Решение б/н - от 8 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение №  055/10/18.1-498/2020

о признании жалобы необоснованной

 

03.06.2020                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская консультационная фирма «Стандар-Аудит» (далее – ООО «АКФ «Стандар-Аудит», Общество, Заявитель) на действия заказчика акционерного общества «Омское радио» (далее – АО «Омское радио», Заказчик) при проведении открытого конкурса для отбора аудиторской фирмы на право заключения договора на оказание услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Омское радио» (извещение № 32009135286 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС)) (далее – Конкурс),

при участии посредством системы видеоконференц-связи представителя Заказчика – <...> (доверенность № б/н от 29.05.2020, личность удостоверена паспортом),

в отсутствие Заявителя, направившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (вх. Омского УФАС России № 5934 от 01.06.2020),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба ООО «АКФ «Стандар-Аудит» (вх. Омского УФАС России № 5616 от 26.05.2020) на действия АО «Омское радио» при проведении Конкурса.

По мнению Общества, АО «Омское радио» в конкурсной документации, утвержденной генеральным директором (далее – Документация), установило неправомерные  требования, ограничивающие количество потенциальных участников, а именно необходимость предоставления в составе заявки квалификационного аттестата аудитора (или его копии), выданного после 01.01.2011.

В связи с чем, ООО «АКФ «Стандар-Аудит» просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 27.05.2020 № 05-4721 Заказчиком представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе Общества, а также копии запрашиваемых документов.

В письменных пояснениях (вх. Омского УФАС России № 5838 от 29.05.2020)                   АО «Омское радио» с доводами Заявителя не согласилось, в обоснование своей позиции указало следующее.

АО «Омское радио» является акционерным обществом, в котором доля государственной собственности составляет 51%.

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности) предусмотрено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, проводится только аудиторскими организациями.

С 01.01.2012 года аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности (осуществления аудиторской деятельности), предусмотренной частью 3 статьи 5 Законом об аудиторской деятельности.

Поэтому, несмотря на то, что действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные до 01.01.2011 г. не подлежат обмену, и лица, имеющие эти квалификационные аттестаты, не обязаны проходить какое-либо переобучение и (или) пересдачу квалификационного экзамена. Тем не менее, аудит AO «Омское радио» может проводить только аудитор с «новым» аттестатом, полученным в соответствии с Законом об аудиторской деятельности после 01.01.2011 года, в противном случае, аудиторское заключение, будет являться недействительным.

В связи с чем, Заказчик просит признать жалобу Общества необоснованной.

3. Из представленных материалов и информации следует, что 07.05.2020 в ЕИС были размещены документы и информация о Конкурсе, в том числе: извещение о проведении Конкурса, Документация.

Согласно извещению № 32009135286 предметом является право на заключение договора на выполнение услуг по осуществлению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020, 2021, 2022 гг., подготовленной в соответствии со стандартами бухгалтерского учета.

Прием заявок на участие в Конкурсе осуществлялся Заказчиком с 07.05.2020 по 29.05.2020.

Дата подведения итогов Конкурса: 05.06.2020.

Уведомлением Омского УФАС России от 27.05.2020 № 05-4721 Закупка приостановлена.

4. Рассмотрев жалобу ООО «АКФ «Стандар-Аудит», представленные АО «Омское радио» документы, заслушав представителей сторон, Комиссия Омского УФАС России признала жалобу необоснованной исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Закона об аудиторской деятельности определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Частью 4.1 статьи 23 Закона об аудиторской деятельности установлено, что с 01.01.2012 аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности (осуществления аудиторской деятельности), предусмотренной частью 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности.

Аналогичная правовая позиция изложена в информационном сообщении Министерство финансов Российской Федерации № 5 «В связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Согласно части 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

При рассмотрении дела Комиссией Омского УФАС России установлено, что согласно информации, размещенной в ЕИС 09.09.2016, АО «Омское радио» является хозяйственным обществом, в уставном капитале которого доля государственного участия в совокупности превышает пятьдесят процентов, следовательно, относится к субъектам, указанным в части 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности.

Порядок проведения открытых конкурсов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен статьями 48-54  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.

Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, требования к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Подпунктом «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно информацию об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям к таким участникам, установленным в документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), являющихся объектом закупки.

Согласно пунктом 4.1 Документации к участникам закупки устанавливаются требования о соответствии участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим аудиторскую деятельность.

Пунктом 6.3.5.3 Документации установлено, что для подтверждения наличия у руководителя участника закупки или лица, им уполномоченного на подписание аудиторского заключения, квалификационного аттестата аудитора необходимо представить квалификационный аттестат аудитора (или его копии), выданный в соответствии с приказом Минфина России от 06.12.2010 № 161н «Об утверждении Порядка выдачи квалификационного аттестата аудитора и формы квалификационного аттестата аудитора, после 01.01.2011».

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, Комиссия Омского УФАС России приходит к выводу, что АО «Омское радио» правомерно установило требование о предоставлении  квалификационного аттестата аудитора, выданного после 01.01.2011 года, поскольку для проведения аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, такой квалификационный аттестат требуется в силу Закона об аудиторской деятельности.

Таким образом, в действиях Заказчика, выразившихся в установлении вышеуказанного требования к участникам Конкурса, Комиссия Омского УФАС России нарушение положений Закона о контрактной системе не установила.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,  Комиссия Омского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Аудиторская консультационная фирма «Стандар-Аудит» на действия заказчика акционерного общества «Омское радио» при проведении открытого конкурса для отбора аудиторской фирмы на право заключения договора на оказание услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Омское радио» (извещение № 32009135286).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 27.05.2020  №  05-4721.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны