Решение б/н - от 24 мая 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/10/18.1-354/2019

о признании жалобы необоснованной

 

24.05.2019                                                                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу <...> (далее – Заявитель) на действия организатора торгов – конкурсного управляющего ООО «Новострой Проект» <...> (далее – Организатор торгов, Ответчик) при проведении торгов посредством публичного предложения по лоту № 2 – право требования взыскания задолженности с Аббасова Заура Джалаловича (объявление о торгах № 3519248 от 27.02.2019 опубликовано в ЕФРСБ) (далее – Торги),

при участии представителя Заявителя – <...> (доверенность № 55АА2125434 от 14.05.2019, личность удостоверена паспортом);

при участии представителя Ответчика – <...> (доверенность № 55АА1827057 от 07.12.2017, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. № 4506 от 06.05.2019), который полагает, что Ответчик при проведении Торгов нарушил положения Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве). В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее.

Решением комитета кредиторов ООО «Новострой Проект» утверждено Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника (протокол № 2 от 07.11.2018) (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 3.4 Положения решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов.

В силу пункта 3.5 Положения решение об отказе заявителя в допуске к участию в торгах принимается в случае если:

– заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, указанным в сообщении о проведении торгов;

– представленные заявителем документы не соответствуют установленным им требованиям и недостоверны;

– поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

При регистрации заявки участник торгов указывает сведения о наличии либо отсутствии заинтересованности по отношению к организатору торгов.

По мнению Заявителя, победитель Торгов – <...> является лицом, заинтересованным по отношению к организатору торгов – конкурсному управляющему ООО «Новострой Проект» <...>.

По смыслу пункта 1 статьи 19 Закона о банкротстве к заинтересованным лицам должника относятся лица, которые входят с ним в одну группу лиц, либо являются по отношению к нему аффилированными.

В силу абзаца 3 статьи 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» аффилированные лица – физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Заявитель считает, что в рассматриваемом случае имеются признаки, указывающие на аффилированность участника Торгов <...> по отношению к конкурсному управляющему <...>, ввиду следующего:

1) <...> является директром ООО «ЦП «Консультантъ55», единственным участником данной организации является <...>.

2) <...> является также директором и единственным участником  ООО «А-Консалтинг», данная организация располагается и зарегистрирована по адресу: город Омск, ул. Волочаевская, д. 19 Д.

3) По адресу: город Омск, ул. Волочаевская, д. 19 Д осуществляет свою деятельность конкурсный управляющий ООО «Новострой Проект» <...>, который по указанному адресу проводит собрание кредиторов.

4) <...> представляет интересы конкурсного управляющего <...> в деле о банкротстве ООО «Новострой Проект», а также в иных делах.

5) Согласно отзывам потребителей в информационной системе «Фламп» omsk.flamp.ru <...> является руководителем ООО «А-Консалтинг».

Посредством корпоративного участия <...> с <...>, конкурсный управляющий <...> имеют возможность оказывать влияние на действия участников торгов.

Таким образом, <...> и <...> имеют возможность согласовывать свои действия при проведении торгов.

По мнению Заявителя, участник Торгов <...> в своей заявке указал недостоверные сведения об отсутствии заинтересованности по отношению к Организатору торгов, в связи с чем, данная заявка подлежала отклонению.

Заявитель также полагает, что заявка на участие в Торгах от имени <...> и информация о Торгах от имени конкурсного управляющего ООО «Новострой Проект» направлялась с одного IP-адреса.

На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Организатору торгов предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в связи с необходимостью получения дополнительной информации, рассмотрение жалобы по существу перенесено на 24.05.2019.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 07.05.2019 № 05-4328, Ответчиком представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов.

На заседаниях Комиссии 15.05.2019, 24.05.2019 представитель Ответчика с доводами жалобы не согласился, высказался согласно возражениям Организатора торгов на жалобу <...>, отметив следующее.

По смыслу статьи 19 Закона о банкротстве заинтересованными лицами по отношению к должнику признаются лицо, которое в соответствии с Законом о защите конкуренции входит в одну группу лиц с должником, лицо которое является аффилированым лицом должника.

Согласно 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» аффилированные лица – физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

– лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

– юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал, вклады, доли данного юридического лица.

Ответчик полагает, что довод Заявителя о возможности <...> влиять на принимаемые <...> решения является необоснованным. То обстоятельство, что <...> является директором общества, участником которого является <...>, не может свидетельствовать о влиянии <...> на принятие решений <...>, тем более в решениях, не связанных с интересами ООО «ЦП «Консультантъ55» (приобретателем права является гражданин <...>, а не ООО «ЦП «Консультантъ55»).

Организатор торгов также отмечает, что <...>, через которую Заявитель связывает организатора торгов и победителя торгов, с октября 2018 годы выбыла на постоянное место жительства в город Москву.

Также не свидетельствует о возможности осуществлять влияние на принимаемые <...> решения то обстоятельство, что одно или несколько обществ зарегистрированы по одному адресу. В одном из нежилых помещениях, разделенных на несколько отдельных офисных помещений, осуществляет свою деятельность конкурсный управляющий <...>.

Ответчик отмечает, что целью проведения торгов по продаже имущества должника является получение наиболее высокой цены за нее, так, победителем Торгов <...> предложена цена – 300 001 рубль, <...> предложена цена равная 210 000 рублей. Следовательно, права кредиторов и должника действиями <...> не нарушены.

На основании изложенного, Ответчик просит считать жалобу необоснованной.

3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте ЕФРСБ, Комиссией установлено следующее.

27.02.2019 на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве опубликовано извещение о проведении торгов посредством публичного предложения по реализации имущества должника, в том числе лот № 2 – право требования взыскания задолженности с Аббасова Заура Джалаловича. Начальная цена лота 1 008 000 рублей.

Аналогичное извещение опубликовано в газете «Коммерсантъ» № 38 (6518) от 02.03.2019.

Дата начала подачи заявок: 05.03.2019.

Дата окончания подачи заявок: 18.04.2019.

Периоды приема заявок и снижения цены лота № 2: 05.03.2019 – 09.03.2019 (1 008 000 рублей), 10.03.2019 – 14.03.2019 (907 200 рублей), 15.03.2019 – 19.03.2019 (806 400 рублей), 20.03.2019 – 24.03.2019 (705 600 рублей), 25.03.2019 – 29.03.2019 (604 800 рублей), 30.03.2019 – 03.04.2019 (504 000 рублей), 04.04.2019 – 08.04.2019 (403 200 рублей), 09.04.2019 – 13.04.2019 (302 400 рублей), 14.04.2019 – 18.04.2019 (201 600 рублей).

В соответствии с протоколом об определении участников торгов № 003175/2 от 19.04.2019 в период 14.04.2019 – 18.04.2019 на участие в Торгах поступило 2 заявки.

Согласно протоколу результатов проведения торгов № 003175/2 от 19.04.2019 <...> признан победителем Торгов с предложением о цене продажи имущества  300 001 рубль.

Уведомлением Омского УФАС России от 07.05.2019 № 05-4328 Торги приостановлены.

4.  Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего. 

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Поскольку федеральным законодательством предусмотрена возможность обращения в антимонопольный орган, установлен порядок рассмотрения жалоб (части 1, 3 статьи 18.1, пункты 3.1, 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) и в законе не содержится изъятий в отношении торгов, проводимых в ходе проведения банкротных процедур, следовательно, антимонопольный орган полномочен рассматривать жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, в том числе конкурсного управляющего.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о банкротстве данный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Согласно части 1 статьи 124 Закона о банкротстве принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.

Решением Арбитражного суда Омской области от 28.10.2016 по делу № А46-7612/2016 ООО «Новострой Проект» признано несостоятельным (банкротом). В отношении ООО «Новострой Проект» конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден <...>.

В соответствии с частью 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном главой 7 Закона о банкротстве.

Частью 3 статьи 139 Закона о банкротстве установлено, что после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном частями 3–19 статьи 110 и частью 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 Закона о банкротстве.

В случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения (часть 4 статьи 139 Закона о банкротстве).

Частью 4 статьи 139 Закона о банкротстве установлено, что при продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 Закона о банкротстве, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 Закона о банкротстве.

Право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

В случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

Согласно части 11 статьи 110 Закона о банкротстве заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.

Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:

– наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);

– фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);

– номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.

Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

Частью 12 статьи 110 Закона о банкротстве установлено, что решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны.

В соответствии с частью 4 статьи 19 Закона о банкротстве заинтересованными лицами по отношению к арбитражному управляющему, кредиторам признаются лица в соответствии с пунктами 1 и 3 настоящей статьи, то есть лица, которые в соответствии с Законом о защите конкуренции входят в одну группу лиц, и аффилированные лица, а также те лица, которые признаются заинтересованными лицами по отношению к должнику-гражданину (его супруг, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, родители, дети, сестры и братья супруга).

По смыслу статьи 53.2 Гражданского кодекса Российской Федерации аффилированность – это отношения связанности лиц между собой.

Понятие аффилированных лиц дано в статье 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее – Закон № 948-1), согласно которому аффилированные лица – это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

  • лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;
  • юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Понятие группы лиц дано в статье 9 Закона о защите конкуренции, согласно которой группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам указанным в части 1 указанной статьи.

Оценив довод Заявителя о том, что победитель торгов <...> является лицом, заинтересованным по отношению к конкурсному управляющим <...>, Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае указанные лица не соответствуют требованиям, установленным в части 4 статьи 19 Закона о банкротстве.

Кроме того, <...> и <...> не отвечают признакам, установленным в статье 9 Закона о защите конкуренции, в связи, с чем не могут быть признаны группой лиц.

Комиссия считает, что <...> и <...> также не являются аффилированными лицами. То обстоятельство, что <...> является директором ООО «ЦП «Консультантъ55», единственным участником которого является <...>, не может свидетельствовать о влиянии <...> на действия <...> через <...>.

Довод Заявителя о том, что заявка на участие в Торгах от имени <...> и информация о проведении Торгов от имени конкурсного управляющего ООО «Новострой Проект» направлялись с одного IP-адреса не нашел своего подтверждения при рассмотрении дела № 055/10/18.1-354/2019.

Омским УФАС России направлен запрос на электронную торговую площадку «Электронные системы Поволжья», согласно полученному ответу оператор электронной площадки не осуществляет мониторинг, фиксацию, идентификацию по отношению к пользователям, и не хранит информацию об IP-адресах внешних соединений пользователей. Комиссия отмечает, что Заявителем также не представлено доказательств того, что заявка <...> и информация о Торгах размещалась с одного IP-адреса.

Таким образом, Комиссия считает, что доводы Заявителя о предоставлении <...> в составе заявки на участие в Торгах недостоверных сведений, являются несостоятельными, в связи с чем, Комиссия не усматривает в действиях конкурсного управляющего ООО «Новострой Проект» <...> нарушения Закона о банкротстве при проведении Торгов.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу <...> на действия организатора торгов – конкурсного управляющего ООО «Новострой проект» <...> при проведении торгов посредством публичного предложения по лоту № 2 – право требования взыскания задолженности с Аббасова Заура Джалаловича (объявление о торгах № 3519248 от 27.02.2019 опубликовано в ЕФРСБ).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 07.05.2019 № 05-4328.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Заместитель председателя Комиссии                                                                                <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                                 <...>

 

                                                                                                                        

Связанные организации

Связанные организации не указаны