Акт плановой выездной проверки б/н Акт проверки № 05 от 23.12.2021 от 23 декабря 2021 г.

Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Омск                                                                                                           23 декабря 2021 г.

                                                                                                                                10 ч. 00 мин.

 

АКТ ПРОВЕРКИ

№ 05

 

В соответствии с планом проверок Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) на 2021 год, утвержденным руководителем Омского УФАС России 30.11.2020, размещённым на официальном сайте Омского УФАС России: www.omsk.fas.gov.ru, на основании приказа руководителя Омского УФАС России от 18.10.2021 № 218 проведена плановая выездная проверка в отношении акционерного общества «Омский завод транспортного машиностроения» (ОГРН 1085543060734, ИНН 5505204171, юридический адрес: 644020, Омская область, город Омск, Красный переулок, дом 2) (далее – АО «Омсктрансмаш», Общество, Заказчик, проверяемое лицо).

Место нахождения АО «Омсктрансмаш»: город Омск, Красный переулок, дом 2.

Адрес места проведения проверки: город Омск, Красный переулок, дом 2.

Продолжительность проверки: с 01.11.2021 по 24.12.2021, включительно.

С копией приказа от 18.10.2021 № 218 о проведении проверки ознакомлен заместитель генерального директора по маркетингу, снабжению и сбыту АО «Омсктрансмаш» <...>, который уведомлен о проведении проверки заказным письмом с уведомлением (исх. Омского УФАС России от 18.10.2021   № 05-10185),

 

_______________________________________________________________/<...>/

(подпись лица, ознакомившегося с приказом от 18.10.2021 № 218, с указанием даты, времени ознакомления)

 

Лица, проводившие проверку (далее также инспекция Омского УФАС России):

руководитель инспекции: начальник отдела контроля органов власти Омского УФАС России <...> (служебное удостоверение № 13751);

члены инспекции:

– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Омского УФАС России <...> (служебное удостоверение № 25761);

– главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Омского УФАС России <...> (служебное удостоверение № 19424);

– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Омского УФАС России <...> (служебное удостоверение № 25760).

При проведении проверки со стороны АО «Омсктрансмаш» присутствовали:

  • заместитель генерального директора по маркетингу, снабжению и сбыту АО «Омсктрансмаш» <...>;
  • начальник отдела бюро электронных закупок АО «Омсктрансмаш» <...>.

Руководителем проверяемого лица в период проведения проверки (с 01.11.2021 по 24.12.2021) являлся временный генеральный директор АО «Омсктрансмаш» <...>.

Цель и задачи проверки: осуществление контроля за соблюдением требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Предмет проводимой проверки: соблюдение проверяемым лицом положений Закона о закупках при осуществлении своей деятельности.

Период, за который проведена проверка: с 01.01.2021 по 31.10.2021 включительно (далее – проверяемый период).

Срок проведения проверки согласно приказам руководителя Омского УФАС России от 18.10.2021 № 218, 24.11.2021 № 252 составляет 34 рабочих дня.

Правовые основания проведения проверки: пункт 11 части 1 статьи 23, статьи 24, 25, 25.1, 25.2, 25.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), статья 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», план проведения проверок Омского УФАС России на 2021 год, утверждённый руководителем Омского УФАС России 30.11.2020.

В ходе проведения проверки инспекция Омского УФАС России руководствовалась следующими Федеральными законами и нормативными правовыми актами:

  • Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ);
  • Законом о закупках;
  • Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках  товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925  «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим от иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана»;
  • Единым положением о закупке Государственной корпорации «Ростех» (в редакции с изменениями, утвержденными решениями Наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростех» от 23.12.2015 № 9, от 17.03.2016 № 2, от 15.06.2016 № 7, от 11.10.2016 № 11, от 15.12.2016 № 14, от 23.12.2016 № 15, от 31.03.2017 № 7, от 28.09.2017 № 14, от 20.12.2017 № 17, от 19.04.2018 № 3, от 25.06.2018 № 5, от 19.12.2018 № 12, от 30.04.2019 № 4, от 26.12.2019 №13, от 28.08.2020 № 6, от 30.12.2020 № 14, от 25.06.2021 № 9), утвержденным Наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростех» (протокол от 18.03.2015 № 3).

В процессе проверки инспекцией Омского УФАС России в соответствии с положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 340 (зарегистрирован в Минюсте России 18.06.2012 № 24593), проведены следующие    мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки:

  • истребование у проверяемого лица документов и информации в соответствии со статьей 25.4 Закона защите конкуренции;
  • оценка и анализ закупок, проведенных АО «Омсктрансмаш», договоров (соглашений), иных документов и информации проверяемого лица, необходимых для достижения целей и задач настоящей проверки;
  • копирование документов;
  • получение объяснений в устной и письменной форме.

Также в процессе проведения проверки с целью оценки соответствия деятельности АО «Омсктрансмаш» положениям Закона о закупках, инспекция Омского УФАС России изучила:

  • Положение о закупке;
  • проанализировала план закупок, осуществляемых АО «Омсктрансмаш» в проверяемый период;
  • проанализировала реестр закупок, проведенных АО «Омсктрансмаш» в проверяемый период;
  • проанализировала сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных АО «Омсктрансмаш» по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров в соответствии с частью 3 статьи 4.1 Закона о закупках в проверяемый период;
  • сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных АО «Омсктрансмаш» по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в проверяемый период;
  • сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных АО «Омсктрансмаш» с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся в проверяемый период;
  • годовой отчет АО «Омсктрансмаш» за 2020 год о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства, подписанный уполномоченным лицом и размещенный в единой информационной системе в сфере закупок.

В ходе проведения проверки инспекция Омского УФАС России установила следующее.

1. АО «Омсктрансмаш» осуществляет деятельность на основании устава, утвержденного решением годового общего собрания акционеров АО «Омсктрансмаш» (протокол от 29.06.2018 № 22) (редакция № 5) (далее – Устав).

В соответствии с пунктом 1.1 Устава АО «Омсктрансмаш» создано в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и другими законодательными актами Российской Федерации в результате преобразования Федерального государственного унитарного предприятия «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.10.2007 № 1422-р, Указа Президента Российской Федерации от 27.08.2007 № 1102, приказа Росимущества от 18.09.2007 № 170 и распоряжений территориального управления Росимущества по Омской области от 29.12.2007 № 1012-р, от 27.10.2008№ 806-р и является его правопреемником в полном объеме.

Основными целями деятельности Общества являются: извлечение прибыли, участие в реализации государственных программ, а также иные цели, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 9.1 Устава органами управления Общества являются: высший орган Общества (общее собрание акционеров), коллегиальный орган Общества (Совет директоров), единоличный исполнительный орган (генеральный директор).

В силу пункта 12.2 Устава единоличный исполнительный орган (генеральный директор), в том числе:

  • обеспечивает решение общего собрания акционеров и Совета директоров Общества;
  • заключает договоры и совершает иные сделки в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Уставом;
  • утверждает правила, инструкции и иные внутренние документы Общества, за исключением документов, утверждаемых общим собранием акционеров и Советом директоров Общества;
  • обеспечивает организацию и планирование работы подразделений, филиалов и представительств Общества, осуществляет контроль за их деятельностью;
  • решает другие вопросы текущей деятельности Общества.

Согласно пункту 12.3 Устава единоличный исполнительный орган (генеральный директор) без доверенности действует от имени Общества.

В случае образования временного единоличного исполнительного органа Общества (временного генерального директора) временный единоличный исполнительный орган Общества осуществляет руководство текущей деятельностью Общества в пределах компетенции единоличного исполнительного органа Общества (пункт 12.4 Устава).

Согласно протоколу заседания Совета директоров АО «Омсктрансмаш» № 16-СД/20 от 11.08.2020 <...> избран на должность временного генерального директора АО «Омсктрансмаш» с 17.08.2020 до избрания общим собранием акционеров генерального директора Общества.

2. Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг определенными категориями заказчиков и основные требования к ней.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

  • информационная открытость закупки;
  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  • отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, ГК РФ, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

2.1. Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 1 статьи 4 Закона о закупках положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

При этом Законом о закупках установлен соответствующий порядок утверждения положения о закупке в зависимости от организационно-правовой формы заказчика (часть 3 статьи 2 Закона о закупках).

Инспекцией Омского УФАС России установлено, что в проверяемый период при проведении закупок АО «Омсктрансмаш» руководствовалось Единым положением о закупке Государственной корпорации «Ростех» (в редакции с изменениями, утвержденными решениями Наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростех» от 23.12.2015 № 9, от 17.03.2016 № 2, от 15.06.2016 № 7, от 11.10.2016 № 11, от 15.12.2016 № 14, от 23.12.2016 № 15, от 31.03.2017 № 7, от 28.09.2017 № 14, от 20.12.2017 № 17, от 19.04.2018 № 3, от 25.06.2018 № 5, от 19.12.2018 № 12, от 30.04.2019 № 4, от 26.12.2019 №13, от 28.08.2020 № 6, от 30.12.2020 № 14, от 25.06.2021 № 9), утвержденным Наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростех» (протокол от 18.03.2015 № 3) (далее – Положение о закупке).

Порядок утверждения и размещения в единой информационной системе Положения о закупке АО «Омсктрансмаш» не нарушен.

2.2. Согласно части 2 статьи 4 Закона о закупках заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 2 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее – Правила № 932), в план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика.

Пунктом 3 Правил № 932 определено, что план закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями к форме плана закупки.

План закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг) (пункт 5 Правил № 932).

В соответствии с пунктом 8 Правил № 932 корректировка плана закупки может осуществляться, в том числе в случае:

  • изменения потребности в товарах (работах, услугах), в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора;
  • изменения более чем на 10 процентов стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), выявленного в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки, вследствие чего невозможно осуществление закупки в соответствии с планируемым объемом денежных средств, предусмотренным планом закупки;
  • в иных случаях, установленных положением о закупке и другими документами заказчика.

Сроки подготовки плана закупки, а также порядок подготовки заказчиком проекта плана закупки определяются заказчиком самостоятельно с учетом установленных требований, в том числе требований, предусмотренных Правилами № 932 (пункт 10 Правил № 932).

Инспекцией Омского УФАС России установлено, что главы 4, 1 Положения о закупке регламентируют порядок формирования плана закупок товаров, работ, услуг АО «Омсктрансмаш», сроки его размещения.

План закупок товаров, работ, услуг АО «Омсктрансмаш» на 2021 год, утвержденный 28.12.2020, размещен в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с требованиями к форме плана закупок. Все изменения в план (57 редакция плана закупки от 10.12.2021) размещены в единой информационной системе.

Порядок утверждения и размещения в единой информационной системе плана закупки АО «Омсктрансмаш» не нарушен.

2.3. В соответствии с пунктами 8 и 10 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 (далее – Положение № 1352), для осуществления закупок в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения № 1352 заказчики утверждают перечень товаров, работ, услуг. При этом допускается осуществление закупки товаров, работ, услуг, включенных в такой перечень, у любых лиц, в том числе не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Заказчик размещает перечень в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд или до ввода в эксплуатацию единой информационной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также на сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Инспекцией Омского УФАС России установлено, что АО «Омсктрансмаш» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» опубликован перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства. Нарушений не выявлено.

3. Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках.

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 статьи 3 Закона о закупках.

В силу части 3.2 статьи 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Закона о закупках. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

В главе 3 Положения о закупке установлены способы закупок и условия их применения. Глава 6 Положения о закупке регламентирует порядок проведения процедур закупки.

Так, пунктом 6.1.1 Положения о закупках предусмотрены следующие способы закупок:

  1. конкурентные способы закупок:
  • конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);
  • аукцион/редукцион (открытый аукцион/редукцион, аукцион/редукцион в электронной форме, закрытый аукцион/редукцион);
  • запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
  • запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос ценовых котировок);
  • тендер (тендер в электронной форме, закрытый тендер);
  • запрос цен (запрос цен в электронной форме, закрытый запрос цен);
  1. неконкурентные способы закупок:
  • безальтернативная закупка у единственного поставщика (подп. 6.6.2(1) – 6.6.2 (8), 6.6.2(10), 6.6.2(11), 6.6.2(13), 6.6.2(15) – 6.6.2(17), 6.6.2(19), 6.6.2(22), 6.6.2(29), 6.6.2(32), 6.6.2(40), 6.6.2(48), 6.6.2(57), 6.6.2(50) Положения о закупке);
  • внутригрупповая закупка у единственного поставщика (подп. 6.6.2(12), 6.6.2(14), 6.6.2(21), 6.6.2(27), 6.6.2(28), 6.6.2(33), 6.6.2(36), 6.6.2(45) – 6.6.2(47), 6.6.2(50), 6.6.2(51), 6.6.2(56) Положения о закупке);
  • срочная закупка у единственного поставщика (подп. 6.6.2(9), 6.6.2(24), 6.6.2(38), 6.6.2(49), 6.6.2(58) Положения о закупке);
  • закупка малого объема у единственного поставщика (подп. 6.6.2(39) Положения о закупке);
  • закупка у единственного поставщика (подп. 6.6.2(18), 6.6.2(20), 6.6.2(23), 6.6.2(25), 6.6.2(26), 6.6.2(30), 6.6.2(31), 6.6.2(34), 6.6.2(35), 6.6.2(37), 6.6.2(41) – 6.6.2(44), 6.6.2(52) – 6.6.2(55), 6.6.2(59) Положения о закупке);
  • упрощенная закупка;
  • состязательные переговоры.

В пункте 6.6.2 Положения о закупках указаны основания для проведения закупки неконкурентным способом (60 случаев).

3.1. Инспекцией Омского УФАС России установлено, что в проверяемый период Обществом проведена 331 закупка неконкурентным способом (у единственного поставщика), из которых 256 закупок являлись закрытыми закупками у единственного поставщика.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

В силу части 15 статьи 4 Закона о закупках не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, сведения о закупке, осуществляемой в рамках выполнения государственного оборонного заказа в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона о закупках. Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе следующие сведения:

1) о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей;

2) о закупке услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, включая аккредитивы, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;

3) о закупке, связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.

Согласно части 2 статьи 4.1 Закона о закупках в течение трех рабочих дней со дня заключения договора, в том числе договора, заключенного заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) товаров, работ, услуг, стоимость которых превышает размеры, установленные частью 15 статьи 4 Закона о закупках, заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Закона о закупках, в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.

В реестр договоров не вносятся сведения и документы, которые в соответствии с Законом о закупках не подлежат размещению в единой информационной системе (часть 3 статьи 4.1 Закона о закупках).

Инспекцией Омского УФАС России установлено, что АО «Омсктрансмаш» в проверяемый период заключен ряд договоров с единственным поставщиком, сумма которых превышала 100 000 рублей, при этом сведения о заключении данных договоров были внесены в реестр договоров с нарушением сроков, указанных в части 2 статьи 4.1 Закона о закупках.

Так, по результатам закупки с извещением № 32110089187 заключен договор  № 12391/362/20 от 19.01.2021, вместе с тем, информация об указанном договоре размещена Обществом в единой информационной системе только 17.02.2021. По результатам закупки с извещением № 32110089251 заключен договор № 12480/362/21 от 18.02.2021, сведения о договоре размещены 17.03.2021. По результатам закупки с извещением № 3211089064 заключен договор № 12508/384/21 от 01.03.2021, при этом информация об указанном договоре размещена в единой информационной системе только 17.03.2021. По результатам закупки с извещением № 32110088882 заключен договор № 2027612 от 15.03.2021, сведения о котором внесены в реестр договоров 30.03.2021. По результатам закупки с извещением № 32110289923 АО «Омсктрансмаш» заключен договор № 12700/384/21 от 01.06.2021, сведения о договоре размещены 23.06.2021. По результатам закупки с извещением № 32110583269 заключен договор № 26072021/12798/362/21 от 23.08.2021, вместе с тем, информация об указанном договоре размещена 27.08.2021.

Кроме того, Обществом нарушены сроки внесения в реестр информации о заключении следующих договоров:

  • №№ 12503/316/21, 12501/316/21 от 01.03.2021 (сведения размещены 19.04.2021);
  • № УБТ-323/ДНОП/9019сч/362/20 от 19.05.2021 (сведения размещены 07.06.2021);
  • № 15/53 от 04.06.2021 (сведения размещены 18.06.2021);
  • № 12803/362/21 от 28.07.2021 (сведения размещены 02.12.2021);
  • № 12793/322/21/УВЗ-107 от 29.07.2021 (сведения размещены 26.08.2021);
  • № 12856/316/21 от 24.09.2021 (сведения размещены 10.11.2021).

Таким образом, АО «Омсктрансмаш» допущено нарушение части 2 статьи 4.1 Закона о закупках, выразившееся в несоблюдении сроков размещения в единой информационной системе сведений о договорах, заключенных, по результатам закупки у единственного поставщика.

За нарушение установленных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок правового акта, регламентирующего правила закупки товаров, работ, услуг заказчиком, частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федераций об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.

3.2. Инспекцией Омского УФАС России установлено, что посредством проведения закупок конкурентными способами, предусмотренными Положением о закупке, АО «Омсктрансмаш» в проверяемый было проведено 255 закупок, при этом 124 закупки являлись закрытыми закупками, информация о которых не размещалась Обществом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На обозрение Инспекции Омского УФАС России представлены извещения, документации, протоколы, составленные в ходе организации и проведения закупочных процедур, в том числе заявки участников закупок. Изучив представленные документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», инспекцией Омского УФАС России установлено следующее.

Так, согласно закупочным документациям (раздел информационная карта) (извещения №№ 32110458732, 32110253183, 32110117544) участниками данных закупок может быть любое лицо, в том числе субъект МСП, информация о котором включена в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, или физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем и применяющее специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Вместе с тем, проектами договоров по указанным закупкам не предусмотрено, что если победитель закупки будет являться субъектом малого и среднего предпринимательства, то срок оплаты поставленной продукции (выполненной работы, оказанной услуги) по договору будет составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги).

При этом проектами договоров по закупкам с извещениями №№ 32110663179, 32110575891, 32110472096, 32110676664, 32110670602 такое условие предусмотрено.

Проанализировав закупочную документацию запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку газа углеводородного сжиженного марки ПТ (извещение № 32109937303), установлено, что в пункте 1 информационной карты в качестве предмета договора указано: «поставка папок архивных для хранения бумаг». При этом из других документов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке (техническое задание, проект договора), и информации, размещенной в единой информационной системе, следует, что предметом договора является: «поставка газа углеводородного сжиженного марки ПТ».

Согласно пункту 23 информационной карты документации запроса котировок заявки на участие в закупке подаются, начиная с 28.01.2021 и до 15 ч. 00 мин. 05.02.2021 (по местному времени организатора закупки. Вместе с тем, извещение № 32109937303 о проведении закупки размещено официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 29.01.2021.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 3.4 Закона о закупках Заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок в электронной форме не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения срока подачи заявок на участие в таком запросе котировок.

Даже учитывая, что Заказчиком информация о проведении закупки была размещена 29.01.2021, а заявки на участие в закупке принимались с 28.01.2021 АО «Омсктрансмаш» срок, установленный законодательством для приема заявок, не сокращен.

3.3. В соответствии с Законом о закупках, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Заказчик направляет сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, в том числе не предоставивших заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или не предоставивших обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

В проверяемый период Обществом проведены закрытые запросы котировок: №№ 211799000004, 211799000068, 211799000099, по результатам которых победители указанных закупок (ООО «СПАРК», ООО «СК Эверест», ООО «Эбонит Пром») уклонились от заключения договора. Данную информацию АО «Омсктрансмаш» направило в Омское УФАС России в предусмотренный законодательством срок. Нарушений не выявлено.

Вместе с тем, инспекцией Омского УФАС России установлено, что Обществом проведен запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку масок гигиенических многоразовых (извещение № 32110086531).

Согласно протоколу № ЗК-049/03/2021 от 07.04.2021 на участие в закупке было подано 17 заявок, по результатам рассмотрения которых, 15 заявок было допущено к участию в запросе котировок.

Из протокола № ЗК-049/03/2021 (2) от 14.04.2021 следует, что победителем данной закупки был признан участник с идентификационным номером 231767, заявка которого заняла первое место в ранжировке, с предложенной ценой договора 19,60 руб.  с учетом НДС.

18.05.2021 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещен протокол № ЗК-049-03-2021 от 13.05.2021, согласно которому участник запроса котировок № 32110086531 с идентификационным номером 231767 (победитель закупки – ООО «АРТ-Фабрика») не предоставил в установленный документацией о закупке срок подписанный им договор, что явилось основанием для признания данного участника уклонившимся от заключения договора.

Из указанного протокола от 13.05.2021 следует, что Заказчиком принято решение о направлении обращения о включении сведений об участнике с идентификационным номером 231767 в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупке, в реестр недобросовестных поставщиков Корпорации.

Согласно информации, размещенной Обществом в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, по результатам данной закупки АО «Омсктрансмаш» заключен договор № 9357сч/362/21 от 10.06.2021 с участником закупки, заявке которого было присвоено второе место в ранжировке, с предложенной ценой договора 85 000 руб.

В силу пункта 2 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211, в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора) направляет в антимонопольный орган сведения о таком участнике.

Вместе с тем, АО «Омсктрансмаш» в предусмотренный законодательством срок не направило в Омское УФАС России обращение о включении сведений об участнике с идентификационным номером 231767 в реестр недобросовестных поставщиков.

За непредставление или несвоевременное представление информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) либо представление заведомо недостоверной информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, статьей 19.7.2-1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

4. На основании пункта 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета. Такие особенности могут предусматривать обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 2 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Положение № 1352), действие Положения № 1352 распространяется в отношении юридических лиц, которые указаны в части 2 статьи 1 Закона о закупках (за исключением автономных учреждений), годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей, юридических лиц, которые указаны в части 2 статьи 1 Закона о закупках и являются кредитными организациями, величина активов которых по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей, и при условии, что такие заказчики не соответствуют условиям, предусмотренным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», с 1 января 2018 г.

Согласно пункту 4 Положения № 1352 закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Законом о закупках, торгов, иных способов закупки:

а) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;

б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 14(3) Положения № 1352 установлено, что при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Положения № 1352 срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).

При осуществлении закупки в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения № 1352 максимальный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки, должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора) (пункт 28 Положения № 1352).

В силу пункта 32(1) Положения № 1352 в документацию о закупке, осуществляемой в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Положения № 1352, должно быть включено обязательное условие о сроке оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному поставщиком (исполнителем, подрядчиком) с субъектом малого и среднего предпринимательства в целях исполнения договора, заключенного поставщиком (исполнителем, подрядчиком) с заказчиком, который должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).

Из отчета АО «Омсктрансмаш» о финансовых результатах за январь – декабрь 2020 года следует, что выручка Общества за 2020 год составила 3 911 684 тыс.руб.

Таким образом, годовой объем выручки АО «Омсктрансмаш» от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год (2020 год) превышает 500 млн. рублей, следовательно, на Общество распространяется действие Положения № 1352, в том числе в части срока оплаты по договору, заключенному с субъектом малого и среднего предпринимательства.

Инспекцией Омского УФАС России установлено, что в проверяемы период  АО «Омсктрансмаш» по результатам закупок был заключен ряд договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства такие как: № 12428/390/21 от 28.01.2021, № 12456/362/21 от 10.02.2021, № 12494/362/21 от 26.02.2021, № 12512/316/21 от 05.03.2021, № 12561/362/21 от 31.03.2021, № 12590/362/21 от 08.04.2021, № 12593/362/21 от 08.04.2021, № 12594/362/21 от 08.04.2021, № 12642/362/21 от 12.05.2021, № 12641/343/21 от 13.05.2021, № 12758/362/21 от 15.07.2021, № 12770/316/21 от 21.07.2021, № 12750/360/21 от 01.07.2021, № 12738/362/21 от 22.06.2021, № 12721/362/21 от 16.06.2021, № 12741/380/21 от 29.06.2021, № 12782/362/21 от 02.08.2021, № 12808/316/21 от 18.08.2021, № 12836/362/21 от 27.08.2021, № 12831/380/21 от 24.08.2021, № 12886/362/21 от 29.09.2021, № 12913/362/21 от 13.10.2021.

Проанализировав указанные договоры и документы, подтверждающие приемку и оплату Заказчиком поставленных товаров (выполненных работ), Инспекцией установлено, что АО «Омсктрансмаш» нарушен, установленный законодательством Российской Федерации срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ) по вышеуказанным договорам.

Согласно представленным пояснениям Общества (вх. от 13.12.2021 № 12150) оплата по договорам не произведена своевременно в связи с отсутствием свободных денежных средств. Оплата планируется после поступления окончательных расчетов по выполненным государственным контрактам.

За нарушение заказчиком установленного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц срока оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого или среднего предпринимательства, частью 9 статьи 7.32.3 КоАП РФ установлена административная ответственность.

5. Согласно части 19 статьи 4 Закона о закупках Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:

1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров в соответствии с частью 3 статьи 4.1 Закона о закупках;

2) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

3) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.

Аналогичное положение содержится в подпункте 6 пункта 3.2.2 Положения о закупке.

АО «Омсктрансмаш» в соответствии с приказом Омского УФАС России от 18.10.2021 № 218 были представлены сведения, предусмотренные частью 19 статьи 4 Закона о закупках.

По результатам анализа представленной информации, а также информации, размещенной на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», нарушения сроков размещения сведений, предусмотренных частью 19 статьи 4 Закона о закупках, в проверяемый период не установлено.

6. Пунктом 34 Положения № 1352, установлено, что в целях формирования отчетности об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках составляют годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352, и размещают указанный отчет в соответствии с частью 21 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе.

Согласно части 21 статьи 4 Закона о закупках информация о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, размещается в единой информационной системе не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.

Инспекция Омского УФАС России, изучив сведения, размещенные на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет, установила, что информация о годовом объеме закупки, которую АО «Омсктрансмаш» обязано осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства (годовой отчет), размещена Обществом в единой информационной системе 28.01.2021. Нарушений не выявлено.

 

Анализ представленных в распоряжение инспекции сведений, документов  свидетельствует о том, что проверяемое лицо в рассматриваемой сфере деятельности, в целом, соблюдает требования Закона о закупках, при этом Инспекцией Омского УФАС России выявлены отдельные случаи нарушения действующего законодательства.

По результатам проведенной плановой выездной проверки инспекция Омского УФАС России, с учетом вышеизложенных в настоящем акте выявленных обстоятельств, рекомендует АО «Омсктрансмаш» при проведении закупочных процедур учесть замечания, изложенные в пунктах 3.1 – 3.3, 4 настоящего акта, а также в установленном порядке инспекция Омского УФАС России решила передать материалы проверки уполномоченному должностному лицу отдела контроля органов власти Омского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административных дел по признакам нарушения статей 7.32.3, 19.7.2-1 КоАП РФ.

 

Настоящий акт составлен на 8 листах в двух экземплярах. Прилагаемые к настоящему акту документы являются материалами проверки и хранятся в Омском УФАС России.

Прилагаемые к акту № 05 от 23.12.2021 документы: копии документов, представленные АО «Омсктрансмаш» инспекции Омского УФАС России в ходе проверки.

 

 

Подписи лиц, проводивших проверку:

 

 

 

Руководитель инспекции                                                                                                    <...>

Члены инспекции:                                                                                                               <...>

<...>

<...>

 

 

С актом проверки ознакомлен(а):

«___» _________________ 2021 г.

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица)

 

 

Копию акта со всеми приложениями (за исключением документов, полученных от проверяемого лица) получил(а):

«___» _________________ 2021 г.

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица)

 

 

Отметка об отказе руководителя проверяемого лица (его уполномоченного представителя, иного должностного лица) подписать акт

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Руководитель инспекции:                                                                                                   <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны