Решение б/н Нарушение требований частей 13 и 14 статьи 28 Федерального з... от 31 января 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 055/05/28-1117/2022
31 января 2023 года город Омск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее также – Комиссия) в составе:
председатель Комиссии – <…>, заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии: <…>,
рассмотрев дело № 055/05/28-1117/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения <…> (далее - <…>) рекламы, содержащей признаки нарушения требований частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в отсутствии <…> (ходатайство от 31.01.2023 вх. № 957-ЭП/23)
УСТАНОВИЛА:
В адрес Омского УФАС России поступили материалы Сибирского главного управления Банка России по факту распространения в районе здания № 113 по ул. 10 лет Октября в г. Омске рекламы комиссионного магазина «Ломбардия», в которой усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В целях полного и всестороннего рассмотрения вышеуказанных материалов, сотрудниками Омского УФАС России 29.09.2022 была осмотрена территория вблизи указанного здания, в результате чего установлено размещение двух переносных конструкций (штендеров) с информацией следующего содержания:
- «ПОКУПКА ПРОДАЖА ЗАЛОГ ЛОМБАРДИЯ цифровой маркет НИЗКИЙ % БЕРЕМ ВСЕ РЕМОНТ ТЕХНИКИ АЙБОЛИТ сервисный центр ЗАПЧАСТИ АКСЕСУАРЫ»;
- «ЛОМБАРДИЯ ПОКУПКА ПРОДАЖА ЗАЛОГ АЙБОЛИТ РЕМОНТ ЦИФРОВОЙ ТЕХНИКИ»:
По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:
реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к хозяйствующему субъекту - «Цифровой маркет «Ломбардия» и оказываемым им услугам («ПОКУПКА ПРОДАЖА ЗАЛОГ»).
При этом указанная реклама была распространена с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе:
В рекламе содержится указание на «ЗАЛОГ».
Пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)») установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
В силу статьи 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
К последним относятся:
- Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;
- Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Федеральный закон «О ломбардах»);
- Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»;
-Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами.
В части 1 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах» установлено, что ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей.
На основании части 1 статьи 2.6 Федерального закона «О ломбардах» юридическое лицо приобретает статус ломбарда со дня внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов и утрачивает статус ломбарда со дня исключения сведений о нем из указанного реестра.
В целях установления лиц, причастных к размещению спорной рекламы, Омским УФАС России было направлено письмо в адрес ОП № 9 УМВД России по городу Омска.
Согласно материалам, представленным ОП № 9 УМВД России по городу Омска, «рекламу разместил индивидуальный предприниматель <…>, комиссионный магазин которого расположен по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября».
Определением Омского УФАС России от 21.12.2022 в отношении ИП <…> было возбуждено дело № 055/05/28-1117/2022 по признакам нарушения частей 13 и 14 статьи 28 Федеральный закон «О рекламе» при распространении в районе здания № 113 по ул. 10 лет Октября в г. Омске рекламы комиссионного магазина «Ломбардия».
В ответ на указанное определение <…> была представлена информация, согласно которой «Две переносные конструкции (штендеры) с нанесенной на них информацией были мной приобретены вместе с другим оборудованием комиссионного магазина.
Так как моей деятельностью являлась розничная торговля бывшими в употреблении товарами, информация на штендерах, которая не относилась к розничной торговле, была заклеена.
19.05.2022 я прекратил предпринимательскую деятельность, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 10.02.2023.
С 25.05.2022 я как физическое лицо встал на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятый) и стал осуществлять ремонт техники.
На штендерах все, что не относилось к ремонту, было заклеено.
Однако со штендеров стали периодически срывать заклеенные участки, видимо в один из таких периодов была проведена проверка.
Так как заклеенные участки срывать стали часто, я утилизировал штендеры на металлолом и в настоящее момент никаких моих конструкции по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, 113, не располагается.
При рассмотрении настоящего дела прошу учесть обстоятельства, смягчающие ответственность, перечень которых в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ является открытым: совершение правонарушения впервые, добровольную утилизацию конструкций…».
Согласно пункту 35 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, в случае если при подготовке дела к рассмотрению или во время рассмотрения дела антимонопольным органом будет установлено, что решение по делу может быть вынесено в отношении ненадлежащего лица, антимонопольный орган обязан по ходатайству лиц, участвующих в деле, либо по собственной инициативе принять решение о замене такого лица. В этом случае рассмотрение дела откладывается.
Определением Омского УФАС России от 17.01.2023 ненадлежащее лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, индивидуальный предприниматель <…> был заменен надлежащим – физическим лицом <…>. Срок рассмотрения дела № 055/05/28-1117/2022 продлен, рассмотрение отложено на 31.01.2023 в 16:00 час.
Копия определения от 17.01.2023 направлена по адресу регистрации <…> заказным письмом с уведомлением от 18.01.2023 № ТШ/273/23, и, согласно информации, размещенной на официальном сайте ФГУП «Почта России» (http://www.russianpost.ru), указанное письмо Омского УФАС России (почтовый идентификатор отправления 64401072770088) получено <…> 21.01.2023.
Таким образом, <…>надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела № 055/05/28-1117/2022.
Рассмотрев материалы дела, пояснения <…>, Комиссия пришла к следующим выводам.
Факт размещение двух переносных конструкций (штендеров) с рекламой комиссионного магазина «Ломбардия» о возможности принятие от граждан в залог движимых вещей <…> не оспаривается, подтверждается материалам дела.
При этом <…> не обладает статусом ломбарда, сведения о нем в Государственный реестр ломбардов, публично размещаемый в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Банка России (www.cbr.ru), не включены, следовательно, он не вправе осуществлять профессиональную деятельность по принятию от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов (профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов).
В части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.
Кроме того, на основании части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
Таким образом, реклама, распространенная <…> на двух переносных конструкциях (штендерах) в районе здания № 113 по ул. 10 лет Октября в г. Омске, нарушает требования частей 13 и 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», <…> является и рекламодателем, и рекламораспространителем.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 13 и 14 статьей 28 Федерального закона «О рекламе».
Учитывая изложенное, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении <…> требований частей 13 и 14 статьей 28 Федерального закона «О рекламе» при распространении 29.09.202 в районе здания № 113 по ул. 10 лет Октября в г. Омске рекламы комиссионного магазина «Ломбардия».
Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.
В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Принимая во внимание тот факт, что в настоящее время вышеуказанная реклама не распространяется, что подтверждается фотоснимком, представленным в адрес Омского УФАС России <…>, Комиссией принято решение об отсутствии необходимости в выдаче <…> предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу «ПОКУПКА ПРОДАЖА ЗАЛОГ ЛОМБАРДИЯ цифровой маркет НИЗКИЙ % БЕРЕМ ВСЕ РЕМОНТ ТЕХНИКИ АЙБОЛИТ сервисный центр ЗАПЧАСТИ АКСЕСУАРЫ» и «ЛОМБАРДИЯ ПОКУПКА ПРОДАЖА ЗАЛОГ АЙБОЛИТ РЕМОНТ ЦИФРОВОЙ ТЕХНИКИ», распространенную 29.09.2022 <…> в районе здания № 113 по ул. 10 лет Октября в г. Омске, ненадлежащей, нарушающей требования частей 13 и 14 статьей 28 Федерального закона «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе <…> не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 31.01.2023.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии<…>
Члены Комиссии: <…>