Решение б/н о признании жалобы необоснованной от 26 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/3-1167/2020

о признании жалобы необоснованной

 

26.11.2020                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «СтройТрансИнвест» (далее – ООО «СтройТрансИнвест», Общество, Заявитель) на действия акционерного общества «Омские распределительные тепловые сети» (далее – АО «Омск РТС», Заказчик), общества с ограниченной ответственностью «Интер РАО – Центр управления закупками» (далее – ООО «Интер РАО – ЦУЗ», Организатор торгов) при проведении открытых конкурентных переговоров в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг: «Автоуслуги специальным транспортом для нужд АО «Омск РТС» (извещение № 32009533614 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – конкурентные переговоры, закупка),

при участии представителя ООО «СтройТрансИнвест» посредством системы видеоконференц-связи – <...> (доверенность № 2 от 09.01.2020, личность удостоверена паспортом),

при участии представителя АО «Омск РТС», ООО «Интер РАО – ЦУЗ» посредством системы видеоконференц-связи – <...> (доверенность № 13 от 01.01.2020, доверенность № ДО/2020/24 от 09.01.2020, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 17.11.2020 № 12788), который полагает, что при оценке предложений участников закупки по критерию «Деловая репутация участника» имеются признаки дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к ООО «СтройТрансИнвест».

В своей жалобе Заявитель указывает, что в состав закупочной документации входит Методика «Оценки деловой репутации контрагентов – резидентов РФ» МТ-123-5 (далее – Методика).

Так, согласно пункту 9.2 Методики итоговая оценка деловой репутации (благонадежности) Контрагента определяется исходя из выявленных стоп-факторов, критических риск-факторов и риск-факторов.

При отсутствии стоп-факторов, критических риск-факторов и риск-факторов контрагенту присваивается 5 баллов.

Из приложений 1, 2, 3 Методики, относительно каждого критерия, следует, что оценка выставляется или 5, или 0 баллов, т.е. фактически количество баллов, присваиваемое участнику закупки по неценовому критерию «Деловая репутация», определяется субъективным образом, исходя из мнения членов экспертной комиссии Заказчика, проводящих такую оценку.

При этом, в Приложениях 1, 2, 3 Методики отсутствуют положения, через которые возможно установить какие именно объективные факторы влияют на присвоение участникам закупки баллов в разрезе от 0 до 5.

Названное обстоятельство, в свою очередь, лишает участников закупки возможности получить информацию о причинах начисления того или иного количества баллов и, при несогласии с решением заказчика, оспорить его действия в установленном порядке, а у антимонопольного органа, в свою очередь, отсутствует возможность проверить объективность начисления баллов и правильность определения победителя торгов.

Установленный Заказчиком порядок присвоения баллов является субъективным, не позволяет оценить обоснованность действий Заказчика при оценке заявок, не позволяет по рассматриваемому критерию выявить лучшее предложение об исполнении договора, а также не позволяет получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов по данным заявкам и детально сопоставить порядок оценки заявок других участников закупки, что, в свою очередь, не обеспечивает равные права и возможности для участников Закупки и равные условия для участия.

Вышеприведенные обстоятельства в закупке являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), которым установлено, что заказчики при проведения закупочных процедур должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, при оценке критерия «Деловая репутация» в закупке присутствуют явные признаки дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участнику закупки, поскольку из 5 участников четырем присвоено 5 баллов, а одному 3,5 (ООО «СтройТрансИнвест).

ООО «СтройТрансИнвест указывает, что из устных пояснений Заказчика следует, что в отношении Общества имеются факты недобросовестного исполнения договорных обязательств перед компаниями группы Интер-РАО.

Однако, возвращаясь к разделу «В» Приложения № 1 Методики, при оценке критерия «Недобросовестное исполнение Контрагентом договорных обязательств перед компаниями Группы Интер-РАО за последние 3 года» используется информация картотеки арбитражных дел Высшего арбитражного суда Российской Федерации https://kad.arbitr.ru/ и информация, полученная от компаний Группы (сведения о ведении претензионной и/или претензионно-исковой работы).

Принимая во внимание тот факт, что претензионно-исковая работа между сторонами отсутствует, совместных арбитражных дел на сайте https://kad.arbitr.ru/ не имеется, а остальные критерии Методики в норме, то абсолютно не ясным является, по какой норме Методики экспертная комиссия присвоила по критерию «Деловая репутация» ООО «СтройТрансИнвест» значение 3,5 балла.

В связи с чем, ООО «СтройТрансИнвест» считает, что предложение Общества в закупке оценено необъективно, неоправданно дискредитирует и необоснованно ограничивает конкуренцию по отношению к участнику закупки, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании изложенного, ООО «СтройТрансИнвест» просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

25.11.2020 в Омское УФАС России поступило дополнение к жалобе ООО «СтройТрансИнвест», в которых Общество также указывает, что Методика не позволяет оценивать участников закупки на равных условиях.

На заседании комиссии 26.11.2020 представитель Заявителя поддержала доводы, изложенные в жалобе ООО «СтройТрансИнвест» (вх. Омского УФАС России  от 17.11.2020 № 12788).

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 20.11.2020 № 05-11465 АО «Омск РТС», ООО «Интер РАО – Центр управления закупками» представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов (вх. от 26.11.2020 № 13183э).

На заседании Комиссии 26.11.2020 представитель Заказчика, Организатора торгов с доводами жалобы Общества не согласился и пояснил следующее.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик самостоятельно определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. При этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 3.14.2.1 закупочной документации закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки на участие в закупке и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика в соответствии с системой критериев оценки и сопоставления, указанной в разделе 8 закупочной документации (далее – Руководство по экспертной оценке), размещенной в открытом доступе в соответствии с пунктом 3 Извещения о проведении закупки.

Представитель Заказчика, Организатора торгов указал, что ни один из участников закупки не обжаловал положения закупочной документации.

При этом, ООО «СтройТрансИнвест» представило в составе заявки письмо о подаче оферты, согласно которому оно изучило закупочную документацию и приняло установленные в ней требования.

Расчет экспертных оценок предложения ООО «СтройТрансИнвест» проводился в соответствии с порядком, установленным в Руководстве по экспертной оценке.

Согласно Руководству по экспертной оценке (стр. 26) участникам по критерию «Деловая репутация Участника» выставляется оценка от 0 до 5 баллов, в соответствии с Методикой оценки деловой репутации.

В отношении ООО «СтройТрансИнвест» обнаружен стоп-фактор: недобросовестное исполнение контрагентом договорных обязательств перед Группой Интер-РАО за последние 3 года (подпункт 1 пункта 8.1 Методики оценки деловой репутации, претензия от 03.08.2020 № 36-15/986). При этом ООО «СтройТрансИнвест» в письме исх. № 96 от 17.08.2020 подтвердило, что оно недобросовестно выполняло свои обязательства. Раздел 9 Методики оценки деловой репутации предусматривает, что за данный (первый) риск-фактор оценка снижается на 30%. Соответственно, оценка Заявителя – 3,5 балла из 5.

Критерий «Деловая репутация» составляет 10% от итоговой оценки. Т.е. даже если бы ООО «СтройТрансИнвест» была присвоена максимальная оценка по критерию «Деловая репутация», его итоговая оценка была бы выше на 0,15 (максимальная итоговая оценка – 5,0). Таким образом, даже в этом случае ООО «СтройТрансИнвест» ни на одном из этапов закупки не заняло бы первое место.

На основании изложенного, АО «Омск РТС», ООО «Интер РАО – Центр управления закупками» просят признать жалобу необоснованной.

 

3. Из представленных материалов и информации следует, что 29.09.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupku.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) АО «Омск РТС» размещено извещение и документация о проведении конкурентных переговоров.

Согласно извещению № 32009533614 дата начала и окончания срока подачи заявок: с 29.09.2020 по 15.10.2020.

Дата рассмотрения предложений участников и подведения итогов закупки – до 30.12.2020.

Начальная (максимальная) цена договора: 15 000 000 рублей без НДС.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии по вскрытию конвертов с предложениями на участие в открытых конкурентных переговорах № 173774/ОКП-ПВК    от 15.10.2020 на участие в закупке поступило 5 заявок, в том числе ООО «СтройТрансИнвест».

Из протокола заседания закупочной комиссии по оценке предложений на участие в открытых конкурентных переговорах № 173774/ОКП-ППР от 16.11.2020 следует, что по результатам рассмотрения заявок 4 предложения признаны соответствующими условиям закупки. Предложение ООО «Транслайк» отклонено, поскольку не соответствует условиям закупки. Согласно предварительному ранжированию предложений ООО «СтройТрансИнвест» присвоено 3 место.

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии по проведению процедуры переторжки (регулирование цены) № 173774/ОКП-ПП от 17.11.2020 новое ценовое предложение ООО «СтройТрансИнвест» составило 11 978 700 рублей.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии по выбору победителя в открытых конкретных переговорах № 173774/ОЗП-ПВП победителем закупки признано ООО «УМ № 8». Второе место присвоено ООО «СибирьТранс».

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные документы, заслушав доводы представителей Заказчика, Организатора торгов, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

Заказчик и Организатор торгов при организации и проведении конкурентных переговоров руководствовались утвержденным Положением о закупке.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках.

В силу части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком, в том числе путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются, в том числе иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 статьи 3 Закона о закупках.

В главе V Положения о закупке установлены способы и порядок проведения закупок. Согласно пункту 37.1.2 Положения о закупке одним из способов закупки являются конкурентные переговоры.

Порядок проведения конкурентных переговоров регламентирован разделом 43 Положения о закупке.

Конкурентные переговоры – конкурентный способ закупки, победителем признается участник закупки, предложивший лучшее сочетание условий исполнения договора и окончательному предложению которого было присвоено первое место согласно объявленной системе критериев (пункт 43.1.1 Положения о закупке).

Согласно пункту 34.2.2 Положения о закупке закупочная документация должна содержать все требования и условия конкурентных переговоров, а также подробное описание всех процедур.

В силу пункта 43.2.9.2 Положения о закупке перечень критериев оценки, весовые коэффициенты и иная информация о порядке проведения оценки заявок в отношении конкретной закупки определяются в закупочной документации.

Согласно пункту 3.14.2.1 документации конкурентных переговоров закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки на участие в закупке и проводит их предварительное ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика в соответствии с системой критериев оценки и сопоставления, указанной в разделе 8 закупочной документации и в пункте 24 извещения.

Из пунктов 24, 25 извещения о проведении конкурентных переговоров следует, что критерии, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке указаны в Руководстве по экспертной оценке (раздел 8 документации конкурентных переговоров).

В разделе 8 документации конкурентных переговоров указано, что Руководство по экспертной оценке представлено в приложении № 3 к закупочной документации.

Комиссией установлено, что Заказчиком 29.09.2020 в ЕИС в разделе «документы извещения» размещена документация по закупке, а именно: архивный файл «173774_Закупочная документация», в составе которого содержится папка с документами «Приложение №3_Руководство по Экспертной оценке».

Вышеуказанное приложение № 3 к документации о закупке содержит, в том числе такие документы как: Руководство по экспертной оценке, Методику «Оценка деловой репутации контрагентов – резидентов Российской Федерации» МТ-123-5, утвержденную приказом АО «Омск РТС» от 29.01.2019 № 47 (далее – Методика оценки деловой репутации).

В пункте 1 Руководства по экспертной оценке указаны критерии оценки, а также значимость критериев выраженных в процентах.

Так оценка заявок участников конкурентных переговоров осуществляется, в том числе по критерию «Деловая репутация Участника».

В пункте 4.1 Руководства по экспертной оценке указана формула, по которой производится оценка критерия «Деловая репутация Участника». Приложение № 1 к Руководству по экспертной оценке содержит шкалу присвоения баллов по критерию «Деловая репутация Участника».

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что документация конкурентных переговоров содержит критерии оценки заявок (в том числе «Деловая репутация Участника»), значимость критериев, выраженных в процентах, порядок присвоения оценки по данным показателям критерия.

Так, согласно шкале выставления баллов Приложения № 1 к Руководству по экспертной оценке:

– 0 баллов –  неприемлемая деловая репутация;

– от 1 до 5 баллов –  баллы выставляются в соответствии с Методикой оценки деловой репутации.

Из пункта 4.10 Методики оценки деловой репутации следует, что в качестве критериев оценки используется набор стоп-факторов, критических риск-факторов и риск-факторов, характеризующихся определенным набором их показателей.

В пункте 5.1 Методики оценки деловой репутации указано, что для проведения оценки деловой репутации контрагента должна быть представлена информация, необходимая и достаточная для точной идентификации контрагента по наименованию и кодам регистрации (ИНН или ОГРН), присвоенным регистрирующим органом, и являющаяся поисковыми реквизитами при проверке контрагента по используемым информационным ресурсам.

Для получения исходной информации экспертом могут рассматриваться документы контрагента, представляемые согласно требованиям того процесса, в рамках которого необходимо провести оценку деловой репутации контрагента.

В соответствии с пунктом 3.13.1.3 документации конкурентных переговоров в ходе рассмотрения заявок на участие в закупке Организатор закупки имеет право получать из любых официальных источников, использование которой не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, информацию о соответствии и достоверности указанных в заявке на участие в закупке сведений, на основании которой закупочная комиссия принимает решение о дальнейшем допуске участника закупки или отстранении участника закупки от участия в закупке.

При проведении оценки деловой репутации ООО «СтройТрансИнвест» Организатором торгов был выявлен один из риск-факторов, указанных в пункте 8.1 Методики оценки деловой репутации, а именно недобросовестное исполнение контрагентом договорных обязательств перед Группой за последние 3 года (подпункт 1 пункта 8.1 Методики оценки деловой репутации).

Согласно пояснениям Организатора торгов 03.08.2020 АО «ТГК-11» в адрес ООО «СтройТрансИнвест» была направлена претензия (№ 36-15/986) о нарушении Обществом условий договоров, а также об уплате неустойки в сумме 3 121,35 рубля.   ООО «СтройТрансИнвест» в письме исх. № 96 от 17.08.2020 подтвердило, что оно недобросовестно выполняло свои обязательства.

Из пункта 8.1 Методики оценки деловой репутации следует, что каждый риск-фактор оценивается в отдельности по пятибалльной шкале, где 0 является наихудшей оценкой, а 5 – наилучшей оценкой (риск-фактор не выявлен). Весовые коэффициенты каждого риск-фактора указаны в разделе 9 Методики оценки деловой репутации.

За риск-фактор «недобросовестное исполнение контрагентом договорных обязательств перед Группой за последние 3 года» оценка снижается на 30% (0,3), соответственно, оценка ООО «СтройТрансИнвест» (5 баллов) была снижена на данный коэффициент и в итоге составила 3,5 балла.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле № 055/07/3-1167/2020 доказательства, Комиссия пришла к заключению, что установленные в документации конкурентных переговоров критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке:

– не противоречат нормам действующего законодательства, а напротив, в силу пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупка являются необходимым и обязательным условием;

– применяются в равной степени ко всем участникам закупки;

– не нарушают прав и законных интересов участников закупки;

– не обеспечивают победу в торгах конкретному хозяйствующему субъекту;

– включены в документацию о конкурентных переговорах в интересах Заказчика в целях выявления участника закупки, наиболее полно соответствующего требованиям документации конкурентных переговоров и предложившего лучшие условия выполнения услуг.

Таким образом, довод Заявителя о том, что при оценке предложений участников закупки по критерию «Деловая репутация участника» имеются признаки дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к ООО «СтройТрансИнвест» не нашел своего подтверждения.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «СтройТрансИнвест» (ИНН 5535009700, ОГРН 1125535000580, юридический адрес: 646530, Омская область, Тарский район, город Тара, улица Советская, дом 23А) на действия акционерного общества «Омские распределительные тепловые сети» (ИНН 5503249258, ОГРН 1145543013868, юридический адрес: 644037, Омская область, город Омск, улица Партизанская, дом 10), общества с ограниченной ответственностью «Интер РАО – Центр управления закупками» (ИНН 7703642903, ОГРН 1077759373768, юридический адрес: 119435, город Москва, улица Большая Пироговская, дом 27, стр. 3) при проведении открытых конкурентных переговоров в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг: «Автоуслуги специальным транспортом для нужд АО «Омск РТС» (извещение № 32009533614 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 20.11.2020 № 05-11465.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                   <...>

 

 

Члены Комиссии                                                               <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны