Решение б/н о признании жалобы обоснованной от 27 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/3-740/2021

о признании жалобы обоснованной

 

27.07.2021                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сибсольторг Агро» (далее – ООО «Сибсольторг Агро», Общество, Заявитель) на действия акционерного общества «Дорожное ремонтно-строительное управление № 6» (далее – АО «ДРСУ № 6», Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку концентрата минерального «Галит» (извещение № 32110426621 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – аукцион, закупка),

в присутствии представителя ООО «Сибсольторг Агро» посредством системы средств видеоконференцсвязи – <...> (доверенность от 21.07.2021 № 21/07/21, личность удостоверена паспортом),

в присутствии представителя АО «ДРСУ № 6» посредством системы средств видеоконференцсвязи – <...> (доверенность от 12.01.2021 № 1, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба ООО «Сибсольторг Агро», которое полагало, что закупка проведена с нарушением требований действующего законодательства.

В своей жалобе Заявитель указал, что ООО «Сибсольторг Агро» была подана заявка на участие в аукционе, с присвоенным электронной площадкой идентификационным номером «4». Отклонение АО «ДРСУ № 6» заявки Общества на участие в аукционе было не законным, поскольку в заявке были указаны показатели, которые полностью соответствуют потребностям Заказчика и не превышают значений, указанных в документации о проведении аукциона. Действия комиссии Заказчика привели к нарушению принципов, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закона о закупках).

Кроме того, в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Также в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Заказчик включил в документацию о проведении аукциона излишние требования, указал характеристики, которые могут быть проверены лишь в лабораторных условиях в соответствии с ГОСТ 33389-2015 – «влажность», «массовая доля нерастворимых в воде веществ», «температура начала кристаллизации раствора 20% концентрации», «показатель агрессивности воздействия на цементобетон», «слеживаемость по числу ударов», «кристаллизационная вода». Данные показатели могут измениться в зависимости от партии товара, природных условий, а также условий транспортировки, при этом находясь в допустимом диапазоне, указанном в документации о проведении аукциона, что соответствует заявленным потребностям Заказчика.

Для того, чтобы испытать товар участник закупки должен его сначала произвести или купить, а также доставить до места поставки. При этом Закон о закупках не обязывает участника закупки иметь в наличии товар на складе в момент проведения торгов.

На основании вышеизложенного Заявитель считает, что нельзя включать в техническое задание при описании объекта закупки требования к химическому составу, компонентам товара, технологии его производства, указывать показатели, значения которых можно определить по результатам испытаний.

Также Заявитель указывает, что Заказчик:

– не предусмотрел наличие в составе документации о проведении аукциона инструкции по заполнению заявки, которая должна содержать, в том числе, указание на разделы документации, в которых содержатся показатели, в отношении которых участники подают свои предложения, порядок их заполнения;

– в нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установил срок оплаты товара в течение 180 календарных дней со дня подписания сторонами товарно-транспортной накладной.

На основании изложенного, Заявитель просит:

– отменить протоколы, составленные в ходе организации и проведения аукциона;

– признать аукцион недействительным.

На заседании Комиссии 27.07.2021 представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе ООО «Сибсольторг Агро».

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 15.07.2021  №  05-7006 АО «ДРСУ № 6» представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе ООО «Сибсольторг Агро», а также копии запрашиваемых документов (вх. Омского УФАС России от 21.07.2021 № 7345).

В своих письменных пояснениях АО «ДРСУ № 6» указывает, что считает решение об отказе в допуске ООО «Сибсольторг Агро» к участию в аукционе законным, а жалобу Общества необоснованной.

Документацией о проведении аукциона установлены показатели товара, значения которых не могут изменятся: влажность – не более 5%, массовая доля нерастворимых в воде веществ – не более 2,5%, температура начала кристаллизации раствора – 20% концентрации, не выше -10 °С, показатель агрессивности воздействия на цементобетон – не более 0,07г/см3, слеживаемость по числу ударов – не более 20, кристаллизационная вода – не более 25%.

Пунктом 2.1 документации о проведении аукциона установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в аукционе, в том числе к первой части заявки, которая должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о проведении аукциона.

Таким образом, участник закупки в первой части заявки должен был указать конкретные показатели предлагаемого к поставке товара.

При этом установленные требования к описанию товара, по мнению АО «ДРСУ № 6», не влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Вместе с тем, ООО «Сибсольторг Агро» в первой части заявки не указало конкретные показатели товара, а ограничилось лишь перечислением диапазона «не более», что явилось нарушением требований документации о проведении аукциона.

Относительно доводов Заявителя об указании в документации о проведении аукциона срока расчетов 180 календарных дней со дня подписания сторонами товарно-транспортной накладной АО «ДРСУ № 6» указало, что в случае рассмотрения спора касательно сроков расчетов правоприменительный орган будет руководствоваться положениями закона, невзирая на условия договора поставки.

На заседании комиссии представитель АО «ДРСУ № 6» поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях АО «ДРСУ № 6» на жалобу ООО «Сибсольторг Агро».

 

3. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Комиссией установлено, что 29.06.2021 в единой информационной системе в сфере закупок АО «ДРСУ № 6» разместило извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку концентрата минерального «Галит», а также документацию о проведении аукциона (извещение № 32110426621).

В соответствии с извещением и документацией о проведении аукциона прием заявок осуществлялся оператором электронной торговой площадки с 01.07.2021 до 08.07.2021.

Дата рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе – 09.07.2021.

Дата начала срока подачи ценовых предложений – 12.07.2021.

Дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе – 13.07.2021.

Дата подведения итогов – 13.07.2021.

Начальная (максимальная) цена договора – 9 840 000 руб.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 08.07.2021 на участие в закупке поступило 5 заявок. Участникам № 3 и № 4 отказано в допуске к участию в аукционе.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

В соответствий с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В силу части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

В соответствии с частью 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 3.2 Закона о закупках, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 Закона о закупках.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно пунктам 2, 3, 6, 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

– требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2);

– требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик (пункт 3);

– форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги (пункт 6);

– описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках (пункт 15).

Из положений пункта 14 раздела 11 «Информационная карта» документации о проведении аукциона следует, что для участия в аукционе участник закупки подает заявку на участие в аукционе в электронной форме (подпункт 1).

Заявка на участие в аукционе состоит из двух частей (подпункт 3).

Заявка на участие в аукционе направляется участником закупки оператору электронной торговой площадки в форме двух электронных документов, содержащих предусмотренные частями 4 и 5 пункта 21 раздела 11 «Информационная карта» документации о проведении аукциона части заявки. Указанные электронные документы подаются в соответствии с регламентом электронной торговой площадки (подпункт 5).

В соответствии с частью 4 пункта 21 раздела 11 «Информационная карта» документации о проведении аукциона первая часть заявки на участие в аукционе при  осуществлении закупки на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о проведении аукциона, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) предлагаемого для поставки товара, при условии отсутствия в документации о проведении аукциона указания на товарный знак.

Согласно пункту 21 раздела 11 «Информационная карта» документации о проведении аукциона при описании поставляемого (используемого) товара в приложении № 1 к документации о проведении аукциона установлены показатели (характеристики), позволяющие определить соответствие поставляемого товара, установленным заказчиком требованиям.

Характеристики поставляемого товара указываются участником закупки в соответствии с требованиями к описанию данных характеристик,  установленными в приложении № 1 к документации о проведении аукциона.

В приложении № 1 к документации о проведении аукциона указано следующее:

 

Техническое задание

 

Наименование товара, включенного в заказ

Показатели, используемые для определения соответствия потребностям Заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, в том числе показатели, значения которых не могут изменяться

Место поставки

Срок поставки

Количество, тонн

Концентрат минеральный «Галит» в МКР по 1 тонне

 

В соответствии с ГОСТ 33389-2015

Влажность – не более 5%;

Массовая доля нерастворимых в воде веществ, не более 2,5%;

Температура начала кристаллизации раствора 20 % концентрации, не выше -10 ºС;

Показатель агрессивности воздействия на цементобетон, не более 0,07г/см3;

Слеживаемость, по числу ударов, не более 20;

Кристаллизационная вода, не более 25%

Склад заказчика, адрес: Омская область, г. Калачинск, ул. Омская, 58 

Со дня заключения контракта до

15.09.2021 г. Согласно графика поставки.

2 000,00

 

Проанализировав документацию о проведении аукциона, Комиссия пришла к заключению, что требования к содержанию документации о конкурентной закупки, предусмотренные пунктами 2, 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках, АО «ДРСУ № 6» соблюдены. Описание Заказчиком объекта закупки, а также предъявляемые требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в аукционе соответствуют нормам действующего законодательства, в том числе Закону о закупках.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 14 раздела 11 «Информационная карта» документации о проведении аукциона участник закупки не допускается к участию в аукционе и заявка на участие в аукционе такого участника отклоняется в случае, в том числе несоответствия сведений, предусмотренных пунктами 1-3 части 4 пункта 21 раздела 11 «Информационная карта» документации о проведении аукциона, требованиям документации о проведении аукциона.

Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 08.07.2021 следует, что заявка ООО «Сибсольторг Агро» (заявка № 4) на участие в аукционе отклонена.

В качестве основания отклонения заявки Общества Заказчик указал следующее: «несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению. Отсутствие конкретных показателей, соответствующих значениям, установленных документацией о проведении аукциона».

Комиссией установлено, что в составе первой части заявки ООО «Сибсольторг Агро» (заявка № 4) Обществом представлены сведения (показатели), которые полностью соответствуют требованиям технического задания (приложение № 1 к документации о проведении аукциона).

Учитывая, что Закон о закупках не обязывает участника закупки иметь в наличии товар на складе на момент подачи заявки, предоставление конкретных показателей (характеристик) на поставляемый товар в рамках спорной закупки возможно лишь по результатам лабораторных испытаний, сведения, представленные ООО «Сибсольторг Агро» в составе первой части заявки на участие в аукционе соответствуют требованиям технического задания (приложение № 1 к документации о проведении аукциона), то отклонение заявки Общества, по мнению Комиссии, не правомерно.

Также Комиссия считает необходимым отметить, что пункт 28 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 (далее – Положение), устанавливает, что при осуществлении закупки, участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, максимальный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки, должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).

АО «ДРСУ № 6», установив в пункте 9 раздела 11 «Информационная карта» документации о проведении аукциона положение об оплате товара, предусматривающее срок оплаты товара в течение 180 календарных дней со дня подписания сторонами товарной накладной, нарушило требования пункта 28 Положения.

В соответствии с пунктом 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сибсольторг Агро» (ОГРН: 1095543027690, ИНН: 5528204450, адрес места нахождения: ул. 40 лет Ракетных Войск, д. 19, кв. 115, г. Омск, 644061) на действия акционерного общества «Дорожное ремонтно-строительное управление № 6» (ОГРН: 1175543004537, ИНН: 5515013730, адрес места нахождения: ул. Фрунзе, д. 105, г. Калачинск, Омская область, 646904) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку концентрата минерального «Галит» (извещение № 32110426621 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

2. Выдать акционерному обществу «Дорожное ремонтно-строительное управление № 6» предписание об аннулировании аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку концентрата минерального «Галит» (извещение № 32110426621).

Согласно части 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                           <...>

 

Члены Комиссии                                                                                       <...>

 

 

 

Предписание № 055/07/3-740/2021

 

27.07.2021                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сибсольторг Агро» на действия акционерного общества «Дорожное ремонтно-строительное управление № 6» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку концентрата минерального «Галит» (извещение № 32110426621 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

на основании своего решения от 27.07.2021 № 055/07/3-740/2021, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Акционерному обществу «Дорожное ремонтно-строительное управление № 6» аннулировать в течение 5 рабочих дней со дня получения настоящего предписания аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку концентрата минерального «Галит» (извещение № 32110426621 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

2. Акционерному обществу «Дорожное ремонтно-строительное управление № 6» проинформировать Омское УФАС России об исполнении предписания в течение 3 рабочих дней со дня его исполнения в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

Контроль исполнения предписания осуществить члену Комиссии  <...>.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны