Решение б/н Дело № 04/35 - 10 в отношении МУПЭП «Омскэлектро» от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е № 04/35 - 10

31 августа 2010 г.

г. Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Омского УФАС России) в составе:

С.В. Суменкова - руководителя управления, председателя Комиссии Омского УФАС России;

Г.П. Ситниковой – начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии Омского УФАС России;

Н.В. Молчанова - ведущего специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии Омского УФАС России;

А.Х. Баймухамбетовой - специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии Омского УФАС России;

при участии:

от ответчика: от МУПЭП «Омскэлектро» - (…..) (доверенность 04.06.2010 г. № …), (…..) (удостоверение № …, без доверенности), (…..) ( без доверенности);

от заявителя: ;

от ОАО «Омская энергосбытовая компания» - (…..) (доверенность от 16.12.2009 г. № …), (…..) (без доверенности),

рассмотрев в заседании Комиссии Омского УФАС России 17 августа 2010 года дело, возбужденное приказом Омского УФАС России от 04 августа 2010 года № 166 по признакам нарушения МУПЭП «Омскэлектро» (644027, г.Омск, ул. Л.Чайкиной, 8) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

1. Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 04/35-10 в отношении МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска послужило заявление гражданина (К…..) на действия МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска по признанию безучетным электропотребления и на действия ОАО «Омская энергосбытовая компания» по поводу предупреждения о временном приостановлении с 12.04.2010 г. предоставления услуг по энергоснабжению в случае непогашения задолженности по оплате электрической энергии в размере 5 782 руб.,40 коп.

Определением от 05.08.2010 г. ОАО «Омская энергосбытовая компания» привлечена в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией Омского УФАС России по делу № 04/35-10 обстоятельствах.

2. Из представленных гр. (К…..) документов следует:

09 декабря 2009 г. сотрудниками МУПЭП «Омскэлектро» по адресу: г. Омск, ул. (…..), д. (…), по месту регистрации гр. (К…..), была проведена проверка прибора учета, в результате которой установлены следующие нарушения эксплуатации электросчетчика типа СО-2М № 44568330 с номиналом 5А и классом точности 2,5, 1967 год выпуска (поверки) (далее по тексту – электросчетчик), указанные в Акте-предписании № 2700 от 09.12.2009 г.:

- отклонение продольной оси электросчетчика от вертикали более 1 градуса;

- просрочен межповерочный интервал;

- класс точности прибора учета не соответствует требованиям п.141 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период формирования электроэнергии», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 (далее по тексту – Правила № 530).

Акт-предписание № 2700 от 09.12.2009 г. (далее по тексту – Акт-предписание) был составлен сотрудниками МУПЭП «Омскэлектро» в отсутствие гр. (К…..).

На основании установленных нарушений в эксплуатации прибора учета сетевой организацией МУПЭП «Омскэлектро» был сделан вывод о безучетном электропотреблении и произведен расчет потребления абонентом гр. (К…..) электроэнергии по установленной мощности в объеме 1876,8 кВт.ч., переданный в ОАО «Омская энергосбытовая компания» в виде Реестра актов выявленных нарушений у абонентов частного сектора в разрезе РЭС МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска, для рассмотрения и перерасчета оказанной услуги.

Денежный эквивалент потребления электроэнергии по установленной мощности 1876,8 кВт.ч. составил 5 782 руб.,40 коп. и был предъявлен ОАО «Омская энергосбытовая компания» как сумма долга гр. (К.....) по акту недоучета электроэнергии за безучетное потребление, определенное МУПЭП «Омскэлектро» («Повторное предупреждение» (акт недоучета) от 31.03.2010 г., направленное гр.(К…..) о временном приостановлении предоставления услуг по энергоснабжению ОАО «Омская энергосбытовая компания»).

Гр. (К…..) отказался от оплаты установленной задолженности, что послужило для ОАО «Омская энергосбытовая компания» основанием к началу процедуры введения ограничения подачи электрической энергии.

Таким образом, основанием к признанию потребления гр. (К…..) безучетным и последующему применению способа расчета объема потребления электроэнергии гр. (К…..) по установленной мощности является Акт-предписание МУПЭП «Омскэлектро», на основании которого ОАО «Омская энергосбытовая компания» произвело перерасчет размера оплаты за безучетное потребление.

 

3. Из письменных объяснений МУПЭП «Омскэлектро» (исх. от 16.07.2010 г. № 25-01-08/3102) следует, что Акт-предписание был вручен в день его составления гр. (Д…..), представившемуся квартирантом гр. (К.....), проживающему на момент осмотра электроустановки в жилом помещении по адресу: ул. (…..), д. (…).

Расчет объема потребленной электроэнергии 1876,8 кВтч по установленной мощности электроприемников выполнен по причине несоответствия электросчетчика требованиям нормативно-технических документов в сфере коммерческого учета электроэнергии (отклонение продольной оси электросчетчика от вертикали более 1 градуса) в соответствии с «Регламентом взаимодействия МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска и ОАО «Омская энергосбытовая компания» в процессе составления и оборота актов о безучетном потреблении и расчета объемов потребленной/переданной электроэнергии бытовым потребителям частного сектора» (приложение № 3 к приложению №6 к договору № 05.220.416.08 оказания услуг по передаче электроэнергии) (далее по тексту - Регламент взаимодействия между МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска и ОАО «Омская энергосбытовая компания»).

Факт отклонения электросчетчика от вертикали более 1 градуса устанавливался визуально без применения специальных измерительных приборов по следующим признакам: при закреплении электросчетчика на предназначенном для этого электрощитке в 3 точках через штатные крепежные отверстия штатными элементами крепления, максимально возможный угол отклонения конструктивно не может превысить 1 градус. При закреплении электросчетчика в 1 точке и полном несовпадении остальных крепежных отверстий в основании электросчетчика и в электрощитке (что можно определить визуально с лицевой стороны или щупом с обратной стороны) угол отклонения электросчетчика от вертикального положения гарантировано превышает 1 градус.

Требование о закреплении прибора учета в 3-х точках крепления и с углом отклонения от вертикальной оси не более 1 градуса МУПЭП «Омскэлектро» обосновывает требованием, установленным «Правилами устройства электроустановок», утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР от 05.10.1979 г. (в ред. от 20.06.2003 г.) (далее по тексту - Правила устройства электроустановок), которые являются обязательными для всех ведомств, организаций и предприятий, независимо от форм собственности, занимающихся проектированием и монтажом электроустановок. В соответствии с пунктом 1.5.31 Правил устройства электроустановок конструкции и размеры шкафов, ниш, щитков и т.п. должны обеспечивать удобный доступ к зажимам счетчиков и трансформаторов тока. Кроме того, должна быть обеспечена возможность удобной замены счетчика и установки его с уклоном не более 1 градуса. Конструкция его крепления должна обеспечивать возможность установки и съема счетчика с лицевой стороны.

Из письменных объяснений ОАО «Омская энергосбытовая компания» , как лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией Омского УФАС России по делу № 04/35-10 обстоятельствах (исх. от 22.07.2010 г. № 28-29/1097) следует, что в соответствии с пунктом 3.3.2 договора, заключенного между МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска и ОАО «Омская энергосбытовая компания», МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска предоставлено право самостоятельно проводить визуальные проверки состояния приборов учета потребителей гарантирующего поставщика и совершать определенные действия в отношении потребителей гарантирующего поставщика, в том числе:

- производить перерасчет услуги по передаче электрической энергии исходя из объемов безучетного потребления, согласованных МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска с потребителем;

- производить перерасчет услуги по передаче электрической энергии в соответствии с нормами действующего законодательства и условиями заключенного с потребителем договора энергоснабжения, при отсутствии согласованных объемов безучетного потребления.

МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска была проведена проверка электроустановки гр. (К.....) (электросчетчика типа СО-2М № 44568330 с номиналом 5А и классом точности 2,5, 1967 год выпуска), в результате которой установлено несоответствие прибора учета, а именно: отклонение от продольной оси электросчетчика от вертикали более 1 градуса, просрочен межповерочный интервал, класс точности прибора учета не соответствует требованиям п. 141 Правил № 530, что явилось основанием для признания сетевой организацией выявленного нарушения потребления электроэнергии безучетным и определения объема по установленной мощности 1 876,8 кВт. Указанный объем безучетного потребления был предъявлен гр. (К.....) для ознакомления и передан в ОАО «Омская энергосбытовая компания» для начисления в денежном эквиваленте в размере – 5 782 руб., 46 коп.

Регламентом взаимодействия между МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска и ОАО «Омская энергосбытовая компания» определен порядок составления и оборота актов о безучетном потреблении и расчета объемов потребленной/переданной электроэнергии бытовым потребителем частного сектора. Согласно пункту 2 Регламента под безучетным потреблением понимаются факты потребления электрической энергии при наличии в установленном порядке технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителями к сетям сетевой организации и договора энергоснабжения, но с нарушением коммерческого учета со стороны потребителя, на которого возложена обязанность по обеспечению целостности и сохранности расчетного измерения. Нарушением коммерческого учета считается вмешательство в работу средства измерения, а также действия, приведшие к искажению данных о фактическом объеме потребления электрической энергии.

4. В соответствии с пунктом 155 Правил № 530 в случае выявления безучетного потребления электрической энергии объем потребления электрической энергии определяется одним из расчетных способов, предусмотренных пунктами 145 и 147 Правил № 530.

Расчетный способ определения объема потребления электрической энергии по установленной мощности в отсутствие приборов учета, установленный пунктом 147 Правил № 530, использован МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска для определения объема потребления гр. (К.....) как безучетного, при том, что в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (абзац 3 пункта 147 Правил № 530).

В соответствии с пунктом 79 Правил № 530 безучетным потреблением признается потребление электрической энергии в случае нарушения установленного договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) и Правилами № 530 порядка учета электрической энергии со стороны покупателя, выразившимся во вмешательстве в работу соответствующего прибора учета или несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета, обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого возложена на покупателя, а также в иных действиях покупателя, приведших к искажению данных о фактическом объеме потребления электрической энергии.

Потребление электрической энергии гр. (К.....) при несвоевременной замене прибора учета, не соответствующего требованиям Правил № 530 по классу точности, с просроченным межповерочным интервалом и визуально определенном отклонении от вертикали более 1 градуса, признанное МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска как безучетное , не подпадает под определение безучетного потребления, приведенного в пункте 79 Правил № 530.

Пунктом 141 Правил № 530 определено, что для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше, однако использование приборов учета с ранее разрешенным к применению классом точности 2,5 Правила № 530 не относят к безучетному потреблению учета электрической энергии.

Согласно пункта 2.11.7. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6 (далее по тексту - Правила № 6) «информационно-измерительные системы Потребителя должны быть метрологически аттестованы, а в процессе эксплуатации они должны подвергаться периодической поверке, использование в качестве расчетных информационно-измерительных систем, не прошедших метрологическую аттестацию, не допускается. Поверка расчетных средств учета электрической энергии и образцовых средств измерений проводится в сроки, устанавливаемые государственными стандартами, а также после ремонта указанных средств» (п. 2.11.9. Правил № 6).

В соответствии с пунктом 1.1.2. Правил № 6 требования Правил не распространяются на граждан, использующих электроэнергию для бытовых нужд, однако в силу части 2 статьи 6 ГК РФ могут быть применены и в отношениях с гражданами.

Запрет на использование приборов учета электроэнергии с просроченным межповерочным интервалом указывает на недопустимость использования показаний приборов учета, тем самым дает основание признать отсутствие приборов учета.

Представителями МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска установлено (Акт-предписание), что частным абонентом (К.....) использовался электросчетчик типа СО-2М № 44568330 с номиналом 5А и классом точности 2,5, 1967 год выпуска (поверки).

Для приборов учета типа СО установлен межповерочный интервал 16 лет (Государственный Реестр средств измерений, указатель, Москва, Стандартинформ, 2006 год). Отсутствие информации о промежуточных поверках прибора учета гр. (К.....) свидетельствует о просрочке межповерочного интервала счетчика СО-2М, начиная с 1983 года, и об отсутствии у гр. (К.....) прибора учета электрической энергии в течение 27 лет.

Таким образом, анализ пунктов 79, 141, 145-147 Правил № 530 и указанных выше пунктов Правил № 6, а также представленных материалов позволяет сделать вывод об отсутствии прибора учета у гр. (К.....) с момента обнаружения (09.12.2009 г.) просроченности межповерочного интервала и тем самым является основанием для определения объема потребления электрической энергии в соответствии с абзацем 3 пункта 147 Правил № 530, который предусматривает, что в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Использование приборов учета с ранее разрешенным к применению классом точности 2,5 Правила № 530 не относят к безучетному потреблению электрической энергии.

5. Отношения между ОАО «Омская энергосбытовая компания» и МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска регулируются договором № 05.220.416.08 от 01.04.2008 возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии. Предметом договора является передача электрической энергии до точек поставки потребителям ОАО «Омская энергосбытовая компания» (ГП по тексту договора). Под потребителями ОАО «Омская энергосбытовая компания» в договоре понимаются «потребители, приобретающие электрическую электроэнергию у ОАО «Омская энергосбытовая компания» и имеющие на праве собственности или ином законном основании энергопринимающие устройства, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети Омскэлектро (ТСО по тексту договора)».

Из общего числа потребителей стороны договора выделяют «бытовых потребителей частного сектора», в отношении которых устанавливается особый порядок взаимодействия, определенный «Регламентом взаимодействия МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска и ОАО «Омская энергосбытовая компания» в процессе составления и оборота актов о безучетном потреблении и расчета объемов потребленной/переданной электроэнергии бытовым потребителям частного сектора» (Приложение № 3 к Приложению № 6 к Договору № 05.220.416.08 от 01.04.2008).

При этом «под б езучетным потреблением стороны договора понимают факты потребления электрической энергии при наличии в установленном порядке технологического присоединения энергопринимающих устройств Потребителя к сетям Омскэлектро и договора энергоснабжения, но с нарушением коммерческого учета со стороны последнего, на которого возложена обязанность по обеспечению целостности и сохранности расчетного средства измерения. Нарушением коммерческого учета считается, в мешательство в работу средства измерения, а также действия, приведшие к искажению данных о фактическом объеме потребленной электрической энергии» (п. 2 Регламента взаимодействия между МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска и ОВО «Омская энергосбытовая компания»).

Материалы дела свидетельствуют о том, что МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска определило потребление электроэнергии гр. (К.....) безучетным и произвело расчет объема безучетно потребленной электрической энергии в размере 1876,8 к Втч, а ОАО «Омская энергосбытовая компания» произвело начисление за безучетное потребление в денежном эквиваленте в размере 5 782 руб.,40 коп. и 31.03.2010 г. предъявило гр. (К.....) к оплате как задолженность по оплате электрической энергии по состоянию на март 2010 г. с угрозой временного приостановления с 12.04.2010 г. подачи электроэнергии в случае непогашения задолженности.

В процессе рассмотрения Омским УФАС России заявления гр. (К.....) ОАО «Омская энергосбытовая компания», в целях устранения допущенных нарушений в части предъявления потребителю электрической энергии гр. (К.....) к оплате задолженности в размере 5 782 руб., 40 коп. согласно расчета объема электроэнергии по установленной мощности в размере 1876,8 кВтч., указанного в акте-предписании от 09.12.2009 г., отменило применение данного доначисления и произвело перерасчет объема неучтенного потребления электрической энергии потребителю (К.....) в соответствии с абзацем 3 пункта 147 Правил № 530 по нормативу потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно произведенному перерасчету объема неучтенного потребления электроэнергии по нормативу гр. (К.....) выставлена сумма задолженности по акту безучетного потребления электрической энергии в размере 673,92 руб. (письмо ОАО «Омская энергосбытовая компания» от 17.08.2010 г. исх. № 12/2442).

6. Согласно Акту- предписанию, составленному в результате осмотра представителем МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска прибора учета, одним из установленных нарушений его эксплуатации является - отклонение продольной оси электросчетчика от вертикали более 1 градуса.

В процессе рассмотрения дела Комиссией Омского УФАС России представители МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска пояснили свою позицию.

По мнению МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска, действия общества по признанию потребления электроэнергии гр. (К.....) безучетным и расчет объема безучетно потребленной электрической энергии в размере 1 876,8 кВтч по установленной мощности соответствуют условиям договора и действующему законодательству.

В связи с тем, что при снятии показаний прибора учета электроэнергии типа СО-2М № 44568330 , установленного в жилом доме гр. (К.....) по адресу г. Омск, ул. (…..), д. (…), визуально обнаружено отклонение электросчетчика от вертикали более 1 градуса , а также что установленный прибор учета электроэнергии не соответствует установленным требованиям Правил № 530 по классу точности и истек срок госповерки потребление электроэнергии гр. (К.....) с использованием счетчика № 44568330 было признано безучетным.

У слуга по передаче электрической энергии по сетям МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска оказывается ОАО «Омская энергосбытовая компания» как гарантирующему поставщику, являющемуся в соответствии с п. 4 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.04 г. № 861, потребителем услуги, объем потребления электроэнергии был определен в соответствии с пунктом 147 Правил № 530, на основе величины присоединенной мощности энергопринимающих устройств и стандартного количества часов их использования и предъявлен ОАО «Омская энергосбытовая компания» , как гарантирующему поставщику, для оплаты оказанной услуги по передаче электрической энергии по сетям МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска.

7. В процессе рассмотрения Омским УФАС России заявления гр. (К.....) установлено, что при осмотре электроустановки гр. (К.....) отклонение продольной оси электросчетчика от вертикали более 1 градуса выявлено инспектором МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска визуально, без применения специальных измерительных приборов.

На заседании Комиссии Омского УФАС России гр. (К.....) пояснил, что электросчетчик, указанный в Акте-предписании № 2700 от 09.12.2009 г., был установлен в доме по адресу г. Омск, ул. (…..), д. (…), до того, как он стал проживать в этом доме. Прибор учета при его установке энергоснабжающей организацией был закреплен в одной точке, пломба не повреждена; снятие им 2-х точек крепления из 3-х точек крепления электросчетчика не представляется возможным, так как отверстия для крепления находятся под крышкой, которая законтрена пломбой (оттиск № 8064), установленной энергоснабжающей организацией. При проведении предыдущих проверок прибора учета замечаний по поводу закрепления счетчика не было. Осмотр электросчетчика 09.12.2009 г. проводился в его отсутствие, Акт-предписание ему вручен в день осмотра не был. На заседании Комиссии Омского УФАС России гр. (К.....) категорически отрицал факт отклонения продольной оси электросчетчика от вертикали более 1 градуса, утверждая, что при визуальном осмотре для него было очевидно, что электросчетчик не был отклонен от вертикали. По его мнению, определить визуально, без специальных измерительных приборов, отклонение электросчетчика от продольной оси более 1 градуса практически невозможно, так как при этом необходимы, кроме измерительных приборов, достаточные освещение и острота зрения сотрудника.

Гр. (К.....) считает необоснованными действия МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска по признанию выявленного нарушения безучетным потреблением, в связи с тем, что данное нарушение инспектором МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска установлено визуально, без использования специального измерительного прибора.

Также гр. (К.....) пояснил, что в настоящее время им произведена замена электросчетчика, в связи с чем невозможно проверить достоверность вывода контролера МУПЭП «Омскэлектро», определившего визуально наличие отклонение продольной оси электросчетчика от вертикали более 1 градуса.

На основании изложенного, Комиссия Омского УФАС России считает, что позиция МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска по признанию выявленных нарушений потребления электроэнергии гр. (К.....) безучетным потреблением и по определению объема потребленной электроэнергии по установленной мощности не соответствует требованиям Правил № 530.

Правилами 530 устанавливаются различные требования для юридических и физических лиц при покупке, передаче и пользовании электрической энергией.

Так, пунктом 11 Правил 530 установлено, что обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии является наличие заключенного покупателем и продавцом электрической энергии договора купли-продажи (поставки) электрической энергии. Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация и потребитель, энергопринимающие устройства которого присоединены к электрическим сетям соответствующей сетевой организации, представляют сетевой организации для осуществления ею контроля за выполнением указанного условия следующие сведения:

наименование покупателя электрической энергии, передаваемой с использованием электрических сетей данной сетевой организации, - юридического лица (фамилия, имя и отчество физического лица), место нахождения юридического лица (место жительства физического лица), его точки поставки на розничном рынке, платежные реквизиты;

сведения о заключении, об изменении и о расторжении договора, на основании которого обеспечивается снабжение электрической энергией указанного покупателя, а также основные условия этого договора, позволяющие определить объем и режим подачи электрической энергии.

Сетевые организации проверяют достоверность представленных в соответствии с настоящим пунктом сведений.

По смыслу п.11 и гарантирующие поставщики, взявшие на себя обязанность урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии в интересах покупателя электрической энергии, и покупатели электрической энергии, заключившие договор оказания услуг по передаче электрической энергии самостоятельно, обязаны представлять сетевым организациям определенные сведения о покупателях электрической энергии (юридические или физические лица), а сетевые организации проверяют достоверность представленных сведений.

Различие в требованиях для юридических и физических лиц при покупке, передаче и пользовании электрической энергией устанавливается разделами Х I , Х II , Х III Правил 530.

Таким образом, использование МУПЭП «Омскэлектро» расчетного способа определения объема потребления электроэнергии, предназначенного для юридических лиц, при несоблюдении гражданами – потребителями (покупателями электрической энергии) порядка учета электрической энергии, и уклонение МУПЭП «Омскэлектро» от применения способа определения объема потребления электроэнергии, предназначенного для граждан – потребителей, не основано на требованиях действующего законодательства.

 

Комиссия Омского УФАС России считает не установленным факт наличия указанного в Акте-предписании нарушения – отклонение продольной оси электросчетчика от вертикали более 1 градуса, по следующим основаниям:

На заседании Комиссии Омского УФАС России сотрудник МУПЭП «Омскэнерго» (…..) пояснила, что при проверке ею электросчетчика 09 декабря 2009 г . по адресу: г. Омск, ул. (…..), д. (…), по месту регистрации гр. (К.....), в его отсутствие была проведена проверка прибора учета, в результате которой были установлены нарушения эксплуатации электросчетчика типа СО-2М № 44568330 с номиналом 5А и классом точности 2,5, 1967 год выпуска (поверки), о чем составлен Акт-предписание № 2700 от 09.12.2009 г., а именно: отклонение продольной оси электросчетчика от вертикали более 1 градуса; просрочен межповерочный интервал; класс точности прибора учета не соответствует требованиям п.141 Правил № 530.

Акт-предписание был вручен гр. (Д…..), назвавшемуся квартирантом (К.....). Факт отклонения электросчетчика от вертикали более 1 градуса она установила визуально, без применения специальных измерительных приборов, по следующим признакам: электросчетчик был закреплен на электрощитке только в 1 точке вместе 3 точек крепления, визуально было видно, что угол отклонения электросчетчика от продольной оси превышает 1 градус. Щупом для осмотра электросчетчика с обратной стороны не пользовалась.

Комиссия Омского УФАС России принимает во внимание, что гр.(К.....) отрицает наличие отклонения продольной оси электросчетчика от вертикали более 1 градуса, обоснованно полагая, что определить незначительное отклонение электросчетчика от продольной оси – более 1 градуса, без специальных измерительных приборов, лишь визуально, практически невозможно.

Из письменных пояснений МУПЭП «Омскэлектро» следует, что при закреплении электросчетчика в 1 точке и полном несовпадений остальных крепежных отверстий в основании электросчетчика и в электрощитке (что можно определить визуально с лицевой стороны или щупом с обратной стороны) угол отклонения электросчетчика от вертикального положения гарантировано превышает 1 градус. Данную позицию представители МУПЭП «Омскэлектро» подтвердили на заседании Комиссии Омского УФАС России.

Изложенное свидетельствует о том, что установления закрепления электросчетчика в 1 точке, без осмотра основания электросчетчика и электрощитка (визуально с лицевой стороны или с помощью щупа с обратной стороны) недостаточно для вывода о том, что отсутствие закрепления электросчетчика в 3-х точках гарантированно превышает 1 градус угла отклонения электросчетчика от вертикального положения.

Поскольку сотрудник МУПЭП «Омскэлектро» при осмотре прибора учета электроэнергии не пользовалась специальным измерительным прибором учета, а также в Акте-предписании не указано о совпадении (несовпадении) остальных крепежных отверстий в основании электросчетчика и в электросчетчике, вывод МУПЭП «Омскэлектро» о наличии отклонения продольной оси электросчетчика от вертикали более 1 градуса является необоснованным. Тем более не установлено действий абонента по вмешательству в работу средства измерения, а также иных действий, приведших к искажению данных о фактическом объеме потребленной электрической энергии (пункт 79 Правил № 530).

8. Кроме того, Комиссией Омского УФАС России установлено из показаний МУПЭП «Омскэлектро» и ОАО «Омская энергосбытовая компания», что начисление гр. (К.....) «безучетного потребления электрической энергии» в связи с несоответствием прибора учета установленным требованиям осуществлялось не вместо, а дополнительно к объему электрической энергии, рассчитанной по показаниям прибора учета.

9. В соответствии с пунктом 3.8. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 17 января 2007 г. № 5 (зарегистрирован в Минюсте РФ 23.05.2007 № 9541), принятие решения об установлении доминирующего положения осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в ходе рассмотрения дела.

Пунктом 3.6.5. вышеназванного Административного регламента предусмотрено, что определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов (далее Реестр), с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.

Приказом Омского УФАС России от 16.08.2001 г. № 101-ОД МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска включено в региональный раздел Реестра на товарном рынке передачи и распределения электрической энергии с долей более пятидесяти процентов в г. Омске, в границах эксплуатируемых инженерных сетей и прилегающей территории. Кроме того, услуги по передаче электрической энергии статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности естественных монополий, а в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

На основании изложенного Комиссией принято решение об установлении доминирующего положения МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска на товарном рынке передачи и распределения электрической энергии на территории г. Омска в границах эксплуатируемых инженерных сетей и прилегающей территории с долей более пятидесяти процентов.

10. Таким образом, Комиссией Омского УФАС в процессе рассмотрения дела установлено:

- Доминирующее положение МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска на товарном рынке передачи и распределения электрической энергии с долей более пятидесяти процентов в г. Омске, в границах эксплуатируемых инженерных сетей и прилегающей территории.

- Действия МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска по признанию потребленной гр. (К.....) электроэнергии безучетным потреблением, по использованию расчетного способа определения объема потребления электроэнергии в отношении гр. (К.....), предназначенного для юридических лиц, и уклонение МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска от применения в отношении гр. (К.....) способа, предназначенного для граждан – потребителей, не основаны на требованиях действующего законодательства.

- Действия ОАО «Омская энергосбытовая компания» по начислению гр. (К.....) суммы 5782,40 руб. как за безучетное потребление при отклонении электросчетчика от вертикали более 1 градуса, при просроченном межповерочном интервале прибора учета и несоответствии прибора учета требованиям Правил № 530 по классу точности и предъявление ее к оплате в качестве задолженности по оплате электрической энергии с угрозой временного приостановления с 12.04.2010 г. подачи электроэнергии в случае непогашения задолженности, не основаны на требованиях Правил № 530 и условиях договора № 05.220.416.08 от 01.04.2008.

Частью 1 с татьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» з апрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Действия ОАО «Омская энергосбытовая компания» и МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска, совершенные в отношении гр. (К.....) , рассматриваются Комиссией Омского УФАС России как ущемление интересов гр. (К.....), что запрещено частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

1. На основании части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Приказа ФАС России от 17 января 2007 г. № 5, Приказа Омского УФАС России от 16.08.2001г. № 101-ОД о внесении МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, установить доминирующее положение МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска на товарном рынке передачи и распределения электрической энергии с долей более пятидесяти процентов в границах эксплуатируемых инженерных сетей и прилегающей территории.

2. Признать действия МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска, совершенные в отношении гр. (К.....) по расчету объема потребления электрической энергии в размере 1 876,8 кВтч способом, предназначенным для безучетного потребления, в ситуации, определенной Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, как отсутствие прибора учета, результатом которых явилось ущемление интересов гр. (К.....), злоупотреблением доминирующим положением МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска и нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3 . Выдать МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска предписание, в которое включить следующее мероприятие, подлежащее выполнению:

МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска со дня получения предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего в отношении граждан-потребителей электрической энергии, у которых истек срок межповерочного интервала прибора учета и (или) прибор учета электрической энергии не соответствует требованиям по классу точности, не применять способ расчета объема потребления электрической энергии, предназначенный для безучетного потребления электрической энергии, как не соответствующий пункту 79 и абзацу 3 пункта 147 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 .

4. Материалы дела № 04/35-10 передать уполномоченному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.

5. Возбудить в отношении ОАО «Омская энергосбытовая компания» дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по начислению гр. (К.....) денежной суммы в размере 5 782,40 руб. за объем потребления электрической энергии 1876,8 кВт.ч., рассчитанный способом, предназначенным для безучетного потребления, в ситуации, определенной Правилами как отсутствие прибора учета, предъявление к оплате денежной суммы в размере 5 782,40 руб. как задолженности по оплате электрической энергии с угрозой временного приостановления подачи электроэнергии в случае непогашения задолженности, а также начисление указанной суммы не вместо, а дополнительно к объему потребления электрической энергии, рассчитанной по показаниям прибора учета, результатом которых явилось ущемление интересов гр. (К.....).

 

Председатель комиссии С.В. Суменков

Члены комиссии:

Г.П. Ситникова

Н.В. Молчанов

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е № 04/35-10

 

 

31 августа 2010 г.

г. Омск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

С.В. Суменкова - руководителя управления, председателя Комиссии;

Г.П. Ситниковой – начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

Н.В. Молчанова - ведущего специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;

А.Х. Баймухамбетовой - специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 31 августа 2010 г. № 04/35-10 по делу о нарушении МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска со дня получения предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего в отношении граждан-потребителей электрической энергии, у которых истек срок межповерочного интервала прибора учета и (или) прибор учета электрической энергии не соответствует требованиям по классу точности, не применять способ расчета объема потребления электрической энергии, предназначенный для безучетного потребления электрической энергии, как не соответствующий пункту 79 и абзацу 3 пункта 147 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 .

 

Председатель комиссии С.В. Суменков

Члены комиссии:

Г.П. Ситникова

Н.В. Молчанов

А.Х. Баймухамбетова

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны