Решение б/н Решение по делу от 22 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

                                                                             РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/28-698/2022

22 сентября 2022 года                                               город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – (…)

члены Комиссии: (…)

рассмотрев дело № 055/05/28-698/2022 по факту нарушения обществом с ограниченной ответственностью «100/500», ИНН 5504234575, ОГРН 1125543051215, адрес: 644001, г. Омск, ул. Лермонтова, д. 138, кв. 188 (далее – ООО «100/500», Общество) пункта 20 части 3 статьи 5 и части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии законного представителя Общества (…)

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России поступили материалы Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее – СГУ ЦБ РФ) по факту распространения ненадлежащей рекламы финансовых услуг.

Из материалов следует, что ООО «100/500» осуществляет деятельность по адресу: г. Омск, ул. Лермонтова, 89Б, размещая при этом рекламу по предоставлению займов.

Омским УФАС России 10.08.2022 зафиксирован факт размещения на нестационарном торговом объекте (далее - НТО), расположенном по адресу: г. Омск, ул. Лермонтова, д. 89Б, рекламы:

- «Ломбард 100/500»;

- «Принимаем в залог ювелирные изделия технику, инструмент низкий процент высокая оценка без штрафов»;

- «Ломбард 100/500 круглосуточно 24/7 быстрые займы под залог золота серебра сотовых телефонов ноутбуков и ТV без штрафов и комиссий»  

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к ломбарду и оказываемой им услуге - займов под залог.

При этом вышеуказанная реклама распространялась с нарушением законодательства Российской федерации о рекламе.

Определением от 30.08.2022 в отношении ООО «100/500» Омским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 и части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Комиссия, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.

На фасаде НТО была размещена информация, относящаяся к ООО «Ломбард 100500», ИНН 5504234575.

Ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах», далее – Федеральный закон «О ломбардах»).

Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» (часть 1.1 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах»).

Статьей 4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Согласно сведениям сайта www.cbr.ru ООО «Ломбард 100/500» 02.06.2022 исключено из реестра ломбардов Центрального Банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ).

В Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) по состоянию 26.08.2022 и 22.09.2022 с идентификационным номером налогоплательщика 5504234575 зарегистрировано ООО «100/500» с определением основного и дополнительных видов деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)):

- 47.79 торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах;

- 47.43 торговля розничная аудио- и видеотехникой в специализированных магазинах;

- 47.54 торговля розничная бытовыми электротоварами в специализированных магазинах;

- 47.77.2 торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах.

Сведения о наличии у ООО «100/500» права на осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов в ЕГРЮЛ и реестрах ЦБ РФ отсутствуют.

На основании части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Таким образом, ООО «100/500», не являясь ломбардом, наделенным правом на предоставление займов, разместив на фасаде НТО рекламу финансовых услуг, нарушило требования части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, размещая вышеуказанную рекламу, ООО «100/500» вводит потребителей в заблуждение относительно лица, предоставляющего займы под залог, тем самым нарушает требования пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

На заседании Комиссии директор Общества (…) не отрицал факта размещения рекламы на фасаде НТО, при этом отметил, что ООО «Ломбард 100/500» было исключено из реестра ломбардов ЦБ РФ, реклама размещалась в период, когда существовал ломбард.

Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «100/500» является и рекламодателем, и рекламораспространителем.

Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 20 части 3 статьи 5 и частью 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», рекламораспространитель - за нарушение части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» (части 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе»).

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «100/500» требований пункта 20 части 3 статьи 5 и части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент вынесения решения в материалах дела отсутствуют доказательства об устранении ООО «100/500» нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу ООО «100/500» (ИНН 5504234575, ОГРН 1125543051215), распространенную по адресу: г. Омск, ул. Лермонтова, д. д. 89Б, «Ломбард 100/500», «Принимаем в залог ювелирные изделия технику, инструмент низкий процент высокая оценка без штрафов», «Ломбард 100/500 круглосуточно 24/7 быстрые займы под залог золота серебра сотовых телефонов ноутбуков и ТV без штрафов и комиссий», ненадлежащей, нарушающей требования пункта 20 части 3 статьи 5 и части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «100/500» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 30.09.2022.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны