Определение б/н Нарушение требований части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 2... от 3 февраля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 055/05/28-85/2020
о возбуждении дела по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
03 февраля 2020 года г. Омск
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…>– заместитель руководителя Омского УФАС России, рассмотрев материалы, свидетельствующие о признаках нарушения индивидуальным предпринимателем <…> (ИНН <…>, далее – ИП <…>) и обществом с ограниченной ответственностью «Фаворит» (ИНН <…>, ОГРН <…>, далее – ООО «Фаворит») требований части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 12.11.2019 Омским УФАС России был установлен факт распространения на фасаде здания, расположенного по адресу ул. Рождественского 6, к. 1, в г. Омске (центр торговли «Апельсин»), рекламы: «ЗОЛОТО НЕ ЗНАЧИТ ДОРОГО! ОГРОМНЫЙ ВЫБОР ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ ЛОМБАРД РЕЗУЛЬТАТ ЮВЕЛИРНЫЙ САЛОН 0,2% в день КРЕДИТ РАССРОЧКА ОБМЕН 1 ЭТАЖ».
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку распространена наружным способом, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к ломбарду «Результат» и оказываемым им финансовым услугам (выдача кредитов, предоставление рассрочки).
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон «О ломбардах») ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Ломбард как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 6 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» является финансовой организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона «О ломбардах» ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
На момент выявления факта распространения вышеуказанной рекламы информация об организационно-правовой форме организации в данной рекламе отсутствовала.
Кроме того, в силу части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
В соответствии частью 3 статьи 7 Закона «О ломбардах» существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.
В указанной рекламе содержалась информация только об одном существенном условии договора займа - процентной ставке (0,2 % в день) при отсутствии остальных условий договора, влияющих на стоимость займа.
Кроме того, рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания потребителей к услуге по предоставлению кредита и/или рассрочки, при этом в рекламе не указаны сведения о лицах, предоставляющих эти услуги. Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей рекламы относительно лиц, предоставляющих кредит и/или рассрочку.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
На запрос Омского УФАС России ООО «Фаворит» (ЦТ «Апельсин») представлена информация (исх. № 54 от 25.11.2019), согласно которой ООО «Фаворит» «…заключен договор аренды рекламной конструкции № 4-р от 01.01.2019 с индивидуальным предпринимателем <…> для размещения рекламы ломбарда «Результат» на фасаде здания Центра торговли «Апельсин»… Представленный на согласование макет содержал всю необходимую информацию об объекте…».
При этом копия согласованного сторонами макета в адрес Омского УФАС России не представлена.
ИП <…> в письме от 21.01.2020 вх. № 528э указал: «…подтверждаю, что мной не было проконтролировано исполнение нанесения условий предоставления услуг ломбарда при замене рекламного изображения…».
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из определений, данного в пункте 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «Фаворит» является рекламораспространителем.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из определения, данного в пункте 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ИП <…> является рекламодателем
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частями 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
На основании части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Возбудить производство по делу № 055/05/28-85/2020 по признакам нарушения требований части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
2. Признать лицами, участвующими в деле, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- индивидуальный предприниматель <…> (ИНН <…>);
- общество с ограниченной ответственностью «Фаворит» (ИНН <…>).
3. Назначить дело № 055/05/28-85/2020 к рассмотрению на 26 февраля 2020 года в 15:00 часов по адресу: 644010, г. Омск, пр. К. Маркса, 12 А, к. 102.
4. ООО «Фаворит» в срок до 21 февраля 2020 года представить в адрес Управления письменный отзыв на настоящее определение (при необходимости).
5. ИП <…> в срок до 21 февраля 2020 года представить в адрес Управления письменный отзыв на настоящее определение (при необходимости).
Явка ИП <…> и представителя ООО «Фаворит» для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
Председатель Комиссии <…>