Решение б/н . от 28 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Решение № 055/07/4-1256/2021

о признании жалобы обоснованной

 

28.12.2021                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<…>– заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…>– начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…>– главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона                        от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «АльпСтрой» (далее –                                  ООО «АльпСтрой», Общество, Заявитель) на действия заказчика – МУП города Омска «Муниципальные рынки» (далее – МУП г. Омска «Муниципальные рынки», Заказчик), организатора торгов – ООО «РГС-СИБИРЬ» (далее также Организатор торгов) при проведении запроса котировок, участниками которого могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора оказания услуг по вывозу снега для филиалов МУП г. Омска «Муниципальные рынки» (извещение № 32110908139 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – Запрос котировок, Закупка),

в отсутствие ООО «АльпСтрой», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела;

при участии представителя МУП г. Омска «Муниципальные рынки: <…> (доверенность <…>, личность удостоверена паспортом);

при участии генерального директора ООО «РГС-СИБИРЬ»: <…> (решение <…> единственного участника ООО «РГС-СИБИРЬ» от <…>, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 20.12.2021                         № 12380э), который полагает, что Организатором торгов нарушен порядок внесения изменений в извещение о проведении Запроса котировок, а также срок продления подачи заявок на участие в Закупке, установленный в положении о закупке товаров, работ, услуг ООО «РГС-СИБИРЬ», утвержденном генеральным директором ООО «РГС-СИБИРЬ» от 14.02.2019 (далее – Положение о закупке).

На основании вышеизложенного, ООО «АльпСтрой» просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об аннулировании и повторном проведении Запроса котировок.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 23.12.2021 № 05-12444 Заказчиком представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов.  

На заседании Комиссии 28.12.2021 представитель Заказчика с доводами жалобы Общества не согласился и высказался согласно представленным возражениям.

3. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 23.12.2021 № 05-12444 ООО «РГС-СИБИРЬ» представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов.  

На заседании Комиссии 28.12.2021 представитель Организатора торгов с доводами жалобы Общества не согласился и высказался согласно представленным возражениям.

4. Из представленных материалов и информации следует, что 06.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении Запроса котировок с изменениями от 14.12.2021.

Согласно извещению № 32110908139 дата начала и окончания срока подачи заявок: с 06.12.2021 по 17.12.2021.

Дата рассмотрения заявок – 17.12.2021.

Дата подведения итогов – 17.12.2021.

Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок № 2249069, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства от 17.12.2021 (далее – итоговый протокол), на участие в Закупке поступило пять заявок, три из которых соответствуют требованиям извещения о проведении Запроса котировок. Победителем Закупки определено ООО «Абсолютстрой».

Уведомлением Омского УФАС России от 23.12.2021 № 05-12444 Запрос котировок приостановлен.

5. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные документы, заслушав доводы представителей Заказчика, Организатора торгов, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Таким образом, при закупках товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках заказчик самостоятельно устанавливает правила осуществления им закупок (с соблюдением требований Закона о закупках), утверждая соответствующее положение о закупках, определяя виды конкурентных процедур, порядок их проведения и прочее.

Запрос котировок осуществлялся ООО «РГС-СИБИРЬ», МУП г. Омска «Муниципальные рынки» в соответствии с Положением о закупке, утвержденным                ООО «РГС-СИБИРЬ».

В силу пункта 32.5 Положения о закупке заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении запроса котировок не позднее чем за два рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Изменение предмета запроса котировок не допускается.

Изменения, вносимые в извещение о проведении запроса котировок, размещаются Заказчиком в ЕИС и на ЭП не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений. В случае, если изменения в извещение о проведении запроса котировок внесены Заказчиком позднее чем за три рабочих дня до даты окончания подачи заявок на участие в запросе котировок, срок подачи заявок на участие в запросе котировок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в ЕИС внесенных в извещение о проведении запроса котировок изменений до даты окончания подачи заявок на участие в запросе котировок такой срок составлял не менее пяти рабочих дней (пункт 32.6 Положения о закупке).

Согласно разделу 17 извещения о проведении Запроса котировок Организатор закупки по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом вправе принять решение о внесении изменений в извещение о закупке. Изменения, вносимые в извещение о закупке не должны изменять предмет закупки и её суть.

Изменения, вносимые в извещение о закупке, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного Положением о закупке для данного способа закупки.

Пунктом 7.12 Положения о закупке установлено, что конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется с учетом требований, предусмотренных в настоящей статье и в статье 3.4. Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 3.4 Закона о закупках заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок в электронной форме не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения срока подачи заявок на участие в таком запросе котировок. При этом начальная (максимальная) цена договора не должна превышать семь миллионов рублей.

Так, Комиссией установлено, что согласно извещению о проведении Запроса котировок (недействующая редакция от 06.12.2021) подача заявок осуществлялась с 06.12.2021 по 15.12.2021.

14.12.2021, то есть за один рабочий день до окончания срока подачи заявок,                    ООО «РГС-СИБИРЬ» внесены изменения в извещение о Запросе котировок ввиду выявленной арифметической ошибки, допущенной при исчислении цены за единицу оказываемой услуги, и продлен срок подачи заявок на участие в Закупке до 17.12.2021 (на 3 рабочих дня).

Таким образом, как верно указывает Заявитель, в действиях ООО «РГС-СИБИРЬ» имеется нарушение пункта 32.6 Положения о закупках, поскольку срок подачи заявок на участие в Закупке должен быть продлен не менее, чем на пять рабочих дней, следовательно, последним днём срока подачи заявок на участие в Запросе котировок должно было явиться – 21.12.2021.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Общества.

Между тем, согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

При рассмотрении указанного дела Комиссией установлено следующее.

В силу пункта 2 части 2.1 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Закона о закупках, принятым муниципальным унитарным предприятием и размещенным до начала года в ЕИС.

Пунктом 5 части 1 статьи 1 Закона о закупках установлено, что данный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о закупках и размещенного до начала года в ЕИС в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупок, поименованных в указанном пункте.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке утверждается руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие.

Также, в силу части 2.1 статьи 2 Закона о закупках орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, осуществляющие полномочия собственника имущества муниципального унитарного предприятия,                       либо иной уполномоченный высшим исполнительным органом государственной                  власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией орган вправе                      утвердить типовое положение о закупке, а также определить муниципальные                     унитарные предприятия, для которых применение такого типового положения о закупке является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений.

Из изложенного следует, что муниципальными унитарными предприятиями в силу положений Закона о закупках, Закона о контрактной системе, осуществление закупок по правилам Закона о закупках возможно при условии утверждения и размещения в ЕИС положения о закупках.

При рассмотрении настоящего дела Комиссией установлено, что с 20.02.2019 закупочная деятельность Заказчика осуществляется в соответствии с Положением о закупке, утвержденным ООО «РГС-СИБИРЬ», ввиду присоединения МУП г. Омска «Муниципальные рынки» к указанному положению Организатора торгов.

Вместе с тем, в пункте 2 части 3 статьи 2 Закона о закупках содержится императивное положение о порядке утверждения положения о закупках муниципальными унитарными предприятиями, которое предполагает его утверждение исключительно руководителем унитарного предприятия.

Поскольку действующее законодательство, в частности Закон о закупках не предусматривает возможности присоединения муниципального унитарного предприятия к положению о закупках хозяйствующего субъекта и Комиссией установлено, что МУП г. Омска «Муниципальные рынки» в ЕИС также не размещено положение, утвержденное в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 2 Закона о закупках, в силу пункта 2 части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе, МУП г. Омска «Муниципальные рынки» обязано проводить закупки, в частности данную закупку на право заключения договора оказания услуг по вывозу снега для филиалов Заказчика, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе.

Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке, предусматривает административную ответственность, установленную частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного                        органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных                            не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации                   и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или                                 в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,                              являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур,                                  включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства)                         принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного                     пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Поскольку, в рассматриваемом случае Запрос котировок не мог быть проведен в соответствии с Законом о закупках, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об аннулировании Закупки.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «АльпСтрой» (ИНН 5504234159, ОГРН 1125543048510, юридический адрес: 644024,                   г. Омск, ул. Чкалова, д. 44) на действия заказчика – МУП города Омска «Муниципальные рынки» (ИНН 5503091660, ОГРН 1055513027404, юридический адрес: 644007, г. Омск, ул. Гусарова, д. 33), организатора торгов – ООО «РГС-СИБИРЬ» (ИНН 5507171027, ОГРН 1165543081241, юридический адрес: 6444007, г. Омск, ул. Фрунзе, д. 80, оф. 929-930) при проведении запроса котировок, участниками которого могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора оказания услуг по вывозу снега для филиалов МУП г. Омска «Муниципальные рынки» (извещение № 32110908139 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

2. Выдать МУП г. Омска «Муниципальные рынки», ООО «РГС-СИБИРЬ» обязательное к исполнению предписание об аннулировании закупки.  

3. Передать материалы дела № 055/07/4-1256/2021 уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                   <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                <…>

<…>

<…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны