Решение б/н - от 20 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение 055/10/18.1-133/2021

о признании жалобы необоснованной

 

20.02.2021                                                                                                                        г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя председателя Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу <...> (далее – <...>, Заявитель) на действия Администрации Черлакского муниципального района Омской области (далее – Администрация, Организатор торгов, Ответчик) при проведении торгов по продаже имущества, находящегося в собственности Черлакского муниципального района, посредством публичного предложения в электронной форме (извещение № 231220/10539756/01 от 23.12.2020 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – публичное предложение, торги).

в отсутствие Заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы по существу,

при участии представителей Ответчика посредством системы видеоконференц-связи: <...> (доверенность б/н от 18.02.2021, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность б/н от 18.02.2021, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность б/н от 12.01.2021, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 15.02.2021 № 1449э, от 24.02.2021 № 1837), который полагает, что заявка <...> на участие в торгах была необоснованно отклонена Организатором торгов. В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее.

10.02.2021 Организатором торгов принято решение об отказе Заявителю в участии в торгах по продаже муниципального имущества: автобус  ГАЗ 322132, 2007 года выпуска, идентификационный номер (VIN) Х9632213270570647, государственный регистрационный знак Н041РМ55, цвет желтый. В качестве обоснования отклонения заявки указано: оформление представленных документов не соответствует требованиям (заявка на участие в продаже посредством публичного предложения в электронной форме и опись представленных документов не содержат подписи претендента).

Заявитель считает данный отказ необоснованным, поскольку им были представлены все документы, указанные в информационном сообщении о продаже имущества посредством публичного предложения в электронной форме (копии паспорта, заявка, опись).

Заявитель обращает внимание, что при подаче заявки на электронную площадку РТС–тендер документы, не подписанные электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП), не принимаются. Документы были подписаны Заявителем ЭЦП, которая равнозначна собственноручной подписи документа в силу статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Администрации предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

 

2.  В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 16.02.2021 Ответчиком представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов (вх. от 18.02.2021 № 1622э). 

На заседании Комиссии 20.02.2021 представители Администрации с доводами жалобы <...> не согласились и пояснили следующее.

В соответствии с требованиями пункта 9 части 3 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации) информационное сообщение о проведении торгов содержало исчерпывающий перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению. Так, физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) представляют:

  • заявку на участие в торгах установленной формы;
  • копию всех листов документа, удостоверяющего личность, или копию доверенности представителя физического лица на осуществление от его имени действий по подаче заявки и копию всех листов документа, удостоверяющего личность представителя;
  • опись представленных документов, подписанная претендентом или его представителем.

Заявка и иные представленные одновременно с ней документы подаются в форме электронных документов.

Установленная Организатором торгов и размещенная на электронной торговой площадке форма заявки содержит обязательный атрибут – подпись претендента (его полномочного представителя). Кроме этого, согласно пункту 13 информационного сообщения опись документов также должна быть подписана претендентом или его представителем.

В результате рассмотрения заявки и прилагаемых документов, представленных <...>, Организатором торгов установлено, что заявка претендента не содержит подписи претендента, что не соответствует требованиям к оформлению документов, установленным в информационном сообщении о проведении торгов. Организатором торгов принято решение об отказе в допуске Заявителю к участию в торгах, на основании пункта 2 части 7 статьи 23 Закона о приватизации, в связи с тем, что оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации.

Администрация при рассмотрении заявки и документов претендента <...>, доступных в «личном кабинете» Организатора торгов, не нашла подтверждения, что заявка и опись документов подписаны лично либо ЭЦП претендента или его представителя.

В перечне электронных документов, приложенных к заявке, отсутствовал файл, содержащий сведения об ЭЦП. Таким образом, при рассмотрении заявки и документов Заявителя Организатор торгов не имел возможности идентифицировать ЭЦП лица их подписавшего, так как электронная торговая площадка РТС-тендер, обеспечивая доступ продавца через личный кабинет к заявкам претендентов, не информирует Организатора торгов, что указанные заявки и документы подписаны ЭЦП. Возможность проверить данную информацию самостоятельно у Администрации отсутствует.

 

3. Из представленных материалов и информации следует, что 23.12.2020 на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Администрацией размещено извещение № 231220/10539756/01 о продаже муниципального имущества посредством публичного предложения.

Имущество, подлежащее продаже посредством публичного предложения: автобус ГАЗ 322132, 2007 года выпуска, идентификационный номер (VIN) Х9632213270570647, государственный регистрационный знак Н041РМ55, цвет желтый (далее – имущество). Цена первоначального предложения: 108 000,0 рублей без учета НДС.

В соответствии с информационным сообщением о проведении торгов прием заявок осуществлялся с 28.12.2020 по 05.02.2021.

Дата определения участников торгов – 10.02.2021.

Дата проведения торгов и подведения итогов – 12.02.2021.

Согласно протоколу № U47980-1 по рассмотрению заявок на участие в публичном предложении в электронной форме от 10.02.2021 на участие в торгах поступило 3 заявки, по результатам рассмотрения которых, <...> было отказано в допуске к участию в торгах.

В соответствии с протоколом № U47980-2 о признании претендентов участниками торгов от 12.02.2021 публичное предложение признано несостоявшимся на основании пункта 102 Положения об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 860 (далее – Положение № 860).

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом  от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

 Согласно части 3 статьи 2 Закона о приватизации приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном в главой III Закона о приватизации. 

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 13, статьей 23 Закона о приватизации одним из способов приватизации государственного или муниципального имущества является продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения.

В силу части 1 статьи 32.1 Закона о приватизации продажа государственного или муниципального имущества способами, установленными статьями 18 – 20, 23, 24 Закона о приватизации, осуществляется в электронной форме. Положения указанных статей в части проведения продажи государственного или муниципального имущества применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Порядок организации и проведения продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме регламентирован Положением № 860.

Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Информационное сообщение о продаже посредством публичного предложения размещается в установленном статьей 15 Закона о приватизации порядке в срок не позднее трех месяцев со дня признания аукциона несостоявшимся (часть 1 статьи 23 Закон о приватизации).

Постановлением Администрации от 29.11.2019 № 181-п утвержден прогнозный план (программа) приватизации собственности Черлакского муниципального района Омской области на 2020 год, а также перечень имущества, находящегося в собственности Черлакского муниципального района, планируемого к приватизации в 2020 году.

Постановлением Администрации от 20.10.2020 № 215-п в вышеуказанное постановление внесены изменения, а именно перечень имущества, находящегося в собственности Черлакского муниципального района, планируемого к приватизации в 2020 году, дополнен следующим пунктом: «11. Автобус ГАЗ 322132, 2007 года выпуска, идентификационный номер (VIN) Х9632213270570647, государственный регистрационный знак Н041РМ55, цвет желтый – 4 квартал 2020 года».

Согласно распоряжению Администрации от 11.12.2020 № 562-р «Об изменении условий приватизации транспортного средства, находящегося в собственности Черлакского муниципального района Омской области», в связи с тем, что аукцион по продаже имущества, проводимый в соответствии с распоряжением Администрации от 28.10.2020 № 445-р, признан несостоявшимся, Администрацией принято решение об изменении условий приватизации имущества и проведении торгов по продаже имущества посредством публичного предложения.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона о приватизации информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит размещению на официальном сайте в сети «Интернет» не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом. При этом официальным сайтом в сети «Интернет» для размещения информации о приватизации государственного и муниципального имущества, является официальный сайт Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенный Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 15 Закона о приватизации).

В силу постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» таким сайтом является torgi.gov.ru.

Из части 3 статьи 15 Закона о приватизации следует, что информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать сведения, в том числе исчерпывающий перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению.

В соответствии с пунктом 13 Положения № 860 в день размещения информационного сообщения о проведении продажи имущества на официальном сайте в сети «Интернет» на электронной площадке размещаются:

а) информационное сообщение о проведении продажи имущества;

б) электронная форма заявки;

в) проект договора купли-продажи имущества (за исключением продажи имущества на специализированном аукционе);

г) иные сведения, предусмотренные Законом о приватизации и Положением № 860.

Комиссией установлено, что 23.12.2020 на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru Организатором торгов размещено извещение № 231220/10539756/01, содержащее информационное сообщение о проведении продажи имущества, находящегося в собственности Черлакского муниципального района, посредством публичного предложения, в электронной форме (с открытой формой подачи предложений о цене) (далее – информационное сообщение).

Аналогичное информационное сообщение было размещено также на официальном сайте электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер» www.i.rts-tender.ru              (процедура № 47980).

Согласно пункту 13 информационного сообщения заявка и иные представленные одновременно с ней документы подаются в форме электронных документов.

Физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) предъявляют:

  • заявку на участие в торгах установленной формы;
  • копию всех листов документа, удостоверяющего личность, или копию доверенности представителя физического лица на осуществление от его имени действий по подаче заявки и копию всех листов документа, удостоверяющего личность представителя;
  • опись представленных документов, подписанную претендентом или его представителем.

В извещении № 231220/10539756/01 Организатором торгов также размещена форма заявки на участие в продаже посредством публичного предложения в электронной форме. В соответствии с данной формой заявка на участие в публичном предложении должна содержать подпись претендента (его полномочного представителя), расшифровку подписи (ФИО) и дату подписания.

Согласно пункту 10 Положения № 860 документооборот между претендентами, участниками, оператором электронной площадки и продавцом осуществляется через электронную площадку в форме электронных документов либо электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронно-цифровую форму путем сканирования с сохранением их реквизитов), заверенных электронной подписью продавца, претендента или участника либо лица, имеющего право действовать от имени соответственно продавца, претендента или участника.

Наличие электронной подписи означает, что документы и сведения, поданные в форме электронных документов, направлены от имени соответственно претендента, участника, продавца либо оператора электронной площадки и отправитель несет ответственность за подлинность и достоверность таких документов и сведений.  

В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон об электронной подписи) электронный документ следует рассматривать как документ, представленный в электронно-цифровой форме, а электронную подпись – как реквизит данного электронного документа, с помощью которой можно идентифицировать ее владельца и гарантировать отсутствие искажение данных в документе.

Согласно части 1 статьи 6 Закона об электронной подписи информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью (часть 2 статьи 6 Закона об электронной подписи).

 Исходя из вышеизложенных норм, документы, подаваемые претендентом в составе заявки, должны быть электронными документами, то есть содержать электронно-цифровую подпись, либо быть электронными образами документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронно-цифровую форму путем сканирования с сохранением их реквизитов), заверенными электронной подписью.

Из протокола № U47980-1 по рассмотрению заявок на участие в публичном предложении в электронной форме от 10.02.2021 следует, что заявка <...> была отклонена в связи с тем, что оформление представленных документов не соответствует требованиям (заявка на участие в продаже посредством публичного предложения в электронной форме и опись представленных документов не содержали подписи претендента).

Комиссией проанализирована заявка <...> на участие в публичном предложении, представленная оператором электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер», Организатором торгов. Установлено, что к заявке на участие в торгах Заявителем приложены следующие документы: «ОПИСЬ ДОКУМЕНТОВ.docx», «паспорт <...> документ.pdf», «паспорт <...> документ.pdf», «приложение №1 Форма+заявки.docx».

При этом документы «ОПИСЬ ДОКУМЕНТОВ.docx», «приложение №1 Форма+заявки.docx», представленные в формате Microsoft Word, не содержали электронно-цифровых подписей Заявителя, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что заявка на участие в торгах и опись представленных документов не были подписаны Заявителем либо его полномочным представителем. Таким образом, заявка <...> на участие в торгах была правомерно отклонена Организатором торгов.

Довод <...>, что вышеуказанные документы были подписаны Заявителем электронно-цифровой подписью, не нашёл своего подтверждения.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу <...> на действия Администрации Черлакского муниципального района Омской области при проведении торгов по продаже имущества, находящегося в собственности Черлакского муниципального района, посредством публичного предложения в электронной форме (извещение № 231220/10539756/01 от 23.12.2020 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России                         от 16.02.2021 № 05-1376.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                 <...>

 

                                                                                                                                 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны