Решение б/н - от 23 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/4-408/2019

о признании жалобы необоснованной

 

 

23.05.2019                                                                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива» (далее – ООО «Альтернатива», Заявитель, Общество) на действия акционерного общества «Омский завод транспортного машиностроения» (далее – АО «Омсктрансмаш», Заказчик, Ответчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку ферросплавов (извещение № 31907817868 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – Аукцион),

при участии представителя Ответчика – <...> (доверенность № 8/19 от 09.01.2019, личность удостоверена паспортом),

в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 14.05.2019 № 4750э) на действия АО «Омсктрансмаш», который полагает, что аукционная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). В обоснование своей позиции Общество указывает следующее.

Закупка № 31907817868 состоит из двух лотов: лот № 1 – поставка феррованадия ФВД-80, лот № 2 – поставка ферросилиция ФС-45.

В пункте 2 технического задания документации о проведении Аукциона «Наименование, количество, характеристики и требования к поставляемому товару» по лоту № 2 указано наименование продукции – ферросилиций ФС-45 по ГОСТ 1415-93 без указания крупности и размера фракции, тогда как по лоту № 1 такие характеристики указаны.

Согласно ГОСТ 1415-93 ферросилиций ФС-45 имеет несколько размеров крупности, таким образом, Заявитель полагает, что из технического задания невозможно определить точные характеристики требуемой к поставке продукции.

На основании изложенного, Общество просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 16.05.2019 № 05-4612 АО «Омсктрансмаш» представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов.

На заседании Комиссии 23.05.2019 представитель Ответчика с доводами жалобы Общества не согласилась и пояснила следующее.

25.04.2019 организатором закупки – АО «НПК «Уралвагонзавод» по запросу Заказчика размещена документация о закупке по аукциону в электронной форме на право заключения договора по поставку ферросплавов № ЭД01-32а/9740 от 11.04.2019 (далее – Документация). Согласно лоту № 2 технического задания Документации Заказчиком осуществляется закупка ферросилиция ФС-45 с техническими характеристиками, установленными ГОСТ 1415-93, без указания на класс крупности.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 10.3.1 Единого положения о закупке ГК «Ростех» требования к продукции устанавливаются инициатором закупки на основе реальных потребностей, исходя из необходимости своевременного и полного удовлетворения таких потребностей путем приобретения продукции с необходимыми показателями цены, качества и надежности, в требуемом объеме. Кроме того, при установлении требований к продукции должны использоваться общеизвестные (стандартные) показатели, термины и сокращения, предусмотренные действующей нормативно-технической документацией, кроме случаев приобретения продукции, в отношении которой нормативно-техническое регулирование отсутствует и/или для которой использование нестандартных показателей является общераспространенным.

В Документации на поставку ферросилиция ФС-45 в качестве технических характеристик указан ГОСТ 1415-93. Представитель Ответчика пояснила, что дополнительные технические характеристики Заказчиком не установлены, так как применение ферросилиция ФС-45 осуществляется для изготовления различных марок стали с использованием любого класса крупности и фракции.

На основании изложенного, представитель Ответчика просит признать жалобу необоснованной.

3. Из представленных материалов и информации следует, что 25.04.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещено извещение о проведении Аукциона.

Согласно извещению № 31907817868 дата начала и окончания срока подачи заявок: с 25.04.2019 по 14.05.2019.

Дата рассмотрения первых частей заявок – 16.05.2019.

Дата и время проведения аукциона (подачи ценовых предложений) – 21.05.2019.

Дата рассмотрения вторых частей заявок – 23.05.2019 и дата подведения итогов Аукциона – 28.05.2019.

Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 2: 20 159 480,00 рублей, с учетом всех расходов, предусмотренных проектом договора, и налогов, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства.

В соответствии с протоколом № А-0021/2019/04 от 16.05.2019 на участие в Аукционе поступило 3 первых части заявки. По результатам рассмотрения первых частей заявок 1 участник допущен к участию в Аукционе, в связи с чем, закупка по лоту № 2 признана несостоявшейся.

Уведомлением Омского УФАС России от 16.05.2019 № 05-4612 Аукцион приостановлен.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Из содержания пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Заказчиком в пункте 12 информационной карты Документации указано, что требования к продукции, в том числе к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, приведены в разделе 9.

Согласно разделу 9 Документации технические требования к продукции (предмету закупки) представлены в виде отдельного файла в составе приложения № 2 к Документации о закупке (файл под названием «Техническое задание»).

Из технического задания по лоту № 2 следует, что к поставке требуется ферросилиций ФС-45 в количестве 200 тонн, продукция должна соответствовать качеству согласно ГОСТ 1415-93. Поставляемый товар предназначен для производства сталей.

Аналогичные требования установлены в проекте договора.

Комиссия считает, что Заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлены требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам, размерам объекта закупки, Ответчик ссылается на ГОСТ 1415-93.

Вышеуказанный ГОСТ является общедоступным, позволяет определить конкретные параметры и характеристики объекта закупки, кроме того, Закон о закупках не содержит запрета устанавливать условия о соответствии товара определенным нормативно-техническим документам, в которых содержатся необходимые требования к ним, а также качественные технические характеристики этих товаров.

Комиссия полагает, что, ознакомившись с вышеуказанным ГОСТом, Заявитель мог сформировать техническое предложение и подать заявку на участие в Аукционе.

Аналогичная позиция изложена в обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденном Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 16.05.2018 (далее – Обзор судебной практики).

Так, из пункта 3 Обзора судебной практики следует, что при описании предмета закупки ссылки на государственные стандарты, санитарные нормы и правила, технические условия или их отдельные положения без раскрытия их содержания являются допустимыми.

В случае, если исполнение договора требует соблюдения определенных норм и правил, указание в документации о закупке требований к услугам путем ссылки на государственные стандарты, санитарные правила и иные документы при условии, что данные документы общедоступны и позволяют определить конкретные параметры и характеристики оказываемых услуг, является правомерным и достаточным.

Комиссия также отмечает, что в соответствии с частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива» (ИНН 6686097442, ОГРН 1176658074317) на действия акционерного общества «Омский завод транспортного машаностроения» (ИНН 5505204171, ОГРН 1085543060734) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку ферросплавов (извещение № 31907817868).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 16.05.2019 № 05-4612.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Заместитель председателя Комиссии                                                                                <...>

 

Члены комиссии                                                                                                                  <...>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны