Предупреждение №№ 055/01/15-781/2021 о прекращении действий (бездействия), которые содержат призн... от 30 июля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFП Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е № 055/01/15-781/2021
о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения
антимонопольного законодательства
30.07.2021 г. Омск
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) поступило заявление депутата Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о нарушении Администрацией Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее – Администрация) антимонопольного законодательства, выразившегося, по мнению Заявителя, в заключении договора на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, оказанию ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующих кладбищ от 31.07.2020 (далее – договор от 31.07.2020), а также дополнительного соглашения от 07.10.2020 к договору от 31.07.2020.
При рассмотрении заявления депутата Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Омским УФАС России установлено следующее.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 12, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления).
Исходя из положений части 1 статьи 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 22 части 1 статьи 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.
Статья 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (подпункт 9 части 1, часть 1.1 статьи 17).
При этом из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 Закона об общих принципах организации местного самоуправления следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.
08.07.2020 между Администрацией и ИП <...> по результатам проведения электронного аукциона (извещение № 0152300028220000001 опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок 15.06.2020) был заключен муниципальный контракт № 01-20/7254 на выполнение работ и оказание услуг по благоустройству кладбищ на территории Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области на общую сумму 125 000 рублей (далее – муниципальный контракт от 08.07.2020).
Согласно приложению № 1 к муниципальному контракту от 08.07.2020 (техническое задание) срок выполнения работ и оказания услуг:
– начало: выполнения работ и оказания услуг – с момента подписания контракта, но не ранее, чем 01.07.2020;
– окончание: 31.12.2022.
Место выполнения работ и оказания услуг: территории кладбищ, расположенных в границах Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области:
а) кладбище д. Приветная Омского района Омской области;
б) кладбище с. Лузино Омского района Омской области;
в) кладбище п. Пятилетка Омского района Омской области;
г) кладбище д. Петровка Омского района Омской области.
Характеристики выполняемых работ и оказываемых услуг указаны в таблице № 1.
Таблица № 1
Характеристики выполняемых работ и оказываемых услуг
№ п/п |
Наименование услуги |
1. |
Поддержание в чистоте и порядке территории кладбищ, площадки для сбора мусора, в том числе: |
1.1 |
Своевременная уборка мусора на территории кладбищ. |
2. |
Уход за зелеными насаждениями: |
2.1 |
выпилка сухих и аварийных деревьев, выкорчевка пней, не менее 5 деревьев диаметром не менее 20 см. |
3. |
Механизированная и ручная очистка снега и наледи, посыпка песком: |
3.1 |
Подъездных дорог к кладбищу и дорог, расположенных на территории кладбищ: 1. Кладбище д. Приветная Омского района Омской области – общая протяженность 2431 м. 2. Кладбище с. Лузино Омского района Омской области - общая протяженность 430 м. 3. Кладбище п. Пятилетка Омского района Омской области - общая протяженность 330 м. 4. Кладбище д. Петровка Омского района Омской области - общая протяженность 726 м. |
3.2 |
Автомобильных парковок, разворотных площадок: 1. Кладбище д. Приветная Омского района Омской области – площадь 2370 м2 2. Кладбище с. Лузино Омского района Омской области – площадь 200 м2 3. Кладбище п. Пятилетка Омского района Омской области – площадь 300 м2 4. Кладбище д. Петровка Омского района Омской области – площадь 300 м2 |
3.3 |
Обеспечение песком для посыпки дорог, Общий объем: 10 тонн |
4. |
Содержание и текущий ремонт имущества, находящегося на кладбище (ограждений кладбищ), включает в себя ремонт, поддержание в исправном состоянии, ремонт в случае порчи и износа, покраску. |
На основании статей 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации, решения Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 24.02.2010 № 8 «Об утверждении Положения об организации ритуальных услуг, погребении, похоронного дела и содержании мест погребения (кладбищ) на территории Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» Администрацией 18.06.2020 принято постановление № 60 «О конкурсе на право заключения договора на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, оказанию ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующих кладбищ» (далее – Постановление № 60).
Постановлением № 60 постановлено, в том числе:
1) до 01.09.2020 провести конкурс на право заключения договора на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, оказанию ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующих кладбищ (далее – конкурс);
2) утвердить:
– перечень кладбищ Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области для заключения договора на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации, оказанию ритуальных услуг, связанных с погребением, в отношении которых проводится конкурс, согласно приложению № 1 к Постановлению № 60 (кладбище д. Приветная Омского района Омской области, кладбище с. Лузино Омского района Омской области, кладбище п. Пятилетка Омского района Омской области, кладбище д. Петровка Омского района Омской области);
– порядок проведения конкурса на право заключения договора на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, оказанию ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующих кладбищ согласно приложению № 2 к Постановлению № 60.
Распоряжением Администрации от 18.06.2020 № 17 «Об утверждении конкурсной документации» утверждена документация о проведении конкурса на право заключения договора на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, оказанию ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующих кладбищ (далее – конкурсная документация).
В соответствии с порядком проведения конкурса на право заключения договора на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, оказанию ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующих кладбищ, утвержденным Постановлением № 60, и конкурсной документацией на официальном сайте Администрации www.luzino55.ru в разделе «аукционы и конкурсы», а также в газете «Омский муниципальный вестник» № 25 (613) от 18.06.2020 опубликовано извещение о проведении Конкурса.
31.07.2020 по результатам проведения Конкурса между Администрацией и ИП <...> заключен договор на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, оказанию ритуальных услуг, связанных с погребением, на территориях соответствующих кладбищ (далее – договор от 31.07.2020).
Согласно пункту 1.1 договора от 31.07.2020 исполнитель (ИП <...>) своими силами и за счет своих средств осуществляет выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ на территории Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
В соответствии с пунктом 1.2 договора от 31.07.2020 муниципальный заказчик (Администрация) поручает исполнителю (ИП <...>) организовать оказание населению ритуальных услуг, связанных с погребением на территории кладбищ.
Требования к ежегодным работам и услугам по содержанию, эксплуатации и благоустройству соответствующего кладбища, выполняемых силами и за счет средств исполнителя установлены приложением № 1 «техническое задание», являющимся неотъемлемой частью договора (пункт 1.3 договора от 31.07.2020).
Согласно приложению № 1 к договору от 31.07.2020 срок выполнения работ, оказания услуг:
– начало: 31.07.2020;
– окончание: 31.07.2027.
Место выполнения работ и оказания услуг: территории кладбищ, расположенных в границах Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области:
а) кладбище д. Приветная Омского района Омской области;
б) кладбище с. Лузино Омского района Омской области;
в) кладбище п. Пятилетка Омского района Омской области;
г) кладбище д. Петровка Омского района Омской области.
Требования по ежегодным работам и услугам по содержанию, эксплуатации и благоустройству кладбищ, выполняемых силами и средствами и за счет средств исполнителя указаны в таблице № 2.
Таблица № 2
Требования по ежегодным работам и услугам по содержанию, эксплуатации и благоустройству кладбищ
№ п/п |
Наименование услуги |
1. |
Поддержание в чистоте и порядке территории кладбищ, ритуальных площадок и захоронений, площадки для сбора мусора, в том числе: |
1.1 |
Уборка, сбор бытового мусора и ритуальных принадлежностей пришедших в негодность в специально отведенное место |
1.2 |
Уход за зелеными насаждениями: подрезка деревьев и кустарников с дальнейшей утилизацией порубочных остатков |
1.3 |
Уход за зелеными насаждениями |
1.4 |
Скос травы в межквартальных проездах и утилизация скошенной массы |
2. |
Механизированная и ручная очистка снега и наледи, посыпка песком: |
2.1 |
межквартальных дорог, расположенных на территории кладбищ |
2.2 |
проходов между захоронениями |
3. |
Оказание дополнительных хозяйственных работ и услуг посетителям: |
3.1 |
Обеспечение технической водой посетителей кладбищ |
3.2 |
Предоставление посетителям напрокат инвентаря для ухода за захоронениями, не менее 10 единиц инвентаря ежедневно |
3.3 |
Расчистка территории для подготовки мест захоронения |
4. |
Содержание и текущий ремонт имущества, находящегося на кладбище (ограждений кладбищ, заброшенных намогильных сооружений и т.д.) |
4.1 |
Техническое оснащение территории кладбищ (в том числе установка/размещение информации, памяток, правил, указателей и т.д.) |
4.2 |
Контроль со соблюдением посетителями кладбища правил посещения кладбища и нахождения на кладбище, соблюдения исполнения посетителями порядка деятельности кладбища, определенными действующими НПА, положения об организации похоронного дела |
4.3 |
Обеспечение сохранности имущества, находящегося на территории кладбища |
4.4 |
Обеспечения песком для посыпки дорог и дорожек и для нужд граждан при уходе за захоронениями |
4.5 |
Оказание содействия (технической и иной помощи) Заказчику в регистрации захоронений, регистрации надгробий и других элементов на месте захоронения, инвентаризации мест захоронений (кладбищ, захоронений, иного имущества, расположенного на территории кладбищ) |
4.6 |
Оказание содействия (технической и иной помощи) Заказчику в определении места для отвода мест для захоронений в соответствии с установленной нормой отвода земельного участка и справками-разрешениями Администрации поселения и установке номера захоронения, контроле за соблюдением правил подготовки места захоронения (расположение, площадь, схема, глубина) |
5. |
Обеспечивать охрану территорий кладбищ (круглосуточно) |
6. |
Дополнительные услуги по обслуживанию и содержанию территорий кладбищ |
6.1 |
Ежегодная обработка территорий кладбищ от клеща 1 раз/год |
6.2 |
Высадка хвойных и кустарных растений не менее 5 ед./год |
6.3 |
Улучшение транспортной доступности мест захоронений: планировка, отсыпка внутренних дорог, обустройство тротуаров |
6.4 |
Обустройство мест отдыха посетителей. в том числе установку лавочек, общественных туалетов и т.д. |
7. |
Обеспечение технической помощи при проведении инвентаризации, паспортизации захоронений |
8. |
Обеспечение часовни свечами, поддержание в исправном состоянии и чистоте |
В соответствии с пунктом 1.5 договора от 31.07.2020 муниципальный заказчик (Администрация) осуществляет контроль за надлежащим исполнением работ и услуг по содержанию и эксплуатации объектов, оказанием ритуальных услуг и иных услуг, связанных с погребением, в соответствии с договором.
07.10.2020 Администрация и ИП <...> заключили дополнительное соглашение к договору от 31.07.2020 (далее – дополнительное соглашение от 07.10.2020), в соответствии с пунктом 1 которого стороны согласовали размещение технических и бытовых зданий и/или помещений на территориях кладбищ Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области или в непосредственной близости к такой территории.
Согласно пункту 3 дополнительного соглашения от 07.10.2020 муниципальный заказчик (Администрация) наделил исполнителя (ИП <...>) следующими правами/полномочиями:
– прием заявлений о ведении книг по утвержденной форме;
– учет и регистрация захоронений;
– регистрация намогильных сооружений;
– регистрация семейных (родовых) захоронений;
– согласование/отвод земельных участков на территории кладбищ для захоронения тел (останков) умерших, погибших, создания семейных родовых захоронений;
– выдача разрешений на захоронение тел (останков) умерших, погибших;
– согласование и выдача разрешений на установку/реконструкцию намогильных сооружений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из Закона о погребении и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Из положений частей 4, 5 статьи 16 Закона о погребении следует, что предоставление земельного участка для размещения места погребения должно осуществляться органами местного самоуправления.
Статьями 18, 25 Закона о погребении предусмотрено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Из системного толкования статей 18, 25 Закона о погребении следует, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок их деятельности, определяется органами местного самоуправления.
Таким образом, выделение земельных участков для захоронения, учет и регистрация захоронений, регистрация намогильных сооружений, регистрация семейных (родовых) захоронений, выдача разрешений на захоронение тел (останков) умерших, погибших, должны осуществляться органами местного самоуправления.
Реализация требований статьи 18 Закона о погребении исключает возможность передачи отдельным хозяйствующим субъектам полномочий органа местного самоуправления в части организации похоронного дела.
Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 23.09.2014 № Ф09-6512/14 по делу № А07-838/2014.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.05.2016 по делу № А79-6409/2015 установлено, что передача хозяйствующему субъекту функции по отводу каждого земельного участка под захоронение действующим законодательством не предусмотрена.
Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 31.05.2012 по делу № А13-5947/2011 установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления помимо выделения земельного участка под кладбище относится также и предоставление отдельного участка на территории общественного кладбища.
Кроме того, содержание территорий кладбищ, в том числе поддержание в чистоте и порядке территории кладбищ, ритуальных площадок и захоронений, площадки для сбора мусора, механизированная и ручная очистка снега и наледи, посыпка песком, направлено на обеспечение потребностей муниципального образования в услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, функций и полномочий органа местного самоуправления. Следовательно, выполнение данных работ необходимо для муниципальных нужд и выбор хозяйствующего субъекта, выполняющего данные работы, должен производиться в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Выполнение таких работ за счет собственных средств индивидуального предпринимателя, отсутствие в местном бюджете средств, предусмотренных на выполнение работ по содержанию кладбищ, не исключают того, что необходимость осуществления указанных мероприятий относится к потребностям муниципального образования, то есть к муниципальным нуждам.
Принятие нормативного правового акта (Постановление № 60), регламентирующего порядок проведения конкурса на право заключения договора на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, оказанию ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующих кладбищ, не соответствует положениям действующего законодательства.
Статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) устанавливает запрет на акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам местного самоуправления наделять хозяйствующий субъект функциями и правами указанного органа.
Достаточным основанием для вывода о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Хозяйствующий субъект в понимании Закона о защите конкуренции – это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4).
Таким образом, Омским УФАС России установлено, что договор от 31.07.2020, а также дополнительное соглашение от 07.10.2020, содержат положения, предусматривающие наделение ИП <...> функциями органа местного самоуправления, что содержит в себе признаки нарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Омское УФАС России
предупреждает
Администрацию Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о необходимости прекращения вышеуказанных действий путем:
– отмены постановления Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 18.06.2020 № 60 «О конкурсе на право заключения договора на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, оказанию ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующих кладбищ»;
– выполнения действий, направленных на расторжение договора на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, оказанию ритуальных услуг, связанных с погребением, на территориях соответствующих кладбищ от 31.07.2020.
Настоящее предупреждение подлежит исполнению в течение 10 календарных дней со дня получения настоящего предупреждения.
О выполнении настоящего предупреждения Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области необходимо сообщить в Омское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.
Временно исполняющий обязанности
руководителя управления <...>