Решение б/н Решение о признании жалобы необоснованной от 4 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/3-1283/2023

о признании жалобы необоснованной

 

04.12.2023                                                                                                                                    г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «СтройТраст» (далее – ООО «СтройТраст», Общество, Заявитель) на действия некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства Омской области» (далее – Фонд, Заказчик, Организатор закупки, Ответчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: 280 квартирный кирпичный жилой дом, расположенный по адресу: ул. Тарская, ул. Яковлева в Центральном АО. Идентификатор объекта: р-15627 (извещение № 32312899910 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) (далее – открытый конкурс, закупка),

при участии представителей Заявителя с использованием видео-конференц связи – <...> (доверенность от 23.11.2023 № 27/05, личность удостоверена паспортом),

при участии представителя Ответчика  - <...> (доверенность от 28.11.2023 № б/н, личность удостоверена паспортом),

УСТАНОВИЛА:

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 21.11.2023 № 10745-ЭП/23), который полагает, что при проведении открытого конкурса Заказчиком нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). В обоснование своей позиции Общество указывает следующее.

Для участия в закупке Заявителем подана заявка. Заявке присвоен № 4848100.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе подана одна заявка.

16.11.2023 года Заказчиком опубликован протокол рассмотрения и оценки заявки единственного участника конкурса, в соответствии с которым заявка ООО «СтройТраст» признана не соответствующей требованиям. В обоснование решения указано – Несоответствие участника закупки требованиям документации (отсутствие у участника закупки опыта успешного выполнения СМР критерий № 2 конкурсной документации).

По мнению Заявителя, Заказчик ненадлежащим образом произвел оценку заявки по критерию – «Наличие у участника закупки опыта успешного выполнения участником СМР», установленному конкурсной документацией. Считает, что при оценке его заявки должно быть присвоено 0 баллов по указанному критерию, а не принято решение о несоответствии участника закупки требованиям документации.

Также, Заявитель указывает, что приказ Минстроя России от 21.12.2020 № 810/пр «Об обязательных квалификационных требованиях к участникам закупок, связанных с поставкой товаров, выполнением работ или оказанием услуг, необходимых для завершения строительства объекта незавершенного строительства или объекта инфраструктуры, права на которые переданы в порядке, предусмотренном статьями 201.15-1 - 201.15-2-1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»  (далее – Приказ № 810/пр) не разделяет объекты капитального строительства на линейные и не линейные объекты. И соответственно, предоставленный Заявителем в подтверждение наличия опыта успешного выполнения участником СМР муниципальный контракт № 13-2019/с от 28.06.2019 на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта «строительство и реконструкция автомобильной дороги от моста им. 60-лет Победы по ул. 3-я Островская, ул. Крупской б. Архитекторов до ул. Перелета» полностью соответствует требованиям Приказа № 810/пр.

На основании изложенного, Общество просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу, признать незаконными действия комиссии при рассмотрении заявки ООО «СтройТраст», признать протокол рассмотрения и оценки заявки единственного участника конкурса недействительным, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений.

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 23.11.2023 № ГЛ/7276/23
Фондом представлены пояснения относительно доводов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов (вх. от 27.11.2023 № 10977/23).

В пояснениях Заказчик указывает, что ООО «СтройТраст» была подана заявка, во второй части которой по критерию оценки «Наличие у участника закупки опыта успешного выполнения участником СМР» предоставлен муниципальный контракт № 13-2019/с от 28.06.2019 на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта «строительство и реконструкция автомобильной дороги от моста им. 60-лет Победы по ул. 3-я Островская, ул. Крупской б. Архитекторов до ул. Перелета». Так как ООО «СтройТраст» представлен договор по линейному объекту, Заказчиком принято решение о несоответствии ООО «СтройТраст» требованиям документации. В конкурсной документации установлено, что оценивается суммарная стоимость работ сопоставимого характера и объема, исчисляемая в рублях, по успешно исполненным участниками закупки договорам/контрактам (каждый стоимостью не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора) на выполнение работ по строительству/реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), и исполненных без нарушения сроков и иных условий договора/ контракта по вине участника за последние 5 (пять) лет до даты подачи заявки. В документации также установлено, что в случае указания в заявке, либо предоставления в составе заявки недостоверных, несоответствующих или противоречащих друг другу сведений и документов, это расценивается комиссией, как несоответствие требованиям, установленным извещением, и может повлечь отклонение заявки Участника.

В своих пояснениях Заказчик указывает, что в пункте 4 статьи 24 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд некоммерческой организации «Фонда защиты прав граждан участников долевого строительства  Омской области» установлено, что комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, в том числе участник конкурса признан не предоставившим обеспечение такой заявки, а также в случае наличия недостоверных сведений в составе заявки. Результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.

Объект, расположенный по адресу: ул. Тарская, ул. Яковлева в Центральном АО, идентификатор объекта: р-15627, внесен в план-график по осуществлению мер по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, расположенных на территории Омской области, включенных в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214).

Установленные в конкурсной документации требования к опыту исполнения договоров на выполнение работ, аналогичных предмету конкурса, снижает риск неисполнения договора и неэффективного освоения бюджетных средств, выделенных на строительство. Своевременное и качественное выполнение работ по завершению строительства объекта позволит своевременно восстановить права граждан – участников долевого строительства.

В связи с вышеизложенным Фонд просит оставить жалобу без удовлетворения.

 

3. Из представленных материалов и информации следует, что 27.10.2023 в ЕИС
Фондом размещено извещение о проведении открытого конкурса (заявка в двух частях) в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: 280  квартирный кирпичный жилой дом, расположенный по адресу: ул. Тарская, ул. Яковлева в Центральном АО. Идентификатор объекта: р-15627.

Согласно извещению 32312899910 дата начала и окончания срока подачи заявок:
с 27.10.2023 по 13.11.2023 (06:00 МСК).

Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме – 14.11.2023.

Дата подведения итогов – 17.11.2023.

Начальная (максимальная) цена договора: 986 182 270,72 руб.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе (заявка в двух частях) № 2891567 от 13.11.2023 (размещен на сайте 14.11.2023) на участие в конкурсе была подана одна заявка. Рассмотрев первую часть заявки, поданную на участие в открытом конкурсе, комиссия по рассмотрению и оценки заявок на участие в конкурсе признала ее соответствующей требованиям документации. 

16.11.2023 Заказчиком опубликован протокол рассмотрения и оценки заявки единственного участника конкурса № 2891567, в соответствии с которым вторая часть заявки единственного участника ООО «СройТраст» (порядковый номер заявки 1) признана не соответствующей требованиям. В обоснование решения указано – несоответствие участника закупки требованиям документации (отсутствие у участника закупки опыта успешного выполнения СМР критерий № 2 конкурсной документации). В связи с тем, что по результатам рассмотрения второй части заявки единственного участника конкурса комиссия приняла решение о несоответствии заявки требованиям, предъявляемым к участникам закупки, конкурс признан несостоявшимся.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

Согласно части 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях данного Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В части 5 статьи 21.1 Закона № 214-ФЗ  указано, что Фонд субъекта Российской Федерации осуществляет закупки в соответствии с Законом о закупках. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 статьи 23 Закона № 214, вправе установить обязательные квалификационные требования к участникам закупок, связанные с поставкой товаров, выполнением работ или оказанием услуг, необходимых для завершения строительства объекта незавершенного строительства или объекта инфраструктуры, права на которые переданы в порядке, предусмотренном статьями 201.15.1 - 201.15.2-1 Закона № 127-ФЗ.

Такие требования установлены в приказе Минстроя России от 21.12.2020 № 810/пр «Об обязательных квалификационных требованиях к участникам закупок, связанных с поставкой товаров, выполнением работ или оказанием услуг, необходимых для завершения строительства объекта незавершенного строительства или объекта инфраструктуры, права на которые переданы в порядке, предусмотренном статьями 201.15-1 - 201.15-2-1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Так, в подпункте «а» пункта 2 Приказа № 810/пр установлено следующее обязательное квалификационное требование к участникам закупок, связанное с поставкой товаров, выполнением работ или оказанием услуг, необходимых для завершения строительства объекта незавершенного строительства или объекта инфраструктуры, права на которые переданы в порядке, предусмотренном статьями 201.15.1 - 201.15.2-1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127), это наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) хотя бы одного договора: на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в случае осуществления закупки на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, и начальная (максимальная) цена договора (цена лота), максимальное значение цены договора, заключаемого по результатам такой закупки, превышает 10 млн. рублей). При этом стоимость хотя бы одного такого исполненного договора должна составлять не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), максимального значения цены договора на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена договора (цена лота), максимальное значение цены договора превышает 50 млн. рублей.

При проведении открытого конкурса в электронной форме Заказчик руководствовался конкурсной документацией на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: 280 квартирный кирпичный жилой дом, расположенный по адресу: ул. Тарская, ул. Яковлева в Центральном АО. Идентификатор объекта: р-15627 (далее – Конкурсная документация) и положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд некоммерческой организации «Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства Омской области».

В пункте 12.7 раздела 2 Конкурсной документации Заказчик предъявил обязательное квалификационное требование к участнику закупки, указанное в подпункте «а» пункта 2 Приказа № 810/пр.

В целях подтверждения соответствия Заявителя установленным требованиям в составе заявки им представлен муниципальный контракт № 13-2019/с от 28.06.2019 на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта «строительство и реконструкция автомобильной дороги от моста им. 60-лет Победы по ул. 3-я Островская, ул. Крупской б. Архитекторов до ул. перелета».

Предметом муниципального контракта № 13-2019/с от 28.06.2019 является строительство и реконструкция автомобильной дороги от моста им. 60-лет Победы по ул. 3-я Островская, ул. Крупской б. Архитекторов до ул. Перелета. Объектом – автомобильная дорога.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);

Согласно п. 10.1 ч. 1 ст. 1 ГрК РФ линейный объект - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В соответствии с п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент) под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Пунктом 6 части 2 статьи 2 Технического регламента установлено, что здание - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

Вместе с тем полагаем возможным отметить, что согласно пункту 04.01. приказа Минстроя России от 02.11.2022 № 928/пр «Об утверждении классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально- технологическим особенностям (для целей архитектурно - строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства)» сооружения - автомобильные дороги относятся к виду объекта капитального строительства автомобильный транспорт. Объект закупки (280 квартирный кирпичный жилой дом) с учетом положений названного приказа Минстроя, относится к иному назначению и функционально-технологическим особенностям, а именно к пункту 01.02. - объекты для проживания. Соответственно, названные объекты капитального строительства, не являются идентичными как по своим функционально-технологическим особенностям, так и по идентичности выполняемых строительных работ.

Также, к объекту строительства в силу подпункта 5 пункта 1 ст. 201.1 Закона № 127 относятся - многоквартирный дом или дом блокированной застройки, или индивидуальный жилой дом либо здание (сооружение), предназначенное исключительно для размещения машино-мест, в отношении которых участник строительства имеет требование о передаче жилого помещения и (или) требование о передаче машино-места и нежилого помещения или имел данные требования до расторжения договора, предусматривающего передачу жилого помещения, и (или) договора, предусматривающего передачу машино-места и нежилого помещения, в том числе многоквартирный дом или дом блокированной застройки, строительство которых не завершено (далее - объект незавершенного строительства).

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона № 214 объектом долевого строительства является жилое или нежилое помещение, машино-место, подлежащее передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящее в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства, индивидуальный жилой дом в границах территории малоэтажного жилого комплекса.

Вместе с тем Приказ № 810/пр, регламентирующий установление обязательных квалификационных требований к участникам закупок, связанных с поставкой товаров, выполнением работ или оказанием услуг, необходимых для завершения строительства объекта незавершенного строительства или объекта инфраструктуры, права на которые переданы в порядке, предусмотренном статьями 201.15-1 - 201.15-2-1 Закона № 127, принят в целях урегулирования обязательств застройщиков, признанных банкротами, перед участниками долевого строительства.

В силу приведенных положений действующего законодательства, определяющих обязательные квалификационные требования к участникам закупок, связанные с выполнением работ, необходимых для завершения строительства объекта незавершенного строительства, а также принимая во внимание предмет оспариваемой закупки, действия Заказчика по признанию Заявителя не соответствующим требованиям, предъявляемым к участникам открытого конкурса, не противоречат Закону о закупках и требованиям Приказа № 810/пр, в связи, с чем довод Заявителя Комиссией отклоняется.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью СтройТраст» (ИНН 5501236824, ОГРН 1115543037268, юридический адрес: 644065, Омская область, г. Омск, ул. Нефтезаводская д. 28, корп. 2, кв. 69) на действия некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства Омской области» (ИНН 5503190237, ОГРН 1205500000430, юридический адрес: 644007, Омская область, г. Омск, ул. Третьяковская д. 43) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: 280 квартирный кирпичный жилой дом, расположенный по адресу: ул. Тарская, ул. Яковлева в Центральном АО. Идентификатор объекта: р-15627 (извещение № 32312899910 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 29.11.2023 № ГЛ/7463/23.

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны