Определение б/н определение о возбуждении дела от 6 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 055/05/5-111/2023 и назначении дела к рассмотрению

06 февраля 2023 года                                                                                                                               г. Омск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе () – заместитель руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения  () части 6 статьи 5 и статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В Омское УФАС России поступило обращение гражданина по факту распространения в сети «Интернет» ненадлежащей, по его мнению, рекламы суши и роллов «Ё».

В качестве доказательства распространения рекламы заявителем приложен скриншот социальной сети в «ВКонтакте».

Омским УФАС России 09.09.2022 установлено, что спорная информация размещалась в социальной сети «Вконтакте» в сообществе «Аварийный Омск» ( https://vk.com/    aomsk   ): «Отличный день для «К…/» 2 кг  нежнейших роллов всего за 1199 руб по промокоду «ХОЧУ К…» - бесплатная доставка по Омску Набор К…: Цезарь BIQ, Цезарь темпура, Лава темпура, Спешл NEW, Киото, Тори маки, Краб терияки Заказывай вкусные роллы на сайте  https     ://    vk  .  cc /    cg    01   uM  или звони по телефону 8-800-333-33-33 А если хочешь получать секретные промокоды, бонусы и акции от доставки Ё…, то подписывайся на рассылку  https     ://    vk  .  cc /    cg    01   uM  Подписывайся на нас в ВК  https     ://    vk  . com /  sushi   _   rolls   _   omsk  Набор К… 1199р  вместо 1 379 р по промокоду хочук… Ё… sushi & rolls При заказе назови промокод оператору или укажи его в специальном поле. Акция действует до его отмены. Минимальную сумму доставки в ваш район узнавайте на сайте или у оператора».

По определению, данному статьей 3 Федерального «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Вышеуказанная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками: распространена в сети «Интернет» в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к компании «Ё…» и оказываемой услуге – продаже суши и роллов, в том числе посредством доставки.

Вместе с тем распространённая реклама содержит признаки нарушения Федерального закона «О рекламе».

1. В пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что «рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями».

19.01.2023 состоялось заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Омском УФАС России (далее - Экспертный совет).

Одним из вопросов повестки выступала оценка спорной Интернет-рекламы на предмет использования в ней бранных слов и непристойных выражений.

Эксперты высказали свои суждения, а также проголосовали по следующим вопросам:

  1. Использовано ли в указанной рекламе бранное слово/легко считываемое производное от бранного слова (название сети)?
  2. Использовано ли в указанной рекламе непристойное выражение/легко считываемое производное от непристойного выражения (название блюда, промокода)?
  3. Допустимо ли, по Вашему мнению, в соответствии с действующими нормами морали и нравственности размещение в рекламе данных слов/выражений?

По результатам голосования большинством членов Экспертного совета было признано:

  • использование бранного слова в названии сети суши;
  • название продукции, промокода напоминает языковую единицу, не предназначенную для широкого использования в массовой коммуникации;
  • данная реклама суши недопустима к распространению.

Таким образом, установлено, что употреблённые в рекламе слова (названия сети, продукции, промокода) созвучны со словами, используемыми в ненормативной лексике, имеют обсценное значение, противоречат общественным интересам и принципам морали.

Доказательством вышеуказанного также является факт направления гражданином обращения в Омское УФАС России.

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия (часть 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).

2. Согласно части 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

В данном случае у потребителя отсутствует прямой и непосредственный контакт с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление товара происходит посредством изучения каталога на сайте  https://vk.cc/cg01uM  или по телефону 8-800-333-33-33, что является дистанционным способом продажи.

В силу статьи 8 Федерального закона «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

На момент фиксации факта распространения рекламы информация о продавце, осуществляющем продажу товаров дистанционном способом, отсутствовала.

ООО «Вконтакте» представлена информация (вх. № 11598/22 от 22.11.2022, вх. № 13007/22 от 23.12.2022): «Информационный материал (фотография) по ссылке https://vk.com/aomsk? z=photo62731567_457425805 (представлен сокращенный формат ссылки) размещен в записи на стене сообщества  https://vk.com/  wall  -62731567_2550282 . Запись на стене сообщества по ссылке https://vk.com/  wall 62731567_2550282 была размещена Пользователем персональной страницы () .Пользователь персональной страницы () зарегистрирован на Сайте под именем «()», «Пользователь персональной страницы по адресу  () зарегистрирован на Сайте под именем «()» указал следующие сведения: номер телефона:+7() адрес электронной почты ()

Установлено, что абонентский номер +7() выделен физическому лицу ()

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение части 6 статьи 5 и статьи 8 Федерального закона «О рекламе», рекламораспространитель -  статьи 8 Федерального закона «О рекламе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 2, 13, 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

ОПРЕДЕЛИЛА:

  1. Возбудить производство по делу № 055/05/5-111/2023 по признакам нарушения требований части 6 статьи 5 и статьи 8 Федерального закона «О рекламе».
  2. Признать лицами, участвующими в деле, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: - заявитель;

- лицо, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе – ()

  1. Назначить дело к рассмотрению на 28.02.2023 в 16:00 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, д. 12 А, к. 102.
  2. () в срок до 27.02.2023 представить в адрес Омского УФАС России пояснения относительно вышеуказанного факта распространения в социальной сети «Вконтакте» рекламы суши «Ё…» с признаками нарушения части 6 статьи 5 и статьи 8 Федерального закона «О рекламе».

Ссылка на предоставление возможности участия в рассмотрении дела путем видеоконференцсвязи (далее – ВКС):   https://fas3.tconf.rt.ru/c/6335015344.

С инструкцией для участников ВКС можно ознакомиться по ссылке: https://fas.gov.ru/in_ca.pdf.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны