Решение б/н Решение по делу от 11 ноября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 055/05/28-1029/2020
11 ноября 2020 года город Омск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии – (…)
члены Комиссии: (…)
рассмотрев дело № 055/05/28-1029/2020, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Туристическая фирма «Паллада», адрес (место нахождения): 644047, г. Омск, ул. 5-ая Ремесленная, д. 71 А, ИНН 5507057331, ОГРН 1025501394380 (далее также ООО «Турфирма «Паллада, Общество) по признакам нарушения требований пункта 3 части 3 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом,
в присутствии директора ООО «Турфирма «Паллада» (…), представителя (…)
УСТАНОВИЛА:
В адрес Омского УФАС России прокуратурой Омской области и Центральным Банком Российской Федерации направлено заявление гражданина по фактам распространения на территории города Омска ненадлежащей рекламы ломбардов.
В рамках рассмотрения заявления специалистом Омского УФАС России установлен факт размещения на фасаде дома № 10 по ул. 70 лет Октября в городе Омске информации следующего содержания: «Круглосуточно Ломбард Деньги есть всегда! 30-36-32» (справка от 30.07.2020).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).
Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к ломбарду и оказываемым услугам.
Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах»).
Ломбард как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, является финансовой организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
На момент фиксации спорной рекламы информация, предусмотренная частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», отсутствовала.
Из текста рекламы следует, что ломбард предлагает свои услуги круглосуточно.
На основании части 3 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах» ломбард вправе ежедневно с 8 до 23 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.
Следовательно, использование в рекламе слова «круглосуточно» вводит потребителя в заблуждение относительно возможности предоставления услуги ломбардом круглосуточно.
В силу пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
На запрос Омского УФАС России ЗАО УК «Левобережье» представлена информация о том, указанная реклама размещалась на рекламной конструкции, принадлежавшей ООО «Турфирма «Паллада».
Определением от 22.10.2020 Омским УФАС России в отношении ООО «Турфирма «Паллада» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 3 части 3 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
ООО «Турфирма «Паллада» были даны пояснения, что «размещала рекламу ««Круглосуточно Ломбард Деньги есть всегда! 30-36-32» на фасаде жилого дома по адресу: г. Омск, ул. 70 лет Октября 10 на основании договора аренды помещения с ООО «Фортуна» от 24.06.2015, а в последствии с ООО «Ставр» от 10.12.2019 (по данному договору ООО «ТФ «Паллада» была обязана размещать рекламные конструкции Ломбарда пока она арендует помещение по адресу: г. Омск, ул. 70 Лет Октября 10).
24.06.2015 между ООО «Фортуна» и ООО «Турфирма «Паллада» был заключен договор аренды помещения (имущества).
Согласно пункту 2.3.7 указанного договора ООО «Турфирма «Паллада» было обязано производить за свой счет, своими силами и средствами получение необходимых разрешений, размещение и демонтаж рекламных конструкций своих и ломбарда на фасаде здания согласно схемы размещения рекламных конструкций (Приложение № 1 к договору аренды), согласованной с Арендодателем (ООО «Фортуна»).
18.09.2015 был подписан акт, в соответствии с которым обязательства, предусмотренные пунктом 2.3.7 договора, исполнены ООО «Турфирма «Паллада».
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (часть 5 статьи 19 Федерального закона «О рекламе»).
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Федерального закона «О рекламе»).
Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 10.08.2018 № 1440 сроком на пять лет (01.07.2018 – 01.07.2023) ООО «Турфирма «Паллада» выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 162-18.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» между ЗАО «УК «Левобережье» и ООО «Турфирма «Паллада» 01.07.2018 был заключен договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на фасаде дома № 10 по ул. 70 лет Октября в городе Омске со сроком действия с 01.07.2018 по 01.07.2023 (следует отметить, что на основании судебных решений по делу № А46-17843/2019 (решение Арбитражного суда Омской области от 16.12.2019 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2020) договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции расторгнут, 10.08.2020 реклама демонтирована).
10.12.2019 между ООО «Турфирма «Паллада» и ООО «ПКФ «Ставр» был заключен новый договор аренды помещения (имущества) по адресу: г. Омск, ул. 70 Лет Октября 10, при этом дополнительным соглашением от 11.12.2019 к указанному договору было предусмотрено, что ООО «Турфирма «Паллада» обязано «производить за свой счет, своими силами и средствами размещение своих рекламных конструкций и рекламных конструкций Арендодателя (вывески «Ломбард») на фасаде здания, в котором расположено арендуемое помещение».
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо
Исходя из содержания данного дополнительного соглашения от 11.12.2019, Комиссия делает вывод о том, что рекламораспространителем рекламы, размещенной на фасаде здания является ООО «Турфирма «Паллада», рекламодателем непосредственно рекламы ломбарда – ООО «ПКФ «Ставр».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность, в частности за нарушение пункта 3 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
В силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность, в том числе за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «Турфирма «Паллада» части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении наружной рекламы «Круглосуточно Ломбард Деньги есть всегда! 30-36-32», при этом факт нарушения ООО «Турфирма «Паллада» пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при рассмотрении дела не нашел своего подтверждения.
На основании пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Учитывая, что в настоящее время реклама демонтирована, Комиссия Омского УФАС России приняла решение об отсутствии необходимости в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «Турфирма «Паллада» (ИНН 5507057331, ОГРН 1025501394380), нарушившим часть 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы «Круглосуточно Ломбард Деньги есть всегда! 30-36-32».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Турфирма «Паллада» не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 23 ноября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.