Решение б/н . от 4 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Заключение № 05-08/32-22РНП

по результатам проверки сведений о недобросовестном участнике закупки,

уклонившимся от заключения договора

 

04.08.2022                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, уполномоченная проверять сведения, предоставляемые в антимонопольный орган в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия), в составе:

<…>– заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…>– главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев обращение акционерного общества «Транснефть – Западная Сибирь»          (далее – АО «Транснефть – Западная Сибирь», Заказчик, Заявитель) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Сибирьгидросервис» (далее –                                       ООО «Сибирьгидросервис», Общество) (ИНН 5408186872, ОГРН 1035403641151, юридический адрес: 630000, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Варшавская, д. 1 Б)                  (вх. Омского УФАС России от 26.07.2022 № 7260э) в реестр недобросовестных поставщиков в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,

при участии представителей АО «Транснефть – Западная Сибирь»: <…> (доверенность № <…>, личность удостоверена паспортом),  <…> (доверенность <…>, личность удостоверена паспортом),

в отсутствие представителя Общества надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения настоящего дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. 26.07.2022 в Омское УФАС России поступило обращение                                          АО «Транснефть – Западная Сибирь» о включении сведений об                                                 ООО «Сибирьгидросервис» (ИНН 5408186872) в реестр недобросовестных поставщиков с приложением документов, свидетельствующих, по мнению Заказчика, об уклонении Общества, победителя редукциона в электронной форме на право заключения договора выполнения работ по текущему ремонту подъёмных сооружений г. Новосибирск Новосибирского РНУ (1100-A05-К-Y03-00602-2022) (извещение на сайте оператора электронной площадке АО  «Сбербанк-АСТ» (далее – ЭТП) № SBR043-2206020020) (далее – Редукцион, Закупка) от заключения договора.   

Как следует из представленных Заказчиком документов и информации,                              АО «Транснефть – Западная Сибирь» проведен Редукцион в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), положения о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть», утвержденного решением Совета директоров ПАО «Транснефть» от 05.04.2019  протоколом № 5 (далее – Положение о закупке).

Согласно протоколу заседания Конкурсной комиссии АО «Транснефть – Западная Сибирь» по лоту № 1100-A05-К-Y03-00602-2022 «Текущий ремонт подъемных сооружений г. Новосибирск Новосибирского РНУ» № 1100-A05-К-Y03-00602-2022/И от 30.06.2022 (далее – Протокол от 30.06.2022) Заказчиком принято решение признать Закупку несостоявшейся и заключить договор с единственным участником Редукциона – ООО «Сибирьгидросервис» по цене 3 000 000,00 руб.

Протоколом заседания Конкурсной комиссии АО «Транснефть – Западная Сибирь» по лоту № 1100-A05-К-Y03-00602-2022 «Текущий ремонт подъемных сооружений                         г. Новосибирск Новосибирского РНУ» № 1100-A05-К-Y03-00602-2022/И от 18.07.2022 (далее – Протокол от 18.07.2022) ООО «Сибирьгидросервис» признано уклонившимся от заключения договора по причине непредоставления подписанного договора в установленный пунктами 12.1-12.4 Положения о закупке срок.  

В связи с изложенным, АО «Транснефть – Западная Сибирь» просит внести сведения об ООО «Сибирьгидросервис» в реестр недобросовестных поставщиков.      

2. Уведомлением Омского УФАС России от 28.07.2022 № 05-6050 Общество извещено о поступлении настоящего обращения АО «Транснефть – Западная Сибирь», а также о дате и времени его рассмотрения. Кроме того, ООО «Сибирьгидросервис» предложено  представить в Омское УФАС России письменные пояснения (возражения) относительно доводов, изложенных в обращении Заказчика, с приложением имеющихся документов.

Между тем, на дату заседания Комиссии по делу № 05-08/32-22 РНП в Омское УФАС России письменных пояснений (возражений) от ООО «Сибирьгидросервис» не поступило. 

3. С обращением АО «Транснефть – Западная Сибирь» от 26.07.2022 в Омское УФАС России поступили сведения, предусмотренные пунктами 3-7 Перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление                   № 1211).

 

Информация о недобросовестном участнике закупки, поставщике и его месте нахождения

Сведения о проведенной закупке

Сведения о договоре

наименование юридического лица

страна

почтовый индекс, наименования единиц административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта

улица, номер дома (владения), корпуса (строения), офиса, квартиры

ИНН

дата подведения итогов закупки

дата заключения неисполненного договора*

реквизиты подтверждающего документа

наименование товаров, работ, услуг

код ОКПД2

валюта договора

 

код валюты договора

цена договора

срок исполнения договора (месяц, год)

дата расторжения договора с указанием основания  расторжения договора (в связи с существенными нарушениями поставщиком условий договора) и документа, являющегося основанием расторжения договора (решение суда)

ООО «Сибирьгидросервис»

 

Россия

 

630000,Новосибирская обл., г. Новосибирск,

 

ул. Варшавская, д. 1 Б

5408186872

30.06.2022

 

-

 

протокол заседания Конкурсной комиссии АО «Транснефть – Западная Сибирь» по лоту № 1100-A05-К-Y03-00602-2022 «Текущий ремонт подъемных сооружений г. Новосибирск Новосибирского РНУ» № 1100-A05-К-Y03-00602-2022/И от 30.06.2022

 

Текущий ремонт подъемных сооружений г. Новосибирск Новосибирского РНУ

45.20

 

рубль

 

643

3 000 000,00

14.07.2022-31.12.2023

 

-

 

В соответствии со статьей 5 Закона о закупках ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденные Постановлением № 1211, устанавливают порядок направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, в том числе не предоставивших заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или не предоставивших обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При проведении закупки АО «Транснефть – Западная Сибирь» руководствовалось Положением о закупке.

В силу пункта 12.2 Положения о закупке после подписания итогового протокола победителю закупки направляется организатором закупки письменное уведомление о выборе его победителем (далее - Уведомление) и необходимости либо явиться по месту нахождения организатора закупки для подписания договора, либо организации подписания договора в порядке, указанном в Уведомлении, если иной порядок не предусмотрен в документации о закупке.

Победитель закупки, участниками которой могут быть любые лица, в том числе субъекты МСП, обязан подписать договор по месту нахождения организатора закупки или путем обмена подписанными экземплярами договоров экспресс-почтой в порядке, определенном в Уведомлении, в течение 13 календарных дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола (при осуществлении закрытой закупки - с даты направления итогового протокола), если документацией о закупке предусмотрена обязанность участника закупки после признания его победителем предоставить заказчику, организатору закупки в установленный извещением об осуществлении закупки и/или документацией о закупке срок документы.

Согласно пункту 12.4 Положения о закупке в документации о закупке может быть установлен иной порядок и сроки заключения договора победителем закупки в соответствии с требованиями Закона о закупках.

Пунктом 12.5 Положения о закупке установлено, если победитель закупки не подписывает (не представляет подписанный) договор в срок, предусмотренный пунктами 12.1 - 12.4 Положения о закупке, и/или не предоставляет документы (а именно, обеспечение исполнения договора), обязанность предоставления которых победителем закупки заказчику, организатору закупки установлена извещением об осуществлении закупки и/или документацией о закупке, то он является уклонившимся от заключения договора с наступлением последствий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Положением о закупке.

В соответствии с пунктом 15.1 инструкции для участника закупки, являющейся неотъемлемой частью документации о проведении конкурса (далее – Инструкция) договор заключается заказчиком с победителем закупки, выбранным по результатам проведенной закупки в порядке, предусмотренном Законом о закупках, Положением о закупке Инструкцией, при условии предоставления со стороны победителя закупки документов, указанных в пунктах 15.4 – 15.7 Инструкции (если необходимость предоставления таких документов указана в извещении об осуществлении закупки).

Договор по результатам закупки заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, заказчика (пункт 15.2 Инструкции).

В силу пункта 15.3 Инструкции победитель закупки обязан подписать договор с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, не позднее 10 (десяти) календарных дней с даты формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации итогового протокола, составленного по результатам закупки (при осуществлении закрытой закупки - с даты направления итогового протокола).

Из раздела 3 извещения о проведении Редукциона следует, что предоставление документов, подтверждающих цепочку собственников (бенефициаров), подтверждающих внесение обеспечения исполнения договора, является обязательным.

Способ обеспечения выбирает победитель закупки, с учетом условий проекта договора, являющегося неотъемлемой частью документации о закупке (пункт 15.5.2 Инструкции).

Таким образом, из вышеуказанных положений следует, что в Инструкции установлен иной порядок, а именно сроки заключения договора, отличающиеся от сроков, регламентированных пунктом 12.2 Положения о закупках, а равно, в силу пункта 12.4 Положения о закупке в настоящем случае подлежат применению сроки, установленные Заказчиком в Инструкции.

Из представленных материалов и информации, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с протоколом от 30.06.2022 Закупка признана несостоявшейся, принято решение заключить договор с единственным участником Закупки                                   ООО «Сибирьгидросервис».   

Протокол от 30.06.2022 размещен на ЭТП – 30.06.2022.

Омское УФАС России отмечает, что в силу постановления Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры» основаниями неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупке товаров, работ, услуг являются введение политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введение иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера в отношении заказчика, осуществляющего закупку.

Согласно сведениям, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в отношении ПАО «Транснефть» иностранными государствами введены санкции, соответственно, для ПАО «Транснефть» предусмотрено обязательное неразмещение в единой информационной системе сведений о закупочной деятельности с 06.03.2022. Омское УФАС России полагает, что десятидневный срок, в настоящем случае, отсчитывается с момента размещения на ЭТП протокола от 30.06.2022. Соответственно, крайним днём подписания проекта договора со стороны                                                                 ООО «Сибирьгидросервис» являлось 10.07.2022.  

Между тем, Заказчиком заполненный проект договора размещен на сайте ЭТП лишь 12.07.2022, то есть за сроком, установленным победителю Редукциона для подписания договора со своей стороны.

Поскольку в силу раздела 9 регламента торговой секции «Закупки по 223-ФЗ» Универсальной торговой платформы utp.sberbank-ast.ru новая редакция, утвержденного генеральным директором АО «Сбербанк-АСТ» от 01.03.2022 (действующая на момент заключения договора и проведения Редукциона), подписание договора победителем закупки возможно исключительно после совершения заказчиком действий по заполнению необходимых сведений в проекте договора и направления его победителю закупки, в настоящем случае, со стороны ООО «Сибирьгидросервис» отсутствует нарушение сроков, установленных для подписания договора, ввиду направления Заказчиком заполненного проекта договора за сроком, установленным пунктом 15.3 Инструкции (позже десяти календарных дней с момента размещения протокола от 30.06.2022).

Вместе с тем, помимо неподписания договора победителем Закупки в срок, установленный Инструкцией, самостоятельным основанием для признания его уклонившимся от заключения договора также является непредставление                                  ООО «Сибирьгидросервис» документов, установленных в разделе 3 извещения о проведении Редкуциона (документов, подтверждающих цепочку собственников и внесения обеспечения исполнения договора).

Комиссией установлено, что в сроки, регламентированные пунктами 15.5-15.6 Инструкции ООО «Сибирьгидросервис» в адрес АО «Транснефть – Западная Сибирь» не представлены документы, подтверждающие цепочку собственников и внесение обеспечения исполнения договора.

14.07.2022 в адрес Общества направлено уведомление о блокировке участника за неподписание договора.  

Согласно пункту 2.1 приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках соответствующая комиссия антимонопольного органа проводит проверку сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки сведений комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в реестр, которое оформляется приказом ФАС России.

Вместе с тем, включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта участвовать в торгах.

Как указывалось ранее, согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.

Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.

Доказательств возникновения у Общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы, а также обстоятельств, не позволивших ему в установленном порядке подписать проект договора и направить его Заказчику, не представлено.

По мнению Комиссии, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения договора в дальнейшем.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров. По смыслу указанной нормы Закона о закупках основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения договора, которое предполагает недобросовестное поведение.

Комиссия, проанализировав материалы настоящего дела, находит в действиях                ООО «Сибирьгидросервис» признаки недобросовестности, поскольку после признания Общества победителем Редкуциона у последнего возникла обязанность по заключению договора на условиях, объявленных Заказчиком в Инструкции, однако документы, подтверждающие цепочку собственников и внесение обеспечения исполнения договора, необходимые для направления Заказчику после избрания ООО «Сибирьгидросервис» победителем не представлены, наличие обстоятельств, объективно не позволивших              Обществу исполнить условия, установленные в Инструкции, Обществом не представлено, Комиссией не установлено.

Кроме того, Комиссия отмечает, что согласно сведениям заявки                                        ООО «Сибирьгидросервис», поданной на участие в Редукционе, Общество выражает согласие на поставку товаров и подтверждает, согласие участвовать в процедуре Закупки на условиях и в сроки, установленные в документации о процедуре.

По результатам проверки АО «Транснефть – Западная Сибирь» сведений в отношении ООО «Сибирьгидросервис» (ИНН 5408186872), на основании пункта 2 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной                                  власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением № 1211, пунктов 7, 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением № 1211,                                 во исполнение приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении                         реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом               «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия с учетом всех обстоятельств, установленных при рассмотрении обращения                               АО «Транснефть – Западная Сибирь»,  

 

ПРИШЛА К ЗАКЛЮЧЕНИЮ:

 

Включить сведения об обществе с ограниченной ответственностью «Сибирьгидросервис» (ИНН 5408186872, ОГРН 1035403641151, юридический адрес: 630000, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Варшавская, д. 1 Б) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на 2 года, в связи с уклонением общества с ограниченной ответственностью «Сибирьгидросервис» от заключения договора с АО «Транснефть – Западная Сибирь» по результатам редукциона в электронной форме на право заключения договора выполнения работ по текущему ремонту подъёмных сооружений г. Новосибирск Новосибирского РНУ (1100-A05-К-Y03-00602-2022) (извещение на сайте оператора электронной площадке АО  «Сбербанк-АСТ» № SBR043-2206020020).

 

Настоящее заключение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                             <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                      <…>

 

<…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны