Решение б/н - от 4 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

Решение 055/07/3-840/2020

о признании жалобы необоснованной

 

03.09.2020                                                                                                                      г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<…> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона                               от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом СНК» (далее –                ООО «ТД СНК», Общество, Заявитель) на действия акционерного общества «Омскавтодор» (далее – АО «Омскавтодор», Заказчик, Ответчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку щебня марки 90/10 фракции 8-16 мм (извещение о проведении закупки № 32009387250 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – запрос предложений, закупка),

в присутствии представителя ООО «ТД СНК» – <…> (доверенность от <…>, личность удостоверена паспортом),

в присутствии представителя АО «Омскавтодор» посредством системы средств видеоконференцсвязи – <…> (доверенность <…>, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 21.08.2020                         № 9291э), который полагает, что Заказчиком неправомерно принято решение об отказе в допуске ООО «ТД СНК» к участию в запросе предложений.

В своей жалобе Заявитель указывает, что 07.08.2020 АО «Омскавтодор» в единой информационной системе в сфере закупок была размещена информация о проведении запроса предложений, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (закупка № 32009387250).

ООО «ТД СНК» было принято решение участвовать в вышеуказанной закупке, в связи с чем, на электронной площадке https://lot-online.ru размещена заявка на участие в запросе предложений.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в запросе предложений ООО «ТД СНК» допущено к участию в закупке.

В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в запросе предложений заявка ООО «ТД СНК» не соответствует требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, либо неподтверждение таких требований надлежащими документами.

Исходя из устных пояснений Заказчика, ООО «ТД СНК» нарушило требование документации запроса предложений, а именно, предоставило в составе заявки решение № 4 о крупной сделке, дата принятия этого решения – 26.05.2016 г., в решении не был указан срок, в течение которого можно совершать сделки, на момент подачи заявки срок действия данного решения истек.

Заявитель указывает, что в пункте 9 документации запроса предложений, который содержит требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в запросе предложений, отсутствует требование о предоставлении справки о некрупности сделки. Кроме того, статья 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об обществах с ограниченной ответственностью) не применяется к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества.

Таким образом, ООО «ТД СНК» считает принятое АО «Омскавтодор» решение о несоответствии заявки Общества требованиям документации о проведении запроса предложений незаконным.

В Омское УФАС России поступили дополнения к жалобе Заявителя (вх. Омского УФАС России от 02.09.2020 № 9692э), в которых указано следующее:

Заявка ООО «Киппер» на участие в закупке не имеет ценового предложения, а также решения или копии решения об одобрении крупной сделки по результатам закупки, что противоречит пункту 9 конкурсной документации.

На основании изложенного, Заявитель просит:

– приостановить процедуру подписания контракта до момента рассмотрения жалобы ООО «ТД СНК» по существу;

– признать незаконными действия членов комиссии АО «Омскавтодор» в части принятия решения о несоответствии заявки ООО «ТД СНК» требованиям документации о проведении запроса предложений;

– провести проверку документов каждого из участников на предмет соответствия требованиям документации;

– пересмотреть результат подведения итогов запроса предложений.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 25.08.2020 № 05-8114 АО «Омскавтодор» представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе ООО «ТД СНК», а также копии запрашиваемых документов (вх. Омского УФАС России от 28.08.2020 № 9544э).

Из письменных пояснений АО «Омскавтодор» следует, что в соответствие с пунктом 2 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В документации о проведении запроса предложений Заказчиком указано требование к оформлению документов, входящих в состав заявки, а именно:

«Заявка на участие в запросе предложений в электронной форме состоит из предложения на запрос предложений в электронной форме и документов, являющихся приложением к предложению на запрос предложений в электронной форме.

Предложение на запрос предложений в электронной форме подается в форме, установленной документацией о проведении запроса предложений (Приложения № 3-6 к документации).

Несоблюдение требований к оформлению заявки на участие в запросе предложений в электронной форме, перечисленных в настоящей части, является основанием для принятия комиссией решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в запросе предложений».

Данные требования применяется в равной мере ко всем участникам закупки.

В качестве приложений к заявкам участникам было предложено выбрать следующий документ: «решение или копия решения об одобрении крупной сделки по результатам закупки, если такое одобрение требуется в соответствии с законодательством РФ. Если такое одобрение не требуется, то в заявке должно быть указано, что такое одобрение не требуется».

Заявитель добровольно приложил решение об одобрении крупной сделки, сообщив, тем самым, что для ООО «ТД СНК» осуществляемая сделка является крупной. Решение об одобрении крупной сделки датировано 26.05.2016, не содержит срока действия и является на момент подачи заявки недействительным по сроку действия.

В Омское УФАС России поступили письменные пояснения Заказчика (вх. Омского УФАС России от 02.09.2020 № 9681э), в которых он поясняет, что документ «Коммерческая часть» направляется оператором электронной площадки в составе «ценового предложения». Комиссия не имеет возможности ознакомиться с ним и рассмотреть его на соответствие требованиям документации и действующего законодательства на этапе рассмотрения первых и вторых частей заявок.

В Форме 2 (вторая часть заявки на участие в запросе предложений) прописано:

«Неотъемлемой частью заявки являются следующие приложения к предложению на запрос предложений в электронной форме (выбрать нужное)». 

Участники закупки самостоятельно определяют перечень документов из предложенного списка, руководствуясь, в том числе пунктом 9 конкурсной документации (требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки), формируя при этом опись приложений в составе Формы 2 и прикладывая соответствующие документы.

На основании изложенного, АО «Омскавтодор» просит отказать ООО «ТД СНК» в удовлетворении заявленных требований.

3. На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции 31.08.2020 в рассмотрении жалобы ООО «ТД СНК» был объявлен перерыв. Рассмотрение дела                       № 055/07/3-840/2020 назначено на 03.09.2020.

На заседаниях комиссии 31.08.2020 и 03.09.2020 представитель АО «Омскавтодор» поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях АО «Омскавтодор».

4. Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Комиссией установлено, что 07.08.2020 в единой информационной системе в сфере закупок АО «Омскавтодор» разместило извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку щебня марки 90/10 фракции 8-16 мм (извещение № 32009387250).

В соответствии с извещением о проведении запроса предложений прием заявок осуществлялся в электронной форме в соответствии с регламентом и функционалом электронной торговой площадки АО «Российский аукционный дом» с 07.08.2020 по 17.08.2020.

Дата рассмотрения предложений участников – 17.08.2020.

Дата подведения итогов – 17.08.2020.

Начальная (максимальная) цена договора – 4 968 000 руб.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в запросе предложений от 17.08.2020 на участие в запросе предложений поступило 5 заявок. По результатам рассмотрения первых частей заявок все были допущены для участия в конкурсе.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в запросе предложений от 17.08.2020 вторые части заявок ООО «РДС-Холдинг», ООО «Киппер» соответствуют требованиям, установленным документацией запроса предложений, вторые части заявок ООО «Сибстройресурс», ООО «Строительная торговая компания», ООО «ТД СНК» – не соответствуют.

5. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом о закупках и положением о закупке заказчика.

Частью 22 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 61 Положения о закупках товаров, работ, услуг                          АО «Омскавтодор», утвержденного протоколом заседания совета директоров                            АО «Омскавтодор» от 28.12.2018 № 8, в документации о проведении запроса предложений в электронной форме должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 9 конкурсной документации о проведении запроса предложений заявка на участие в запросе предложений в электронной форме состоит из предложения на запрос предложений в электронной форме и документов, являющихся приложением к предложению на запрос предложений в электронной форме.

Согласно пункту 9 конкурсной документации о проведении запроса предложений предложение на запрос предложений в электронной форме подается по форме, установленной документацией о проведении запроса предложений (Приложение № 3-6 к документации).

В форме предложения на запрос предложений в электронной форме (Приложение       № 4, вторая часть заявки) установлено, что неотъемлемой частью заявки является, в том числе, решение или копия решения об одобрении крупной сделки по результатам закупки, если такое одобрение требуется в соответствии с законодательством РФ. Если такое одобрение не требуется, то в заявке должно быть указано, что такое одобрение не требуется.      

Пункт 10 конкурсной документации устанавливает, что участники запроса предложений отстраняются комиссией и их заявки не оцениваются, если:

1)        если заявка на участие в запросе предложений в электронной форме не соответствует требованиям, установленным в извещении и документации о проведении запроса предложений в электронной форме;

2)        предложенная в заявке на участие в запросе предложений в электронной форме цена договора превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса предложений в электронной форме;

3)        заявка на участие в запросе предложений в электронной форме содержит двоякие толкования положений заявки, в том числе в отношении характеристик поставляемой продукции, цены договора или содержит недостоверные сведения;

4)        одним участником закупки подано две и более заявки на участие в запросе предложений в электронной форме в отношении одного запроса предложений в электронной форме;

5)        заявка на участие в запросе предложений в электронной форме подписана лицом, чьи полномочия на действия от имени участника закупки не подтверждены заявкой на участие в запросе предложений в электронной форме;

6)        сведения об участнике закупки, указанные в заявке на участие в запросе предложений в электронной форме, не соответствуют сведениям, изложенным в документах, входящих в состав заявки на участие в запросе предложений в электронной форме.

Частью 3 статьи 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью установлено, что в решении о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки может быть указан срок, в течение которого действительно такое решение. Если такой срок в решении не указан, согласие считается действующим в течение одного года с даты его принятия, за исключением случаев, если иной срок вытекает из существа и условий сделки, на совершение которой было дано согласие, либо обстоятельств, в которых давалось согласие.

Из части 7 статьи 46 Закона об обществах с ограниченной  ответственностью следует, что положения статьи 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью не применяются к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества.

При исследовании Комиссией материалов дела было установлено, что в составе заявки ООО «Торговый дом СНК» было предоставлено решение от 26.05.2016 № 4 об одобрении совершения крупных сделок.

Решение ООО «Торговый дом СНК» об одобрении  совершения крупных сделок датировано 26.05.2016, без указания срока действия. Таким образом, на момент подачи заявки решение ООО «Торговый дом СНК» от 26.05.2016 № 4 являлось недействующим.

Согласно протоколу от 17.08.2020 № 0468020044МР ООО «Торговый Дом СНК» было отказано в допуске к участию в закупке, поскольку, в составе заявки на участие в закупке им предоставлено решение № 4 об одобрении крупной сделки, дата принятия этого решения – 26.05.2016, в решении не был указан срок, в течение которого можно совершать сделки, на момент подачи заявки срок действия данного решения истек.

Заявитель свои действия мотивирует тем, что положения статьи 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью к нему не применяются, поскольку общество состоит из одного участника, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества.

Согласно условиям конкурсной документации, если одобрение крупной сделки не требуется, то в заявке необходимо было указать на это, как это было сделано другими участниками (например, ООО «Строительная торговая компания», ООО «РДС-Холдинг»).

Вместе с тем, Комиссией установлено, что в составе второй части заявки ООО «Торговый дом СНК» представило решение об одобрении крупной сделки, которое на момент подачи заявки являлось недействующим. Справки о том, что одобрение крупной сделки не требуется ООО «Торговый дом СНК» представлено не было.    

При указанных обстоятельствах, довод Заявителя о неправомерном отказе                      АО «Омскавтодор» в допуске ООО «ТД СНК» к участию в запросе предложений Комиссия считает необоснованным.

Согласно пункту 19 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке. Вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника таких конкурса, аукциона или запроса предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.

Пункт 21 статьи 3.4 Закона о закупках содержит указание на то, что в случае содержания в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений и (или) о ценовом предложении либо содержания во второй части данной заявки сведений о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.

Пункт 22 статьи 3.4 Закона о закупках устанавливает, что оператор электронной площадки в следующем порядке направляет заказчику:

1) первые части заявок на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме, заявки на участие в запросе котировок в электронной форме - не позднее дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке с участием только субъектов малого и среднего предпринимательства, установленного в извещении об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке;

2) первые части окончательных предложений участников конкурса в электронной форме - не позднее дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе, установленного уточненным извещением об осуществлении конкурентной закупки, уточненной документацией о конкурентной закупке;

3) вторые части заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе предложений - в сроки, установленные извещением о проведении таких конкурса, аукциона, запроса предложений, документацией о конкурентной закупке либо уточненным извещением о проведении таких конкурса, аукциона, запроса предложений, уточненной документацией о конкурентной закупке.

Согласно пункту 24 статьи 3.4 Закона о закупках по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме, а также заявок на участие в запросе котировок в электронной форме заказчик направляет оператору электронной площадки протокол, указанный в части 13 статьи 3.2 Закона о закупках. В течение часа с момента получения указанного протокола оператор электронной площадки размещает его в единой информационной системе.

Пунктом 25 статьи 3.4 установлено, что оператор электронной площадки в течение часа после размещения в единой информационной системе протокола сопоставления ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений направляет заказчику результаты осуществленного оператором электронной площадки сопоставления ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений, а также информацию о ценовых предложениях, дополнительных ценовых предложениях каждого участника конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса предложений в электронной форме.

Согласно пункту 10 конкурсной документации комиссия подводит итоги запроса предложений в электронной форме в два этапа.

На первом этапе все заявки участников закупки рассматриваются на соответствие требованиям, установленным в документации запроса предложений.

На втором этапе все заявки участников запроса предложений, подлежащие оценке, оцениваются комиссией на основании критериев, указанных в пункте 10 конкурсной документации.

Комиссией установлено, что во второй части заявки  ООО «Киппер», действительно, не представлено решение об одобрении крупной сделки, либо информация, что такое одобрение для него не требуется.

В приложении № 4 конкурсной документации указано следующее: «Неотъемлемой частью заявки являются следующие приложения к предложению на запрос предложений в электронной форме (выбрать нужное):».

 Как пояснил Заказчик, участники закупки самостоятельно определяют перечень документов из предложенного списка, руководствуясь в том числе пунктом 9 конкурсной документации (требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки), формируя при этом опись приложений в составе Формы 2 и прикладывая соответствующие документы. Участник закупки ООО «Киппер» в Форме 2 заявил приложения к предложению, не включая в них документ «решение об одобрении крупной сделки», в связи с чем, не приложил данный документ в составе заявки. В связи с тем, что ООО «Киппер» не задекларировал «решение об одобрении крупной сделки» в качестве неотъемлемой части заявки, у комиссии не было оснований отклонить заявку данного участника за отсутствие указанного документа.

При указанных обстоятельствах, довод Заявителя о незаконности признания ООО «Киппер» победителем запроса предложений Комиссия считает необоснованным.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,  Комиссия Омского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом СНК» на действия акционерного общества «Омскавтодор» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку щебня марки 90/10 фракции 8-16 мм (извещение о проведении закупки № 32009387250 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 25.08.2020  №  05-8114.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                              <>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                            <>

 

                                                                                                                                    <>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны