Решение б/н - от 30 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 055/01/11-81/2022

 

Резолютивная часть оглашена 29 июня 2022 года

изготовлено в полном объеме 30 июня 2022 года                                                                               г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по
рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<…>- заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…>– заместителя начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

<…>- главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена
Комиссии;

<…>– ведущего специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена
Комиссии,

(далее – Комиссия Омского УФАС России, Комиссия),

рассмотрев материалы дела № 055/01/11-81/2022 о нарушении антимонопольного
законодательства, возбужденного приказом руководителя Омского УФАС России № 29 от 09.02.2022 по заявлению ООО «Компания «Альком», по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите
конкуренции) в действиях БУЗОО «Омская ЦРБ» и
ООО «Сибтрансэкспедиция», выразившихся в
заключении между ними антиконкурентного соглашения в устной форме о предоставлении
преимущества
ООО «Сибтрансэкспедиция» при участии в аукционе № 0352300080621000083,

в присутствии представителей ответчиков:

БУЗОО «Омская ЦРБ» - <…> (доверенность);

ООО «Сибтрансэкспедиция» - <…> (доверенность);

в отсутствие заявителя ООО «Компания «Альком»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области в результате
рассмотрения заявления ООО «Компания «Альком», на предмет соответствия антимонопольному
законодательству действий БУЗОО «Омская ЦРБ» и
ООО «Сибтрансэкспедиция» при организации и проведении электронного аукциона № 0352300080621000083 на поставку автомобильных камер и шин и заключении контракта № 2021.83 от 26.10.2021, установлено следующее.

06.10.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС)
БУЗОО «Омская ЦРБ» (далее – заказчик) были размещены извещение о проведении электронного аукциона № 0352300080621000083 и документация об электронном аукционе с начальной
(максимальной) ценой контракта 385700 руб.

Протоколом от 15.10.2021 заявка единственного участника электронного аукциона
ООО «Сибтрансэкспедиция» (далее - общество, участник закупки, поставщик) признана
соответствующей требованиям документации об электронном аукционе. Электронный аукцион признан несостоявшимся.

26.10.2021 заказчиком заключен контракт с ООО «Сибтрансэкспедиция» № 2021.83 с ценой контракта 385700 руб.

15.12.2021 Омским УФАС России было получено (вх. № 12218) заявление
ООО «Компания «Альком», содержащее информацию о признаках нарушения законодательства
Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а также антимонопольного законодательства. В заявлении, в частности было указано, о том, что
 производство товара с характеристиками, установленными в описании объекта закупки,
отсутствует.

Согласно статье 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Кроме того, пунктом 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -
ГК РФ) предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, а в статье 10 ГК РФ конкретизируется запрет на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

При этом частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Таким образом, заказчики должны исходить из целей максимального удовлетворения, как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки.

В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на оказание услуги с использованием товаров, обладающих именно теми характеристиками, которые соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога товаров, работ, услуг).

Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145
«Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Материалами, полученными в результате рассмотрения заявления ООО «Компания «Альком» установлено, что описание объекта заказчика сформировано в разделе II «Наименование и описание объекта закупки» документации об электронном аукционе.

Заказчику (БУЗОО «Омская ЦРБ») требовались шины пневматические для легкового автомобиля со следующими характеристиками:

 

№ п/п

Наименование товара

 

Количество, единица измерения

Характеристики товара

Наименование характеристики

Значение характеристики

Единица измерения

Обоснование необходимости указания дополнительной информации, дополнительных потребительских свойств (характеристик)

1

Шина пневматическая

для легкового автомобиля

22.11.11.000-00000003

42 штуки

Индекс нагрузки

≥ 90,00 и < 100,00

 

 

Использование технологии усиления прочности шин (RunFlat)

нет

 

 

Категория использования шины

всесезонная

 

 

Категория скорости

M

 

 

Направленный протектор

Нет

 

 

Номинальная ширина профиля

185

мм

 

Номинальное отношение высоты профиля шины к ее ширине

75

%

 

Номинальный посадочный диаметр обода

16

дюйм

 

Способ герметизации шины

бескамерная

 

 

Тип:

Фрикционная

 

 

Тип конструкции

Радиальная

 

 

Тип рисунка протектора

Симметричный

 

 

Дополнительные характеристики

 

Автомобиль ГАЗЕЛЬ,

 

 

Автомобили данной марки в наличии у Заказчика

2

 

Шина пневматическая

для легкового автомобиля

22.11.11.000-00000003

4 штуки

Индекс нагрузки

≥ 100,00 и < 110,00

 

 

Использование технологии усиления прочности шин (RunFlat)

нет

 

 

Категория использования шины

всесезонная

 

 

Категория скорости

P

 

 

Направленный протектор

Нет

 

 

Номинальная ширина профиля

235

мм

 

Номинальное отношение высоты профиля шины к ее ширине

75

%

 

Номинальный посадочный диаметр обода

15

дюйм

 

Способ герметизации шины

бескамерная

 

 

Тип:

Фрикционная

 

 

Тип конструкции

Радиальная

 

 

Тип рисунка протектора

Симметричный

 

 

Дополнительные характеристики

 

 

 

Автомобиль УАЗ

 

 

Автомобили данной марки в наличии у Заказчика

3

Шина пневматическая

для легкового автомобиля

22.11.11.000-00000003

24 штуки

Индекс нагрузки

≥ 100,00 и < 110,00

 

 

Использование технологии усиления прочности шин (RunFlat)

нет

 

 

Категория использования шины

всесезонная

 

 

Категория скорости

N

 

 

Направленный протектор

Нет

 

 

Номинальная ширина профиля

225

мм

 

Номинальное отношение высоты профиля шины к ее ширине

75

%

 

Номинальный посадочный диаметр обода

16

дюйм

 

Способ герметизации шины

бескамерная

 

 

Тип:

Фрикционная

 

 

Тип конструкции

Радиальная

 

 

Тип рисунка протектора

Симметричный

 

 

Дополнительные характеристики

 

 

 

Автомобиль УАЗ

 

 

Автомобили данной марки в наличии у Заказчика

4

Шина пневматическая

для легкового автомобиля

22.11.11.000-00000003

8 штук

Индекс нагрузки

≥ 90,00 и < 100,00

 

 

Использование технологии усиления прочности шин (RunFlat)

нет

 

 

Категория использования шины

всесезонная

 

 

Категория скорости

P

 

 

Направленный протектор

Нет

 

 

Номинальная ширина профиля

175

мм

 

Номинальное отношение высоты профиля шины к ее ширине

70

%

 

Номинальный посадочный диаметр обода

13

дюйм

 

Способ герметизации шины

бескамерная

 

 

Тип:

Фрикционная

 

 

Тип конструкции

Радиальная

 

 

Тип рисунка протектора

Симметричный

 

 

Дополнительные характеристики

 

 

 

Автомобиль ВАЗ-2107

 

 

Автомобили данной марки в наличии у Заказчика

9

Шина пневматическая

для легкового автомобиля

22.11.11.000-00000003

12 штук

Индекс нагрузки

≥ 90,00 и < 100,00

 

 

Использование технологии усиления прочности шин (RunFlat)

нет

 

 

Категория использования шины

зимняя

 

 

Категория скорости

S

 

 

Направленный протектор

Нет

 

 

Номинальная ширина профиля

185

мм

 

Номинальное отношение высоты профиля шины к ее ширине

75

%

 

Номинальный посадочный диаметр обода

16

дюйм

 

Способ герметизации шины

бескамерная

 

 

Тип:

Шипованная

 

 

Тип конструкции

Радиальная

 

 

Тип рисунка протектора

Симметричный

 

 

Дополнительные характеристики

 

 

 

Автомобиль НИВА-21214

 

 

Автомобили данной марки в наличии у Заказчика

 

При описании объекта закупки заказчиком действительно использовалась позиция каталога товаров, работ, услуг (далее также КТРУ) № 22.11.11.000-00000003.

Вместе с тем совокупности установленных в описании объекта закупки (по позициям 1, 3, 4, и 9) показателей, значения которых устанавливались заказчиком самостоятельно из вариантов, установленных КТРУ, не соответствует товар ни одного производителя шин.

Омским УФАС России проведен мониторинг открытого источника в сети «Интернет» на сайте https://www.e-katalog.ru/list/337/.

Результаты мониторинга позволяют считать, что заказчиком некорректно установлено требование к категории скорости (например, по позиции 1 https://www.e-katalog.ru/ek-list.php?presets_=1558%2C1598%2C1568%2C1591%2C6891&katalog_=337&pf_=1&order_=pop&save_podbor_=1 совокупности характеристик, установленных заказчиком соответствуют шины с категорией скорости T и Q, тогда как заказчиком установлено требование «Категория скорости – M». Аналогичная ситуация по позициям 3, 4 и 9).

https://www.e-katalog.ru/ek-list.php?presets_=1558%2C1591%2C6891%2C6892%2C1572%2C1598&katalog_=337&pf_=1&order_=pop&save_podbor_=1

https://www.e-katalog.ru/ek-list.php?presets_=1558%2C6891%2C6890%2C1590%2C1567%2C1595&katalog_=337&pf_=1&order_=pop&save_podbor_=1

https://www.e-katalog.ru/ek list.php?presets_=1568%2C1598%2C1591%2C6891&katalog_=337&pf_=1&order_=pop&save_podbor_=1.

В целях установления всех обстоятельств осуществления рассматриваемой закупки Омским УФАС России в адрес БУЗОО «Омская ЦРБ» были направлены запросы о предоставлении информации (документов).

            Из представленных пояснений БУЗОО «Омская ЦРБ» следует, что <…>.

При этом БУЗОО «Омская ЦРБ» не представлено ни одного документального доказательства, свидетельствующего о наличии на рынке товара как минимум двух производителей, соответствующих требованиям документации об электронном аукционе.

Более того, заказчик признает, что при описании объекта закупки им некорректно был применен индекс скорости, без учета индекса массы.

Таким образом, Омским УФАС России установлено, что БУЗОО «Омская ЦРБ» были нарушены требования части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, так как установленные требования к товару влекут невозможность предложить к поставке соответствующий этим требованиям товар, следовательно, ведут к ограничению количества участников закупки.

2. Комиссия Омского УФАС России, заслушав представителей ответчиков, рассмотрев имеющиеся в материалах дела № 055/01/11-81/2022 сведения (информацию), документы,
установила следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

На основании части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

В силу части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в
электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или
оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не
подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в
документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от
товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах,
представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей
статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном
аукционе на любом этапе его проведения (часть 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе).

Частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия
рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным
документацией о таком аукционе.

В силу части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается
решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям,
установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые
предусмотрены настоящей статьей.

Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком
аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных
документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;

3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Из совокупности приведенных норм следует, что единые (аукционные) комиссии заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действуя разумно и добросовестно, обязаны проверять достоверность информации, предоставляемой участниками закупок. Данные действия
являются разумными мерами, обеспечивающими предоставление качественной продукции (работы, услуги) для нужд заказчика и не противоречат действующему законодательству (данная позиция
согласуется с судебной практикой по делам № А75-10530/2014, № А75-10026/2015,
№ А75-10269/2015, № А75-13421/2015, № А75-3746/2016, № А74-16013/2017, № А46-15281/2019).

В результате анализа полученных материалов установлено, что на участие в закупке была
подана только одна заявка (
ООО «Сибтрансэкспедиция»), содержащая предложение о поставке
товара со следующими характеристиками.

 

№ п/п

Наименование товара,

товарный знак

(при наличии), наименование страны

происхождения

товара

Характеристики товара

Наименование характеристики

Значение характеристики

Единица измерения

1

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

2

 

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

3

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

4

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

9

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

 

При проверке достоверности сведений, представленных в заявке участника закупки, Омское УФАС России учитывало результаты мониторинга, приведённого выше, а также ответы, полученные от производителей/поставщиков шин АО «Кордиант» (вх. № 12280э от 17.12.2021), ООО «Уралшина» (вх. № 12301э от 17.12.2021), АО «Волтайр-Пром» (вх. № 12460), ООО «Торговый дом «Кама»
 (вх. № 12463 от 23.12.2021).

Указанная информация однозначно свидетельствует об отсутствии производства шин с
заявленными участником закупки характеристиками.

Таким образом, заказчику следовало отстранить ООО «Сибтрансэкспедиция» от участия в электронном аукционе, вместе с тем аукционной комиссией заказчика в нарушение части 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка такого участника закупки была признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, с ООО «Сибтрансэкспедиция» заключен
контракт по начальной (максимальной) цене контракта.

Также установлено, что контракт № 2021.83 от 26.10.2021 исполнен 03.11.2021.

В реестре контрактов, который в силу статьи 103 Федерального закона о контрактной системе ведется на официальном сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/document-info.html?reestrNumber=2552800451721000147&contractInfoId=68327642, размещена счет-фактура от 03.11.2021 № 225, которая свидетельствует о том, что товар принят заказчиком 08.11.2021. При этом из указанной счет - фактуры не представляется возможным определить, какой именно товар поставлен заказчику.

БУЗОО «Омская ЦРБ» представлена (вх. № 12415 от 21.12.2021) счет-фактура с аналогичными реквизитами, но в ней уже указаны сведения о конкретных шинах, которые были поставлены
заказчику. Также представлены сертификаты соответствия, из которых следует, что
поставленные шины не соответствуют сведениям, представленным участником закупки
(
ООО «Сибтрансэкспедиция») в первой части заявки (в частности по категории скорости), что также подтверждает факт предоставления недостоверной информации.

Таким образом БУЗОО «Омская ЦРБ» и ООО «Сибтрансэкспедиция» не представлено ни
одного доказательства, подтверждающего, что предлагаемые к поставке шины кем - либо
производятся.

Из пояснений заказчика (вх. № 12462 от 23.12.2021, вх. № 1930 от 25.02.2022) следует, что <…>.

ООО «Сибтрансэкспедиция» пояснило, <…>.

Изложенное подтверждает, что заявка ООО «Сибтрансэкспедиция» была подана с
характеристиками не существующих шин, а БУЗОО «Омская ЦРБ» приняло указанную заявку.

<…>.

<…>.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции) установлено, что названный закон распространяется на
отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией
понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем
порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите
конкуренции, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с
соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на
товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением
между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими
указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Пунктом 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Согласно пункту 5 статьи 4 Пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не
зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее
профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в
саморегулируемой организации.

Как следует из части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В Законе о контрактной системе содержится явно выраженный запрет на заключение сделок в обход таких конкурентных способов, без использования которых нарушаются права неопределенного круга третьих лиц – потенциальных участников торгов.

Таким образом, заключение указанного контракта в нарушение норм Закона о контрактной системе противоречит публичным интересам, поскольку нарушает установленный законодателем
порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как последние были лишены возможности участвовать в аукционе и соответственно в последующем заключить контракт.

БУЗОО «Омская ЦРБ» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией № 12 по Омской области, присвоен основной государственный регистрационный номер
(ОГРН 1025501864740, ИНН 5528004517, КПП 552801001).

Уставом БУЗОО «Омская ЦРБ», утвержденным распоряжением Министерства
здравоохранения Омской области  от 14.10.2019 № 476-р, согласованным распоряжением
имущественных отношений Омской области 30.09.2019 № 2097/р (далее - Устав) установлено, что
учредителем БУЗОО «Омская ЦРБ» является Омская область. Функции и полномочия учредителя от имени Омской области осуществляют Министерство здравоохранения Омской области как
отраслевой орган исполнительной власти Омской области, а также Министерство имущественных отношений Омской области как орган исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской области.

В соответствии с пунктом 1.6 Устава Учреждение является унитарным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, печать, штампы, бланки.

Согласно пункту 2.3 Устава Учреждение осуществляет, в том числе следующие основные виды деятельности: медицинская деятельность, фармацевтическая деятельность.

Пунктом 2.4 Устава закреплено, что Учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, в том числе приносящие доходы.

Пунктом 4.2 Устава закреплено, что Учреждение вправе заключать договоры с юридическими и физическими лицами в порядке, установленном федеральным законодательством.

Одним из признаков хозяйствующего субъекта является осуществление деятельности,
приносящей доход (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Исходя из этого, под доходом в рассматриваемом случае следует понимать доход от
осуществления деятельности БУЗОО «Омская ЦРБ»
, виды которой закреплены в Уставе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих,
социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является
собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право
оперативного управления.

По пункту 7 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Таким образом, при организации и проведении электронного аукциона
№ 0352300080621000083 на поставку автомобильных камер и шин
и заключении контракта
№ 2021.83 от 26.10.202
, БУЗОО «Омская ЦРБ» выступало в качестве заказчика и должно было руководствоваться нормами Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации
гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

Статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не
запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность,
направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Учитывая вышеизложенное, БУЗОО «Омская ЦРБ» и ООО «Сибтрансэкспедиция»  являются хозяйствующими субъектами в понятии, определенном пунктом 5 статьи 4 Закона о защите
конкуренции.

Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается
договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого
соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.

Таким образом, полученные материалы свидетельствуют о том, что аукционная документация разрабатывалась организатором торгов (БУЗОО «Омская ЦРБ») таким образом, чтобы обеспечить
победу заранее определенному единственному участнику аукциона -
ООО «Сибтрансэкспедиция».

Указание БУЗОО «Омская ЦРБ» в аукционной документации несуществующего поставляемого товара с характеристиками, установленными в описании объекта закупки (по позициям 1, 3, 4, и 9), и принятие заявки при проведении аукциона № 0352300080621000083 от единственного участника - ООО «Сибтрансэкспедиция» с характеристиками не существующих шин, дальнейшее заключение контракта № 2021.83 от 26.10.2021 и приемка товара по контракту свидетельствуют о заключении
антиконкурентного соглашения между заказчиком и участником аукциона № 0352300080621000083.

Указанное поведение БУЗОО «Омская ЦРБ» и ООО «Сибтрансэкспедиция» свидетельствует о предоставлении не обоснованных преимуществ ООО «Сибтрансэкспедиция» и ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам на соответствующий товарный рынок, при том, что на территории Российской Федерации достаточно поставщиков шин.

Проведение аукциона № 0352300080621000083 было произведено с нарушениями норм Закона о контрактной системе, заказчиком проигнорированы механизмы, обеспечивающие конкуренцию на указанном товарном рынке.

Кроме того решением № 03-08/106-2021 Комиссии Омского УФАС России по контролю в
сфере закупок на территории Омской области
по результатам внеплановой проверки закупки от 23.12.2021 БУЗОО «Омская ЦРБ» признано нарушившим
часть 2 статьи 8, пункт 1 часть 1 статьи 33, части 4, 5 и 8 статьи 34, пункт 2 статьи 42, пункт 1 части 1 статьи 64, часть 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе.

<…><…>.

3. В процессе рассмотрения дела № 055/01/11-81/2022 о нарушении антимонопольного
законодательства, установив вышеуказанные обстоятельства, в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия по делу № 055/01/11-81/2022 приняла заключение об обстоятельствах дела, в котором сделала вывод о наличии в действиях БУЗОО «Омская ЦРБ» и
ООО «Сибтрансэкспедиция», выразившихся в заключении между ними соглашения в устной форме о предоставлении преимущества ООО «Сибтрансэкспедиция» при участии в аукционе
№ 0352300080621000083, путем указания БУЗОО «Омская ЦРБ» в аукционной документации
несуществующего поставляемого товара с характеристиками, установленными в описании объекта закупки (по позициям 1, 3, 4, и 9), принятия заявки при проведении аукциона
№ 0352300080621000083 от единственного участника - ООО «Сибтрансэкспедиция» с
характеристиками не существующих шин, дальнейшее заключение контракта № 2021.83 от 26.10.2021 и приемка товара по контракту свидетельствуют о заключении антиконкурентного
соглашения между заказчиком и участником аукциона № 0352300080621000083, следовательно, о признаках нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции».

Заключение было оглашено на заседании комиссии 17.06.2022, по итогам оглашения направлено заказным почтовым отправлением лицам, участвующим в деле (далее - Заключение), заседание Комиссии было отложено на 29.06.2022.

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

БУЗОО «Омская ЦРБ» 28.06.2022 (вх. № 6373э) и 29.06.2022 (вх. № 6400) предоставило
письменные возражения на Заключение, в которых указало следующее:

<…>

ООО «Сибтрансэкспедиция», после получения Заключения не предоставило в Омское УФАС России письменных возражений.

<…>.

4. Комиссия по делу № 055/01/11-81/2022, рассмотрев письменные возражения
БУЗОО «Омская ЦРБ» на Заключение и устные пояснения представителя

ООО «Сибтрансэкспедиция» <…> на заседании Комиссии 29.06.2022, считает, что каких - либо доказательств, опровергающих выводы Комиссии о наличии в действиях БУЗОО «Омская ЦРБ» и ООО «Сибтрансэкспедиция» признаков нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите
конкуренции указанными хозяйствующими субъектами не представлено и также отмечает
следующее.

<…>

При указанных обстоятельствах в действиях БУЗОО «Омская ЦРБ» и
ООО «Сибтрансэкспедиция», выразившихся в заключении между ними соглашения в устной форме о предоставлении преимущества ООО «Сибтрансэкспедиция» при участии в аукционе
№ 0352300080621000083, путем указания БУЗОО «Омская ЦРБ» в аукционной документации

несуществующего поставляемого товара с характеристиками, установленными в описании объекта закупки (по позициям 1, 3, 4, и 9), принятия заявки при проведении аукциона
№ 0352300080621000083 от единственного участника - ООО «Сибтрансэкспедиция» с
характеристиками не существующих шин, дальнейшее заключение контракта № 2021.83 от 26.10.2021 и приемка товара по контракту свидетельствуют о заключении антиконкурентного
соглашения между заказчиком и участником аукциона № 0352300080621000083, следовательно,
имеется нарушение пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Антиконкурентное соглашение между БУЗОО «Омская ЦРБ» и ООО «Сибтрансэкспедиция» полностью реализовано в части создания препятствий другим хозяйствующим субъектам к участию в аукционе № 0352300080621000083 и заключения контракта № 2021.83 от 26.10.21 с единственным участником аукциона - ООО «Сибтрансэкспедиция», указавшего в заявке шины с несуществующими характеристиками, а по факту поставившего шины с другими характеристиками.

Общая сумма заключенного БУЗОО «Омская ЦРБ» и ООО «Сибтрансэкспедиция» контракта
составляет
<…>рублей.

Таким образом, доход, полученный ООО «Сибтрансэкспедиция»  по итогам заключения
вышеуказанного договора, равен
<…>рублей

Выводы Комиссии соответствуют действующему законодательству, установленным по делу
№ 055/01/11-81/2022 фактическим обстоятельствам и имеющимся в антимонопольном деле
доказательствам.

Комиссия Омского УФАС России, установив в процессе рассмотрения дела
№ 055/01/11-81/2022 нарушение БУЗОО «Омская ЦРБ» и
ООО «Сибтрансэкспедиция» пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания в рамках полномочий, предоставленных антимонопольному органу пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, в связи с завершением реализации указанного соглашения во времени.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 2 статьи 45, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Омского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать нарушением пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение в устной форме, заключенное между
БУЗОО «Омская ЦРБ» и
ООО «Сибтрансэкспедиция», выразившееся в предоставлении преимущества ООО «Сибтрансэкспедиция» при участии в аукционе № 0352300080621000083 путем:

1.1 указания заказчиком – БУЗОО «Омская ЦРБ» в аукционной документации товара (шин) с
установленными в описании объекта закупки (по позициям 1, 3, 4, и 9) характеристиками товара, производство которого и поставки не осуществляются; 

1.2 принятия БУЗОО «Омская ЦРБ» заявки при проведении аукциона № 0352300080621000083 от единственного участника – ООО «Сибтрансэкспедиция» с характеристиками товара (шин),
производство которого и поставки не осуществляются;

1.3 осуществления БУЗОО «Омская ЦРБ» и ООО «Сибтрансэкспедиция» действий по
реализации достигнутого антиконкурентного соглашения, заключения контракта
№ 2021.83 от 26.10.2021 и приемки заказчиком (БУЗОО «Омская ЦРБ») поставленного по указанному контракту
ООО «Сибтрансэкспедиция» товара (шин и автокамер), поставка которого по контракту № 2021.83 от 26.10.2021 не предусмотрена, что привело к ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке шин, покрышек и камер резиновых новых для автомобилей, путем создания другим
хозяйствующим субъектам препятствий доступу на этот товарный рынок.

2. Оснований для прекращения рассмотрения дела, указанных в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не установлено.

3. Оснований для выдачи БУЗОО «Омская ЦРБ» и ООО «Сибтрансэкспедиция»
предписания не имеется. 

4. Материалы дела № 055/01/11-81/2022 о нарушении антимонопольного законодательства
передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о
возбуждении дел об административном правонарушении предусмотренном статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                                               <…>

 

 

Члены комиссии                                                                                                                          <…>

 

 

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны