Определение б/н Нарушение требований пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5 Фе... от 8 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 055/05/5-363/2021

о возбуждении дела по признакам нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

08 апреля 2021 года                                                                                                                                   г. Омск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…>– заместитель руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения <…> (далее – <…>) требований пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России  из Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области поступило обращение Военного комиссара Центрального и Сеймского округов города Курска по факту распространения в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/prizyva_net?utm_ source=vkcom&utm_campaign)  информации следующего содержания: «Вашему сыну 18-24, и вы не хотите отпускать его в армию? Выиграйте военный билет для него! 21 января состоится розыгрыш 10 договоров с компанией ПризываНет – это законная помощь призывникам по всей России, и основатель нашей компании, Михаил Сухарев, в прямом эфире подарит десяти счастливчикам военные билеты!...».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена  адрес неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания к  услугам, в том числе по освобождению граждан от службы в армии.

Согласно положениям статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»).

В пункте 1 статьи 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» указано, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На основании статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:

- о призыве на военную службу;

- о направлении на альтернативную гражданскую службу;

- о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

- об освобождении от призыва на военную службу;

- о зачислении в запас;

- об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Таким образом, полномочиями на принятие решения об освобождении от военной службы обладают только призывные комиссии.

Пунктом  20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что  информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В  части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» установлено, что  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

По информации, представленной ООО «В Контакте» (вх. № 2166 от 03.03.2021), вышеуказанная реклама была размещена ООО «Эффективный СММ» на основании договора № 1900013591 от 01.01.2021, заключенного между ООО «В Контакте» и ООО «Эффективный СММ».

Согласно пояснениям ООО «Эффективный СММ» (вх. № 2257 от 05.03.2021) лицом, «…в чьих действиях потенциально могут содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе, является <…>, как рекламодатель и заказчик рекламной  публикации…».

На запрос Омского УФАС России <…> были представлены следующие пояснения (вх. № 3310 от 02.04.2021): «…Пост с аналогичным содержанием размещался мной лично в группе социальной сети «Вконтакте» по адресу https://vk.com/prizyva_net в январе 2021 года. ООО «Вконтакте», а также ООО «Эффективный СММ» какого-либо отношения к данной публикации не имели…

…Обращаю внимание на то, что данные посты оставались в публикации всего несколько дней, были практически сразу удалены и в настоящий момент такой текст нигде не фигурирует…».

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», <…> является и рекламодателем, и рекламораспространителем.

Частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» установлено, что за нарушение требований пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» ответственность несет рекламодатель.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 2, 13, 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

ОПРЕДЕЛИЛА:

 1. Возбудить производство по делу № 055/05/5-363/2021 по признакам нарушения требований пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 2. Признать лицами, участвующими в деле:

- заявитель - <…>;

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе -  <…>.

3. Назначить дело №  055/05/5-363/2021 к рассмотрению на 29 апреля 2021 в 15:00 часов по адресу: 644010,  г. Омск, пр. К. Маркса, д. 12 А, к. 102.

4. <…> в срок до 27 апреля 2021 года представить в адрес Омского УФАС России письменный отзыв на настоящее определение (при необходимости).

В связи с эпидемиологической обстановкой рассмотрение дела осуществляется дистанционно.

Ссылки на предоставление возможности участия в рассмотрении дела об административном правонарушении путем видеоконференцсвязи (далее – ВКС): https://fas3.tconf.rt.ru/c/5203581217.

С инструкцией для участников ВКС можно ознакомиться по ссылке: https://fas.gov.ru/in_ca.pdf.

Председатель Комиссии   <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны