Решение б/н - от 7 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/10/18.1-639/2020

о признании жалобы обоснованной

 

03.07.2020                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу <...> (далее – <...>, Заявитель) на действия финансового управляющего – <...> (далее – Организатор торгов) при проведении открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка (кадастровый номер <...> :36:070102:12384, вид разрешенного использования: садоводство, адрес: Омская область, г. Омск, Советский административный округ г. Омска, ст. Реликт, участок № 6) (сообщение № 4962467 опубликовано в ЕФРСБ 07.05.2020) (далее – Аукцион, Торги),

в присутствии представителя <...> – <...> (доверенность № б/н от 20.01.2019, личность удостоверена паспортом),

в отсутствие Организатора торгов, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба <...> (вх. Омского УФАС России № 7022 от 25.06.2020) на действия Организатор торгов при проведении Аукциона.

В означенной жалобе Заявитель указывает, что 14.06.2020 в 13:01 <...> подал заявку на участие в Торгах. 17.06.2020 на момент начала проведения Аукциона (12:00) заявка находилась в статусе «зарегистрирована», информация о допуске (недопуске) поданной <...> заявки отсутствовала. Возможности «зайти» в аукционный зал у Заявителя также не было, поскольку отсутствовал статус «участника» Торгов.

17.06.2020 в 13:20 в личном кабинете на электронной площадке <...> поступило уведомление о том, что прием ценовых предложений задержан и начнётся в 13:20. Одновременно с указанным уведомлением пришло письмо о допуске поданной заявки.

17.06.2020 в 14:07 электронная площадка в адрес Заявителя направила уведомление о том, что победителем Торгов признан участник <...>.

По мнению <...>, Аукцион должен был начаться в установленное время (12:00) и закончиться в 13:00 по причине отсутствия допущенных участников и ценовых предложений, вместе с тем, время проведения Торгов было изменено после их фактического окончания.

Вышеуказанное свидетельствует, что в действиях Организатора торгов имеется нарушение порядка проведения Торгов, в связи с чем, <...>  просит Комиссию аннулировать Аукцион.

На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе <...> (вх. Омского УФАС России № 7022 от 25.06.2020).

2. Письмом от 29.06.2020 № 05-6035 Омское УФАС России уведомило финансового управляющего – <...> о дате, месте и времени рассмотрения жалобы Заявителя по существу, а также о необходимости представить письменные пояснения, возражения относительно изложенного в жалобе. Однако Организатор торгов на заседание Комиссии не явился, письменные пояснения, возражения не представил.

3. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 29.06.2020 № 05-6049 обществом с ограниченной ответственностью «Электронная площадка «Вердиктъ» (далее – Оператор ЭТП) представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии протоколов, составленных в ходе проведения Аукциона.

Оператор ЭТП в своих письменных пояснениях указал, что Организатором торгов 07.05.2020 опубликовано извещение о проведении Аукциона, которое содержало следующую информацию:

– начало приема заявок – 07.05.2020;

– окончание срока подачи заявок – 16.06.2020 в 12:00;

– проведение Торгов – 17.06.2020 в 12:00.

Протокол об определении участников Торгов был сформирован Организатором торгов 17.06.2020 в 13:19, о чем были уведомлены участники, подавшие заявки на участие в Аукционе, путем направления соответствующих писем в личном кабинете на электронной торговой площадке. В дальнейшем система известила допущенных участников о начале торговой сессии.

В рамках проведения Аукциона Оператором ЭТП зафиксировано следующее:

– время начала Торгов – 13:20;

– время поступления ценового предложения – 13:28;

– время окончания Аукциона – 13:58.

Торги были завершены с помощью программно-аппаратных средств сайта автоматически, поскольку в течение тридцати минут после представления последнего предложения о цене (не учитывая отклоненных предложений о цене) следующего предложения не поступило.

Согласно журналу активности пользователей Заявитель просматривал Аукцион 17.06.2020 в 12:10. При отсутствии возможности подать ценовое предложение не обратился в службу технической поддержки за разъяснениями сложившейся ситуации. Следующий выход в систему <...> осуществлен 17.06.2020 в 15:37. Обращение в службу поддержки от указанного лица поступило 17.06.2020 в 17:41.

4. Из представленных материалов и информации, размещенной на сайте ЕФРСБ, Комиссией установлено следующее.

На сайте ЕФРСБ 07.05.2020 размещено сообщение № 4962467, согласно которому продаже подлежало следующее имущество должника  <...> – земельный участок с кадастровым номером 55:36:070102:12384, вид разрешенного использования: садоводство, находится по адресу: Омская область, г. Омск, Советский административный округ г. Омска, ст. Реликт, уч. 6.

Дата начала приема заявок – 07.05.2020 12:00.

Дата окончания приема заявок – 16.06.2020 12:00.

Дата и время начала проведения Торгов – 17.06.2020 12:00.

Согласно протоколу № 4501-1 об определении участников торгов от 17.06.2020 на участие в Аукционе поступило 2 заявки (<...>, <...>). Обе заявки допущены к участию в Торгах.

Как следует из протокола № 4501-1 о результатах проведения открытых торгов по лоту № 1 от 17.06.2020 победителем Аукциона признан <...>.

5. Рассмотрев жалобу <...>, представленные Оператором ЭТП документы, заслушав доводы представителя Заявителя, Комиссия признала жалобу обоснованной исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Поскольку федеральным законодательством предусмотрена возможность обращения в антимонопольный орган, установлен порядок рассмотрения жалоб (части 1, 3 статьи 18.1, пункты 3.1, 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) и в законе не содержится изъятий в отношении торгов, проводимых в ходе проведения банкротных процедур, следовательно, антимонопольный орган полномочен рассматривать жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, в том числе конкурсного управляющего.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) данный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Согласно части 1 статьи 124 Закона о банкротстве принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.

Решением Арбитражного суда Омской области от 14.08.2019 по делу № А46-12001/2019 <...> признан несостоятельным (банкротом), финансовым управляющим должника назначен <...>.

Как следует из сообщения № 4962467, опубликованного в ЕФРСБ 07.05.2020, Аукцион проводился в электронной форме. Заявки на участие в Торгах подавались в электронной форме посредством системы электронного документооборота на сайте в сети Интернет по адресу: http://vertrades.ru.

В соответствии с частью 20 статьи 110 Закона о банкротстве для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий или организатор торгов заключает договор о проведении торгов с оператором электронной площадки, соответствующим требованиям, установленным Законом о банкротстве.

Порядок проведения торгов в электронной форме, требования к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утверждаются регулирующим органом.

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 утвержден порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее – Порядок).

В пункте 4.1 Порядка указано, что для участия в торгах заявитель с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявку на участие в торгах и прилагаемые к ней документы, соответствующие требованиям, установленным статьями 110 и 139 Закона о банкротстве и пунктом 4.1 Порядка, в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью.

Срок представления заявок на участие в торгах устанавливается в соответствии с положениями статей 110 и 139 Закона о банкротстве.

Пунктом 4.2 Порядка предусмотрено, что  в течение тридцати минут с момента представления заявки на участие в торгах такая заявка с помощью программно-аппаратных средств сайта автоматически регистрируется в журнале заявок, при этом заявителю в форме электронного сообщения направляется подтверждение регистрации заявки с указанием порядкового номера, даты и точного времени ее представления.

Согласно пункту 5.1 Порядка не позднее тридцати минут после окончания срока представления заявок на участие в торгах посредством программно-аппаратных средств сайта организатору торгов направляются все зарегистрированные заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок, и приложенные к ним документы с указанием даты и точного времени представления заявки на участие в торгах, порядкового номера регистрации каждой заявки.

Определение участников торгов осуществляется организатором торгов в соответствии с положениями статьи 110 Закона о банкротстве.

Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Организатор торгов посредством программно-аппаратных средств сайта формирует протокол об определении участников торгов не позднее пяти календарных дней после окончания срока представления заявок на участие в торгах и направляет указанный протокол в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью, оператору электронной площадки в день его подписания.

В соответствии с пунктом 5.3 Порядка в течение пяти календарных дней со дня подписания и направления протокола об определении участников торгов оператору электронной площадки организатор торгов посредством программно-аппаратных средств сайта направляет каждому заявителю, чья заявка зарегистрирована в журнале заявок на участие в торгах и не отозвана до окончания срока представления заявок на участие в торгах, электронное сообщение о признании заявителя участником торгов или об отказе в признании его участником торгов с указанием причин отказа с приложением копии протокола об определении участников торгов.

В торгах могут принимать участие только лица, признанные участниками торгов. Торги проводятся на электронной площадке в день и время, указанные в электронном сообщении о продаже (пункт 6.1 Порядка).

Пунктом 6.1.1 Порядка установлено, что торги проводятся путем повышения начальной цены продажи имущества или предприятия должника на величину, равную «шагу аукциона».

Если в течение одного часа с момента начала представления предложений о цене не поступило ни одного предложения о цене, торги с помощью программно-аппаратных средств сайта завершаются автоматически, при этом представление и принятие предложений о цене прекращаются. В случае поступления предложения о цене в течение одного часа с момента начала представления предложений о цене время представления предложений о цене продлевается на тридцать минут с момента представления каждого из таких предложений.

Если в течение тридцати минут после представления последнего предложения о цене (не учитывая отклоненных предложений о цене) не поступило следующее предложение, торги с помощью программно-аппаратных средств сайта завершаются автоматически.

Комиссией установлено, что Заявителем 14.06.2020 (13:01) подана заявка на участие в Аукционе.

После окончания срока представления заявок на участие в Торгах (16.06.2020 12:00) Оператором ЭТП Организатору торгов посредством программно-аппаратных средств сайта были направлены все зарегистрированные заявки на участие в Аукционе.

Учитывая, что в сообщении № 4962467 дата и время проведения Аукциона – 17.06.2020 в 12:00, то Организатору торгов надлежало к означенному времени определить участников Торгов, сформировать, а также направить протокол  об определении участников каждому лицу, чья заявка зарегистрирована в журнале заявок на участие в торгах.

Между тем, на указанные в сообщении № 4962467 дату и время проведения Торгов (17.06.2020 в 12:00) информация о допуске (недопуске) участников, подавших заявки, отсутствовала.

Протокол определения участников Аукциона сформирован и подписан Организатором торгов 17.06.2020 13:19, в связи с чем, процедура проведения самого Аукциона началась позже установленного в сообщении № 4962467 времени, а именно 17.06.2020 в 13:20, и завершилась в 13:58.

Принимая во внимание все вышеуказанные обстоятельства, а также положения действующего законодательства, Комиссия приходит к выводу, что Организатором торгов нарушена процедура проведения Аукциона, что содержит в себе признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела № 055/10/18.1-639/2020, принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу <...> на действия финансового управляющего – <...> (ИНН <...>, регистрационный номер в сводном государственном реестре арбитражных управляющих № 17551, член Саморегулируемой межрегиональной общественной организации «Ассоциация антикризисных управляющих) при проведении открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка (кадастровый номер <...> :36:070102:12384, вид разрешенного использования: садоводство, адрес: Омская область, г. Омск, Советский административный округ г. Омска, ст. Реликт, участок № 6) (сообщение № 4962467).

2. Выдать финансовому управляющему <...> предписание об аннулировании открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка (кадастровый номер <...> :36:070102:12384, вид разрешенного использования: садоводство, адрес: Омская область, г. Омск, Советский административный округ г. Омска, ст. Реликт, участок № 6) (сообщение № 4962467).

3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении финансового управляющего <...> по статье 7.32.4 КоАП РФ.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны