Определение б/н Определение о возбуждении дела от 29 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 055/05/28-346/2023 и назначении дела к рассмотрению

29 марта 2023 года                                                                                                                                 г. Омск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе () – временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Ломбард «Гиперион», ИНН 9723139152, ОГРН 1227700081663 (далее – ООО «Ломбард «Гиперион»), обществом с ограниченной ответственностью «Фаворит», ИНН 5503079609, ОГРН 1045504009143 (далее – ООО «Фаворит») пункта 7 статьи 7, частей 1 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛ:

В результате проведения мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации о рекламе 06.03.2023 Омским УФАС России зафиксированы факты размещения на фасаде центра торговли «Апельсин», расположенного по адресу: ул. Рождественского, д. 6, к. 1, конструкций с информацией следующего содержания:

- конструкция № 1

«золото не значит дорого огромный выбор ювелирных изделий

ломбард результат ювелирный салон 0,2 % в день

кредит рассрочка обмен 1 этаж»

При этом в нижней части рекламной конструкции имеется наклейка с информацией «Займы предоставляются ООО «Ломбард «Гиперион» ИНН 9723199152 ОГРН 1227700081663 под залог ювелирных изделий на срок от 1 до 30 дней. При займе до 20 000 р процентная ставка по займу 0,3 % в день (109,5 % годовых). При займе от 20 000 р процентная ставка по займу 0,2 % (73 % годовых). Скупка и реализация ювелирных изделий осуществляется ИП (). Кредит на покупку ювелирных изделий предоставляются банками партнерами»

           - конструкция № 2                                                                                                                                  

«ломбард результат 0,2 % в день выкуп частями кредит рассрочка обмен золото не значит дорого огромный выбор ювелирных изделий ювелирный салон»

 

        

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Вышеуказанная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования ломбарду и ювелирному салону, и их услугам.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.

Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам под залог движимых вещей (движимого имущества), принадлежащих заемщику и предназначенных для личного потребления, хранения вещей, сдачи в аренду (субаренду) недвижимого имущества, принадлежащего ломбарду на праве собственности (аренды, субаренды), осуществления деятельности банковского платежного агента, а также оказания консультационных и информационных услуг.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Ломбард как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» является финансовой организацией.

По состоянию на март 2023 года сведения об ООО «Ломбард «Гиперион» 02.08.2022 внесены в государственный реестр Центрального банка Российской Федерации.

При этом вышеуказанная реклама распространялась с признаками нарушения Федерального закона «О рекламе».

1). В рекламе указано, что «скупка и реализация ювелирных изделий осуществляется ИП ()» (конструкция № 1).

В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Порядок лицензирования деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, осуществляемой юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами, и индивидуальными предпринимателями установлен Положением о лицензировании деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2020 № 1418 (далее — Положение).

Лицензируемая деятельность предусматривает оказание услуги по скупке у граждан, находящихся в их собственности ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.

В силу пункта 2 Положения лицензирование деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий осуществляется Федеральной пробирной палатой.

По состоянию на март 2023 года сайт Федеральной пробирной палаты (https://probpalata.gov.ru/reestry-licenzij/) не содержит сведений о выдаче ИП () лицензии на осуществление деятельности, связанной с обработкой (переработкой) лома и отходов драгоценных металлов и скупкой у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.

В силу пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

2). Реклама на конструкции № 1 содержала информацию о том, что приобретение товара возможно посредством привлечения кредитных ресурсов банков-партнеров, при этом отсутствовала существенная информация, позволяющая потребителю определить лицо, предоставляющее возможность приобрести товар (ювелирные изделия), воспользовавшись средствами сторонней организации.

В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» понятие «кредит» относится к банковской операции, осуществление которой производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Информация об наименованиях банков, предоставляющих кредит на покупку товара, в рекламе отсутствовала.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).

В рекламе на конструкции № 2 отсутствовала существенная информация, позволяющая потребителю определить лицо, предоставляющее возможность приобрести товар (ювелирные изделия), воспользовавшись средствами сторонней организации.

3). В рассматриваемой рекламе крупным шрифтом размещались сведения о предоставлении займа с указанием условий его предоставления - 0,2 % в день (конструкция № 1 и № 2).

Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», к ним относятся, в том числе: сумма потребительского кредита (займа), срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа), процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения и т.д.

Текст рекламы на конструкции № 1 содержал информацию: «Займы предоставляются ООО «Ломбард «Гиперион» ИНН 9723199152 ОГРН 1227700081663 под залог ювелирных изделий на срок от 1 до 30 дней. При займе до 20000 р процентная ставка по займу 0,3 % в день (109,5 % годовых). При займе от 20000 р процентная ставка по займу 0,2 % (73 % годовых)».

При этом в рекламе, размещенной на конструкции № 2, отсутствовал необходимый перечень условий займа, предоставляемого ООО «Ломбард «Гиперион».

На запрос Омского УФАС России ООО «Фаворит» представлена копия договора о содержании и эксплуатации здания, размещение рекламных материалов в Центре торговли «Апельсин», расположенного по адресу: г. Омск, ул. Рождественского 6, корпус 1, заключенного 01.01.2023 между ООО «Фаворит» и ООО «Гиперион» (далее – Договор).

По условиям Договора, ООО «Фаворит» передало в аренду ООО «Ломбард «Гиперион» рекламные конструкции.

Стороны были обязаны согласовывать макеты размещаемых рекламных материалов (пункт 2.1.7 Договора).

ООО «Ломбард «Гиперион» предоставило ООО «Фаворит» макеты рекламы с информацией следующего содержания:

  • «ломбард результат

0,2 % в день выкуп частями залог 60 дней без переплат кредит рассрочка обмен золото не значит дорого огромный выбор ювелирных изделий ювелирный салон»;

  • «золото не значит дорогоогромный выбор ювелирных изделий ломбард результат ювелирный салон

0,2 % в день 2023-2305

кредит рассрочка обмен 1 этаж»;

  • «займы предоставляются ООО «Ломбард «Гиперион» ИНН 9723199152 ОГРН 1227700081663 под залог ювелирных изделий на срок от 1 до 30 дней. При займе до 20 000 р процентная ставка по займу 0,3 % в день (109,5 % годовых). При займе от 20 000 р процентная ставка по займу 0,2 % (73 % годовых). Скупка и реализация ювелирных изделий осуществляется ИП (). Кредит на покупку ювелирных изделий предоставляется банками партнерами».
  • Указанная рекламная информация была согласована ООО «Фаворит».

Согласно пункту 3.1 Договора платежными поручениями от 19.01.2023 № 4, 02.02.2023 № 10, от 21.02.2023 № 17 ООО «Ломбард «Гиперион» оплатило аренду рекламных конструкций.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «Ломбард «Гиперион»» является рекламодателем, ООО «Фаворит» - рекламораспространителем.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 2, 13, 24,25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Возбудить производство по делу № 055/05/28-346/2023 по признакам нарушения требований пункта 7 статьи 7, частей 1 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
  2. Признать лицами, участвующими в деле, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
  • общества с ограниченной ответственностью «Ломбард «Гиперион», ИНН 9723139152, ОГРН1227700081663, адрес: 644109, г. Омск, пр-кт Сибирский, д. 20/2, кв. 166;
  • общества с ограниченной ответственностью «Фаворит», ИНН 5503079609, ОГРН1045504009143, адрес: 646970, Омская обл., Кормиловский р-н, р.п. Кормиловка, ул. Первомайская, д. 25.
  1. Назначить дело № 055/05/28-346/2023 к рассмотрению на 25.04.2023 в 15:00 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, д. 12 А, к. 102.
  2. ООО «Ломбард «Гиперион» в срок до 21.04.2023 представить в адрес Управления пояснения относительно распространения на конструкциях № 1 и № 2 рекламы с признаками нарушения пункта 7 статьи 7, частей 1 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в том числе:
  • документы, подтверждающие наличие лицензий, выданных ИП () для осуществления деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий;
  • сведения о лицах, предоставляющих кредит, рассрочку;
  • информацию о полном перечне условий предоставления займов ООО «Ломбард «Гиперион»  с приложением копии образца договора займа;
  • пояснения относительно отсутствия  полных условий займа в рекламе на конструкции № 2;
  • пояснения относительно наличия правоотношений между ООО «Ломбард «Гиперион» и ООО «Фаворит» в рамках заключенного Договора, процесса согласования макета рекламных материалов, соответствия макетов  рекламных материалов размещенной  рекламе.

5. ООО «Фаворит» в срок до 21.04.2023 представить в адрес Управления пояснения относительно распространения на конструкциях № 1 и № 2 рекламы с признаками нарушения пункта 7 статьи 7, частей 1 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в том числе относительно:

  • процесса согласования макета рекламных материалов, соответствия макетов рекламных материалов размещенной  рекламе;
  • предоставления ООО «Ломбард «Гиперион» документов, подтверждающих наличие лицензий у ИП () на осуществление деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий;
  • отсутствия в рекламе информации о лицах, предоставляющих кредит, рассрочку.

Ссылка на предоставление возможности участия в рассмотрении дела путем

видеоконференцсвязи (далее – ВКС): https://fas3.tconf.rt.ru/c/6234679492

С инструкцией для участников ВКС можно ознакомиться по ссылке: https://fas.gov.ru/in_ca.pdf.

Председатель Комиссии                                                                                                                 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны