Решение б/н Нарушение статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ... от 1 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №  055/05/8-1058/2021

01 декабря  2021 года                                                                                                                                 город  Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии – <…>, врио заместителя руководителя Омского УФАС России,

члены Комиссии: <…>,

рассмотрев дело № 055/05/8-1058/2021 по признакам нарушения акционерным обществом «Компания СТА» (ИНН 5504058111, ОГРН  1025500973134, далее – АО «Компания СТА») статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»)

при участии посредством видеоконференцсвязи законного представителя АО «Компания СТА» - <…>, генерального директора,

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Омским УФАС России 28.09.2021 выявлен факт распространения на рекламной конструкции, установленной на фасаде здания, расположенного на пересечении пр. Карла Маркса, 31 и ул. Масленикова, 10  в  г. Омске, информации следующего содержания: «DOMKA ДОСТАВКА ПРОДУКТОВ ОТ 15 МИН Домка Бакалея и крупы Зоотовары Кондитерские изделия Свежее мясо Бытовая химия и гигиена Скачивай в App Store Скачивай в Google Play».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к сервису «DOMKA» и оказываемым услугам по дистанционной продаже и доставке товаров.

В силу части 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Аналогичное определения продажи товаров дистанционным способом даны в статье 26.1 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В соответствии с частями 1-3 статьи 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей»:

- договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами;

- продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора;

- потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона, а также предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи информация о порядке и сроках возврата товара.

Порядок продажи товаров дистанционным способом регулируется Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила продажи товаров дистанционным способом).

В соответствии с пунктом 19 Правил продажи товаров дистанционным способом юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие продажу товаров дистанционным способом продажи товара на территории Российской Федерации, обязаны указывать полное фирменное наименование (наименование), основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и (или) номер телефона.

Как следует из рассматриваемой рекламы ознакомление с товарами (кондитерские изделия, бытовая химия, зоотовары и т.д.) происходит посредством изучения каталога и фотоснимков в сервисе – рекламном приложении «DOMKA», содержащем информацию о наличии того или иного наименования товара, его стоимости, а также об условиях доставки и оплаты.

Соответственно, решение о выборе конкретного товара из представленного ассортимента и совершении покупки покупатель принимает до оформления заказа, его доставки и оплаты, таким образом, у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром либо его образцом, что является дистанционным способом продажи.

Согласно требованиям статьи 8 Федерального закона «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

На момент фиксации информация о продавце, реализующем свои товары дистанционным способом, в рассматриваемой рекламе отсутствовала.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

На запрос Омского УФАС России Управлением делами Администрации города Омска представлено разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 105-19 рм, согласно которому владельцем рассматриваемой конструкции является АО «Компания СТА».

По информации АО «Компания СТА», рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «ДОМКА» на основании договора №  АЖ – 17 от 26.08.2021, заключенного между АО «Компания СТА» и ООО «ДОМКА».

На заседании Комиссии 01.12.2021 законный представитель АО «Компания СТА»  дополнительно указал, что нарушение произошло в связи с невнимательностью, «в печать отдали не тот макет».

ООО «ДОМКА» в адрес Омского УФАС России представлена информация (вх. № 10725э от 08.11.2021), согласно которой «…между ООО «ДОМКА» и АО «Компания СТА» был заключен  договор №  АЖ – 17 от 26.08.2021 предметом которого является выполнение комплекса услуг по демонстрации рекламной информации на средствах наружной рекламы.

Со своей стороны заказчиком, в лице ООО «ДОМКА» были направлены соответствующие макеты, которое были согласованы исполнителем (АО «Компания СТА») и содержали все необходимые реквизиты в соответствии с требованиями действующего законодательства,  в том числе информацию, предусмотренную статьей 8 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

В силу частей 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статей 8 Федерального закона «О рекламе» несет и рекламодатель, и рекламораспространитель.

При этом в силу части 8 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Исходя из определений, данных в пунктах 6 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», АО «Компания СТА»  является  и рекламораспространителем, и рекламопроизводителем.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к выводу о нарушении АО «Компания СТА»  требований статьи 8 Федерального закона «О рекламе» при распространении наружной рекламы на фасаде здания, расположенного на пересечении пр. Карла Маркса, 31 и ул. Масленикова, 10 в г. Омске.

Учитывая, что в настоящее время вышеуказанная реклама не распространяется, что подтверждается актом осмотра от 01.12.2021, Комиссией принято решение об отсутствии необходимости в выдаче АО «Компания СТА» предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу: «DOMKA ДОСТАВКА ПРОДУКТОВ ОТ 15 МИН Домка Бакалея и крупы Зоотовары Кондитерские изделия Свежее мясо Бытовая химия и гигиена Скачивай в App Store Скачивай в Google Play», распространенную АО «Компания СТА» 28.09.2021  (ИНН 5504058111, ОГРН  1025500973134) на рекламной конструкции, установленной на фасаде здания, расположенного на пересечении пр. Карла Маркса, 31 и ул. Масленикова, 10 в г. Омске, ненадлежащей, нарушающей требования статьи 8 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе АО «Компания СТА» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 02.12.2021.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии<…>

Члены Комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны