила» готово провести испытания насосов на аттестованном ФБУ Центра Стандартизации и Метрологии специальном испытательном комплексе иной организации.

При этом в соответствии с документацией о закупке испытания насоса проводятся в присутствии Заказчика.

В силу раздела 1 ГОСТ ISO 9906-2015. «Межгосударственный стандарт. Насосы динамические. Гидравлические испытания. Классы точности 1, 2 и 3» (введен в действие Приказом Росстандарта от 18.05.2016 № 345-ст) (далее – ГОСТ ISO 9906-2015) данный стандарт устанавливает показатели гидравлических испытаний при приемке потребителями динамических насосов (центробежных, осевых и смешанного потока). ГОСТ ISO 9906-2015 предназначен для использования при проведении приемочных испытаний насосов, как в специализированных испытательных центрах, так и на собственных испытательных площадках или лабораториях производителей.

Согласно пункту 3.1.1.4.1 ГОСТ ISO 9906-2015 испытания насоса могут проводиться в присутствии представителя покупателя, который подписывает исходные данные, подтверждая, что испытание проводится надлежащим образом.

Комиссия считает, что указанное Заказчиком в документации о закупке требование о проведении испытаний насоса исключительно на собственном испытательном комплексе, имеющем аттестацию от ФБУ Центра Стандартизации и Метрологии, без предоставления потенциальным поставщикам права проведения испытаний в специализированном испытательном центре, имеющем аттестацию от ФБУ Центра Стандартизации и Метрологии, не соответствует принципу, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленному пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. В связи с чем, Комиссия признает обоснованным данный довод Заявителя.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Принимая решение о выдаче предписания, Комиссией учтено, что срок подачи заявок на участие в конкурентном отборе окончен 29.12.2021, в связи с чем, внесение изменений в документацию о закупке не представляется возможным.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «Техносила» (ИНН 6674182365, ОГРН 1069674066087, юридический адрес: 620085, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Смоленская, 14) на действия АО «Омскводоканал» (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344, юридический адрес: 644042, Омская область, город Омск, улица Маяковского, 2) при проведении конкурентного отбора в электронной форме на электронной торговой площадке на право заключения договора на поставку центробежных горизонтальных насосных агрегатов, проводимый консолидировано внешним организатором закупок ООО УК «Росводоканал» (ИНН 5027116065, ОГРН 1065027020420, юридический адрес: 121059, город Москва, Бережковская набережная, дом 38, строение 1, этаж 12) для нужд АО «Омскводоканал» (извещение № 32110960236 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

2. Выдать АО «Омскводоканал», ООО УК «Росводоканал» предписание об аннулировании конкурентного отбора в электронной форме на электронной торговой площадке на право заключения договора на поставку центробежных горизонтальных насосных агрегатов, проводимый консолидировано внешним организатором закупок ООО УК «Росводоканал» для нужд АО «Омскводоканал» (извещение № 32110960236).

 

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                     <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                                 <...>

 

<...>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны