Постановление б/н Нарушение требований частей 1 и 3 статьи 28 Федерального зак... от 24 июня 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFП О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о предупреждении по делу об административном правонарушении
город Омск |
Дело № |
24 июня 2021 года |
055/04/14.3-625/2021 |
Врио заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) <…>, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 10.06.2021 и другие материалы дела, возбужденного по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении общества с ограниченной ответственностью ломбард «Ясон» (ИНН <…>, ОГРН <…>, юридический адрес: <…>, далее – ООО ломбард «Ясон», Общество),
в отсутствии законного представителя ООО ломбард «Ясон», извещенного надлежащим образом,
У С ТА Н О В И Л А:
Решением Комиссии Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 03.06.2021 по делу № 055/05/28-517/2021 распространенная 05.04.2021 ООО ломбард «Ясон» на фасаде здания № 42 корпус 1 по проспекту Мира в городе Омске (здание торгового комплекса «Европа») реклама «Ломбард БЕЗ ШТРАФА 0,1%» была признана ненадлежащей, нарушающей требования частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», реклама «ЛОМБАРД Основан в 2004 г. ЯСОН от 0,1%» - ненадлежащей, нарушающей требования части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»).
Комиссией Омского УФАС России также было принято решение о передаче материалов дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Протоколом об административном правонарушении от 10.06.2021 возбуждено дело № 055/04/14.3-625/2021 в отношении ООО ломбард «Ясон».
Доказательствами по делу об административном правонарушении, установленными протоколом и другими документами, подтверждено следующее.
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 05.04.2021 специалистом Омского УФАС России был установлен факт распространения на фасаде здания № 42 корпус 1 по проспекту Мира в городе Омске (здание торгового комплекса «Европа») рекламы следующего содержания:
- «Ломбард БЕЗ ШТРАФА 0,1%»;
- «ЛОМБАРД Основан в 2004 г. ЯСОН от 0,1%».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к ломбарду и оказываемым им услугам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон «О ломбардах») ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.
В пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») указано, что финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Ломбард как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 2 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» является финансовой организацией.
На основании части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
Частью 3 статьи 7 Закона «О ломбардах» установлено, что существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.
В вышеуказанной рекламе содержится информация только об одном существенном условии договора займа - процентной ставке (0,1%) при отсутствии остальных условий договора, влияющих на стоимость займа.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что «в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг».
Вместе с тем на момент фиксации рекламы «Ломбард БЕЗ ШТРАФА 0,1%» информация, предусмотренная частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в ней отсутствовала.
Согласно пояснениям ООО «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ» (вх. № 3964э от 19.04.2021) «…Между ООО «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ» и ООО ломбард «Ясон» 01.04.2021 года заключен договор № 123/21 НИ на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в соответствии с которым ООО ломбард «Ясон» представлено 2 места для установки и эксплуатации рекламной конструкции на фасаде здания…
В соответствии с п. 2.3.2 названного договора ООО ломбард «Ясон» обязан обеспечить соответствие содержания информации на рекламной конструкции требованиям Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38 «О рекламе».
В настоящее время ООО «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ» связалось с руководителем ООО ломбард «Ясон» и рекламные конструкции демонтированы».
На запрос Омского УФАС России директор ООО ломбард «Ясон» <…> дословно пояснил следующее: «…вся реклама, которая была размещена нами на фасаде здания ТК «Европа» по адресу: Проспект Мира 42/1, была заказана у рекламного агентства ООО «София» и был разработан макет с прописанным текстом условий представления займа. Понимаю, что мной не было проконтролировано точность исполнения заказа.
На данный момент сделан заказ на размещение информационного текста на все наши рекламный площади в срок до 30.04.2021 г. …».
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО ломбард «Ясон» является и рекламодателем, и рекламораспространителем.
В силу частей 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 1 статьи 2.10 КоАП РФ установлено, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, ООО ломбард «Ясон», имея возможность для соблюдения требований, установленных частями 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», не приняв все зависящие от Общества меры по их соблюдению, распространив ненадлежащую рекламу, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Место совершения административного правонарушения: г. Омск, пр. Мира, д. 42, корп. 1.
Время совершения административного правонарушения: 05.04.2021
Протокол по делу об административном правонарушении № 055/04/14.3-625/2021 составлен 10.06.2021 должностным лицом Омского УФАС России при участии посредством видеоконференцсвязи директора ООО ломбард «Ясон» <…>. Копия протокола и определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлены по юридическому адресу ООО ломбард «Ясон» (<…>) заказным письмом от 11.06.2021 № 06-5823, и, согласно информации, размещенной на официальном сайте ООО «Первая почтовая-ОМСК», данное письмо (трек-номер 13300110610493) доставлено 16.06.2021.
На момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение Обществом установленных Федеральным законом «О рекламе» требований, а также обстоятельства, вынуждающие его действовать в состоянии крайней необходимости, при рассмотрении дела не установлены.
При назначении наказания должностным лицом, рассматривающим дело № 055/04/14.3-625/2021, учитываются общие правила назначения административного наказания, предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ.
Должностным лицом, рассматривающим дело, в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность Общества (статья 4.2 КоАП РФ), признан факт совершения административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность (статья 4.3 КоАП РФ), не выявлено.
На основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте Федеральной налоговой службы России https://rmsp.nalog.ru подтверждают, что ООО ломбард «Ясон» является субъектом малого и среднего предпринимательства – малое предприятие (дата внесения сведений в реестр 01.08.2016).
Оценив характер и обстоятельства совершенного Обществом административного правонарушения, должностное лицо усмотрело основания для применения положений статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ, поскольку их применение в данной ситуации является справедливым, отвечающим принципу целесообразности юридической ответственности, характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения, соответствует как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 3.4, 4.1.1, 14.3, 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктом 7.12 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 23.07.2015 № 649/15, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.08.2015 № 38653,
П О С Т А Н О В И Л А:
Признать общество с ограниченной ответственностью ломбард «Ясон» (ИНН <…>, ОГРН <…>) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и применить к нему меру ответственности, предусмотренную частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
По истечении этого срока необжалованное и неопротестованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.
Врио заместителя руководителя управления <…>