Решение б/н - от 2 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/3-611/2022

о признании жалобы необоснованной

 

02.08.2022                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сибпроект-55» (далее – ООО «Сибпроект-55», Общество, Заявитель) на действия открытого акционерного общества «Омский аэропорт» (далее – ОАО «Омский аэропорт», Заказчик, Ответчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по модернизации двух крылец (вход и выход) (извещение № 32211542680 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – запрос предложений, закупка),

при участии представителя Заявителя посредством системы видеоконференц-связи: <...> (доверенность от 26.07.2022 № 13);

при участии представителя Ответчика: <...> (доверенность № 46 от 28.04.2021, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 25.07.2022 № 7214э), который полагает, что Заказчиком в нарушение норм действующего законодательства принято неправомерное решение об отказе в допуске ООО «Сибпроект-55» к участию в запросе предложений. В обоснование своей позиции Общество указывает следующее.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок № 2446718 (лот 1) от 22.07.2022 заявка Общества была признана не соответствующей требованиям на основании подпункта «а» пункта 12.4 документации о запросе предложений, поскольку в составе второй части заявки на участие в запросе предложений отсутствовала предусмотренная подпунктом 11 пункта 9 документации о запросе предложений информация.

Предметом закупки является: выполнение работ по модернизации двух крылец (вход и выход) пассажирского здания аэровокзала.

В заявке Общества имеется ведомость объемов работ № 1, в которой указаны все строительные и расходные материалы и т.п., используемые при выполнении работ, без которых невозможно выполнить такую работу.

При этом в документации отсутствуют какие-либо товары, поставляемые Заказчику. В положении о закупках ОАО «Омский аэропорт» отсутствуют требования о предоставлении каких-либо дополнительных документов при отсутствии товаров.

Заявитель считает, что, так как предметом закупки является выполнение работ, то предоставлять сведения в соответствии с подпунктом 11 пункта 9 документации Общество
не обязано. Таких сведений у Заявителя нет по данной закупке и быть не может.

Таким образом, Заявитель считает, что заявка ООО «Сибпроект-55» полностью соответствовала требованиям документации и Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

На основании изложенного, Общество просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений.

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 26.07.2022 № 05-5968  ОАО «Омский аэропорт» представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов (вх. от 01.08.2022 № 7489э).

На заседании Комиссии 02.08.2022 представитель Ответчика с доводами жалобы Общества не согласилась, высказалась согласно возражениям, представленным в материалы настоящего дела, отметив следующее.

В соответствии с подпунктом 12 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления информации о наименовании страны происхождения поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ).

Аналогичная по содержанию норма содержится в пункте 8.12.2.16 Положения о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Омский аэропорт», утвержденного решением Совета директоров ОАО «Омский аэропорт» протоколом № 5/2021 от 16.07.2021 (далее – Положение о закупках).

Согласно пункту 9 документации запроса предложений вторая часть заявки на участие в закупке должна содержать, в том числе информацию (сведения), предусмотренную подпунктом 11 пункта 9 документации запроса предложений.

Заказчиком участникам закупки предложено предоставить данную информацию (сведения) в составе второй части заявки на участие в запросе предложений в соответствии с таблицей. При этом указано, что все пункты таблицы подлежат обязательному заполнению, если иное не указано в самой таблице.

Дополнительно в подпункте 11 пункта 9 документации запроса предложений отмечено, что в таблицу вносятся сведения о товаре, поставляемом (а не используемом) Заказчику при выполнении участником закупки закупаемых Заказчиком работ. Если товар в рамках выполнения работ будет отнесен участником закупки к категории «используемый при выполнении работ, без которого невозможно выполнить такую работу» (а не поставляемый), то сведения (информация) о наименовании страны происхождения такого товара в рамках названного подпункта документации о запросе предложений не предоставляются участником закупки в виде таблицы. В таком случае заявка на участие в закупке должна содержать информационное письмо (иной документ в свободной форме), в котором участник закупки указывает, что таблица, предусмотренная подпунктом 11 пункта 9 документации запроса предложений, в составе заявки на участие в запросе предложений не предоставляется.

Заявка ООО «Сибпроект-55» на участие в закупке не содержала ни таблицу, предусмотренную подпунктом 11 пункта 9 документации запроса предложений, ни информационное письмо в свободной форме.

Согласно подпункту «а» пункта 12.4 документации запроса предложений Единая комиссия по осуществлению закупок Заказчика по результатам рассмотрения вторых частей заявок отклоняет заявки в случае несоответствия второй части заявки на участие в запросе предложений по составу, содержанию и оформлению требованиям документации запроса предложений, в том числе наличия во второй части заявки на участие в запросе предложений недостоверных сведений или намеренно искаженной информации или документов.

Таким образом, Ответчик считает, что вторая часть заявки ООО «Сибпроект-55» на участие в закупке отклонена Заказчиком правомерно.

Относительно довода Заявителя, что в составе заявки ООО «Сибпроект-55» имелась ведомость объемов работ № 1, где были указаны все строительные и расходные материалы, используемые при выполнении работ, без которых невозможно выполнить такую работу, Заказчик отмечает, что по условиям пункта 9 документации запроса предложений данная ведомость предоставляется в составе первой части заявки на участие в закупке. Единая комиссия по осуществлению закупок Заказчика дает ей оценку именно на этапе рассмотрения первых частей заявок без самостоятельного отнесения того или иного материала, который участник закупки укажет в ведомости объемов работ, к категории «поставляемый при выполнении участником закупки закупаемых Заказчиком работ» или «используемый при выполнении работ, без которого невозможно выполнить такую работу».

На основании изложенного, Ответчик просит признать жалобу необоснованной.

 

3.  Из представленных материалов и информации следует, что 12.07.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ОАО «Омский аэропорт» размещено извещение о проведении запроса предложений и закупочная документация. 

Согласно извещению № 32211542680 дата начала и окончания срока подачи заявок:
с 13.07.2022 по 20.07.2022.

Дата рассмотрения первых частей заявок – 20.07.2022. Дата рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов запроса предложений – 22.07.2022.

Начальная (максимальная) цена договора: 2 506 244,40 руб., в том числе НДС.

Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в запросе предложений № 047-1 от 20.07.2022 следует, что на участие в закупке поступило 3 заявки, по результатам рассмотрения которых, все участники были допущены к участию в запросе предложений.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в запросе предложений и подведения итогов запроса предложений № 047-2 от 22.07.2022 по результатам рассмотрения вторых частей заявок 2 участникам было отказано в допуске к участию в запросе предложений, в том числе ООО «Сибпроект-55». Победителем закупки признано
ООО «СК «Форт-Инвест» с предложенной ценой договора 2 456 119,0 руб.

Уведомлением Омского УФАС России от 26.07.2022 № 05-5968 запрос предложений приостановлен.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

В силу части 1 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 Закона о закупках и с учетом требований, предусмотренных статьей 3.4 Закона о закупках.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Подпунктом 12 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов: наименование страны происхождения поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках.

Аналогичная норма содержится в пункте 8.12.2.16 Положения о закупках.

В силу части 19.5 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в запросе предложений в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (единицы товара, работы, услуги). Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1, а также частью 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к предлагаемым участниками такой закупки товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 – 9, 11 и 12 части 19.1, а также частью 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках.

В пункте 9 документации запроса предложений установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в запросе предложении      , из которого следует, что участник закупки должен подготовить заявку в строгом соответствии с требованиями документации о запросе предложений.

Заявка участника закупки должна состоять из двух частей и предложения о цене договора (цене лота, единицы товара, работы, услуги).

Первая часть заявки на участие в запросе предложений должна содержать исключительно предложение участника закупки в отношении предмета закупки, а также условия исполнения договора в соответствии с Формой 1 (приложение № 1 к документации о запросе предложений). К Форме 1 (приложение № 1 к документации о запросе предложений) должна быть приложена Ведомость объемов работ (подготовленная участником закупки с учетом содержания приложения № 1 к ТЗ (приложение № 2 к документации о запросе предложений), но без указания в ней сведений о предложении о цене договора и/или сведений об участнике закупки.

Вторая часть заявки на участие в запросе предложений должна содержать информацию (сведения) предусмотренную подпунктом 11 пункта 9 документации запроса предложений, а именно: наименование страны происхождения поставляемого в рамках выполнения работ товара, документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках.

Информация, предусмотренная в названном подпункте документации о запросе предложений, предоставляется участником закупки в составе второй части заявки на участие в запросе предложений в соответствии с таблицей.

В таблицу вносятся сведения о товаре, поставляемом (а не используемом) Заказчику при выполнении участником закупки закупаемых Заказчиком работ. При этом все пункты таблицы подлежат обязательному заполнению, если иное не указано в самой таблице.

Под товаром, поставляемым при выполнении закупаемых работ, понимается товар, который:

– будет передан Заказчику по товарной накладной или акту передачи;

– или будет принят Заказчиком к бухгалтерскому учету в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

– или не будет являться строительным или расходным материалом и т.п., используемым при выполнении работ, без которого невозможно выполнить такую работу.

Сведения о товаре(ах), указанные в таблице, должны быть также отражены подрядчиком в Ведомости объемов работ (Приложение № 1 к договору (приложение №3 к документации о запросе предложений) на этапе заключения такого договора.

Если товар в рамках выполнения работ будет отнесен участником закупки к категории «используемый при выполнении работ, без которого невозможно выполнить такую работу» (а не поставляемый), то сведения (информация) о наименовании страны происхождения такого товара в рамках названного подпункта документации о запросе предложений не предоставляются участником закупки в виде таблицы. В таком случае заявка на участие в закупке должна содержать информационное письмо (иной документ в свободной форме), в котором участником закупки указывается о том, что таблица, предусмотренная подпунктом 11 настоящего пункта документации о запросе предложений, в составе заявки на участие в запросе предложений не предоставляется.

Комиссия, проанализировав заявку ООО «Сибпроект-55», представленную на участие в запросе предложений, установила, что вторая часть заявки Общества не содержала ни таблицу, предусмотренную подпунктом 11 пункта 9 документации запроса предложений, ни информационное письмо (иной документ в свободной форме), в котором Общество указало бы о том, что таблица, предусмотренная подпунктом 11 пункта 9 документации запроса предложений, в составе заявки на участие в запросе предложений не предоставляется.

Согласно пункту 12.4 документации запроса предложений рамках рассмотрения вторых частей заявок осуществляется проверка всех заявок, прошедших отборочный этап (стадию) рассмотрения первых частей заявок, на предмет соответствия критериям, установленным в документации о запросе предложений. Рассмотрение вторых частей заявок проводится на основании представленных в таких частях документов и сведений.

По результатам рассмотрения вторых частей заявок Единая комиссия по осуществлению закупок Заказчика отклоняет несоответствующие заявки, в том числе в связи с несоответствием второй части заявки на участие в запросе предложений по составу, содержанию и оформлению требованиям документации о закупке, в том числе наличие во второй части заявки на участие в запросе предложений недостоверных сведений или намеренно искаженной информации или документов (подпункт «а» пункта 12.4 документации запроса предложений).

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком принято обоснованное решение об отказе в допуске к участию в запросе предложений ООО «Сибпроект-55» по причине того, что во второй части заявки Общества отсутствовала информация (сведения) предусмотренная подпунктом 11 пункта 9 документации запроса предложений. Таким образом, Комиссия считает указанный довод Заявителя необоснованным.

Комиссия принимает во внимание довод Заказчика, что по условиям закупочной документации ведомость объемов работ № 1, в которой Обществом были указаны все строительные и расходные материалы, используемые при выполнении работ, без которых невозможно выполнить такую работу, предоставляется в составе первой части заявки. Соответственно, Единая комиссия по осуществлению закупок Заказчика давала ей оценку на этапе рассмотрения первых частей заявок, без самостоятельного отнесения того или иного материала, который участник закупки указал в ведомости объемов работ, к категории «поставляемый при выполнении участником закупки закупаемых Заказчиком работ» или «используемый при выполнении работ, без которого невозможно выполнить такую работу». Таким образом, данный довод Заявителя является несостоятельным.

Комиссия также признает необоснованным довод ООО «Сибпроект-55» о том, что поскольку в Положении о закупках ОАО «Омский аэропорт» отсутствуют требования о предоставлении каких-либо дополнительных документов при отсутствии товаров, то предоставлять сведения, предусмотренные подпунктом 11 пункта 9 документации запроса предложений не обязательно.

Как было указано ранее, в силу части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке, в которой в соответствии с частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках устанавливает требования к составу заявки (документы, которые участник закупки обязан представить в составе своей заявки на участие в закупке). В подпункте 11 пункта 9 документации запроса предложений была установлена обязанность предоставления информации о наименовании страны происхождения поставляемого в рамках выполнения работ товара. Указанная информация подлежала предоставлению в форме таблицы, установленной в подпункте 11 пункта 9 документации запроса предложений, либо в форме информационного письма (иного документа в свободной форме), в случае, если товар в рамках выполнения работ будет отнесен участником закупки к категории «используемый при выполнении работ, без которого невозможно выполнить такую работу» (а не поставляемый).

Таким образом, требования к составу заявки на участие в закупки были установлены Заказчиком в пункте 9 документации запроса предложений и применялись в равной степени ко всем участникам закупки.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сибпроект-55» (ИНН 5501236711, ОГРН 1115543033638, юридический адрес: 644024, Омская область, город Омск, улица Гагарина, дом 8, корпус 1, офис 209) на действия открытого акционерного общества «Омский аэропорт» (ИНН 5507028605, ОГРН 1025501376878, юридический адрес: 644103, Омская область, город Омск, улица Транссибирская, дом 18) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по модернизации двух крылец (вход и выход) (извещение № 32211542680 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»)

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 26.07.2022 № 05-5968.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                           <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                                       <...>

 

<...>

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны