Решение б/н решение по делу от 9 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №  055/05/28-1091/2021

 

09 декабря 2021 года                                                    город  Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – (…)

члены Комиссии: (…)

рассмотрев дело № 055/05/28-1091/2021 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем (…) части 14 статьи 28, пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ИП (…)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Омского УФАС России прокуратурой Кировского административного округа города Омска перенаправлены материалы Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее – СГУ ЦБ РФ) по признакам нарушения комиссионным магазином «Победа» требований Федерального закона «О рекламе».

Омским УФАС России были осуществлены выезды по указанным СГУ ЦБ РФ адресам:

- пр. Комарова, д. 6 (рынок «Левобережный»);

-  ул. Ипподромная, д. 27А («Хитрый рынок»);

- пр. Мира, д. 68.

Установлено, что деятельность в сети комиссионных магазинов «Победа» осуществляет ИП (…)

1. Внутри помещения рынка «Левобережный» (пр. Комарова, д. 6) зафиксировано размещение информации:

посредством электронного табло «Аксессуары к мобильным телефонам», «Дорого», «Купим все», «Max 1 % в сутки», Ломбард»,  «наушники № 3 капельки от 100 р.»,  «mikro SD 4 Gb 350 р.   8 Gb 440 р. 16 Gb 520 р. USB flash  8 Gb 430 р. 16 Gb 480 р. 32 Gb 650 р.», «Большой выбор», «Низкие цены»;

- на фронтальной стороне торгового объекта «реальные цены покупка продажа техники деньги за 5 минут высокая оценка низкая комиссия индивидуальный подход комиссионный магазин Победа Берем все меняем технику на деньги», «акция новым клиентам 7 дней без комиссии»;

- на левой стороне торгового объекта «деньги под залог от 0,3 % до 1 %», «оценим любой товар, предложим максимально выгодные условия», «покупка продажа мобильные телефоны планшеты ноутбуки аксессуары огромный выбор  самые низкие цены в городе»;

- на правой стороне торгового объекта «реальные цены покупка продажа техники деньги за 5 минут высокая оценка низкая комиссия индивидуальный подход комиссионный магазин Победа Берем все меняем технику на деньги», «оптово-розничный магазин электроника и аксессуары огромный выбор высокое качество низкие цены магазин Победа».

2. Внутри помещения торгового комплекса «Хитрый рынок» (ул. Ипподромная, д. 27 А) зафиксировано размещение информации:

- «Победа комиссионный магазин покупка продажа аксессуары огромный выбор мы  лучше чем ломбард деньги под залог 0%* на 7 дней!» (левая верхняя сторона торгового объекта);

- «Покупка продажа мобильные телефоны планшеты ноутбуки аксессуары огромный выбор Самые низкие цены в городе Деньги под залог от 0, 3% до 1 %» (левая нижняя сторона торгового объекта);

- «Реальные цены Продажа покупка техники Победа комиссионный магазин 0% * на 7 дней мы лучше чем ломбард Оценим любой товар, предложим максимально выгодные условия» (верхняя фронтальная часть);

- «Акция выдача займов новым клиентам под залог на 7 дней без процента %* продажа мобильные телефоны планшеты ноутбуки аксессуары огромный выбор Самые низкие цены в городе Деньги под залог от 0, 3% до 1 %» (нижняя фронтальная часть).

Одновременно в непосредственной близости от торгового объекта установлен штендер с информацией: «Победа stop лучшая цена 23 место  и многое другое  У нас точно дешевле  Нашли дешевле? Не проблема! Покажи сотруднику магазина ссылку с ценой ниже. Получи скидку 110% от разницы цен * Огромный выбор Высокое качество», при этом более мелким относительно основного текста: «Если перед покупкой товара в наших магазинах Вам удалось найти более низкую цену на тот же товар в магазине бытовой техники и электроники одного из наших конкурентов, мы предоставим вам скидку 110% от разницы в цене! Для покупки со скидкой по акции покупатель должен подтвердить цену на такой же товар из другой торгующей организации, для этого можно использовать фото ценника, товарный чек, фото страницы интернет-каталога или ссылку. Указанные выше документы должны иметь дату, попадающую в сроки акции и содержать тот товар, на который будет сделана скидка. Аналогичный товар обязательно должен быть в наличии у конкурента.

Условия акции «Скидка 110%» предоставляется на разницу между ценой на идентичный товар в Сети магазинов «Победа» и ценой в сетевых магазинах/магазинах местных региональных сетей. В акции участвует товар, который продается через сетевые магазины и магазины местных региональных сетей и имеющийся в магазине. В акции не участвует уцененный товар в магазинах, а также следующие товары конкурентов: уцененный товар, товар со скидками, товар, участвующей в какой-либо другой рекламной акции. Акция действует на новый исправный товар конкретной модели в неповрежденной фирменной упаковке. Скидка предоставляется на момент покупки товара. После оплаты товара указанная скидка не предоставляется. Организатор оставляет за собой право вносить изменения в условия акции  и размер предоставляемой скидки».

3. По адресу: пр. Мира, д. 68 зафиксировано размещение информации:

- «% на залог снижены в 2 раза мы  лучше чем ломбард деньги под залог 0%* на 7 дней!», «Победа комиссионный магазин Покупка Продажа Ремонт Наклейка защитного стекла аксессуары огромный выбор» (штендеры);

- «Победа комиссионный магазин Покупка продажа ремонт Аксессуары огромный выбор Самые низкие цены в города» (слева от входа в магазин);

- «Ломбард» (над входом в магазин);

- «Реальные цены Продажа покупка техники  Победа комиссионный магазин Мы лучше чем ломбард» (на двери магазина).

Определением от 15.11.2021 Омским УФАС России в отношении ИП (…) возбуждено дело № 055/05/28-1091/2021 по признакам нарушения части 14 статьи 28, пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На заседании Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к деятельности комиссионного магазина и/или ломбарда, а также предоставлению денежных средств,  в том числе займов под залог.

МУП г. Омск «Муниципальные рынки»  представлена информация от 13.10.2021 № 01-08/601 о том, что «(…)

В качестве доказательства представлена копия договора № 60-003, заключенного с ИП (…), о предоставлении торгового места на территории Крытого рынка от 02.07.2021.

В ответе от 20.10.2021 № ИСХ-АГ/47-4944 на запрос Омского УФАС России Администрация города Омска указала: (…)

При этом факт размещения вышеуказанной рекламной информации зафиксирован, подтвержден материалами дела и не оспаривается ИП (…)

Наличие информации «ломбард», «выдача займов новым клиентам под залог на 7 дней без процента %» и т.п. свидетельствует о том, что лицо, разместившее рекламу и осуществляющее деятельность в сети комиссионных магазинах «Победа» - ИП (…), предоставляет населению займы/денежные средства под залог.

Согласно части 1 статьи 358 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами.

В соответствии с частями 3 и 6 статьи 358 ГК РФ закладываемые вещи передаются в ломбард, при этом правила кредитования граждан ломбардами под залог принадлежащих гражданам вещей устанавливаются законом о ломбардах в соответствии с настоящим Кодексом.

Ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Федеральный закон «О ломбардах»).

Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)» (часть 1.1 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах»).

На основании пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

В силу статьи 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

 Соответственно, действующим законодательством определен перечень субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по выдаче потребительских займов. В частности, к ним относятся кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные кооперативы и ломбарды.

Основным видом деятельности ИП (…) является торговля розничная телекоммуникационным оборудованием, включая розничную торговлю мобильными телефонами  в специализированных магазинах (код 47.42 по ОКВЭД ОК 029-2014).

ИП (…) не относится к субъектам, которым в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» разрешено предоставлять займы.

Государственный реестр ломбардов в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 2.3 Федерального закона «О ломбардах» ведется Центральным Банком Российской Федерации.

ИП (…) не включена в государственный реестр ломбардов, следовательно, не может осуществлять предпринимательскую деятельность как ломбард.

Если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается (часть 14 статьи 28 Федерального «О рекламе»).

Таким образом, с учетом изложенного в нарушении требований части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» ИП (…), осуществляя деятельность в сети комиссионных магазинов «Победа», разместила рекламную информацию о выдаче займов/предоставлению денежных средств под залог.

Кроме того, реклама комиссионного магазина «Победа» содержит сравнение со всеми ломбардами за счет использования фразы «мы лучше, чем ЛОМБАРД», а также утверждение о том, что в  сети комиссионных магазинов «Победа» «самые низкие цены в городе» при отсутствии критерия сравнения, имеющего объективное подтверждение.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»  недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Сравнение предполагает такую подачу информации, в которой сопоставляются два и более явления, исследуются их параметры, сходство или различие. Применительно к сравнению товаров это может осуществляться как путем прямого сопоставления конкретных характеристик, свойств, параметров изделий, так и уподобления одного изделия другому либо указанием на их различность. К некорректному сравнению должно относиться такое, которое противопоставляется корректному. В толковом словаре термин «корректный» определяется как «вежливый, тактичный, учтивый», а также «правильный, точный». Соответственно для целей определения понятия некорректного сравнения необходимо понимать неточное, неправильное сравнение. При этом приводимые в таком сравнении сведения являются в принципе достоверными, однако их компоновка или выбор создают определенную несовместимость.

Так, некорректным может быть признано сравнение, которое основано на несопоставимых фактах, при котором создается общее, вводящее в заблуждение впечатление (относительно самой возможности сравнения), при сравнении необъективных характеристик (письмо ФАС России от 30.09.2011 № АК/37027 «О рекламе оккультных услуг и недобросовестной рекламе»).

В данном случае некорректным сравнением является указание на преимущество услуг комиссионного магазина «Победа» ИП (…) перед услугами ломбардов, поскольку правовое регулирование деятельности указанных хозяйствующих субъектов различно.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами посредством употребления слова «самые» также должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

В рассматриваемой рекламе критерий сравнения не указан, соответственно, такая реклама будет считаться недостоверной.

С учетом изложенного, реклама комиссионного магазина «Победа» ИП (…), в которой использованы фразы: «Мы лучше, чем ЛОМБАРД», «Самые низкие цены в городе»,  нарушают требования пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Исходя из материалов дела, ИП (…) является и рекламодателем, и рекламораспространителем.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к выводу о нарушении ИП (…) требований части 14 статьи 28, пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5  Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламы сети комиссионных магазинов «Победа».

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно представленным ИП (…) пояснениям и фотоснимкам:

- ненадлежащая рекламная информация (о займах, залоге и т.п.) по адресу: г. Омск, пр. Комарова, д. 6 (рынок «Левобережный») отсутствует;

- рекламная информация «Реальные цены Продажа покупка техники  Победа комиссионный магазин Мы лучше чем ломбард» на двери помещения по пр. Мира, д. 68 демонтирована.

Вместе с тем на момент вынесения решения в материалах дела отсутствуют доказательства устранения всех нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Руководствуясь статьями 33, 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 42-55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу индивидуального предпринимателя (…)

«Аксессуары к мобильным телефонам», «Дорого», «Купим все», «Max 1 % в сутки», Ломбард»,  «наушники № 3 капельки от 100 р.»,  «mikro SD 4 Gb 350 р.   8 Gb 440 р. 16 Gb 520 р. USB flash  8 Gb 430 р. 16 Gb 480 р. 32 Gb 650 р.», «Большой выбор», «Низкие цены»; на фронтальной стороне торгового объекта «реальные цены покупка продажа техники деньги за 5 минут высокая оценка низкая комиссия индивидуальный подход комиссионный магазин Победа Берем все меняем технику на деньги», «акция новым клиентам 7 дней без комиссии»; на левой стороне торгового объекта деньги под залог от 0,3 % до 1 %», «оценим любой товар, предложим максимально выгодные условия», «покупка продажа мобильные телефоны планшеты ноутбуки аксессуары огромный выбор  самые низкие цены в городе»; на правой стороне торгового объекта «реальные цены покупка продажа техники деньги за 5 минут высокая оценка низкая комиссия индивидуальный подход комиссионный магазин Победа Берем все меняем технику на деньги», «оптово-розничный магазин электроника и аксессуары огромный выбор высокое качество низкие цены магазин Победа», размещенную по адресу: г. Омск, пр. Комарова, д. 6;

- «Победа комиссионный магазин покупка продажа аксессуары огромный выбор мы  лучше чем ломбард деньги под залог 0%* на 7 дней!»; «Покупка продажа мобильные телефоны планшеты ноутбуки аксессуары огромный выбор Самые низкие цены в городе Деньги под залог от 0, 3% до 1 %»; «Реальные цены Продажа покупка техники Победа комиссионный магазин 0% * на 7 дней мы лучше чем ломбард Оценим любой товар, предложим максимально выгодные условия» (верхняя фронтальная часть); «Акция выдача займов новым клиентам под залог на 7 дней без процента %* продажа мобильные телефоны планшеты ноутбуки аксессуары огромный выбор Самые низкие цены в городе Деньги под залог от 0, 3% до 1 %»; «Победа stop лучшая цена 23 место  и многое другое  У нас точно дешевле  Нашли дешевле?

Не проблема! Покажи сотруднику магазина ссылку с ценой ниже. Получи скидку 110% от разницы цен * Огромный выбор Высокое качество», «Если перед покупкой товара в наших магазинах Вам удалось найти более низкую цену на тот же товар в магазине бытовой техники и электроники одного из наших конкурентов, мы предоставим вам скидку 110% от разницы в цене! Для покупки со скидкой по акции покупатель должен подтвердить цену на такой же товар из другой торгующей организации, для этого можно использовать фото ценника, товарный чек, фото страницы интернет-каталога или ссылку. Указанные выше документы должны иметь дату, попадающую в сроки акции и содержать тот товар, на который будет сделана скидка. Аналогичный товар обязательно должен быть в наличии у конкурента. Условия акции «Скидка 110%» предоставляется на разницу между ценой на идентичный товар в Сети магазинов «Победа» и ценой в сетевых магазинах/магазинах местных региональных сетей. В акции участвует товар, который продается через сетевые магазины и магазины местных региональных сетей и имеющийся в магазине.

В акции не участвует уцененный товар в магазинах, а также следующие товары конкурентов:   уцененный товар, товар со скидками, товар, участвующей в какой-либо другой рекламной акции. Акция действует на новый исправный товар конкретной модели в неповрежденной фирменной упаковке. Скидка предоставляется на момент покупки товара. После оплаты товара указанная скидка не предоставляется. Организатор оставляет за собой право вносить изменения в условия акции  и размер предоставляемой скидки», размещенную по адресу: г. Омск, ул. Ипподромная, д. 27 А;

- «% на залог снижены в 2 раза мы  лучше чем ломбард деньги под залог 0%* на 7 дней!», «Победа комиссионный магазин Покупка Продажа Ремонт Наклейка защитного стекла аксессуары огромный выбор»; «Победа комиссионный магазин Покупка продажа ремонт Аксессуары огромный выбор Самые низкие цены в города»; «Ломбард»; «Реальные цены Продажа покупка техники  Победа комиссионный магазин Мы лучше чем ломбард», размещенную по адресу: г. Омск, пр. Мира, д. 68, ненадлежащей, нарушающей требования части 14 статьи 28, пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

2. Выдать ИП (…) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

                                                                     

Решение изготовлено в полном объеме 14.12.2021.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны