Решение б/н Решение по делу от 6 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                          

РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/19-642/2022

06 сентября 2022 года                                                  город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – (…)

члены Комиссии: (…)

рассмотрев дело № 055/05/19-642/2022 по факту нарушения (…) части 3.2 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие заявителей и (…), в извещении которого приняты все необходимые меры,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Омского УФАС России из отдела полиции № 8 УМВД России по г. Омску поступили материалы предварительной проверки КУСП-22248 от 07.07.2022, КУСП-22471, 22472, 22475 от 09.07.2022, КУСП-22600, 22629, 22659 от 10.07.2022, КУСП-23121 от 14.07.2022, КУСП-23188 от 15.07.2022 в отношении гражданина (…)

Поводом для проведения предварительной проверки послужили поступившие в отдел полиции № 8 УМВД России по г. Омску заявления от жильцов дома № 21 по пр. Мира в г. Омске на громкую рекламу.

В ходе рассмотрения поступивших заявлений сотрудниками полиции зафиксирован факт размещения на опоре контактной сети, расположенной в районе дома № 21 по пр. Мира в г. Омске, закрепленного посредством скотча мегафона, воспроизводящего заранее записанный текст: «… абсолютно каждого из вас приглашаю на ликвидацию товара магазина верхней одежды. Напоминаю, что уценка на весь товар сегодня 70 процентов, в гости вдоль дома, где вход украшен разноцветными воздушными шарами. Как для пенсионеров, так и для молодежи, как для мужчин, так и для женщин. Сегодня идет последний день закрытия магазина, сегодня все отдаем по закупочным ценам. Внимание, внимание, дорогие друзья, дамы и господа! Я абсолютно каждого из вас приглашаю Вас на ликвидацию товара магазина верхней одежды. Напоминаю, что уценка на весь товар…».

В качестве доказательства в материалы дела представлен видеоролик.

Старшим УУП ОУУП и ПДН ОП № 8 УМВД России по городу Омску майором полиции (…) установлено, что разместил громкоговоритель (посредством скотча) на опоре контактной сети, расположенной в районе дома № 21 по пр. Мира в г. Омске (…)

Из объяснений (…) следует, что, являясь администратором магазина одежды, для привлечения внимания к магазину одежды 07.07.2022, 09.07.2022, 10.07.2022, 14.07.2022, 15.07.2022 размещал громкоговоритель (мегафон) на столб (опору контактной сети).

Определением Омского УФАС России от 09.08.2022 в отношении (…) возбуждено дело по признакам нарушения части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

Изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в адрес неопределенного круга лиц в форме звукового сообщения посредством мегафона, монтируемого на опоре контактной сети, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – распродаже в магазине одежды.

При этом указанная реклама была распространена с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.

В силу части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, не допускается.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 02.11.2021 № КТ/93622/21 «О распространении звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования», принятие Федерального закона от 26.05.2021 № 150-ФЗ «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О рекламе»  и его последующее вступление в силу направлены на защиту интересов граждан в целях снижения на них нежелательной информационной нагрузки в виде звуковой рекламы в общественных местах.

Таким образом, с 25.08.2021 запрещается распространение звуковой рекламы, которая распространяется с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах любых зданий, строений, сооружений, в том числе не являющихся многоквартирными жилыми домами, и вне зависимости от того, на каком расстоянии от многоквартирных жилых домов расположено такое звукотехническое оборудование.

Как следствие, с 25.08.2021 распространение звуковой рекламы, которая распространяется с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах любых зданий, строений, сооружений, в том числе на территориях всех без исключения городских парков, набережных, уличных ледовых катков, иных спортивных площадок, пляжей, городских ярмарок, не допускается вне зависимости от заключенных гражданских-правовых договоров на распространение рекламы, а также вне зависимости от уровня громкости такой рекламы.

В соответствии с Разъяснениями ФАС России № КТ/7213/22 от 02.02.2022, согласно требованиям части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, не допускается.

В соответствии с указанной нормой запрещается распространение звуковой рекламы, транслируемой с использованием звукотехнического оборудования, которое монтируется и располагается на любых зданиях, строениях, сооружениях, с их внешней стороны. При этом законодатель не ограничивает действие нормы только зданиями, строениями или сооружениями, которые относятся к недвижимому имуществу.

По мнению ФАС России к  сооружениям могут быть отнесены,  в том числе линии электропередач, столбы освещения, остановочные пункты движения общественного транспорта.

Исходя из позиции Федеральной антимонопольной службы, изложенной в письме от 02.11.2021 № КТ/93622/21 «О распространении звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования», колонка, воспроизводящая рекламу, которая закреплена на столбе, прочно связанным с землей, подпадает под запрет части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом,  звуковая реклама распродажи в магазине одежды «… абсолютно каждого из вас приглашаю на ликвидацию товара магазина верхней одежды. Напоминаю, что уценка на весь товар сегодня 70 процентов, в гости вдоль дома, где вход украшен разноцветными воздушными шарами…», распространенная посредством громкоговорителя, закрепленного на опоре контактной  сети при помощи скотча, подпадает под запрет части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

По определению, данному в пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», (…) является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к выводу о нарушении (…) требований части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» при распространении звуковой рекламы.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Учитывая, что в настоящее время звуковая реклама не распространяется, Комиссией принято решение об отсутствии необходимости в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия (…), выразившиеся в распространении 07.07.2022, 09.07.2022, 10.07.2022, 14.07.2022, 15.07.2022, посредством звукотехнического оборудования, размещенного на опоре контактной сети, расположенной в районе дома № 21 по пр. Мира в г. Омске, рекламы следующего содержания: «… абсолютно каждого из вас приглашаю на ликвидацию товара магазина верхней одежды. Напоминаю, что уценка на весь товар сегодня 70 процентов, в гости вдоль дома, где вход украшен разноцветными воздушными шарами. Как для пенсионеров, так и для молодежи, как для мужчин, так и для женщин. Сегодня идет последний день закрытия магазина, сегодня все отдаем по закупочным ценам. Внимание, внимание, дорогие друзья, дамы и господа! Я абсолютно каждого из вас приглашаю Вас на ликвидацию товара магазина верхней одежды. Напоминаю, что уценка на весь товар…» нарушающими требования части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (…)  не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 14.09.2022.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны