Решение б/н о признании жалобы необоснованной от 22 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/3-1082/2021

о признании жалобы необоснованной

 

22.11.2021                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью «СК «Форт-Инвест» (далее – ООО «Форт-Инвест», Общество, Заявитель) на действия открытого акционерного общества «Омский аэропорт» (далее – ОАО «Омский аэропорт», Заказчик, Ответчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по модернизации здания Цеха бортпитания (извещение о проведении конкурса № 32110743825 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет») (далее – конкурс, закупка),

в отсутствие представителя ООО «СК «Форт-Инвест», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по существу,

в присутствии представителя ОАО «Омский аэропорт» – <...> (доверенность от 28.04.2021 № 46, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Общества, которое полагает, что действия единой комиссии ОАО «Омский аэропорт» по отклонению заявки ООО «СК «Форт-Инвест» противоречат части 1 статьи 2, пункту 2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В своей жалобе Заявитель указывает, что первая часть заявки ООО «СК «Форт-Инвест» содержит положение, согласно которому Общество выражает согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о проведении конкурса. Соответственно, предлагаемые им товары соответствуют техническим и функциональным требованиям к товарам, указанным в документации о проведении конкурса, что позволяет Заказчику идентифицировать предлагаемый товар и определить его соответствие.

Кроме того, положения Гражданского кодекса Российской Федерации не содержат понятия такого средства индивидуализации товара как «марка», «модель» и не устанавливают обязанность производителя иметь торговую марку, модель в обязательном порядке, в связи с чем, у производителя может отсутствовать торговая марка, модель на конкретную произведенную продукцию.

Также Закон о закупках не устанавливает обязанности участника закупки иметь товар, предлагаемый к поставке по предмету закупки, в наличии на момент подачи заявки на участие в закупке. Участник может не обладать информацией о марке и модели товара предлагаемого к поставке товара при заполнении заявки на участие в закупке.

На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу ООО «СК «Форт-Инвест» обоснованной, а также признать итоговый протокол выбора победителя недействительным.

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 15.11.2021 № 05-10969 ОАО «Омский аэропорт» представлены копии запрашиваемых документов (вх. Омского УФАС России от 16.11.2021 № 11053).

На заседании Комиссии 22.11.2021 представитель Заказчика отметила, что конкурс проведен в соответствии с требованиями действующего законодательства, документации о проведении конкурса. Основания для удовлетворения жалобы Заявителя отсутствуют.

 

3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Комиссией установлено, что 20.10.2021 в единой информационной системе в сфере закупок ОАО «Омский аэропорт» разместило извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по модернизации здания Цеха бортпитания (извещение № 32110743825).

В соответствии с извещением, документацией о проведении конкурса прием заявок осуществлялся в электронной форме в соответствии с регламентом и функционалом электронной торговой площадки с 20.10.2021 по 27.10.2021.

Дата рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе – 29.10.2021.

Дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсе – 01.11.2021.

Дата подведения итогов конкурса – 01.11.2021.

Начальная (максимальная) цена договора – 21 853 667,18 руб.

Согласно протоколу № 119-1 от 29.10.2021 до окончания указанного в документации о проведении конкурса срока подачи заявок на участие в закупке поступило 5 заявок. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе единой комиссией по осуществлению закупок ОАО «Омский аэропорт» принято решение отказать в допуске к участию в закупке участнику с заявкой № 5, остальные участники допущены к участию в конкурсе.

В соответствии с протоколом № 119-3 от 01.11.2021 единой комиссией по осуществлению закупок ОАО «Омский аэропорт» принято решение присвоить первый номер заявке № 3, признать победителем конкурса ООО «Барс» и рекомендовать Заказчику заключить с ним договор на условиях, указанных в его заявке № 3 и документации о проведении конкурса.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В соответствий с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 3.2 Закона о закупках, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 Закона о закупках.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

Извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке (часть 8 статьи 4 Закона о закупках).

Согласно части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны, в том числе сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках (при необходимости).

Так в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:

– требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2);

требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик (пункт 3).

В соответствии с пунктом 3 извещения, пунктами 1, 2 документации  о проведении конкурса предметом конкурса является выполнение работ по модернизации здания цеха бортпитания. Объем выполняемых работ определен в техническом задании за закупку работ (приложение № 2 к документации о проведении конкурса) (далее – ТЗ), ведомостях объемов работ №№ 02-01, 02-02, 02-03, 02-04, 02-05, 02-06, 02-07, 02-08, 02-09, 02-10 (приложения №№ 1-10 к ТЗ (приложение № 2 к документации о проведении конкурса).

Из положений пункта 9 документации о проведении конкурса следует, что участник закупки должен подготовить заявку в строгом соответствии с требованиями документации о проведении конкурса.

Заявка на участие в конкурсе не должна содержать условий, противоречащих требованиям документации о проведении конкурса.

Ответственность за допущенные при подготовке заявки на участие в конкурсе технические и/или арифметические ошибки, в том числе ошибки, связанные с расчетами стоимости оказываемых услуг и/или суммы НДС, возлагается на участника закупки.

При оформлении документов в составе заявки на участие в конкурсе в соответствии с формами, установленными приложением № 1 к документации о проведении конкурса, все пункты таких форм подлежат обязательному заполнению, если иное не указано в самой форме.

Документы, входящие в заявку, не должны содержать недостоверные сведения или намеренно искаженную информацию, а также должны отсутствовать внутренние противоречия между различными частями и/или документами заявки.

Заявка участника закупки должна состоять из двух частей, включая предложение о цене договора (цене лота, единицы товара, работы, услуги).

Первая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать исключительно предложение участника закупки в отношении предмета закупки, а также условия исполнения договора в соответствии с Формой 1 (приложение № 1 к документации о проведении конкурса). 

К Форме 1 (приложение № 1 к документации о проведении конкурса) должны быть приложены ведомости объемов работ (подготовленные участником закупки с учетом содержания (всех пунктов) приложений №№ 1-10 к ТЗ (приложение к № 2 к документации о проведении конкурса), но без указания в них сведений о предложении о цене договора и/или сведений об участнике закупки.    

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 12.2 документации о проведении конкурса по результатам рассмотрения первых частей заявок основаниями для принятия решения об отказе в допуске к участию в конкурсе являются:

а) несоответствие первой части заявки на участие в конкурсе по составу, содержанию и оформлению требованиям документации о проведении конкурса, в том числе наличие в первой части заявки недостоверных сведений или намеренно искаженной информации или документов; наличие в первой части заявки других (не предусмотренных данной частью заявки) документов, в том числе ТЗ, и сведений;

б) несоответствие работ, в том числе порядка их описания, и (или) договорных условий, указанных в первой части заявки на участие в конкурсе, требованиям документации о проведении конкурса.

Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе от 29.10.2021 № 119-1 следует, что заявка № 5 (ООО «СК «Форт-Инвест») на участие в конкурсе отклонена Заказчиком на основании подпунктов «а», «б» пункта 12.2 документации о проведении конкурса.

В качестве основания отклонения первой части заявки Общества Заказчик указал следующее: «согласно пункту 9 документации о проведении конкурса к форме 1 (приложение № 1 к документации о проведении конкурса) должны быть приложены ведомости объемов работ (подготовленные участником закупки с учетом содержания (всех пунктов) приложений №№ 1-10 к ТЗ (приложение № 2 к документации о проведении конкурса»). В приложениях №№ 1-10 к ТЗ (приложение № 2 к документации о проведении конкурса»), подготовленных заказчиком, участникам закупки предложено указать, в том числе, точные (или эквивалентные) марки предлагаемых к поставке (или используемых при выполнении участником закупки закупаемых Заказчиком работ) товаров (например, в ведомости объемов работ № 02-01, пункте 26, указана грунтовка воднодисперсионная Ceresit СT 17 (или эквивалент). В предоставляемых участником закупки в составе первой части заявки на участие в конкурсе ведомостях объемов работ №№ 02-01, 02-04, 02-07 отсутствует указание о точных (или эквивалентных) марках предлагаемых к поставке (или  используемых при выполнении участником закупки закупаемых заказчиком работ) товаров (так, в ведомости объемов работ № 02-01 – это пункты 26, 28, 29, 33, 35, 88, 98; в ведомости объемов работ № 02-04 – это пункты 6, 12, 15, 29, 30; в ведомости объемов работ № 02-07 – это пункты 8, 9, 14, 15, 16), что не позволяет Заказчику сделать однозначный вывод о соответствии или несоответствии предоставленных участником закупки в составе первой части заявки на участие в конкурсе ведомостей объемов работ №№ 02-01, 02-04, 02-07 (приложение № 2 к документации о проведении конкурса»)».

Комиссией установлено, что в составе первой части заявки № 5 (ООО «СК «Форт-Инвест») было представлено предложение участника закупки в отношении предмета закупки, а также условия исполнения договора по Форме 1, с приложением ведомостей объемов работ №№ 02-01, 02-02, 02-03, 02-04, 02-05, 02-06, 02-07, 02-08, 02-09, 02-10. В предоставленных ведомостях объемов работ №№ 02-01, 02-04, 02-07 отсутствует указание на точные (или эквивалентные) марки предлагаемых к поставке (или  используемых при выполнении участником закупки закупаемых заказчиком работ) товаров (пункты 26, 28, 29, 33, 35, 88, 98 в ведомости объемов работ № 02-01; пункты 6, 12, 15, 29, 30 в ведомости объемов работ № 02-04; пункты 8, 9, 14, 15, 16 в ведомости объемов работ № 02-07), что не соответствует пункту 9 документации о проведении конкурса и является основанием для отклонения первой части заявки в соответствии с пунктом 12.2 документации о проведении конкурса.

Таким образом, довод Заявителя о неправомерном отказе единой комиссией ОАО «Омский аэропорт» в допуске ООО «СК «Форт-Инвест» к участию в конкурсе не нашел своего подтверждения.

Нарушений части 1 статьи 2, пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках не установлено.

В соответствии с пунктом 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «СК «Форт-Инвест» (ИНН: 7810795816, ОГРН: 1207800068772, адрес места нахождения: пер. Яковлевский, д. 4, литера А, пом. 2Н, оф. 2, г. Санкт-Петербург, 196105) на действия открытого акционерного общества «Омский аэропорт» (ИНН: 5507028605, ОГРН: 1025501376878, адрес места нахождения: ул. Транссибирская, д. 18, г. Омск, 644103) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по модернизации здания Цеха бортпитания (извещение о проведении конкурса № 32110743825 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 15.11.2021 № 05-10969.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                            <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                        <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны