Решение б/н Решение по делу от 25 июня 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии – (...),
члены Комиссии: (…)
рассмотрев дело № 055/05/8-508/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью «Очаг», адрес (место нахождения): 644099, г. Омск, ул. К. Либкнехта, д. 6, ОГРН 1165543081538, ИНН 5507171411 (далее – ООО «Очаг», Общество) рекламы, содержащей признаки нарушения статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в присутствии директора ООО «Очаг» (…)
УСТАНОВИЛА:
Омским УФАС России в апреле 2020 года выявлен факт распространения в почтовых ящиках жилого дома № 9А по ул. Масленникова в г. Омске листовок следующего содержания:
- «Очаг grill Доставка круглосуточно 47-22-11 ochag55.ru»;
- «Доставка бизнес-ланча пн.-пт с 12:00 до 16:00 Доставляем в Ваш офис бизнес ланч-комплекс за 250 рублей (салат + суп+ горячее блюдо+ гарнир+ морс 0,5 в бутылке) Бесплатная доставка от 5-ти комплексных бизнес ланчей на один адрес в черте города до 11 км. Доставка в отдаленные районы оплачивается курьеру за доставку по тарифу. (подробная информация на сайте ochag55.ru) 47-22-11».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).
Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к предоставляемой услуге – продаже товаров (блюд) кафе «Очаг».
Согласно информации указанного в листовке Интернет-сайта www.ochag55.ru лицом, осуществляющим продажу товаров, является ООО «Очаг».
Определением Омского УФАС России от 29.05.2020 в отношении ООО «Очаг» возбуждено дело по признакам нарушения статьи 8 Федерального закона «О рекламе».
При рассмотрении дела Комиссией установлено следующее.
Комиссией установлено, что листовка содержит рекламную информацию о продаже и доставке блюд кафе «Очаг».
Ознакомление с товарами (перечнем предлагаемых блюд) происходит посредством изучения каталога и фотоснимков на Интернет – сайте www.ochag55.ru, содержащем информацию о наличии того или иного наименования товара, его стоимости, а также об условиях доставки и оплаты.
Соответственно, решение о выборе конкретного товара из представленного ассортимента и совершении покупки покупатель принимает до оформления заказа, его доставки и оплаты, таким образом, у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром либо его образцом.
В силу части 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
В пункте 2 статьи 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» закреплено, что продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» продажа товара дистанционным способом – продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Согласно требованиям статьи 8 Федерального закона «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом в рекламе отсутствуют сведения, указание которых обязательно в силу статьи 8 Федерального закона «О рекламе».
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
ООО «Очаг» представлены пояснения от 03.06.2020 № 45, согласно которым «Данные листовки были напечатаны ранее, о том, что необходимо указывать реквизиты, не знали. В связи с распространением коронавируса, наше кафе могло работать только на доставку, поэтому разнесли уже имеющиеся. В данный момент листовки переделали и внесли реквизиты как положено».
На заседании Комиссии директор Общества (…) подтвердила позицию, изложенную в письменных пояснениях, при этом указала, что распространяли рекламные листовки также сотрудники ООО «Очаг», новые листовки будут изготовлены в июле 2020 года.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).
Рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).
Исходя из материалов дела, ООО «Очаг» является и рекламодателем, и рекламораспространителем ненадлежащей рекламы.
В силу частей 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных статьей 8 Федерального закона «О рекламе».
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения директора Общества, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «Очаг» требований статьи 8 Федерального закона «О рекламе» в рекламе продажи товаров (блюд) дистанционным способом.
Учитывая пояснения ООО «Очаг» о том, что в настоящее время ненадлежащая реклама не распространяется, Комиссии пришла к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу ООО «Очаг» (ОГРН 1165543081538, ИНН 5507171411) «Очаг grill Доставка круглосуточно 47-22-11 ochag55.ru»; «Доставка бизнес-ланча пн.-пт с 12:00 до 16:00 Доставляем в Ваш офис бизнес ланч-комплекс по 250 рублей (салат + суп+ горячее блюдо+ гарнир+ морс 0,5 в бутылке) Бесплатная доставка от 5-ти комплексных бизнес ланчей на один адрес в черте города до 11 км. Доставка в отдаленные районы оплачивается курьеру за доставку по тарифу. (подробная информация на сайте ochag55.ru) 47-22-11» ненадлежащей, нарушающей требования статьи 8 Федерального закона «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Очаг» не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 02.07.2020.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.