Решение б/н Жалоба ООО Авиалес от 27 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/06/64-144/2019

о признании жалобы необоснованной

 

27 февраля 2019 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

«……»;

«……»;

«……»,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Авиалес» (далее – заявитель, общество, ООО «Авиалес») на действия Главного управления лесного хозяйства Омской области (далее – заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение лесоавиационных работ по авиационному патрулированию на территории лесничеств Омской области (извещение № 0152200000719000002) (далее – электронный аукцион),

в присутствии представителей:

заявителя - «……» (доверенность от 25.02.2019);

заказчика – «……», первого заместителя начальника, «……» (доверенность № 88 от 25.02.2019), «……» (доверенность № 87 от 25.02.2019), «……» (доверенность № 89 от 25.02.2019);

ООО «Сибирская база авиационной охраны лесов» – «……» (доверенность от 21.02.2019), «……» (доверенность от 21.02.2019)

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. В Омское УФАС России поступила (вх. № 1787 от 22.02.2019) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-1763э от 21.02.2019) заказчиком были представлены (вх. № 1873 от 26.02.2019) материалы электронного аукциона, из которых следует, что 04.02.2019 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 5959570,50 руб.

05.02.2019, 08.02.2019, 14.02.2019 – вносились изменения в извещение и документацию об электронном аукционе.

Дата окончания подачи заявок установлена 04.03.2019.

 

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей заявителя и заказчика, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

3.1. В жалобе заявителя указано: «В проекте контракта указано, что подрядчик вправе привлекать третьих лиц для исполнения обязательств по настоящему контракту. Следовательно, любой участник для выполнения любых работ, в том числе технологически и функционально не связанных, в случае отсутствия или недостаточности своих ресурсов, сил и средств имеет возможность привлечь третьих лиц.

Но в то же время, аукционная документация ограничивает круг потенциальных участников закупки, не являющихся обладателями сертификатов эксплуатанта или разрешения на выполнение авиационных работ, имеющих возможность привлечения третьих лиц».

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьей 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки)(пункт 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе).

Принимая во внимание, что спорный аукцион проводился на выполнение лесоавиационных работ по охране лесов от пожаров, при установлении требований к его участникам в документации об аукционе подлежали применению положения Воздушного кодекса и Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 114 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Авиационные работы по охране лесов от пожаров включают в себя авиационное патрулирование; тушение лесных пожаров; доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно (часть 1 статьи 57 Лесного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

В соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации», утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.12.2009 № 249, выполнение авиационных работ юридическими и физическими лицами требует наличия сертификата эксплуатанта.

Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта (пункт 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Соответственно, для выполнения лесоавиационных работ по охране лесов от пожаров с использованием гражданской авиации исполнителю необходимо иметь соответствующий сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Указанное подтверждается судебной практикой Омского УФАС России по делу № А46-5051/2017 от 05.03.2018.

Учитывая изложенное, Комиссия считает, что заказчик правомерно установил вышеуказанное требование к подрядчику, в связи с чем признает данный довод жалобы заявителя необоснованным.

 

3.2. В жалобе заявителя также было указано: «Государственный стандарт Р22.1.09-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование лесных пожаров» устанавливает общие требования по мониторингу и прогнозированию лесных пожаров и чрезвычайных лесопожарных ситуаций.

Однако, заказчик при описании закупки не принял во внимание положения ГОСТ Р22.1.09-99.

Кроме этого заказчик не обеспечил соблюдения требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Заказчик не указал требуемое количество и типы воздушных судов, численность авиапожарных команд, необходимых для обеспечения кратности патрулирования».

В соответствии с пунктом 17 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии России от 15.11.2016 № 597 (далее- Приказ № 597) при организации авиационных работ по охране лесов от пожаров в части авиационного патрулирования и тушения лесных пожаров уполномоченные органы:

а) проводят разделение зоны осуществления лесоавиационных работ на районы ответственности за тушение лесных пожаров между наземными и авиационными лесопожарными формированиями (районы применения авиационных сил и средств пожаротушения и наземных сил и средств пожаротушения);

б) координируют действия авиационных и наземных сил, осуществляющих охрану лесов;

в) обеспечивают создание единой системы связи и оповещения авиационных и наземных сил охраны лесов;

г) устанавливают необходимое количество и типы воздушных судов, возможные места базирования подразделений, осуществляющих лесоавиационные работы, возможности использования имеющихся аэродромов и посадочных площадок и дополнительную потребность в оборудовании посадочных площадок, маршруты авиационного патрулирования лесов и кратность авиационного патрулирования лесов, сроки начала и окончания авиационного патрулирования лесов, численность авиапожарных команд и количество летчиков-наблюдателей, другие показатели, необходимые для организации лесоавиационных работ.

Комиссия отмечает, что закупаемые работы предполагается осуществлять на основе поданной Государственным заказчиком заявки (разделы 5 и 7 Приложения № 1 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе). Описание объекта закупки четко позволяет определить объемы работ, планируемый объем летных часов составляет 150 часов, использование как минимум одного воздушного судна (проектом контракта предусмотрено, что подрядчик вправе привлечь третьих лиц).

На основании изложенного, Комиссия признала данный довод жалобы необоснованным.

3.3. В жалобе было указано: «В описании объекта закупки сведения о товаре, работе, услуги внесены по классификатору ОКПД 2. Код товара, работы, услуги указан 02.40.10.119 Выполнение лесоавиационных работ по авиационному патрулированию на территории лесничеств Омской области.

Заказчик не верно указал код ОКПД 2».

Комиссия отмечает, что законодательством о контрактной системе не установлена обязанность указания в извещении о закупке кода ОКПД 2, при этом наименование и описание объекта закупки позволяют понять какие работы закупаются Государственным заказчиком, не затрудняют поиск информации о закупке.

Кроме этого, указанный заказчиком код ОКПД 2 соответствует требованиям указа Губернатора Омской области от 31.12.2013 «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», соответствует описанию кода в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008): 02.40.10 «Услуги, связанные с лесоводством и лесозаготовками», эта группировка, в том числе включает мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, тушение лесных пожаров».

На основании изложенного, Комиссия признала данный довод жалобы необоснованным.

 

3.4. В жалобе, в том числе было указано: «Выполнение расчетной и назначенной кратности авиапатрулирования будет невозможным в виду превышения площадной нагрузки на одно воздушное судно, не будет обеспечена своевременность обнаружения лесных пожаров, возрастет площадь ликвидированных лесных пожаров, эффективность охраны лесов будет снижена».

В соответствии с императивными требованиями части 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

В нарушение данных норм к жалобе не были приложены документальные доказательства обоснованности данного довода жалобы.

Во взаимосвязи с положениями частей 1 и 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе Комиссия отмечает, что доводы жалоб участников закупок, связанные с описанием объекта закупки и установлением требований к товарам, работам, услугам ограничивающим количеств участников закупки (например, уникальных характеристик и т.д.), не могут быть признаны обоснованными без предоставления документальных доказательств, подтверждающих невозможность приобретения и поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, соответствующих потребностям заказчика.

На основании изложенного, Комиссия признала довод жалобы необоснованным.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Авиалес» на действия Главного управления лесного хозяйства Омской области при проведении электронного аукциона на выполнение лесоавиационных работ по авиационному патрулированию на территории лесничеств Омской области (извещение № 0152200000719000002).

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

«……»

Члены Комиссии:

«……»

 

«……»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны