Решение б/н - от 28 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение 055/07/3-473/2021

о признании жалобы обоснованной

 

28.05.2021                                                                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия Омского УФАС России) в составе:

<...> заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...>– начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...>– главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...>  – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона                       от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу ООО «Научно-технический центр Экологическая безопасность Сибири» (далее-Общество, Заявитель) на действия АО «Транснефть - Западная Сибирь» (далее-Заказчик, Ответчик) при проведении конкурса в электронной форме на техническое обслуживание и текущий ремонт автоматических установок пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объектах Новосибирского РНУ» (извещение № 32110224510) (далее – Конкурс, закупка).

при участии представителя ООО «Научно-технический центр Экологическая безопасность Сибири»: <...>,

при участии представителей АО «Транснефть - Западная Сибирь»: <...>; <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба ООО «Научно-технический центр Экологическая безопасность Сибири» (вх. 4479э от 11.05.2021), которое полагает, что АО «Транснефть - Западная Сибирь» необоснованно указало в техническом задании требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации (далее - СРО) в области строительства.

            В обоснование своей позиции Заявитель указывает, что пунктом 2 Технического задания предусмотрена необходимость в наличии у участника закупки свидетельства СРО с допусками на осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии). Согласно документации о закупке и техническому заданию работы не являются капитальными. Также, под предметом закупки предусмотрено техническое обслуживание и текущий ремонт автоматических установок пожарной сигнализации систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объектах Новосибирского РНУ. Кроме того, Заявитель считает, что объект, на котором будут выполняться работы, не является особо опасным и технически сложным.

 В связи с чем, считает, что Заказчик не вправе  устанавливать требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации, если объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту.

На основании вышеизложенного, ООО «Научно-технический центр Экологическая безопасность Сибири» просит признать его жалобу обоснованной, провести проверку действий Заказчика на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, в случае выявления нарушений привлечь виновных лиц к административной ответственности, а также выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 13.05.2021 № 05-4562 АО «Транснефть - Западная Сибирь» представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя (вх. № 4861 от 17.05.2021), а также копии запрашиваемых документов.

На заседаниях Комиссии представитель Ответчика с доводами жалобы Заявителя не согласился, высказался согласно возражениям АО «Транснефть - Западная Сибирь» на жалобу ООО «Научно-технический центр Экологическая безопасность Сибири», отметив, что объекты, на которых будут выполнены работы, являются опасными производственными объектами в силу прямого указания закона.

Соответствующие работы по ремонту и обслуживанию необходимо провести не только в административном здании аппарата управления, но и на нефтеперекачивающих станциях, являющихся неотъемлемой частью магистрального нефтепровода, а также на линейных производственно-диспетчерских станциях, являющихся  производственными подразделениями предприятия и обеспечивающих бесперебойную работу, находящегося на магистральном нефтепроводе, оборудования. Вышеуказанным производственным объектам Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлен статус опасных производственных объектов.

По мнению Заказчика, обладание таким свидетельством гарантирует высокое качество оказания необходимых Заказчику услуг.

Кроме того, предметом закупки предполагается выполнение работ, которые оказывают влияние на  безопасность объектов капитального строительства.

В связи с вышеизложенным, представитель Ответчика считает действия АО «Транснефть - Западная Сибирь» законными, просит признать жалобу Заявителя  необоснованной, в удовлетворении требований отказать. 

3. В связи с необходимостью истребования документов в заседании Комиссии  был  объявлен   перерыв  до 15:00 час. 28.05.2021, о чем стороны были надлежащим образом уведомлены.

4. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт), Комиссией Омского УФАС России установлено, что АО «Транснефть - Западная Сибирь» на официальном сайте 23.04.2021  разместило извещение об осуществлении закупки (далее - извещение).

Предметом закупки 1100-A05-К-Y03-00440-2021 являлось техническое обслуживание и текущий ремонт автоматических установок пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объектах Новосибирского РНУ.

Начальная (максимальная) цена договора: 4 505 315,52 рублей c учетом всех налогов и сборов, в том числе НДС.

Согласно извещению прием заявок на участие в закупке осуществлялся Ответчиком с даты размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС (23.04.2021) до 11.05.2021 14:00.

Дата подведения итогов закупки – 26.05.2021 11:00.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 12.05.2021 № 1100-A05-К-Y03-00440-2021/В на участие в закупке поступило 4 заявки, в том числе заявка ООО «Научно-технический центр Экологическая безопасность Сибири» (участник № 4).

В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 13.05.2021 № 05-4562 заключение договора приостановлено.

5. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом                от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. 

Поскольку в жалобе ООО «Научно-технический центр Экологическая безопасность Сибири» указало на нарушение Заказчиком Закона о закупках, Омским УФАС России жалоба Заявителя была принята и рассмотрена по существу.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок (включая способы закупки) порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

            Заказчик при проведении Конкурса руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» (далее - Положение о закупке), в соответствии с которым разработано извещение об осуществлении закупки № 32110224510, а также разработана документация о закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

Частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке заказчика.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях Закона о закупках понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Осуществление закупки товаров, работ, услуг путем проведения конкурса  регламентируется главой 6 Положения о закупке.

Согласно пункту 6.2 Положения о закупке, конкурс в электронной форме, осуществляется с учетом норм, этапов и требований к этапам, установленных Законом о закупках.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии предоставил свидетельство о регистрации № А61-00803 от 16.06.2021 о том,  что в отношении производственных объектов, на которых будут проводится ремонтные работы, установлен статус опасных производственных объектов.

Пунктом 2 Технического задания на закупку «Потребность в разрешительных документах на право осуществления деятельности» предусмотрено требование о наличии у участника закупки свидетельства СРО с допусками на осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии), а также наличие лицензии министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Вопросы наличия членства в СРО для определенных видов работ регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Положение части 2 статьи 52 ГрК РФ, устанавливающее, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ, утратило силу с 01.07.2017 г., в связи с вступлением в силу подпункта «а» пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно редакции части 2 статьи 52 ГрК РФ, действующей с 01.07.2017, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 ГрК РФ. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.02.2018 № 7026-АС/08 раскрыты два понятия такие как текущий ремонт и капитальный ремонт. Так к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются. К капитальному ремонту относится восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.

В связи с чем, согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ членство в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства необходимо только лицам, осуществляющим работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. Соответственно, членство в СРО для выполнения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту объектов капитального строительства не требуется.

Комиссия, оценив документацию о проведении конкурса, в том числе техническое задание на закупку, приходит к выводу, что предметом закупки является текущий ремонт объекта капитального строительства. В связи с чем, наличие у участника закупки обязательного членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется.

Таким образом, довод подателя жалобы, что АО «Транснефть - Западная Сибирь» необоснованно установило в техническом задании требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, Комиссия признает обоснованным.

Частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Принимая решение о выдаче предписания, Комиссия учитывает, что срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе окончен 11.05.2021, в связи с чем, правовые основания для внесения изменений в документацию о закупке отсутствуют.

При таких обстоятельствах, Комиссия принимает решение об аннулировании закупки.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «Научно-технический центр Экологическая безопасность Сибири» на действия АО «Транснефть - Западная Сибирь» при проведении конкурса в электронной форме на техническое обслуживание и текущий ремонт автоматических установок пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объектах Новосибирского РНУ» (извещение № 32110224510).

2. Выдать АО «Транснефть - Западная Сибирь» предписание об аннулировании конкурса в электронной форме на техническое обслуживание и текущий ремонт автоматических установок пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объектах Новосибирского РНУ» (извещение № 32110224510)

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        <...>

 

Члены Комиссии                                                                                  <...>

 

<...>

 

<...>

 

<...>

 

<...>

 

 

 

 

 

           

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны