Постановление б/н Нарушение части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи... от 25 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

город Омск

Дело

25 июня 2024 года

                                               № 055/04/14.3-571/2024

 

Врио заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) <…>, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 10.06.2024 и другие материалы дела, возбужденного по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (ИНН 7735057951, ОГРН 1027700280937, адрес: <…>, далее – ООО «ХКФ Банк», Общество)

в отсутствие законного представителя ООО «ХКФ Банк» (ходатайство от 24.06.2024 вх. № 5689-ЭП/24)

У С Т А Н О В И Л А:

Решением Комиссии Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 25.04.2024 по делу № 055/05/28-316/2024 реклама, распространенная ООО «ХКФ Банк» посредством смс-сообщений в адрес <…> от абонента, имеющего обозначение «HomeCredit», 22.12.2022 в 10:37 час., 26.01.2023 в 19:38 час., 21.02.2023 в 19:52 час., 18.04.2023 в 19:31 час. и 20.06.2023 в 19:20 час. была признана ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 и части 3 (действовавшей на момент распространения рекламы статьи) 28 Федерального закона «О рекламе»; 25.12.2023 в 19:40 час., 09.01.2024 в 19:25 час., 24.01.2024 в 19:50 час. - ненадлежащей, нарушает требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федеральный закон «О рекламе».

Комиссией Омского УФАС России также было принято решение о передаче материалов дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Протоколом об административном правонарушении от 10.06.2024 в отношении ООО «ХКФ Банк» возбуждено дело № 055/04/14.3-571/2024 по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ (действовавшей на момент совершения административного правонарушения).

Доказательствами по делу об административном правонарушении, установленными протоколом и другими документами, подтверждено следующее.

В адрес Омского УФАС России обратилась гражданка <…> по факту поступления на принадлежащий ей абонентский номер <…> от абонента, имеющего обозначение «HomeCredit», смс-сообщений рекламного характера:

- 22.12.2022 в 10:37 час. смс-сообщение: «Акция: кредит до 1491000 р., вернем проценты: https :// hcdl. ru / k »;

 - 26.01.2023 в 19:38 час. смс-сообщение: «Ставки снижены: кредит от 2,9% до 1511000 р.: https :// hcdl. ru / k »;

- 21.02.2023 в 19:52 час. смс-сообщение: «Новая ставка: получите до 1511000 р. от 2,9% https :// hcdl. ru / k »;

- 18.04.2023 в 19:31 час. смс-сообщение: «Получите кредит, после вернем все %. До 1536000 р.: https :// hcdl. ru / bl»;

- 20.06.2023 в 19:20 час. смс-сообщение: «Получите кредит, после вернем все %. До 1556000 р.: https :// hcdl. ru / bl»;

- 25.12.2023 в 19:40 час. смс-сообщение: «Получите до 1645000 р., вернем все %: https :// hcdl. ru / x ООО ХКФ Банк»;

- 09.01.2024 в 19:25 час. смс-сообщение: «Получите до 1645000 р., вернем все %: https :// hcdl. ru / x ООО ХКФ Банк»;

- 24.01.2024 в 19:50 час. смс-сообщение: «Получите до 1645000 р., вернем все %: https :// hcdl. ru / x ООО ХКФ Банк».

В качестве доказательств к обращению приложены фотоснимки вышеуказанных сообщений.

Кроме того, факт поступления в адрес заявителя вышеуказанной информации подтверждается детализацией оказанных услуг связи по абонентскому номеру <…>, представленной в адрес Омского УФАС России оператором связи - ПАО «МегаФон».

По информации ПАО «МегаФон», отправка вышеуказанных смс-сообщений была осуществлена абонентом ПАО «МегаФон» - ООО «ХКФ Банк» на основании договора об оказании услуг связи № ФД14/88 от 01.12.2013.

На запрос Омского УФАС России ООО «ХКФ Банк» представлена информация, согласно которой «…<…> (далее - Клиент) является Клиентом Банка с 08.09.2019 г., когда был заключен кредитный договор № <…> (далее - Договор). На дату предоставления информации Договор завершен. Счет № <…> продолжает обслуживаться Банком.

При этом Клиентом был сообщен Банку его телефонный номер <…> и предоставлено согласие на обработку персональных данных и получение кредитной истории (далее - Согласие), в том числе содержащее согласие на получение любой информации (в том числе рекламного характера) посредством sms-сообщений (п. 2 Согласия). В связи с получением ранее согласия на получение сообщений рекламного характера на предоставленный Клиентом телефонный номер <…> Банком направлены следующие смс-сообщения…

… Рекламодателем является ООО «ХКФ Банк»…

…Распространение спорного смс-сообщения осуществлено ООО «Мегафон» на основании заключенного с Банком Договора № ФД-14/88 от 01.12.2013г. об оказании услуг связи. Так, в соответствии с п. 1.1 Договора № ФД-14/88 от 01.12.2013г. об оказании услуг связи (далее - Договор) Оператор оказывает Банку услуги связи, а также связанные с ними Дополнительные услуги, а Банк обязуется оплатить их. Банк направляет копию Договора, заключенного с ОАО «Мегафон», предметом которого является предоставление Банку услуг связи.

Тексты sms-сообщений, направляемых клиентам Банка, составляются сотрудниками Банка. Отправка СМС-сообщений от имени Банка осуществляется через систему SMS-GATE. Дальнейшая передача СМС-сообщений производится ОСС или Агрегаторами.

Перед отправкой смс-сообщения ответственным сотрудником Банка проверяется в электронной базе учета наличие согласия Клиента на обработку персональных данных и, в том числе, неполучение Банком отказа клиента от получения информации данным способом.

Спорное сообщение поступило Клиенту Банка с телефонного номера, предоставленного Банку ПАО «Мегафон» в рамках действующего Договора № ФД-14/88 от 01.12.2013 г. Отправка смс-сообщений осуществляется с использованием буквенного идентификатора «HOMECREDIT» (именной номер). Банком не заключались дополнительные договоры для использования указанного буквенного наименования. В рамках действующего Договора Банк направляет письмо контрагенту с просьбой выделить буквенные идентификаторы для целей оказания рекламно-информационных услуг.

Таким образом, Банк до направления сообщения с предложением продуктов и услуг Банка располагал согласием абонента (адресата) на получение им таких сообщений, на телефонный номер <…>, что свидетельствует об отсутствии нарушений требований ст. 18 ФЗ РФ «О рекламе».

Также просим учесть, что текстовое сообщение, направленное Банком, адресовано конкретному лицу (Клиенту), о чем свидетельствует:

- направление сообщения на номер, указанный клиентом Банка в Договоре;

- смс-сообщение направлено Банком лицу, являвшемуся Клиентом Банка;

- наличие согласия клиента Банка на получение такой информации (кредитный договор)...

...Указанное в Запросе сообщение не является неперсонифицированной информацией, а является индивидуально определенным предложением кредита клиенту Банка - <…>, причем предложением, сделанным на основании анализа ранее существовавших правоотношений с Клиентом. Иными словами, воспользоваться этим предложением сможет только конкретный Клиент.

Следовательно, данное сообщение не может быть квалифицировано как реклама и его направление не регулируется ФЗ РФ «О рекламе»...

…Относительно распространения рекламы финансовых услуг без указания лица, оказывающего данные услуги сообщаем, что спорное сообщение поступило на телефонный номер <…> с телефонного номера, предоставленного Банку ОАО «Мегафон», в рамках действующего Договора № ФД14/88 от 01.12.2013г. об оказании услуг связи.

Отправка смс-сообщений осуществляется с использованием буквенного идентификатора «HOMECREDIT» (именной номер). Банком не заключались дополнительные договоры для использования указанного буквенного наименования. В рамках действующего Договора Банк направляет письмо контрагенту с просьбой выделить буквенные идентификаторы для целей оказания рекламноинформационных услуг.

Кроме того, в спорном смс-сообщений содержится ссылка (https://hcdl.ru/k, https://hcdl.ru/bl, https://hcdl.ru/x) на сайт Банка. Таким образом, абоненту предоставлена информация о лице, оказывающем услуги...

...Банк полагает, что условия, влияющие на ПСК в направленных Клиенту сообщениях соответствуют требованиям Федерального закона «О рекламе», поскольку направленные сообщения содержат все условия, предусмотренные Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

Кроме того, обращаем Ваше внимание, что согласно информации размещенной на сайте Банка, у Банка отсутствуют какие-либо дополнительные услуги, обязательные к включению в договор и влияющие на ПСК (страхование, комиссии, смс-пакет), в связи с чем информация о них отсутствовала в сообщениях.

Кроме того, Банк полагает, что реклама кредитных продуктов не предназначена для импульсивного восприятия информации потребителем; как правило, получение денежных средств в кредит является результатом длительного процесса, решение по которому может быть охарактеризовано как осознанное и взвешенное; цель рекламирования потребительских кредитов заключается не в импульсивном восприятии информации, а в формировании первичного интереса и побуждении потребителя обратиться в соответствующую кредитную организацию за подробной информацией. Для этих целей смс-сообщения Банка содержат ссылки на страницы https://hcdl.ru/k, https://hcdl.ru/bl, https://hcdl.ru/x, где указаны все возможные условия, в том числе по кредитам с другой ставкой.

Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации реклама должна оцениваться по тому воздействию, которое она может оказать («Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»).

В данном случае в направленных сообщениях вся информация соответствовала действительности, содержание сообщение не могло привести к искажению смысла рекламы и способствовать введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой. Дополнительно, сообщаем, что после поступления информации о жалобе Клиента абонентский номер <…> удален из рекламной рассылки Банка».

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Федеральный закон «О связи») даны основные понятия, используемые в настоящем законе:

абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации;

электросвязь - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Термин «реклама», обозначенный в части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», предполагает значение, отличающееся от общего понятия «реклама», данного в статье 3 Федерального закона «О рекламе», а именно, в нем отсутствует такой признак рекламы, как ее адресованность неопределенному кругу лиц.

Информация, передаваемая посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, всегда предполагает индивидуализированного посредством абонентского номера или уникального кода идентификации абонента, который ее получает.

Таким образом, в силу специфики способа распространения, такая индивидуализация, а именно направление рекламы на конкретный абонентский номер, предполагается нормами законодательства о рекламе (часть 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе») и не является обстоятельством, исключающим рекламный характер распространенной информации.

При разрешении вопроса относительно рекламного характера той или иной информации необходимо исходить, в том числе, из наличия либо отсутствия именно в содержании такой информации указания на её конкретного получателя.

В тексте рекламы, распространенной ООО «ХКФ Банк», отсутствуют персональные данные лица, на восприятие которого направлена информация, в связи с чем реклама не имеет ограничений по распространению исходя из ее содержания.

Следовательно, указанное обстоятельство (отсутствие в тексте информации какого-либо указания на средства индивидуализации, позволяющие идентифицировать ее конкретного получателя (как в личной переписке), позволяет говорить о том, что названная информация адресована неопределенному кругу лиц, вне зависимости от того, каким количеством лиц она была получена.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 № 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг).

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Рассматриваемая информация не являлась информацией, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательной в соответствии с федеральным законодательством.

Учитывая изложенное, информация, распространённая в адрес гражданки <…> (абонентский номер <…>) в период с 22.12.2022 по 24.01.2024 от абонента, имеющего обозначение «HomeCredit», является рекламой.

При этом указанная реклама была распространена с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе:

В рекламе распространённой в адрес заявителя 22.12.2022 в 10:37 час. (смс-сообщение: «Акция: кредит до 1491000 р., вернем проценты: https://hcdl.ru/k»), 26.01.2023 в 19:38 час. (смс-сообщение: «Ставки снижены: кредит от 2,9% до 1511000 р.: https://hcdl.ru/k»), 21.02.2023 в 19:52 час. (смссообщение: «Новая ставка: получите до 1511000 р. от 2,9% https://hcdl.ru/k»), 18.04.2023 в 19:31 час. (смссообщение: «Получите кредит, после вернем все %. До 1536000 р.: https://hcdl.ru/bl») и 20.06.2023 в 19:20 час. (смс-сообщение: «Получите кредит, после вернем все %. До 1556000 р.: https://hcdl.ru/bl») отсутствует информация о лице, оказывающем финансовые услуги.

Вместе с тем в части 1 статьи 28 Федеральный закон «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Довод Общества относительно того, что отправка смс-сообщений осуществляется с использованием буквенного идентификатора «HOMECREDIT» (именной номер), следовательно, абоненту предоставлена информация о лице, оказывающем услуги, является несостоятельным ввиду того, что сведения о выделении буквенного идентификатора «HOMECREDIT» для целей оказания рекламно-информационных услуг именно ООО «ХКФ Банк», а не иному лицу, не являются общедоступными, следовательно, о данном факте потребитель может только догадываться.

В силу действовавшей на момент распространения вышеуказанной рекламы части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В нарушение части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» (действовавшей на момент распространения вышеуказанной рекламы) в сообщениях, направленных заявителю 22.12.2022, 18.04.2023, 20.06.2023 содержится информация только о сумме кредита; в сообщениях, направленных 26.01.2023, 21.02.2023 - о сумме кредита и процентной ставке при отсутствии сведений об иных условиях, влияющих на стоимость кредита для заемщика.

Кроме того, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федеральный закон «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Соответственно, в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, должны содержаться иные условия оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Данная норма применяется как к потребительским кредитам (займам), так и к кредитам или займам, не относящимся к потребительским, например, к кредитам или займам, предоставляемым в целях осуществления предпринимательской деятельности.

31.10.2022 Центральным банком Российской Федерации ООО «ХКФ Банк» выдана лицензия на осуществление банковских операций № 316.

Потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе с лимитом кредитования (пункт 1 часть 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Федеральный закон «О потребительском кредите»).

Условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), установлены статьей 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – Постановление Пленума) указано, что к «условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.)».

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федеральный закон «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Учитывая изложенное, реклама, распространенная в адрес гражданки <…> (абонентский номер <…>) 22.12.2022 в 10:37 час., 26.01.2023 в 19:38 час., 21.02.2023 в 19:52 час., 18.04.2023 в 19:31 час., 20.06.2023 в 19:20 час., 25.12.2023 в 19:40 час., 09.01.2024 в 19:25 час., 24.01.2024 в 19:50 час., нарушает требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федеральный закон «О рекламе».

Довод Банка о наличии в смс-сообщениях гиперссылок, являющихся достаточными для ознакомления со всеми условиями рекламируемых финансовых услуг и лице, их оказывающем, Омское УФАС России считает несостоятельным, исходя из следующего.

В рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя к такой рекламе.

В пунктах 24, 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано:

- «рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг»;

- «наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий».

Таким образом, при распространении рекламы посредством смс-сообщений при указании источника размещения сведений и/или пути к нему (гиперссылки) рекламодатель не может быть уверен, что абонент будет ознакомлен со всей информацией, предусмотренной законодательством о рекламе.

Учитывая изложенное, предоставление потребителю возможности ознакомления с существенными условиями рекламируемого кредита, а также информацией о лице, оказывающем данную финансовую услугу, посредством перехода по гиперссылке, указанной в смс-сообщении, не освобождает Банк от обязанности в рекламе финансовых услуг выполнять требования, предусмотренные частью 1, пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «ХКФ Банк» является и рекламодателем, и рекламораспространителем.

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 1, пунктом 2 части 2 и частью 3 (действовавшей на момент распространения рекламы статьи) статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

При этом, учитывая, что правонарушение ООО «ХКФ Банк» было совершено, в том числе 22.12.2022 в 10:37 час.; 26.01.2023 в 19:38 час.; 21.02.2023 в 19:52 час.; 18.04.2023 в 19:31 час., следовательно, на момент составления протокола об административном правонарушении по указанным датам прошел год, т.е. истек срок давности привлечения к административной ответственности лица, совершившего правонарушение, установленный статьей 4.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, срок давности привлечения ООО «ХКФ Банк» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе при распространении смс - сообщений 20.06.2023 в 19:20 час.; 25.12.2023 в 19:40 час.; 09.01.2024 в 19:25 час.; 24.01.2024 в 19:50 час. на момент составления настоящего протокола не истек.

На основании части 1 статьи 14.3 КоАП РФ (действовавшей на момент совершения административного правонарушения) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 17 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, ООО «ХКФ Банк», имея возможность для соблюдения требований части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», не приняв все зависящие от Общества меры по их соблюдению, распространив ненадлежащую рекламу, совершило административное правонарушение, ответственность за которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения: Омская область, г. Омск.

Время совершения административного правонарушения: 20.06.2023 в 19:20 час.; 25.12.2023 в 19:40 час.; 09.01.2024 в 19:25 час.; 24.01.2024 в 19:50 час.

Протокол по делу об административном правонарушении 055/04/14.3-571/2024 составлен 10.06.2024 уполномоченным должностным лицом Омского УФАС России в отсутствие законного представителя ООО «ХКФ Банк» (ходатайство от 07.06.2024 вх. № 5215- ЭП/24).

Копии протокола об административном правонарушении и определения о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении направлены по юридическому адресу ООО «ХКФ Банк» заказным письмом от 11.06.2024 исх. № ТШ/3226/24, и согласно сведениям, размещенным на сайте оператора почтовой связи АО «Почта России» www.pochta.ru, указанное письмо Омского УФАС России (идентификатор почтового отправления 64401060992980) получено 21.06.2024.

При рассмотрении настоящего дела должностным лицом установлено, что  правонарушение ООО «ХКФ Банк» было совершено, в том числе 20.06.2023 в 19:20 час.,  следовательно, на момент рассмотрения административного дела № 055/04/14.3-571/2024 по указанной дате прошел год, т.е. истек срок давности привлечения к административной ответственности лица, совершившего правонарушение, установленный статьей 4.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, срок давности привлечения АО «Почта Банк» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе при распространении смс - сообщений 25.12.2023 в 19:40 час.; 09.01.2024 в 19:25 час.; 24.01.2024 в 19:50 час. на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение ООО «ХКФ Банк» установленных Федеральным законом «О рекламе» требований, а также обстоятельства, вынуждающие Общество действовать в состоянии крайней необходимости, при рассмотрении дела не установлены.

При назначении наказания должностным лицом учитываются общие правила назначения административного наказания, предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ООО «ХКФ Банк» (статья 4.2 КоАП РФ), не выявлено.

В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ отягчающим обстоятельством признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

В пункте 19.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 указано, что «…в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.

При применении указанной нормы судам следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ…».

Согласно информационной базе платформы «Дело (ЕИАС – Дело) по состоянию на 24.06.2024 ООО «ХКФ Банк» привлекалось к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения (постановление Башкортостанского УФАС России по делу об административном правонарушении № 002/04/14.3-1614/2023 от 30.08.2023, административный штраф был уплачен 20.09.2023; постановление Красноярского УФАС России по делу об административном правонарушении № 024/04/14.3-2435/2023 от 02.10.2023, административный штраф был уплачен 20.12.2023).

Таким образом, указанное в постановлении по делу № 055/04/14.3-571/2024 правонарушение совершено ООО «ХКФ Банк» повторно в период, когда Общество считалось подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Доказательств того, что совершенное ООО «ХКФ Банк» правонарушение относится к категории малозначительных и является исключительным случаем, при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено.

На основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

С учетом позиции, изложенной в пункте 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, оснований для применения статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не имеется в связи с тем, что ООО «ХКФ Банк» ранее привлекалось территориальными органами ФАС России к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 14.3, 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктом 7.12 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 23.07.2015 № 649/15, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.08.2015 № 38653,

П О С Т А Н О В И Л А:

Признать ООО «ХКФ Банк» (ИНН 7735057951, ОГРН 1027700280937) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ (действовавшей на момент совершения административного правонарушения), и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (Двести тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 - 1.3-3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности по реквизитам, указанным в платежном поручении, являющимся неотъемлемой частью настоящего постановления. 

При оплате административного штрафа платежный документ в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ должен содержать сведения о номере идентификатора начисления УИН, указанного в назначении платежа, прилагаемого к настоящему постановлению бланка платежного поручения.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям.

Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

По истечении этого срока необжалованное и неопротестованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.

Временно исполняющий обязанности

заместителя руководителя управления <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны