Решение б/н - от 25 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/3-422/2020

о признании жалобы обоснованной

 

 

25.05.2020                                                                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Специализированное монтажно-наладочное управление «ЮгЭнергоИнжиниринг» (далее – ООО «СМНУ «ЮгЭнергоИнжиниринг», Общество, Заявитель) на действия акционерного общества «Омские распределительные тепловые сети» (далее – АО «Омск РТС», Заказчик), общества с ограниченной ответственностью «Интер РАО – Центр управления закупками» (ООО «Интер РАО – Центр управления закупками», Организатор торгов) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого являются только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ: испытания на тепловые потери лучей теплосети для нужд АО «Омск РТС» (извещение № 32008908825 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – Запрос предложений),

при участии представителей Заявителя посредством системы видеоконференц-связи – <...> (доверенность б/н от 26.03.2020, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность б/н от 09.01.2020, личность удостоверена паспортом);

при участии представителя Заказчика и Организатора торгов посредством системы видеоконференц-связи – <...> (доверенность № 13 от 01.01.2020, доверенность № ДО/2020/24 от 09.01.2020, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 06.05.2020 № 4524э) на действия АО «Омск РТС», ООО «Интер РАО – Центр управления закупками» при проведении Запроса предложений. По мнению Общества, Организатор торгов необоснованно отклонил заявку ООО «СМНУ«ЮгЭнергоИнжиниринг», тем самым, нарушил положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). Аналогичная жалоба поступила из ФАС России (вх. № 4750э от 12.05.2020, № 5008э от 14.05.2020, вх. № 5196 от 19.05.2020). В обоснование своей позиции Общество указывает следующее.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок № 1869/ОЗП-ТГК-ППР-2 от 20.04.2020 предложение ООО «СМНУ «ЮгЭнергоИнжиниринг» признано несоответсвующим условиям закупки ввиду существенных нарушений требований закупочной документации.

08.04.2020 с помощью функционала электронной торговой площадки ТЭК-Торг Организатором торгов в адрес Заявителя был направлен запрос о представлении дополнительных документов в целях устранения имеющихся замечаний к заявке Общества. Для отправки дополнительной документации необходимо было воспользоваться функционалом электронной торговой площадки, при этом объем документов не должен превышать 15 Мб.

Пакет документов, подготовленный ООО «СМНУ «ЮгЭнергоИнжиниринг» для устранения замечаний, имел гораздо больший объем (50 Мб).

Таким образом, 09.04.2020 на электронной торговой площадке Обществом была размещена часть требуемой документации с комментарием: «В связи с низкой пропускной способностью ЭТП ТЭК-Торг (15 Мб), сообщаем, что основной пакет документов, подтверждающий квалификацию участника, будет направлен на корпоративную почту сотрудника, ответственного за проведение данной процедуры. Просим принять документацию к работе».

Аналогичное сообщение было направлено <...> на корпоративную почту с ссылкой на онлайн файлообменник, где был размещен основной пакет документов в соответствии с запросом.

Вместе с тем, документация не была принята к рассмотрению, что привело к отклонению заявки ООО «СМНУ «ЮгЭнергоИнжиниринг», по независящим от Общества обстоятельствам.

Таким образом, Заявитель считает, что факт непринятия документации по запросу, вследствие ограничения со стороны электронной торговой площадки, с последующим отклонением заявки ООО «СМНУ «ЮгЭнергоИнжиниринг», при том, что Организатор торгов был извещен о таковом, является нарушением принципов, которыми должен руководствоваться Заказчик/Организатор торгов, а именно: пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании изложенного, Общество просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 07.05.2020 № 05-9425 Организатором торгов, Заказчиком представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов.

В письменных пояснениях (вх. Омского УФАС России № 4943э от 14.05.2020) Организатор торгов и Заказчик указывают, что с доводами подателя жалобы не согласны ввиду следующего.

При проведении Запроса предложений Заказчик и Организатор торгов руководствовались Законом о закупках, Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд АО «Омск РТС», утвержденным решением единственного акционера АО «Омск РТС» № 291/О от 11.10.2019 (далее – Положение о закупках), документацией Запроса предложений.

При рассмотрении заявок участников Запроса предложений в заявке участника             ООО «СМНУ «Югэнергоинжиниринг» были обнаружены нарушения требований документации Запроса предложений.

08.04.2020 Заявителю был направлен запрос о предоставлении недостающих документов в соответствии с пунктом 4.9.9 документации Запроса предложений.

В назначенный срок Заявителем посредством ЭТП «ТЭК-Торг» был предоставлен ответ на запрос, материалы были направлены экспертам на повторную экспертизу. По результатам экспертизы было установлено, что Заявителем указанные замечания устранены не в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки, проводимые с участием только субъектов малого или среднего предпринимательства, проводятся в электронной форме.

Согласно части 10 статьи 3.4 Закона о закупках проведение конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется заказчиком на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и дополнительными требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в Постановлении Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 № 657.

С учетом положений законодательства документация Запроса предложений не содержит возможности предоставления документов, составляющих заявку участника, иначе как через функционал электронной торговой площадки.

Таким образом, у Заказчика, Организатора торгов не было законных оснований по принятию документов, о которых указывает Заявитель в своей жалобе. Иное означало бы предоставление ему преимущества по отношению к другим участникам, что противоречит принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Оператор электронной торговой площадки является самостоятельным юридическим лицом и не подчиняется Заказчику и Организатору закупки.

Заказчик, Организатор торгов отмечают, что объем документов, направленных Заявителем в ответ на запрос через функционал электронной торговой площадки, составлял менее 7 Мб. Таким образом, ни Заказчик, ни Организатор не являются виновными в том, что Заявитель оказался не способен направить полноценный ответ на запрос.

Согласно пункту 4.9.9 документации Запроса предложений направление запросов участникам закупки является правом, а не обязанностью закупочной комиссии.

Пунктом 4.16.1 документации Запроса предложений закупочная комиссия обязана определить победителя закупки в сроки, установленные извещением о проведении закупки.

Так, итоги Запроса предложений должны быть подведены 14.04.2020. Вместе с тем, 08.04.2020 Заявителю был направлен запрос, чего Организатор торгов был не обязан делать.

Таким образом, Заявителю была предоставлена возможность устранить недостатки заявки, что привело к затягиванию проведения Запроса предложений. Направление дополнительных запросов повлекло бы за собой увеличение сроков проведения Запроса предложений, что нарушило бы права участников и противоречило бы принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании изложенного, представитель Организатора торгов, Заказчика просит признать жалобу Заявителя необоснованной.

 

3. Из представленных материалов и информации следует, что 21.02.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Заказчиком размещено извещение и документация Запроса предложений.

Согласно извещению № 32008908825 дата начала и окончания срока подачи заявок: с 21.02.2020 по 03.03.2020.

Дата рассмотрения и оценки первых частей заявок – 19.03.2020. Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок (квалификационный отбор) – 07.04.2020. Дата подведения итогов Запроса предложений – до 14.04.2020.

Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет: 1 247 938,0 рублей без НДС.

В соответствии с протоколом № 1869/ОЗП-ТГК-ППР-1 от 19.03.2020 на участие в Запросе предложений поступило 4 заявки.

Согласно протоколу № 1869/ОЗП-ТГК-ППР-2 от 20.04.2020 по результатам рассмотрения вторых частей заявок ООО «СМНУ «ЮгЭнергоИнжиниринг» отказано в допуске к участию в Запросе предложений.

Протоколом № 1869/ОЗП-ОРТС-ПВП от 20.04.2020 победителем Запроса предложений признано ООО «Центр Интех», с ценой договора 516 631,0 руб.

Уведомлением Омского УФАС России от 07.05.2020 № 05-9425 Запрос предложений приостановлен.

На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение жалобы по существу перенесено на 25.05.2020.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Организатор торгов и Заказчик при организации и проведении Запроса предложений руководствовались утвержденным Положением о закупке.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Из содержания части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о закупке должны быть указаны, в том числе:

  • требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
  • требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 6 извещения Запроса предложений предметом договора, заключаемого по результатам закупки, является: испытание на тепловые потери лучей теплосети для нужд АО «Омск РТС».

Согласно пункту 3.1.3 документации Запроса предложений наименование, объем и иные характеристики закупаемой продукции указаны в извещении и разделе 7 «Техническая часть» документации Запроса предложений.

Разделами 4.9, 6 документации Запроса предложений регламентирован порядок подачи заявок на участие в закупке, а также требования к заявке.

Так, согласно подпункту 38 пункта 6.2.1 во второй части заявки участник Запроса предложений должен представить, в том числе документы, предусмотренные техническим заданием (раздел 7 документации Запроса предложений).

В силу пункта 5.2 технического задания документации Запроса предложений участник закупки должен предоставить в составе своей заявки документы (копии сертификатов, лицензий, свидетельств, справки, подписанные уполномоченным лицом, иные документы), подтверждающие наличие собственных материально-технических ресурсов включая, но не ограничиваясь: переносной расходомер; самопишущие термометры с ценой деления 0,10 С не менее 8 шт.

В соответствии с пунктом 5.3 технического задания документации Запроса предложений применяемые при измерительном контроле приборы и инструменты должны быть сертифицированы (внесены в реестр средств измерений), поверены или откалиброваны. Участники закупки должны представить в составе своих предложений копии паспортов приборов, которые планируется использоваться в ходе выполнения работ, являющихся предметом закупки, с не истекшим сроком метрологического контроля.

Согласно пункту 4.9.9 документации Запроса предложений при проверке соответствия заявок на участие в закупке закупочная комиссия вправе запросить у участников закупки любые недостающие, нечитаемые или оформленные с ошибками документы (в том числе в случае несоответствия сведений, указанных Участником при заполнении соответствующих форм в интерфейсе электронной торговой площадки, сведениям, указанным в составе заявки на участие в закупке), при этом такой запрос оформляется письмом секретаря закупочной комиссии оператору электронной торговой площадки. Оператор электронной торговой площадки направляет данный запрос Участнику закупки, а также публикует запрос в Единой информационной системе. Документы, полученные от оператора электронной торговой площадки, в ответ на запрос закупочной комиссии, включаются в состав соответствующей части заявки участника, и рассматриваются, в порядке, предусмотренном закупочной документацией.

Установлено, что 08.04.2020 Организатором торгов через функционал электронной торговой площадки Заявителю направлен запрос, в котором Обществу предлагалось устранить замечания к его предложению. Из указанного запроса следует, что в заявке ООО «СМНУ «ЮгЭнергоИнжиниринг» отсутствовали документы (копии сертификатов, лицензии, свидетельства, справки, подписанные уполномоченным лицом, иные документы), подтверждающие квалификацию персонала, планируемого привлекать для исполнения обязательств по данной закупке (пункт 5.1 технического задания); отсутствовали копии паспортов приборов, которые планируется использовать в ходе выполнения работ, являющихся предметом закупки, с не истекшим сроком метрологического контроля (пункт 5.3 технического задания); отсутствовали акты приема-передачи к договору аренды помещения.

Информацию необходимо было представить через функционал электронной торговой площадки https://irao.tektorg.ru до 14:00 (время омское) 09.04.2020.

В ответ на указанный запрос 08.04.2020 Обществом через функционал электронной торговой площадки были направлены следующие документы: договор аренды нежилого помещения № 1 от 01.01.2016, акт приема-передачи нежилого помещения, письмо ООО «СМНУ «ЮгЭнергоИнжиниринг» № исх. 163/4 от 08.04.2020, справка о материально-технических ресурсах, справка о кадровых ресурсах.

При этом ответ на запрос содержал также следующий комментарий: «В связи с низкой пропускной способностью ЭТП ТЭК Торг (15 Мб). Сообщаем, что основной пакет документов, подтверждающий квалификацию участника, будет направлен на почту сотрудника, ответственного за проведение данной процедуры. Просим принять документацию к работе».

По результатам рассмотрения заявки Общества, представленной на участие в Запросе предложений, с учетом документов, поступивших в ответ на запрос (через функционал электронной торговой площадки), Организатором торгов принято решение об отказе ООО «СМНУ «ЮгЭнергоИнжиниринг» в допуске к участию в Запросе предложений, в связи с несоответствием заявки пункту 5.3 технического задания Запроса предложений, а именно: отсутствуют копии паспортов на расходомер ультразвуковой Portaflow 330; по термометрам лабораторным ЛТ-300-М истекли сроки метрологического контроля (согласно информации по Госреестру межповерочный интервал для термометра лабораторного ЛТ-300-М составляет 1 год) (протокол № 1869/ОЗП-ТГК-ППР-2 от 20.04.2020).

18.05.2020 ФАС России рассмотрена жалоба Общества на действия оператора электронной торговой площадки АО «ТЭК-Торг» при проведении Запроса предложений. По результатам рассмотрения указанной жалобы ФАС России вынесено решение № 223ФЗ-358/20 о признании жалобы обоснованной.

Оператору электронной торговой площадки АО «ТЭК-Торг» выдано предписание   № ФЗ223-358/20 об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Запроса предложений. АО «Омск РТС» предписано рассмотреть заявки участников закупки, поданные до окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений, в том числе заявку ООО «СМНУ «ЮгЭнергоИнжиниринг».

В решении № 223ФЗ-358/20 от 18.05.2020 ФАС России отмечает следующее: «Возможность участия в Запросе предложений с учетом положения о праве Заказчика запрашивать дополнительную информацию и документы зависит от волеизъявления Заказчика, поскольку применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию о поданной заявке может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Запроса предложений.

Кроме того, отсутствие у участника на момент подачи заявки соответствующих материально-технических ресурсов в виде оборудования, используемого при оказании услуг по предмету закупки, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений, поскольку такие материально-технические ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем закупки, и, напротив, налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Запросе предложений».

В связи с чем, ФАС России усмотрело в действиях АО «Омск РТС» нарушение части 1 статьи 2, части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Поскольку ФАС России в адрес АО «Омск РТС» выдано предписание № ФЗ223-358/20 от 18.05.2020 об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Запроса предложений, и повторном рассмотрении заявок участников закупки, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания.

С учетом принятого решения Комиссией ФАС России № 223ФЗ-358/20 от 18.05.2020, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Специализированное монтажно-наладочное управление «ЮгЭнергоИнжиниринг»  (ИНН 2308129770, ОГРН 1072308003976, юридический адрес: 350089, Краснодарский край, город Краснодар, проспект Чекистов, дом 8/4) на действия акционерного общества «Омские распределительные тепловые сети» (ИНН 5503249258. ОГРН 1145543013868, юридический адрес: 644037, Омская область, город Омск, улица Партизанская, дом 10), общества с ограниченной ответственностью «Интер РАО – Центр управления закупками» (ИНН 7703642903, ОГРН 1077759373768, юридический адрес: 119435, г. Москва, ул. Большая Пироговская, д. 27, стр. 3) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого являются только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ: испытания на тепловые потери лучей теплосети для нужд АО «Омск РТС» (извещение № 32008908825).

2. Основания для выдачи предписания отсутствуют.

3. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 07.05.2020 № 05-9425.

 

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                     <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны