Решение б/н Нарушение части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.200... от 24 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 055/05/24-869/2022

24 ноября 2022  года                                                                                                                                    город Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – <…>, заместитель руководителя управления, 

члены Комиссии: <…>,

рассмотрев дело № 055/05/24-869/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью «Стом 55» (ИНН 5506183291, ОГРН 1205500006260, далее – ООО «Стом») рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствии <…> (ходатайство от 22.11.2022 вх. № 11586-ЭП/22), законного представителя ООО «Стом» (ходатайство от 24.11.2022 вх. № 11681ЭП/22)

УСТАНОВИЛА:   

В адрес Омского УФАС России поступило обращение физического лица по факту распространения 21.09.2022 на рекламной конструкции, установленной на опоре дорожного освещения вблизи остановки общественного транспорта «Поликлиника» (г. Омск, 3-я Транспортная, 1 к. 2), информации следующего содержания: «СТОМАТОЛОГИЯ доктора Фабрициуса С.А. лечение протезирование хирургия имплантология ортодонтия профессиональная чистка зубов 90-95-95 7-я Линия, 186 к. 1, 2 этаж».

По определению, данному статьей 3 Федерального закона «О рекламе»:

реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение к стоматологии доктора Фабрициуса С.А. и оказываемым в ней медицинским услугам.

При этом указанная реклама была распространена с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе:

Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлены следующие понятия:

- медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;

 - медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

- медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.

Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» утверждена Номенклатура медицинских услуг (далее - Номенклатура), представляющая собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении.

Согласно положениям Номенклатуры перечень медицинских услуг разделен на два раздела «А» и «В»:

- раздел «А» включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение;

- раздел «В» включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В соответствии с алгоритмом кодирования, Номенклатура включает в себя следующие виды протезирования: протезирование зуба с использованием имплантата (класс «А» код медицинской услуги A16.07.006), протезирование зубов полными съемными пластиночными протезами (класс «А» код медицинской услуги A16.07.023), протезирование частичными съемными пластиночными протезами (класс «А» код медицинской услуги A16.07.035), протезирование съемными бюгельными протезами (класс «А» код медицинской услуги A16.07.036).

Профессиональная чистка зубов отнесена в Номенклатуре к профессиональной гигиене полости рта и зубов (класс «А» код медицинской услуги A16.07.051).

Согласно позиции ФАС России, указанной в письме от 25.09.2017 № АК/65861/17 «О рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации», «указание в рекламе способов воздействия на организм человека, полностью совпадающих с наименованием медицинских услуг, содержащихся в Номенклатуре, позволяет квалифицировать такую рекламу в качестве рекламы медицинских услуг, при отсутствии в такой рекламе иной информации, позволяющей выделить иные объекты рекламирования, в том числе при отсутствии в рекламе раскрытия содержания того или иного метода профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации».

В силу  части  7 статьи 24  Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

На момент фиксации факта распространения рекламы информация, предусмотренная частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», отсутствовала.

На запрос Омского УФАС России Управлением делами Администрации города Омска была представлена информация, согласно которой конструкция типа панель-кронштейн размещена на опоре линий наружного освещения в соответствии с разрешением № 208-22 (приказ Администрации города Омска от 18.07.2022 № 218-рк «О выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции»). Владельцем указанной конструкции является ООО «Стом 55».

Определением Омского УФАС России от 02.11.2022 в отношении ООО «Стом 55» возбуждено дело № 055/05/24-869/2022  по признакам нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

В ответ на указанное определение ООО «Стом 55» была представлена информация, согласно которой «…на данный момент рекламная конструкция демонтирована, внесена данная информация, и вновь произведен монтаж. Скан фото, с внесенными изменениями, прилагаются».

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Исходя из определений, данных в пунктах 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ООО «Стом 55» является и рекламодателем, и рекламораспространителем.

Рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» (статья 38 Федерального закона «О рекламе»).

Рассмотрев материалы дела, пояснения ООО «Стом 55», Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ООО «Стом 55» требований части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» при распространении 21.09.2022 рекламы медицинских услуг на опоре дорожного освещения вблизи остановки общественного транспорта «Поликлиника» (г. Омск, 3-я Транспортная, 1 к. 2).

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы, в целях обеспечения реализации права потребителя на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства о рекламе.

Учитывая, что в настоящее время вышеуказанная реклама не распространяется, что подтверждается представленными ООО «Стом 55» фотоснимками, Комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче ООО «Стом 55» предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу: «СТОМАТОЛОГИЯ доктора Фабрициуса С.А. лечение протезирование хирургия имплантология ортодонтия профессиональная чистка зубов 90-95-95 7-я Линия, 186 к. 1, 2 этаж», распространенную 21.09.2022 ООО «Стом» (ИНН 5506183291, ОГРН 1205500006260) на опоре дорожного освещения вблизи остановки общественного транспорта «Поликлиника» (г. Омск, 3-я Транспортная, 1 к. 2), ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

2. Не выдавать ООО «Стом» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение изготовлено в полном объеме 24 ноября 2022 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии<…

Связанные организации

Связанные организации не указаны