Решение б/н Решение по делу от 16 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ 

по делу № 055/05/28-378/2021

 

16 июня 2021 года                                                           город  Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – (…)

члены Комиссии: (…)

рассмотрев материалы дела № 055/05/28-378/2021, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ирлицинъ и Ко», адрес: 644520, Омская область, Омский район, село Троицкое, ул. Тенистая, д. 2, кв. 93, ИНН 5528048730, ОГРН 1205500012222 (далее – ООО «Ирлицинъ и Ко», Общество) по признакам нарушения части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие заявителя и представителя заинтересованного лица Сибирского Главного управления ЦБ РФ,  извещенных надлежащим образом, а также лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Ирлицинъ и Ко», в извещении которого приняты необходимые меры,

 

УСТАНОВИЛА:

                                        

В адрес Омского УФАС России Прокуратурой Омской области, Управлением Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Уральском федеральном округе было передано по подведомственности заявление гражданина по факту распространения на территории города Омска ненадлежащей рекламы финансовых услуг.

Кроме того, по аналогичному факту размещения рекламы прокуратурой Кировского административного округа  г. Омска направлены материалы Сибирского ГУ Банка России.

В рамках рассмотрения поступивших материалов Омским УФАС России был осуществлен выезд по адресу: г. Омск, пр. Комарова, д. 8Г, по итогам которого зафиксирован факт размещения на нестационарном торговом объекте (далее – НТО) информации следующего содержания: «Ломбард принимаем продаем».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к ломбарду, оказываемым услугам.

МУП г. Омска «Муниципальные рынки» представлена информация от 30.03.2021 № 01-08/153 о том, что (...)

Определением Омского УФАС России от 13.04.2021 в отношении  ООО «Ирлицинъ и Ко»   возбуждено дело № 055/05/28-378/2021, заседание Комиссии назначено на 05.05.2021 в 15:00 час.

Вместе с тем Указом Президента Российской Федерации от 23.04.2021 № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 года» с 4 по 7 мая 2021 г. включительно установлены нерабочие дни.

Пунктом 1.4 приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.04.2021 № 408/21 «Об организации работы территориальных органов ФАС России в период с 4 по 7 мая 2021» в целях обеспечения законных прав и интересов лиц, участвующих в рассмотрении дел об административных правонарушениях, руководителям территориальных органов ФАС России предписано принять меры по переносу дат рассмотрений, ранее назначенных на период с 4 по 7 мая 2021г., на рабочие дни.

Определением Омского УФАС России от 28.04.2021 рассмотрение дела  было отложено на 12.05.2021 в 15:30 часов, срок рассмотрения дела продлен.

Учитывая, что на момент рассмотрения дела (12.05.2021) Комиссия не располагала сведениями о надлежащем уведомлении ООО «Ирлицинъ и Ко» о дате и времени заседания (а также о получении определения о возбуждении дела, определения об отложении и продлении срока рассмотрения), принято решение об отложении рассмотрения настоящего дела.

Определение об отложении направлено Омским УФАС России по юридическому адресу ООО «Ирлицинъ и Ко» заказным письмом с уведомлением от 13.05.2021 № 06-4629, согласно сведениям сайта АО «Почта России» https://www.pochta.ru/ на момент рассмотрения дела указанное письмо хранится в почтовом отделении с пометкой «неудачная попытка вручения».

Согласно части 1 статьи 165.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано: «…по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ)…

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу».

Таким образом, Омским УФАС России были предприняты все необходимые меры для надлежащего уведомления ООО «Ирлицинъ и Ко» о рассмотрении дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Федеральный закон «О ломбардах») ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» (часть 1.1 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах»).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 2.3 Федерального закона «О ломбардах» государственный реестр ломбардов ведется Центральным Банком Российской Федерации.

Учитывая, что  ООО «Ирлицинъ и Ко» не включено в государственный реестр ломбардов, следовательно, не имеет право осуществлять деятельность ломбарда и рекламировать такую деятельность.

Если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается (часть 14 статьи 28 Федерального «О рекламе»).

Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

По определению, ООО «Ирлицинъ и КО» является и рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившем объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом, и рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющем распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ООО «Ирлицинъ и Ко» требований части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении наружной рекламы осуществляемых ломбардом финансовых услуг.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него  действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения  реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

Учитывая пояснения МУП г. Омска «Муниципальные рынки» о том, что с 01.01.2021 торговое место передано в пользование другому индивидуальному предпринимателю и реклама демнтирована (акт от 15.06.2021), Комиссией принято решение об отсутствии необходимости в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу «Ломбард принимаем продаем», распространенную ООО «Ирлицинъ и Ко»  (ИНН 5528048730, ОГРН 1205500012222), ненадлежащей, нарушающей требования части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Ирлицинъ и Ко» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 17.06.2021.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны