Решение б/н - от 5 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заключение № 05-08/13-22 РНП

по результатам проверки сведений о недобросовестном участнике закупки,

уклонившимся от заключения договора

 

05.04.2022                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, уполномоченная проверять сведения, предоставляемые в антимонопольный орган в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия), в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии,

<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев обращение акционерного общества «Транснефть – Западная Сибирь» (далее – АО «Транснефть – Западная Сибирь», Заказчик, Заявитель) (вх. от 28.03.2022 № 3116э) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Веха-Регион» (ИНН 6314022493, ОГРН 1036300336533, юридический адрес: 443004, Самарская область, город Самара, улица Грозненская, дом 63, комната 25) (далее – ООО «Веха-Регион», Общество, Ответчик) в реестр недобросовестных поставщиков,

в присутствии представителей Заявителя: <...> (доверенность № 220/22/22 от 31.03.2022, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность № 770/21/22 от 03.12.2021, личность удостоверена паспортом),

в отсутствие представителя Ответчика, извещенного о месте и времени рассмотрения обращения по существу,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России 28.03.2022 поступило обращение АО «Транснефть – Западная Сибирь» о включении сведений об ООО «Веха-Регион» в реестр недобросовестных поставщиков с приложением документов, свидетельствующих об уклонении Общества от заключения договора по результатам закупочной процедуры: запрос котировок в электронной форме 1100-A01-К-02-00885-2022 «Запасные части к автомобильной и специальной технике» (извещение № 32211082874 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – запрос котировок, закупка).

В соответствии с пунктами 15.4 – 15.7 Инструкции для участника закупки и пункта 3 извещения о проведении запроса котировок предусмотрено предоставление документов победителем закупки: цепочки собственников (бенефициаров), обеспечения исполнения договора в срок не позднее 5 календарных дней с даты опубликования протокола в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее – ЕИС). Протокол опубликован в ЕИС 04.03.2022, вместе с тем, по состоянию на 16.03.2022 указанные документы Обществом не предоставлены.

Итоговым протоколом № 1100-A01-К-02-00885-2022/И заседания конкурсной комиссии АО «Транснефть – Западная Сибирь» от 16.03.2022 ООО «Веха-Регион» было отклонено за непредставление участником закупки, после признания его победителем, заказчику, организатору закупки в установленный срок определенных документов в соответствии с извещением об осуществлении закупки.

На основании изложенного, АО «Транснефть – Западная Сибирь» просит внести сведения об ООО «Веха-Регион» в реестр недобросовестных поставщиков.

 

2. На заседание Комиссии 05.04.2022 Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения обращения Заказчика по существу, представителя не направило. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 29.03.2022 № 05-2436 Ответчиком представлены письменные пояснения относительно доводов, изложенных в обращении АО «Транснефть – Западная Сибирь», из которых следует, что 08.02.2022 Обществом была подана заявка на участие в закупке, 03.03.2022 ООО «Веха-Регион» признано победителем закупки.

09.03.2022 Общество направило в адрес Заказчика письмо о том, что по независящим от Общества причинам, а именно в связи с резким увеличением закупочных цен на товар, осуществить поставку товаров по ранее заявленным условиям невозможно.

Условие о цене договора – одно из важнейших и существенных условий договора поставки с экономической точки зрения. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) позволяет вносить изменения в существенные условия договора, тем не менее заказчик может отказаться и требовать исполнения обязательств по заключенному договору.

В данном случае обстоятельства изменились настолько и по независящим от поставщика причинам, что исполнение договора поставки не представлялось возможным.

Также Ответчик считает, что определение победителя по закупке было затянуто на 2 недели, а именно: с 09.02.2022 на 16.02.2022 перенесен срок вскрытия конвертов, с 24.02.2022 на 03.03.2022 перенесено подведение итогов закупки. Затягивание Заказчиком процесса определения победителя привело в итоге к невозможности исполнения договора, поскольку закупка по старым прайсам оказалась невозможной.

У ООО «Веха-Регион» имеются письма от заводов-изготовителей и поставщиков, информирующих об увеличении отпускной цены на товар. Кроме того, нарушены многие логистические цепочки, в связи с чем, возник дефицит комплектующих на изготавливаемую продукцию, а высокий спрос на товары привел в целом к его дефициту на рынке запасных частей. Таким образом, исполнение договора ни по срокам (31.03.2022), ни по ценовому диапазону не представлялось возможным.

Кроме того, Общество указывает, что рост цен на продукцию составил:

– запчасти УАЗ (25 позиций из спецификации) – 32%;

– запчасти Амкодор (8 позиций из спецификации) – 30%;

– запчасти УРАЛ (7 позиций из спецификации) – повышение с 26.02.2022 – 25-45%;

– запчасти ЧМЗ (3 позиции из спецификации) – с 01.03.2022 в среднем на 20%.

Проанализировав спецификацию, общий рост цен составил 64% от общего объема. Произошло увеличение стоимости 43 позиций из заявленных 67.

У Общества изначально отсутствовал противоправный умысел, все действия Общества направлены на реальное исполнение договорных обязательств. Невозможность исполнения возникла в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при участии в закупке и дальнейшем планировании исполнения договора.

 

3. В Омское УФАС России 28.03.2022 от АО «Транснефть – Западная Сибирь» поступили сведения, предусмотренные пунктами 3 – 8 Перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление № 1211).

 

Информация о недобросовестном участнике закупки, поставщике и его месте нахождения

Сведения о проведенной закупке

Сведения о договоре

наименование юридического лица

страна

почтовый индекс, наименования единиц административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта

улица, номер дома (владения), корпуса (строения), офиса, квартиры

ИНН

дата подведения итогов закупки

дата заключения неисполненного договора*

реквизиты подтверждающего документа

наименование товаров, работ, услуг

код ОКДП

валюта договора

 

код валюты договора

цена договора

срок исполнения договора (месяц, год)

дата расторжения договора с указанием основания  расторжения договора (в связи с существенными нарушениями поставщиком условий договора) и документа, являющегося основанием расторжения договора (решение суда)

 

ООО «Веха-Регион»

 

Россия

 

443004, Самарская область, город Самара

 

улица Грозненская, дом 63, комната 25

 

6314022493

 

03.03.2022

 

-

 

Протокол

№ 1100-A01-К-02-00885-2022

 

Поставка запасных частей к автомобильной и специальной технике

 

29.3

Части и принадлежности для автотранспортных средств

 

рубль

 

643

 

5 577 483,60

 

31.03.2022

 

 

 

В соответствии со статьей 5 Закона о закупках ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденные Постановлением № 1211 (далее – Правила направления сведений), устанавливают порядок направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, в том числе не предоставивших заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или не предоставивших обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Из пункта 2 Правил направления заказчиками сведений следует, что в случае уклонения от заключения договора победителя закупки заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган сведения, предусмотренные пунктами 3 – 7 Перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, утвержденного Постановлением № 1211.

При проведении закупки АО «Транснефть – Западная Сибирь» руководствовалось Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть», утвержденным решением Совета директоров ПАО «Транснефть» протоколом № 5 от 05.04.2019 (далее – Положение о закупке).

Согласно пункту 12.2 Положения о закупке после подписания итогового протокола победителю закупки направляется организатором закупки письменное уведомление о выборе его победителем и необходимости либо явиться по месту нахождения организатора закупки для подписания договора, либо организации подписания договора в порядке, указанном в Уведомлении, если иной порядок не предусмотрен в документации о закупке.

Победитель закупки обязан подписать договор в течение 13 календарных дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола (при осуществлении закрытой закупки – с даты направления итогового протокола), если документацией о закупке предусмотрена обязанность участника закупки после признания его победителем предоставить заказчику, организатору закупки в установленный извещением об осуществлении закупки и/или документацией о закупке срок документы.

Пунктом 12.5 Положения о закупке установлено, если победитель закупки не подписывает (не представляет подписанный) договор в срок, предусмотренный пунктами 12.1 – 12.4 Положения о закупке, и/или не предоставляет документы (а именно: обеспечение исполнения договора, заявка, откорректированная в части цены договора (цены лота) и/или в части цен единиц товаров, работ, услуг после проведения процедуры сопоставления дополнительных ценовых предложений участников закупки), обязанность предоставления которых победителем закупки заказчику, организатору закупки установлена извещением об осуществлении закупки и/или документацией о закупке, то он является уклонившимся от заключения договора с наступлением последствий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Положением о закупке.

В извещении об осуществлении закупки Заказчиком установлено требование о предоставлении организатору закупки участником закупки следующих документов после признания его победителем:

– подтверждающих цепочку собственников (бенефициаров);

– подтверждающих внесение обеспечения исполнения договора (если проектом договора, являющимся неотъемлемой частью документации о закупке, предусмотрены антидемпинговые меры и участников закупки предложена цена на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора обеспечение исполнения договора предоставляется в повышенном размере).

В силу пункта 15.1 Инструкции для участника закупки договор заключается заказчиком с победителем закупки, выбранным по результатам проведенной закупки в порядке, предусмотренном Положением о закупке и указанной инструкцией, при условии предоставления со стороны победителя закупки документов, указанных в пунктах 15.4 – 15.7 Инструкции для участника закупки.

Согласно пункту 15.3 Инструкции для участника закупки победитель закупки обязан подписать договор с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, не позднее 13 (тринадцати) календарных дней с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. Если победитель закупки не подписывает договор в указанный срок, он является уклонившимся от заключения договора с наступлением последствий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Положением о закупке.

Пунктами 15.5, 15.5.3, 15.5.4 Инструкции для участника закупки установлено, что обеспечение исполнения договора (пункт применяется, в случае если условиями договора, размещенного в составе документации о закупке, предусмотрено предоставление обеспечения исполнения договора до его подписания и если извещением об осуществлении закупки предусмотрено предоставление организатору закупки участником закупки после признания его победителем документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения договора) предоставляется победителем закупки на каждый заключаемый по результатам закупки договор.

Победитель закупки не позднее 10 (десяти) календарных дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам закупки, но не позднее дня подписания договора победителем закупки, должен предоставить посредством функционала электронной площадки (при отсутствии такого функционала – на адрес электронной почты организатора закупки, указанный в извещении об осуществлении закупки) информацию о банковской гарантии либо информацию об обеспечительном платеже.

В соответствии с пунктом 15.6 Инструкции для участника закупки победитель закупки обязан не позднее 5 (пяти) календарных дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам закупки, предоставить посредством функционала электронной площадки (при отсутствии такого функционала – на адрес электронной почты организатора закупки, указанный в извещении об осуществлении закупки) сведения в отношении всей цепочки собственников участника закупки, включая бенефициаров (в том числе, конечных владельцев – физических лиц), а также о лицах, входящих в его органы.

Согласно пункту 15.8 Инструкции для участника закупки в случае непредставления со стороны победителя закупки документов, указанных в пунктах 15.4 – 15.7 Инструкции для участника закупки, договор с таким лицом не заключается, конкурсная комиссия вправе признать такого победителя уклонившимся от заключения договора.

Из представленных материалов и информации, размещенной в ЕИС, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с протоколом № 1100-A01-К-02-00885-2022/И заседания конкурсной комиссии АО «Транснефть – Западная Сибирь» по лоту № 1100-A01-К-02-00885-2022 «Запасные части к автомобильной и специальной технике» от 03.03.2022 закупка признана несостоявшейся, принято решение заключить договор с единственным участником закупки ООО «Веха-Регион» (участник 2).

Так, протокол № 1100-A01-К-02-00885-2022/И от 03.03.2022 размещен в ЕИС – 04.03.2022, в связи с чем, последний день для заключения договора – 17.03.2022.

Согласно протоколу № 1100-A01-К-02-00885-2022/И заседания конкурсной комиссии АО «Транснефть – Западная Сибирь» по лоту № 1100-A01-К-02-00885-2022 «Запасные части к автомобильной и специальной технике» от 16.03.2022 конкурсной комиссией Заказчика на основании пункта 9.4.2 Положения о закупке принято решение об отклонении заявки ООО «Веха-Регион» по причине непредставления участником закупки после признания его победителем заказчику, организатору закупки в установленный срок определенных документов в соответствии с извещением об осуществлении закупки (не предоставлены цепочка собственников (бенефициаров), обеспечение исполнения договора).

Общество в адрес в Заказчика направило письмо № 113 от 09.03.2022, в котором сообщило следующее: «ООО «Веха-Регион» сообщает, что в связи с чрезвычайными обстоятельствами, возникшими в нашей стране в конце февраля 2022 года, наблюдается значительный, хаотичный рост цен на продукцию (от 60% и выше). Поставка продукции от поставщиков и производителей частично приостановлены на неопределенный период времени. Как следствие, значительно вырос дефицит на продукцию с неопределенными ценами и сроками поставки. С учетом данных фактов ООО «Веха-Регион» не имеет возможности исполнить взятые на себя обязательства по поставке продукции по лоту № 1100-A01-К-02-00885-2022 «Запасные части к автомобильной и специальной технике».

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Как указывалось ранее, в соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров.

По смыслу указанной нормы Закона о закупках основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения договора, которое предполагает недобросовестное поведение.

В силу статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

Согласно части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выразившееся в намеренном уклонении от заключения договора, поэтому при привлечении лица к публично-правовой ответственности должна быть установлена вина этого лица.

Применяемые государством санкции должны соответствовать требованиям Конституции Российской Федерации и принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, пресекать возможность произвольного истолкования и применения установленных Конституцией Российской Федерации требований и принципов. Меры государственного понуждения должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины участника закупки, его финансового положения и иных существенных обстоятельств.

Таким образом, при разрешении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения договора и включении его в реестр недобросовестных поставщиков Комиссия не должна ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о закупках, необходимо всесторонне исследовать все обстоятельства дела, оценить существенность нарушения, степень вины участника, ущерб, нанесенный Заказчику.

Рассмотрев материалы дела и оценив доводы Ответчика, Комиссия приходит к выводу, что в действиях ООО «Веха-Регион» отсутствовало недобросовестное поведение, направленное на намеренное уклонение от заключения договора по результатам запроса котировок, проведенного АО «Транснефть – Западная Сибирь».

По результатам проверки представленных АО «Транснефть – Западная Сибирь» сведений в отношении ООО «Веха-Регион» (ИНН 6314022493), на основании пункта 2 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением № 1211, пунктов 7, 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением № 1211, во исполнение приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия с учетом всех обстоятельств, установленных при рассмотрении обращения АО «Транснефть – Западная Сибирь»,

 

ПРИШЛА К ЗАКЛЮЧЕНИЮ:

 

Основания для включения сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Веха-Регион» (ИНН 6314022493, ОГРН 1036300336533, юридический адрес: 443004, Самарская область, город Самара, улица Грозненская, дом 63, комната 25) – победителе запроса котировок в электронной форме 1100-A01-К-02-00885-2022 «Запасные части к автомобильной и специальной технике» (извещение № 32211082874 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») – в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.

 

 

Настоящее заключение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                          <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                                      <...>

 

<...>

 

<...>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны