Постановление б/н Нарушение части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе... от 15 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о предупреждении по делу об административном правонарушении

город Омск

                        Дело

15 ноября 2022 года

                                              № 055/04/14.3-861/2022

 

Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) <…>, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 01.11.2022 и другие материалы дела, возбужденного по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении общества с ограниченной ответственностью «АиФ-Омск» (ИНН 5503111757, ОГРН 1075503007876, адрес: <…>, далее - ООО «АиФ-Омск», Общество)

при участии посредством видеоконференцсвязи защитника ООО «АиФ-Омск» <…> (доверенность № 5/18 от 06.10.2022)

У С Т А Н О В И Л А:

Решением Комиссии Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 13.10.2022 по делу № 055/05/5-743/2022 реклама зрелищного мероприятия, распространенная ООО «АиФ-Омск» на странице № 7 газеты «Аргументы и факты» в Омске» (выпуск от 07.09.2022 № 36 (1159), была признана ненадлежащей, нарушающей требования части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»).

Комиссией Омского УФАС России также было принято решение о передаче материалов дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Протоколом об административном правонарушении от 01.11.2022 в отношении ООО «АиФ-Омск» возбуждено дело № 055/04/14.3-861/2022.

Доказательствами по делу об административном правонарушении, установленными протоколом и другими документами, подтверждено следующее.

В адрес Омского УФАС России Управлением федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области направлены материалы мониторинга печатного издания.

Из представленных документов следует, что на странице № 7 газеты «Аргументы и факты» в Омске» (выпуск от 07.09.2022 № 36 (1159) размещалась информация об открытии выставки «Осенний салон» следующего содержания: «ЮБИЛЕИ «РИСОВАЛЬНЫХ ПОНЕДЕЛЬНИКОВ» 5 СЕНТЯБРЯ В ОМСКОМ МУЗЕЕ КОНДРАТИЯ БЕЛОВА ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА «ОСЕННИЙ САЛОН». В этом году объединению «Рисовальные понедельники имени В.К. Беловой» исполнилось 25 лет, поэтому «Осенний салон» -2022 – выставка юбилейная. Кроме того, она отчетная. Участники «Рисовальных понедельников» представляют  работы, созданные за год и дающие зрителю возможность познакомиться с творческими достижениями каждого его члена и всего объединения в целом. Возникшее в 1997 году по проекту первого директора музея Веры Беловой, оно получило статус клуба, организованного на демократических началах, собирающего любителей искусства, профессиональных художников и тех, кто хочет не только совершенствования в живописи, графике, но и по-настоящему дружеского общения.

У объединения есть свой президент – Анатолий Савкин, член Петровской академии наук и искусств, который каждый понедельник приходит на занятия, чтобы дать консультации по рисунку, живописи, композиции. И так в течение всего времени существования клуба.

Часто занятия по рисунку проводит Анатолий Баженов, художник-график, член «Рисовальных понедельников» с 1997 года, кандидат педагогических наук, доцент кафедры академической живописи и рисунка факультета искусств ОмГПУ.

О плодотворной работе клуба свидетельствуют многочисленные выставки, как в музее Кондратия Белова, так и в музеях и выставочных залах города и области, городов России.

Каждый раз зрители, приходящее на выставку объединения, получают поистине эстетическое удовольствие от искренних, наполненных живым чувством произведений, продолжающих традиции реалистического искусства, приверженцем которого всю свою жизнь оставался  Кондратий Белов.

Прошло 25 лет, но неизменно каждый понедельник в музее им. Кондратия Белова собираются желающие порисовать, получить навыки работы над натюрмортом, пейзажем, портретом, поговорить об искусстве за чаем из самовара с пирогами, приготовленными по оригинальному рецепту матери Кондратия Белова Агафьи Карповны. Объединение продолжает жить!

Министерство культуры Омской области Омский музей Кондратия Белова КО «Рисовальные понедельники»

Клубное объединение «Рисовальные понедельники» в Музее Кондратия Белова, Омское региональное отделение ПСХР представляют Осенний салон 2022 с 5 по 20 сентября 2022 г. Омск 2022».

Согласно выходным данным издателем газеты «Аргументы и факты» в Омске» является ООО «АиФ-Омск».

10.10.2022 ООО «АиФ-Омск» в адрес Омского УФАС России была представлена информация (вх. № 9987э), согласно которой:  «…Газета «Аргументы и факты» в Омске» является периодическим печатным изданием с тематикой «информирование населения о проблемах жизни города, области, края».

Согласно ст. 11 ФЗ от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» до начала демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции ей присваивается знак информационной продукции. В случае демонстрации нескольких видов информационной продукции для детей разных возрастных категорий указанный знак должен соответствовать информационной продукции для детей старшей возрастной категории. Указанный знак размещается на афишах и иных объявлениях о проведении зрелищного мероприятия, а также на входных билетах, приглашениях и иных документах, предоставляющих право его посещения.

Статья «Юбилеи рисовальных понедельников» не является афишей, объявлением о проведении зрелищного мероприятия, а также входным билетом, приглашением или иным документом, предоставляющим право посещения такого мероприятия, а равно рекламой. Данная статья является справочно-информационным материалом, не имеющей в качестве основной цели продвижение мероприятия на рынке и не является рекламой. Статья не размешалась на основании договора об оказании рекламных услуг, а была создана непосредственно журналистом СМИ «Аргументы и факты» в Омске».

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О рекламе» закон распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

СМИ «Аргументы и факты» в Омске» еженедельно информирует население о жизни города, делает обзор подобных мероприятий.

Также Общество сообщает, что все статьи, сопровождаются фотоизображениями или какой-либо иллюстрацией. В данном случае иллюстрация, которой сопровождалась статья, была позаимствована на официальном сайте музея.

Статья раскрывает информацию о важности подобных проектов для развития Омска. Редакция не преследует цели объявить читателям о проведении зрелищного мероприятия, а равно отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 10.1 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Дополнительно 11.11.2022 ООО «АиФ-Омск» в адрес Управления была представлена информация, согласно которой «…Принимая к вниманию, что статья преследовала цель проинформировать население о жизни города и области, а не прорекламировать выставку, принимая к вниманию, что субъективной стороной правонарушения является умысел, Общество считает, что в данном случае отсутствует состав административного правонарушения.

За данную статью редакция не получала вознаграждение или иную плату, как за публикацию рекламного материала. Договор об оказании рекламных услуг не заключался. Таким образом, здесь целиком и полностью отсутствует умысел.

Более того, объективной стороной правонарушения является нарушение законодательства о рекламе, в то время как данная информационная статья относится к справочно-информационным и аналитическим материалам (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой (ст. 2 ФЗ «О рекламе»).

На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, прошу производство по делу № 055/04/14.3-861/2022 в отношении ООО «АиФ-Омск» прекратить».

Факт размещения спорной информации в печатном издании – газете «Аргументы и факты» в Омске» (выпуск от 07.09.2022 № 36 (1159) Обществом не оспаривался, подтверждается материалами дела.

Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») устанавливает понятия:

- информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи;

- зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;

- знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.

С учетом изложенного вышеуказанное мероприятие  (выставка «Осенний салон 2022») является зрелищным.

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация распространена в печатном издании (газете «Аргументы и факты» в Омске») в адрес лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя информации.

Материал не носит справочно-информационный характер ввиду следующего.

Справочно-информационные материалы представляют собой совокупность упорядоченных сведений по отдельной тематике, зафиксированных на материальном носителе. Это могут быть статистические, сводные или регулярно видоизменяющиеся полезные данные, основанные на количественных и качественных показателях отдельных явлений, объектов.

В данном случае материал не содержит сведений, относящихся к справочно-информационным, наоборот, основной целью размещения информации является привлечение внимания потенциального зрителя к вышеуказанному зрелищному мероприятию, формирование и поддержание интереса к нему, о чем свидетельствует, в том числе:

- наличие краткого описания зрелищных мероприятий, например, «…Участники «Рисовальных понедельников» представляют  работы, созданные за год и дающие зрителю возможность познакомиться с творческими достижениями каждого его члена и всего объединения в целом…

 …Каждый раз зрители, приходящее на выставку объединения, получают поистине эстетическое удовольствие от искренних, наполненных живым чувством произведений, продолжающих традиции реалистического искусства, приверженцем которого всю свою жизнь оставался  Кондратий Белов…»;

- указание времени и места проведения предстоящего зрелищного мероприятия, например, «…Клубное объединение «Рисовальные понедельники» в Музее Кондратия Белова, Омское региональное отделение ПСХР представляют Осенний салон 2022 с 5 по 20 сентября 2022 г.».

Учитывая вышеизложенное, распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в печатном издании, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к зрелищному мероприятию – выставке «Осенний салон 2022».

На основании части 3 статьи 6 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями указанного Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

  1. информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
  2. информационная продукция для детей, достигших возрасти шести лет;
  3. информационная продукция для детей, возраста двенадцати лет;
  4. информационная продукция для детей, возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры «0» и знака «плюс»;

2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;

3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;

5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

Согласно части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.

В нарушение требований части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» знак информационной продукции в рекламе зрелищного мероприятия - выставке «Осенний салон 2022», размещенной на странице № 7 газеты «Аргументы и факты» в Омске» (выпуск от 07.09.2022 № 36 (1159), отсутствовал.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из определения, данного в пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «АиФ-Омск» является рекламораспространителем.

В силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 10 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса,

- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, ООО «АиФ-Омск», имея возможность для соблюдения требований части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», не приняв все зависящие от Общества меры по их соблюдению, распространив ненадлежащую рекламу, совершило административное правонарушение, ответственность за которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения: Омская область, город Омск.

Время совершения административного правонарушения: 07.09.2022.

Протокол по делу об административном правонарушении № 055/04/14.3-861/2022 составлен 01.11.2022 уполномоченным должностным лицом Омского УФАС России при участии посредствам видеоконференцсвязи защитника Общества.

Копии протокола и  определения о назначении времени и места рассмотрения дела были направлена по юридическому адресу ООО «АиФ-Омск» заказным письмом с уведомление от 02.11.2022 исх. № ТШ/8705/2022.

На момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение ООО «АиФ-Омск»  установленных Федеральным законом «О рекламе» требований, а также обстоятельства, вынуждающие Общество действовать в состоянии крайней необходимости, при рассмотрении дела не установлены.

При назначении наказания должностным лицом, рассматривающим дело 055/04/14.3-861/2022, учитываются общие правила назначения административного наказания, предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность ООО «АиФ-Омск»  (статья 4.2 КоАП РФ), признан факт совершения административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность (статья 4.3 КоАП РФ), не выявлено.

На основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Оценив характер и обстоятельства совершенного ООО «АиФ-Омск» административного правонарушения, должностное лицо усмотрело основания для применения положений статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ, поскольку их применение в данной ситуации является справедливым, отвечающим принципу целесообразности юридической ответственности, характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения, соответствует как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 3.4, 4.1.1, 14.3, 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктом 7.12 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 23.07.2015 № 649/15, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.08.2015 № 38653,

П О С Т А Н О В И Л А:

Признать ООО «АиФ-Омск»  (ИНН 5503111757, ОГРН 1075503007876) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и применить к нему  меру ответственности, предусмотренную частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

По истечении этого срока необжалованное и неопротестованное постановление по делу об административном правонарушении   вступает в законную силу и обращается к исполнению.

Заместитель руководителя управления <…

Связанные организации

Связанные организации не указаны