Решение б/н по жалобе ООО "Форус" на действия ПАО "МРСК Сибири" от 19 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/18.1-171/2019

о признании жалобы обоснованной

 

19.03.2019                                                                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Форус» (далее – ООО «Форус», Заявитель, Общество) на действия публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее – ПАО «МРСК Сибири», Ответчик, Организатор торгов) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку окон ПВХ, дверей ПВХ для нужд филиала ПАО «МРСК Сибири» – «Омскэнерго» (извещение № 31907532556 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – Запрос котировок),

при участии представителя Заявителя: <...> (личность удостоверена паспортом),

при участии представителей Ответчика: <...> (доверенность № 55/38/198 от 13.11.2018, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность № 55/38/55/44 от 13.06.2018, личность удостоверена паспортом),

УСТАНОВИЛА:

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 07.03.2019 № 2279) на действия конкурсной комиссии ПАО «МРСК Сибири» при проведении Запроса котировок. По мнению Общества, Организатором торгов неправомерно определен победитель Запроса котировок. В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее.

Согласно пункту 3.12 извещения Запроса котировок заявке на участие в запросе котировок, в которой содержится наименьшее ценовое предложение, присваивается первый номер.

В пункте 3.13 извещения Запроса котировок установлено, что победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора. Для целей оценки заявок по ценовому критерию применяются ценовые предложения участников закупки без НДС.

ООО «Форус» представило в составе заявки ценовое предложение в сумме 987 998,00 рублей без НДС, при этом, Общество применяет упрощенную систему налогообложения.

Участник закупки ООО ПСК «ОЦПО», признанный победителем Запроса котировок, представил ценовое предложение в сумме 959 636,40 рублей без НДС, при этом, ООО ПСК «ОЦПО» применяет общий режим налогообложения (является плательщиком НДС), следовательно, окончательное ценовое предложение участника составит 1 151 563,68 рублей с учетом НДС.

В соответствии с пунктом 2.1 проекта договора цена договора указывается как без НДС, так и с учетом НДС.

В пункте 2.2 проекта договора установлено, что стоимость продукции согласована сторонами на момент заключения договора и определена в спецификации (приложение № 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего договора. Стоимость продукции указана с учетом транспортных расходов. Все налоги, сборы, отчисления и другие платежи, включая таможенные платежи и сборы, расходы на транспортировку продукции до места поставки, стоимость тары и упаковки, гарантийные обязательства, включены в стоимость продукции.

В спецификации к договору также указывается итоговая стоимость товаров, с учетом налогов.

Таким образом, цена договора с учетом ценового предложения ООО ПСК «ОЦПО» составит 1 151 563,68 рублей, в том числе НДС 20%, что превышает цену договора с учетом ценового предложения ООО «Форус» – 987 998,00 рублей без НДС, что влечет нарушение требований Федерального закона от 18.07.201 1 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

На основании изложенного, ООО «Форус» просит признать жалобу обоснованной и выдать постоянно действующей конкурсной комиссии ПАО «МРСК Сибири» предписание об отмене протокола по подведению итогов Запроса котировок от 05.03.2019.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 11.03.2019 № 05-2292 Ответчиком представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов.

На заседании Комиссии 19.03.2019 представители ПАО «МРСК Сибири» с доводами жалобы Общества не согласились и пояснили следующее.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Порядок проведения закупок товаров, работ, услуг ПАО «МРСК Сибири» установлен Законом о закупках и Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке), утвержденным Советом директоров ПАО «МРСК Сибири» (протокол от 17.12.2018 № 334) (далее – Положение о закупке).

Процедура проведения запроса котировок регламентирована разделом 8.1.12 Положения о закупке.

Порядок принятия решения о соответствии заявок участников закупки требованиям документации установлен в пункте 8.1.7.7 Положения о закупке.

В соответствии с пунктом 3.8 извещения Запроса котировок следующие участники признаны соответствующими требованиям извещения Запроса котировок: ООО «Химпроминструмент», ООО ПСК «ОЦПО», ООО «Форус».

Согласно пункту 5.2 приложения № 2 Положения о закупке в извещении о закупке и (или) документации о закупке устанавливается начальная (максимальная) цена договора с учетом НДС и начальная (максимальная) цена договора без учета НДС. В случае, если участник закупки находится на упрощенной системе налогообложения либо товары, работы, услуги участника не облагаются НДС, то цена, предложенная таким участником в заявке, не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену без учета НДС. Для целей оценки заявок по ценовому критерию применяются ценовые предложения участников закупки без НДС.

Пунктом 3.13 извещения Запроса котировок предусмотрено, что победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора. Для целей оценки заявок по ценовому критерию применяются ценовые предложения участников закупки без НДС, что соответствует приложению № 2 к Положению о закупке.

Таким образом, Ответчик полагает, что участник Запроса котировок – ООО Форус» надлежащим образом уведомлен и ознакомлен с порядком проведения процедуры Запроса котировок.

По результатам рассмотрения ценовых предложений участников Запроса котировок, первое место присуждено ООО ПСК «ОЦПО», предложившему наименьшую цену договора, участнику ООО «Форус» присуждено второе место.

По мнению ПАО «МРСК Сибири», жалоба Заявителя не содержит доказательств, подтверждающих наличие нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении Запроса котировок.

На основании изложенного, Ответчик просит считать жалобу необоснованной.

3.  Из представленных материалов и информации следует, что 15.02.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» было размещено извещение Запроса котировок.

Согласно извещению № 31907532556 дата начала и окончания срока подачи заявок: с 15.02.2019 по 21.02.2019. 

Дата начала проведения этапа рассмотрения заявок: с момента направления оператором ЕЭТП заказчику заявок на участие в запросе котировок, дата завершения этапа – 12.03.2019.

Дата подведения итогов Запроса котировок – 13.03.2019.

Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет: 1 010 894 рубля 41 копейка, кроме того НДС в размере 20% – 202 178,88 рублей.

Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) с учетом НДС составляет 1 213 073 рубля 28 копеек.

Начальная (максимальная) цена договора включает в себя: все затраты, накладные расходы, налоги, пошлины, таможенные платежи, страхование и прочие сборы, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) договора должен оплачивать в соответствии с условиями договора или на иных основаниях. Все расходы должны быть включены в расценки и общую цену заявки, представленной участником закупки.

В соответствии с протоколом № 19-6-Р-ОЭ заочного заседания постоянно действующей конкурсной комиссии по вскрытию конвертов и рассмотрению заявок, представленных на ЭТП на Запрос котировок от 04.03.2019, на участие в Запросе котировок поступило 3 заявки, которые признаны соответствующими требованиям извещения и допущены к участию в Запросе котировок.

Согласно протоколу № 19-6-И-ОЭ заочного заседания постоянно действующей конкурсной комиссии по подведению итогов Запроса котировок от 05.03.2019 победителем признано ООО ПСК «ОЦПО», стоимость заявки 959 636,40 рублей, без НДС.

Заявителю присвоено 2 место, стоимость заявки 987 998,00 рублей, без НДС.

Уведомлением Омского УФАС России от 11.03.2019 № 05-2292 Запрос котировок приостановлен.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей Учреждения, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках запрос котировок в электронной форме является одним из способов проведения конкурентных закупок.

Согласно части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

ПАО «МРСК Сибири» при организации и проведении Запроса котировок руководствовалось Положением о закупке, в котором содержатся требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 8.1.7.1 Положения о закупке рассмотрение, оценка и сопоставление заявок участников закупки осуществляется в соответствии с критериями и порядком оценки заявок, устанавливаемыми в документации о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Из содержания подпункта «д» пункта 7.4.2 Положения о закупке следует, что в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуг и максимальное значение цены договора (соблюдение данного требования является обязательным при проведении конкурентной закупки). В случае установления начальной (максимальной) цены договора (цены лота) должно содержаться четкое указание, включаются ли в стоимость продукции расходы на её транспортировку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и другие возможные платежи.

Типовые требования к участникам закупок, критерии и методики оценки заявок участников закупок установлены в приложении № 2 к Положению о закупках.

Согласно пункту 5.2 приложения № 2 к Положению о закупке в извещении о закупке и (или) документации о закупке устанавливается начальная (максимальная) цена договора с учетом НДС и начальная (максимальная) цена договора без учета НДС. В случае, если участник закупки находится на упрощенной системе налогообложения либо товары, работы, услуги участника не облагаются НДС, то цена, предложенная таким участником в заявке не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену без учета НДС. Для целей оценки заявок по ценовому критерию применяются ценовые предложения участников закупки без НДС.

Проведя анализ извещения о проведении Запроса котировок, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1.7 извещения о проведении Запроса котировок начальная (максимальная) цена договора (цена лота) включает все затраты, накладные расходы, налоги, пошлины, таможенные платежи, страхование и прочие сборы, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) договора должен оплачивать в соответствии с условиями договора или на иных основаниях. Все расходы должны быть включены в расценки и общую цену заявки, представленной участником закупки.

Из содержания пункта 3.12 извещения Запроса котировок следует, что заявке на участие в запросе котировок в которой содержатся наименьшее ценовое предложение, присваивается первый номер.

Согласно пункту 3.13 извещения о проведении Запроса котировок победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора. Для целей оценки заявок по ценовому критерию применяются ценовые предложения участников закупки без НДС.

В пункте 3 технического задания к извещению о проведении Запроса котировок установлен перечень и объемы поставки продукции, при этом, планируемая предельная цена договора установлена как с НДС, так и без него.

Пунктом 3.1 технического задания к извещению о проведении Запроса котировок установлено, что все налоги, сборы, отчисления и другие платежи, включая таможенные платежи и сборы, расходы на транспортировку продукции до места поставки, стоимость тары и упаковки, гарантийные обязательства, включены в стоимость заявки/предложения участника.

Раздел 2 проекта договора, содержащий условия о цене и порядке расчетов, заполняется по итогам проведения Запроса котировок путем включения в него условий исполнения договора, предложенных победителем Запроса котировок.

В пункте 2.1 проекта договора указывается цена договора, с отдельным указанием суммы НДС, а также общая цена договора с НДС.

Согласно пункту 2.1 проекта договора стоимость продукции согласована сторонами на момент заключения договора и определена в спецификации (приложение № 1), являющейся неотъемлемой частью договора. Стоимость продукции указана с учетом транспортных расходов. Все налоги, сборы, отчисления и другие платежи, включая таможенные платежи и сборы, расходы на транспортировку продукции до места поставки, стоимость тары и упаковки, гарантийные обязательства, включены в стоимость продукции.

В протоколе подведения итогов Запроса котировок от 05.03.2019 отражено итоговое распределение мест в порядке уменьшения степени выгодности.

 

Место

Наименование участника

Цена заявки, в руб. без НДС

1

ООО ПСК «ОЦПО»

959 636,40

2

ООО «Форус»

987 998,00*

3

ООО «Химпроминструмент»

996 228,25

*– участник применяет упрощенную систему налогообложения или освобожден от уплаты НДС.

 

При этом, окончательная цена договора заключаемого по результатам Запроса котировок в данном протоколе не указана.

Комиссией проанализированы котировочные заявки участников Запроса котировок, установлено, что в форме 9 «Сводная таблица стоимости поставок, работ (услуг)» ООО ПСК «ОЦПО», ООО «Химпроминструмент» указана итоговая цена продукции без НДС, сумма НДС, а также общая сумма ценового предложения с НДС. Участники подтверждают, что все налоги, сборы, отчисления и другие платежи, включая таможенные платежи и сборы, а также расходы на транспортировку продукции до склада заказчика и её разгрузку, стоимость тары и упаковки, гарантийные обязательства включены в стоимость заявки/предложения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Закон о закупках не содержит положений, допускающих предоставление хозяйствующим субъектам, являющимся плательщиками налога на добавленную стоимость, преимуществ при участии в закупках.

Как указывалось ранее в извещении о проведении Запроса котировок установлено несколько значений начальной (максимальной) цены договора (с НДС и без НДС).

Комиссия отмечает, что при определении в извещении о закупке начальной (максимальной) цены договора заказчик должен установить одно значение такой цены для всех участников закупки (независимо от применяемой ими системы налогообложения), указав при этом, содержит или нет установленная цена НДС. При этом, цена договора, заключаемого по результатам закупки, устанавливается в соответствии с ценой, предложенной в заявке победителя (независимо от применяемой им системы налогообложения).

Комиссия считает, что применение порядка оценки ценового предложения участника закупки, допускающего уменьшение ценового предложения участника, являющегося плательщиком НДС, может привести к созданию данным участникам преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения, то есть привести к созданию неравных условий и, соответственно, ограничению конкуренции, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Из содержания части 20 статьи 3.2 Закона о закупках следует, что победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Пунктами 3.12, 3.13 извещения Запроса котировок также установлено, что победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену договора.

Комиссия установила, что соответствии с котировочными заявками, цена договора, предложенная Заявителем, составляет 987 998,50 рублей, без НДС (освобожден от уплаты НДС), цена договора, предложенная победителем Запроса котировок (ООО ПСК «ОЦПО») составляет 1 151 563,68, с НДС, цена договора, предложенная третьим участником (ООО «Химпроминструмент»), составляет 1 195 545,90, с НДС.

В связи с чем, в силу части 20 статьи 3.2 Закона о закупках, пунктов 3.12, 3.13 извещения о проведении Запроса котировок участником закупки, заявка которого содержит наиболее низкую цену договора (987 998,50 рублей, без НДС), является  ООО «Форус». Цена договора, предложенная победителем Запроса котировок ООО ПСК «ОЦПО», выше, чем цена договора, предложенная Заявителем.

Учитывая, что Заявителем предложена самая низкая цена исполнения договора, ООО «Форус» неправомерно присвоено 2 место, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода Заявителя о том, что постоянно действующей конкурсной комиссией ПАО «МРСК Сибири» неправомерно определен победитель Запроса котировок.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Форус» (ИНН 5501105324,ОГРН 1075501002620) на действия публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ИНН ОГРН) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку окон ПВХ, дверей ПВХ для нужд филиала ПАО «МРСК Сибири» – «Омскэнерго» (извещение № 31907532556).

2. Выдать предписание постоянно действующей конкурсной комиссии ПАО «МРСК Сибири» об устранении нарушения, путем:

– отмены протокола № 19-6-И-ОЭ заочного заседания постоянно действующей конкурсной комиссии по подведению итогов запроса котировок в электронной форме              № 19-6-ОЭ на право заключения договора на поставку окон ПВХ, дверей ПВХ для нужд филиала ПАО «МРСК Сибири» – «Омскэнерго» от 05.03.2019;

– повторного рассмотрения всех заявок, поступивших на участие в Запросе котировок, без уменьшения ценовых предложений участников на сумму НДС.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                     <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                                 <...>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны