Решение б/н Нарушение требований части 3 статьи 28 Федерального закона о... от 23 ноября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 055/05/28-966/2021
23 ноября 2021 года город Омск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии: <…>,
рассмотрев дело № 055/05/28-966/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения индивидуальным предпринимателем <…> (ОГРНИП <…>, ИНН <…>, далее – ИП <…>) рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в отсутствие ИП <…>, извещенного надлежащим образом, законного представителя ООО «ВКД Медиа» (ходатайство от 23.11.2021 вх. № 11328)
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Омским УФАС России выявлен факт распространения на странице № 8 в выпусках № 24 (494) от 24.06.2021, № 25 (495) от 01.07.2021, № 27 (497) от 15.07.2021, № 28 (498) от 22.07.2021 газеты «В КАЖДОМ ДОМЕ» (р.п. Таврическое) рекламы следующего содержания: «СТРОИМ ДОМА ИП <…> ЕВРОСТИЛЬ СТОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ БЕСПЛАТНО замеры, расчеты, доставка, гидроизоляция, утепление дома ПРИСТРОЙКИ КРОВЛЯ ОКНА САЙДИНГ брус, блок-хаус, панели под камень ЛЕТНИЕ КУХНИ 87 000 р. готовые БАНИ 120 000 р. привезем и установим ГАРАЖИ 135 000 р. наш сайт evrostil55.ru тел. 8-962-036-69-77 гарантия 10 лет, кредит КБ «Ренессанс Кредит» (ООО), лицензия Банка России № 3354. Процентная ставка от 13% годовых, на срок от 3-36 мес.».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).
Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к строительной компании «Евростиль» и ИП Танскому, а также оказываемым ими услугам. При этом помимо рекламы услуг по строительству, привлекается внимание к финансовой услуге – кредиту.
В пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Таким образом, реклама, содержащая указание на возможность приобретения потенциальными покупателями товаров в кредит, является рекламой финансовых услуг.
При этом в силу части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
В абзаце 2 пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», указано, что «к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.)».
Рассматриваемая реклама содержит сведения только о процентной ставке «от 13% годовых», и сроке «от 3-36 мес.» при отсутствии сведений об иных условиях, влияющих на стоимость кредита для заемщика, что нарушает требования части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно выходным данным учредителем СМИ «Бесплатная газета «В КАЖДОМ ДОМЕ» (№ свидетельства: ПИ № ТУ 55-00315) является <…>. При этом из договора от 11.06.2013 б/н, заключенного между учредителем и редакцией СМИ «Бесплатная газета «В КАЖДОМ ДОМЕ», следуют, что редакция зарегистрирована в качестве юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «ВКД Медиа» (далее – ООО «ВКД Медиа»).
На запрос Омского УФАС России ООО «ВКД Медиа» была представлена копия договора на размещение вышеуказанной рекламы № 0109/1 от 09.01.2019, согласно пункту 1.1. которого «…Заказчик (ИП <…>) поручает, а Редакция (ООО «ВКД Медиа») принимает на себя обязательства выполнения работ по размещению рекламно-информационных материалов в СМИ «Бесплатная газета «В КАЖДОМ ДОМЕ»…».
По информации ИП <…> (вх. № 9688э от 30.09.2021), «в рекламе «Строим дома ИП <…> Евростиль» написали процентные ставки и срок кредита, не зная о том, что необходимо указывать все условия банка, согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из определения, данного в пункте 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП <…> является рекламодателем.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Определением Омского УФАС России от 06.10.2021 в отношении ИП <…> было возбуждено дело № 055/05/28-966/2021 по признакам нарушения требований части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». Рассмотрение назначено на 02.11.2021 в 15:30 часов.
Вместе с тем Указом Президента Российской Федерации от 20.10.2021 № 595 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г.» с 30 октября по 7 ноября 2021 года включительно установлены нерабочие дни.
Учитывая изложенное, определением Омского УФАС России от 22.10.2021 срок рассмотрения дела № 055/05/28-966/2021 был продлен, рассмотрение назначено на 23.11.2021 в 15:30 часов.
Копия определения направлена в адрес ИП <…> заказным письмом с уведомлением от 22.10.2021 № 06-10366, согласно уведомлению о вручении указанное письмо Омского УФАС России (трек-номер 64401051984369) получено адресатом 29.10.2021.
Рассмотрев материалы дела, учитывая пояснения ООО «ВКД Медиа», ИП <…>, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ИП <…> требований части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы на странице № 8 в выпусках № 24 (494) от 24.06.2021, № 25 (495) от 01.07.2021, № 27 (497) от 15.07.2021, № 28 (498) от 22.07.2021 газеты «В КАЖДОМ ДОМЕ» (р.п. Таврическое).
Учитывая пояснения ООО «ВКД Медиа» (вх. № 11263 от 22.11.2021) о том, что в настоящее время вышеуказанная реклама не распространяется, Комиссией Омского УФАС России сделан вывод о нецелесообразности выдачи ИП <…> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу «СТРОИМ ДОМА ИП <…> ЕВРОСТИЛЬ СТОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ БЕСПЛАТНО замеры, расчеты, доставка, гидроизоляция, утепление дома ПРИСТРОЙКИ КРОВЛЯ ОКНА САЙДИНГ брус, блок-хаус, панели под камень ЛЕТНИЕ КУХНИ 87 000 р. готовые БАНИ 120 000 р. привезем и установим ГАРАЖИ 135 000 р. наш сайт evrostil55.ru тел. 8-962-036-69-77 гарантия 10 лет, кредит КБ «Ренессанс Кредит» (ООО), лицензия Банка России № 3354. Процентная ставка от 13% годовых, на срок от 3-36 мес.», распространенную ИП <…> (ОГРНИП <…>, ИНН <…>) на странице № 8 в выпусках № 24 (494) от 24.06.2021, № 25 (495) от 01.07.2021, № 27 (497) от 15.07.2021, № 28 (498) от 22.07.2021 газеты «В КАЖДОМ ДОМЕ» (р.п. Таврическое), ненадлежащей, нарушающей требования части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
2. Не выдавать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 23 ноября 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии<…>
Члены Комиссии: <…>