Решение б/н - от 22 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/3-921/2021

о признании жалобы необоснованной

 

22.09.2021                                                                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Региональная группа снабжения – Сибирь» (далее – ООО «РГС – Сибирь», Общество, Заявитель) на действия акционерного общества «Омскэлектро» (далее – АО «Омскэлектро», Заказчик, Ответчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку светодиодных светильников (извещение № 32110621112 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – запрос предложений, закупка),

при участии представителя Заявителя: <...> (доверенность № 1/20.09 от 20.09.2021, личность удостоверена паспортом),

при участии представителей Заказчика: <...> (доверенность № 06-10/103-юр от 10.06.2021, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность № 06-10/15-юр от 05.02.2021, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 14.09.2021 № 9150э), который полагает, что положения закупочной документации не соответствуют требованиям норм Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Общество указывает, что согласно пункту 8.3 документации о проведении запроса предложений для оценки заявка на участие в запросе предложений должна содержать копии исполненных в 2019 – 2020 гг. договоров, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товаров, аналогичных предмету закупки. По мнению Заявителя, данный пункт содержит необоснованные ограничения конкуренции по отношению к потенциальным участникам закупки, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в 2020 году и позднее, а также к потенциальным участникам закупки, чей опыт поставки товаров, аналогичных предмету закупки, приходится на 2021 год.

ООО «РГС – Сибирь» считает, что обоснованным требованием будет являться содержание в заявке копий договоров, исполненных в 2019 – 2021 гг.

На основании изложенного, Заявитель просит внести соответствующие изменения в извещение и документацию запроса предложений.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 15.09.2021 № 05-9115 АО «Омскэлектро» представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов (вх. от 21.09.2021 № 9375).

На заседании комиссии 22.09.2021 представители Заказчика высказались согласно письменным пояснениям АО «Омскэлектро» на жалобу ООО «РГС – Сибирь», отметив следующее.

При осуществлении закупочной деятельности Заказчик руководствуется принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в закупочной документации должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Как указывает АО «Омскэлектро», опыт аналогичной деятельности участника позволяет судить о его способности выполнить объем услуг, предусмотренный закупочной документацией, при этом установленные Заказчиком требования в равной мере применяются ко всем участникам закупки.

Ответчик отмечает, что отсутствие документов, подтверждающих опыт участника закупки, не является основанием для отклонения заявки, в лишь влияет на расчет критериев.

Из пояснений Заказчика следует, что при установлении временного критерия АО «Омскэлектро» берет в расчет 2 предыдущих года, в связи с тем, что 2021 год является текущим, то есть календарный год 2021 не завершен.

На основании изложенного, АО «Омскэлектро» просит признать жалобу необоснованной.

3.   Из представленных материалов и информации следует, что 07.09.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», размещено извещение и документация о проведении запроса предложений.

Согласно извещению № 32110621112 и документации о проведении запроса предложений заявки на участие в закупке принимались с 07.09.2021 по 17.09.2021. Дата подведения итогов запроса предложений – 21.09.2021.  

Начальная (максимальная) цена договора составляет: 1 489 700,0 руб., в том числе НДС (20%).

Уведомлением Омского УФАС России от 15.09.2021 № 05-9115 запрос предложений приостановлен.

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Заказчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействия) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействий) может осуществляться только участниками закупки, подавшими заявку на участие в закупке.

Как следует из жалобы, Заявитель обжалует положения документации запроса предложений. Учитывая, что жалоба подана Обществом до окончания срока подачи заявок, она была принята к рассмотрению по существу в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

Заказчик при организации и проведении запроса предложений руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Омскэлектро», утвержденным Советом директоров АО «Омскэлектро» 23.06.2021 (далее – Положение о закупке).

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно пункту 1 статьи 20 Положения о закупке в документации о конкурентной закупке устанавливаются иные единые требования к участникам, в том числе квалификационные требования в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым АО «Омскэлектро» к поставщикам (исполнителям, подрядчикам). К таким требованиям относится, в том числе наличие опыта осуществления поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20% начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о закупке. При этом учитывается стоимость всех поставленных, выполненных, оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров, работ, услуг (по выбору участника закупки) по предмету закупки.

В силу пункта 1 статьи 21 Положения о закупке для оценки и сопоставления заявок участников закупки в документации о конкурентной закупке используются следующие критерии:

1) цена договора и/или единицы товара, работы, услуги;

2) качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг;

3) квалификация участников закупки;

4) расходы на эксплуатацию товаров;

5) стоимость жизненного цикла;

6) расходы на техническое обслуживание товаров;

7) сроки (периоды) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

8) срок предоставления гарантии качества товаров, работ, услуг;

9) объем предоставления гарантии качества товаров, работ, услуг;

10) наличие системы менеджмента качества (оценка по этому критерию осуществляется в обязательном порядке в случае закупки продукции, подлежащей инспекторскому контролю);

11) наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами;

12) условия оплаты товаров, работ, услуг (размер аванса, сроки оплаты и т.п.).

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 21 Положения о закупке количество критериев, за исключением случаев проведения квалификационного отбора, аукциона, запроса котировок, конкурентного отбора должно быть не менее чем 2, одним из которых является цена договора и/или единицы товара, работы, услуги. Значение критерия «цена договора» и/или «цена единицы товара, работы, услуги» суммарно по всем единицам товаров, работ услуг должно составлять не менее 50% максимального количества баллов (за исключением случаев закупки высокотехнологичной, инновационной, технологически сложной продукции (товаров, работ, услуг), НИОКР).

Не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о конкурентной закупке. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные в документации о конкурентной закупке, применяются в равной степени ко всем заявкам участников.

Согласно пункту 8.3 документации о проведении запроса предложений для оценки заявка на участие в запросе предложений должна содержать, в том числе копии исполненных в 2019 – 2020 гг. договоров, подтверждающих наличие у участника закупки, опыта поставки товаров, аналогичных предмету закупки, в которых указаны установленный срок  поставки товаров и их первоначальная стоимость, копии товарных накладных или иных документов по таким договорам, в которых указана их окончательная стоимость и которыми подтверждается приёмка заказчиком товаров,  поставленных в полном объеме. При этом минимальный размер стоимости поставленных по каждому договору товаров должен составлять не менее 20% от начальной (максимальной) цены договора, установленной в настоящей Документации;

В случае не предоставления участником закупки документов, указанных в  пункте 8.3. документации о проведении запроса предложений, заявка отклонению не подлежит.

В пункте 13 документации о проведении запроса предложений установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений:

 

Наименование критерия

Значимость критерия, %

Максимальное значение баллов

1. Цена договора

50

100 баллов

2. Квалификация участника закупки

50

100 баллов

2.1. Опыт поставки товаров, аналогичных предмету запроса предложений, по договорам исполненным в 2019 – 2020 гг. При этом минимальный размер стоимости поставленных по каждому договору товаров должен составлять не менее 20 % от начальной (максимальной) цены договора, установленной в настоящей Документации.

50 баллов

2.2. Наличие/отсутствие у участника закупки за период 2019 – 2020 гг. судебных разбирательств, где он выступал в качестве ответчика по арбитражным делам, по делам, рассматриваемым третейскими судами, об исполнении договорных обязательств по договорам, решение по которым вступило в законную силу и иск, по которым удовлетворен полностью или частично.

50 баллов

 

Из пункта 14 документации о проведении запроса предложений следует, что оценка заявок производится на основании критериев оценки, их содержания и значимости, установленных в документации о проведении запроса предложений.

Рейтинг представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям.

Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в документации о закупке, умноженных на их коэффициент значимости.

Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения договора производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке. Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер.

Довод Заявителя, что пункт 8.3 документации о проведении запроса предложений содержит необоснованные ограничения по отношению к потенциальным участникам закупки, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в 2020 году и позднее, а также по отношению к потенциальным участникам закупки, чей опыт приходится на 2021 год, Комиссия признает необоснованным на основании следующего.

В силу части 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно Закону о закупках заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке на основании Положения о закупках критерии и порядок оценки и сопоставления заявок.

Законом о закупках также не установлен перечень документов или объем информации, используемых при оценке заявки участника по показателям критериев, в связи с чем, Заказчик вправе самостоятельно определить перечень документов и информации, используемых при оценке заявки участника, в документации о закупке.

Как было указано ранее, для оценки заявок на участие в запросе предложений Заказчиком в пункте 8.3 документации о проведении запроса предложений было установлено требование о предоставлении в составе заявки копий исполненных в 2019 – 2020 гг. договоров, подтверждающих наличие у участника закупки, опыта поставки товаров, аналогичных предмету закупки.

При этом наличие опыта поставки товаров, аналогичных предмету закупки, являлось одним из подкритериев оценки заявок участников по критерию «квалификация участника закупки». Отсутствие у участника закупки копий договоров, подтверждающих наличие у участника закупки, опыта поставки товаров, аналогичных предмету закупки, не являлось основанием для отклонения заявки.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком подкритерий оценки не препятствует участию в запросе предложений, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, не является единственным и обязательным условием участия в запросе предложений, а направлен, прежде всего, на выбор победителем запроса предложений лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика.

Проанализировав документацию о проведении запроса предложений, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушения норм Закона о закупках при проведении запроса предложений.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Региональная группа снабжения – Сибирь» (ИНН 5507171027, ОГРН 1165543081241, юридический адрес: 644073, Омская область, город Омск, улица Рокоссовского, дом 30, квартира 87) на действия акционерного общества «Омскэлектро» (ИНН 5506225921,  ОГРН 1135543015145, юридический адрес: 644027, Омская область, город Омск, улица Л. Чайкиной, 8) при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку светодиодных светильников (извещение № 32110621112).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 15.09.2021 № 05-9115.

 

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Заместитель председателя Комиссии                                                                                <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                                 <...>

 

<...>

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны