Постановление б/н - от 4 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания по делу № 055/04/9.21-158/2021

 

04 марта 2021 года                                                                                                                г. Омск

 

Заместитель руководителя Омского УФАС России <…>, в соответствии с полномочиями, установленными статьей 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 055/04/9.21-158/2021, возбужденного в отношении должностного лица филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Омскэнерго» (далее –
Омскэнерго) -
<…>) по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ,

в присутствии должностного Омскэнерго - <…>, извещенного надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 055/04/9.21-158/2021, которому были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 24.2, 24.4, 25.1, 25.5, 25.12, 25.13 КоАП РФ,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Должностным лицом Омского УФАС России в результате рассмотрения материалов по заявлению гр. <…> было установлено следующее.

   Отношения по технологическому присоединению к объектам электросетевого
хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) и правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила присоединения, Правила 861).

   Статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» на сетевые организации возложена обязанность по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств любого обратившегося лица в порядке Правил 861 на основании заключенного договора о технологическом присоединении.

Из пункта 16 Правил 861 следует, что срок осуществления мероприятий по
технологическому присоединению является существенным условием договора,
исчисляется со дня заключения договора и не может превышать сроки, императивно
установленные подпунктом «б» пункта 16 Правил 861.

Между Омскэнерго и гр. <…> был заключен договор об осуществлении технологического присоединения № <…>.

Срок выполнения мероприятий, согласно пункту 5 договора, составлял 6 месяцев со дня заключения. Договор был заключен 17.10.2019, соответственно, срок выполнения
мероприятий по договору истек 17.04.2020.

<…> в порядке, предусмотренном договором, письмом от 31.01.2020
уведомил сетевую организацию о выполнении им технических условий №
<…>
(далее – ТУ). В ходе проверки сетевой организацией выполнения гр. <…>.
технических условий Омскэнерго были выявлены замечания. Гр.
<…>, устранив замечания, 13.02.2020 вновь обратился в сетевую организацию с письмом о выполнении технических условий (далее –ТУ).

Омскэнерго по результатам осмотра энергопринимающего устройства жилого дома, расположенного по адресу: <…> были составлены:

- акт допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 18.02.2020
№ б/н, которым зафиксировано, что: «со стороны Омскэнерго ТУ выполнены не в полном объеме (пункт 9), прибор учета электроэнергии допущен в эксплуатацию (пункт 10)»;

- акт проверки приборов учета от 18.02.2020.

20.02.2020 Омскэнерго составлен акт о выполнении технических условий, которым установлено, что сетевая организация не в полном объеме выполнила обязательства,
 возложенные на нее пунктом 10.2.1 ТУ. Так, в соответствии с пунктом 10.2.1 ТУ, сетевая организация осуществляет строительство ЛЭП-0,4 кВ от ближайшей опоры ВЛ-0,4 кВ ф.1 от ТП –
<…> до границ участка заявителя. Параметры ЛЭП -0,4 кВ надлежало определить проектом.

Омскэнерго письмом от 03.02.2020исх. № 1.5/01-05/1199-исх направило
гр.
<…> письмо о невозможности исполнения сетевой организацией договора, с приложением соглашения о расторжении договора, датированного 20.11.2019.

Гр. <…> в ответ на письмо Омскэнерго от 03.02.2020
исх. № 1.5/01-05/1199-исх сообщил сетевой организации об отказе в расторжении
договора.

В связи с отказом гр. <…> в добровольном расторжении договора,
Омскэнерго обратилось в Омский районный суд с иском к
<…> о расторжении договора в судебном порядке, а гр. <…> обратился в антимонопольный орган за защитой своих прав.

Решением Омского районного суда по делу <…> от 19.10.2020, оставленным без изменения определением Омского областного суда по делу № <…> от 13.01.2021, исковые требования Омскэнерго оставлены без удовлетворения.

Суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для расторжения договора, посчитал недоказанными доводы Омскэнерго об отсутствии технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома <…> к электрическим сетям.

Из письменных пояснений и документов Омскэнерго, представленных по запросу антимонопольного органа, следует, что для исполнения условий договора сетевой организации необходимо выполнить строительство объектов электросетевого хозяйства
(воздушных линий электропередачи). Согласно нормативным документам строительство и проектирование новых сетей возможно только по технологическим коридорам по одной из
сторон вдоль проезда по ул.
<…> до границ земельного участка <…>, с этой целью рассматривалось размещение сетей на земельном участке с кадастровым номером <…>, на котором расположены существующие сети ЛЭП-0,4 кВ. Омскэнерго, планировалось 4 варианта подключения электроустановок <…> с учетом полученных данных об инженерных изысканиях. Однако по результатам проектных изысканий было установлено, что размещение новой линии электропередачи и, следовательно, исполнение условий договора по рассмотренным Омскэнерго вариантам, технически невозможно, иные способы технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома <…> отсутствуют.

Также Омскэнерго в письменных пояснениях указывает на то, что  поскольку соглашение о расторжении договора гр. <…> не было подписано, Омскэнерго обратилось в суд, ссылаясь на невозможность проектирования и строительства новых сетей
(на основании нормативных документов проектирования отсутствие нормативных расстояний от существующих коммуникаций для строительства линий электропередачи) для
технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома
гр.
<…>.

Должностное лицо Омского УФАС России отмечает, что доводы Омскэнерго, приведенные в письменных пояснениях, представленных по запросу антимонопольного органа, аналогичны доводам сетевой организации, указанным в заявлениях в органы судебной власти.

Из определения Омского областного суда по делу № <…>)
(далее – Определение суда) следует, что,
разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для расторжения договора, посчитал недоказанными доводы истца об отсутствии технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома <…>. Выводы
Омского районного суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Пунктом 3 Правил № 861, предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить
договор с заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения
энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику (пункт 14 Правил), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Рассматривая вопрос о соответствии вышеназванных положений нормативному
правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признании их недействующими, ВАС РФ в Решении от 12.08.2011 № ВАС-9742/11 указал, что Правила присоединения возлагают на сетевую организацию не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии).

При этом из подпункта «б» пункта 25 и подпункта «б» пункта 25.1 Правил
присоединения следует, что сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия за свой счет в отношении любых заявителей. В силу пункта 2 статьи 23.3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.

Также в Определении суда указано, следующее.

«Основания для изменения и прекращения договора приведены в статьях 450, 451 ГК РФ. В рассматриваемом случае правовым основанием для расторжения договора явился пункт 1 ст. 451 ГК РФ, согласно которому существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Обязанность доказывать наличие обстоятельств, с которыми закон связывает основания расторжения договора, лежит на стороне, заявившей соответствующие требования, однако, таких доказательств Омскэнерго представлено не было.

Пунктом 28 Правил № 861 установлены критерии наличия технической возможности технологического присоединения, к которым относятся: сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций; отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение; отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.

В случае их несоблюдения считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует (пункт 29 Правил).

Поскольку вопрос о наличии либо отсутствии технической возможности присоединения жилого дома к электрическим сетям требует специальных познаний, определением районного суда по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено СРО НКО «ЭнергоАудиторы Сибири».

Согласно экспертному заключению техническая возможность технологического присоединения электрических установок <…> по договору имеется.

Возможность строительства ЛЭП – 0, 4 кВ от точки подключения ВЛ-0,4 кВ ф.1 от ТП-<…> до границ земельного участка гр. <…>. с учетом имеющихся инженерных коммуникаций и проездов в соответствии с действующими нормативными документами и требованиями к размещению линий электропередачи существует.

Одним из вариантов реализации способов присоединения является замена воздушной линии ВЛИ-0,4 кВ на кабельную линию КЛ-0,4 кВ или изменение трассы прохождения кабельной линии КЛ-0,4 кВ.

Рассмотренные сетевой организацией варианты реализации технологического присоединения электроустановок <…> не являются единственно возможными ввиду наличия альтернативных вариантов подключения от электрических сетей Омскэнерго.»

Также в Определении суда указано, что, не соглашаясь с экспертизой, помимо доводов о том, что она не соответствует техническому заключению, подготовленному специалистом Омскэнерго, иных убедительных аргументов Омскэнерго не приводит, не представляет доказательств, которые бы объективно опровергали либо ставили под сомнение выводы экспертизы. Также позиция Омскэнерго о наличии оснований для расторжения договора на технологическое присоединение по причине опосредованного подключения жилого дома <…> к электрическим сетям состоятельной не признается. Омскэнерго в качестве объективных причин неисполнения обязательств по договору, указало на невозможность проектирования и строительства новых сетей Омскэнерго для технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома гр. <…>.

Должностное лицо Омского УФАС России по результатам анализа материалов, представленных <…>, Омскэнерго, решения Омского районного суда по делу
<…>от 19.10.2020, определения Омского областного суда по делу № 3<…>от 13.01.2021, а также законодательных и нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики, считает, что нарушение сетевой организацией Омскэнерго требований пункта 16 Правил 861, в период срока исполнения сетевой организацией своих обязательств по договору, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства явились основанием для составления 03.06.2020 протокола № 055/04/9.21-158/2021 об административном правонарушении в отношении должностного лица Омскэнерго - <…> по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

При рассмотрении административного дела 04.03.2021 имеющиеся в деле                           № 055/04/9.21-158/2021 материалы были всесторонне изучены и им дана следующая оценка.

При составлении протокола № 055/04/9.21-158/2021 <…> пояснил, что в настоящее время работает в Омскэнерго в указанной должности вину в совершении по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ не признал, ходатайств <…> не заявил. Представил письменные пояснения от 26.02.2021.

В Омское УФАС России 26.02.2021 вх. № 1974 поступило ходатайство                             от должностного лица <…> о привлечении в качестве свидетеля эксперта
<…>, поскольку, в том числе, на основании его экспертизы, было принято решение по судебному по делу <…>.

При рассмотрении 04.03.2021 дела № 055/04/9.21-15//2021 <…> пояснил, что вину в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 9.21
КоАП РФ себя не признает. Поддержал заявленное ходатайство, а также позицию, изложенную в письменных пояснениях от 26.02.2021, предоставленных в материалы административного дела при составлении протокола об административном правонарушении
№ 055/04/9.21-158/2021. А также предоставил копию письма Омскэнерго от 24.02.2021
исх. № 1.5/01-01/1750-исх, адресованного
<…>.

При рассмотрении дела № 055/04/9.21-158/2021 должностное лицо Омского УФАС России рассмотрело вышеуказанное ходатайство и вынесло определение от 04.03.2021 об отказе в его удовлетворении, о чем было объявлено <…>, рассмотрение настоящего административного дела было продолжено.

Также должностное лицо изучило письменные пояснения <…>. от 26.02.2021 и отмечает, что они аналогичны позиции, представленной Омскэнерго в антимонопольный орган письмами от 29.04.2020 исх. № 1.5/01-01/870-пд и от 03.02.2021
исх. № 1.5/01-01/118-пд и в суд по делам №
<…>.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2.4. КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к указанной статье руководители организаций, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов несут административную ответственность как должностные лица.

Имеющиеся в деле № 055/04/9.21-158/2021 материалы свидетельствуют о том, что нарушение Омскэнерго Правил 861, произошло по вине должностного лица Омскэнерго - <…>.

В соответствии с дополнительным соглашением о внесении изменений в трудовой
договор №
<…>.

О том, что решение вопросов в сфере соблюдения действующего законодательства является обязанностью указанного должностного лица, свидетельствует должностная инструкция <…>, утвержденная <…> (далее – должностная инструкция).

Согласно пункту 1.2. должностной инструкции, категория должности - руководитель.

В соответствии с пунктом 2.2. должностной инструкции <…>.

<…> в понятии ст. 2.4 КоАП РФ является должностным лицом.

  Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренное частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразилось в непринятии должностным лицом                                 Омскэнерго - <…>должных мер к соблюдению норм пункта 16 Правил 861 при осуществлении мероприятий по технологическому присоединении в соответствии с заключенным договором.

  Материалы дела № 055/04/9.21-158/2021 свидетельствуют о том, что должностное лицо Омскэнерго - <…>имел возможность надлежащим образом исполнить нормы Правил 861, однако не принял должных мер к соблюдению указанных норм, результатом чего явилось совершение административного правонарушения.

  Виновность должностного лица Омскэнерго - <…> в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, установлена и
подтверждается доказательствами, содержащимися в материалах дела № 055/04/9.21-158/2021:

- заявлением гр. <…> от 17.04.2020 вх. № 3900;

- дополнением гр. <…> к заявлению от 12.01.2021 вх. № 716;

- письменными пояснениями Омскэнерго, с приложением;

- решением Омского районного суда по делу <…>от 19.10.2020;

- определением Омского областного суда по делу № <…> от 13.01.2021;

- договором об осуществлении технологического присоединения № <…>от 17.10.2019;

- дополнительным соглашением о внесении изменений в трудовой договор № 79 от 22.10.2007;

- должностной инструкцией;

- протоколом № 055/04/9.21-158/2021 от 26.02.2021,

и другими материалами дела № 055/04/9.21-158/2021.

Данное административное правонарушение длящимся не является и совершено в                    г. Омске в 18.04.2020.

            Учитывая изложенное, вина должностного лица Омскэнерго - <…> в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, установлена, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется. Обстоятельств, исключающих производство по настоящему административному делу, не установлено. 

Инкриминируемое должностному лицу Омскэнерго - <…> административное правонарушение не является малозначительным, поскольку, как следует из материалов административного дела, указанное должностное лицо не приняло должных мер к соблюдению норм Правил 861.

Обстоятельств, смягчающих, отягчающих административную ответственность                  должностному лицу Омскэнерго - <…>, предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ, не установлено.

  При назначении административного наказания в соответствии со статьями 4.1, 4.2, 4.3. КоАП РФ учтены личность лица, привлекаемого к административной ответственности, его имущественное положение, характер совершенного им правонарушения, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств. Сведения о каком - либо имущественном положении должностного лица <…>, которые могли бы быть учтены при назначении административного наказания в виде административного штрафа представлены не были.

  На основании пункта 2 статьи 1 части 3.2 КоАП РФ принимается решение о наложении на должностное лицо Омскэнерго - <…>. административного штрафа в минимальном размере, в соответствии с санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

  С учетом изложенного, учитывая характер совершенного административного правонарушения, руководствуясь статьями 9.21, 23.48, 26.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, а также статьями 1.7, 2.1,  3.5,  4.1,  4.2, 4.3  КоАП РФ,

 

П О С Т А Н О В И Л А:

 

  Признать должностное лицо филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Омскэнерго» -
<…>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ и назначить ему административное наказание по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Лицо, подвергнутое административному наказанию в виде штрафа, вправе, в
соответствии со статьей 31.5 КоАП РФ, обратиться в Омское УФАС России с письменным ходатайством о предоставлении рассрочки (отсрочки) исполнения постановления о
назначении административного наказания уплаты штрафа, с обоснованием уважительных причин, подтверждающих обоснованность заявленного ходатайства.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Бюджетного Кодекса РФ сумма штрафа за
нарушение антимонопольного законодательства подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, по следующим реквизитам:

Получатель:

БИК банка получателя средств (БИК ТОФК) – 015209001;

Наименование банка получателя средств – ОТДЕЛЕНИЕ ОМСК БАНКА
РОССИИ//УФК по Омской области г. Омск;

Номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета ЕКС) – 40102810245370000044;

Номер счета получателя (номер казначейского счета) (номер казначейского счета) – 03100643000000015200.

Код бюджетной классификации 161 1 16 01091 01 0021 140

Код ОКТМО 52701000

ВНИМАНИЕ! В случае оплаты административного штрафа платежный документ в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ должен содержать сведения о номерах идентификатора начисления и идентификатора плательщика, указанных в верхней части прилагаемых к настоящему постановлению бланков извещения и квитанции.

Назначение платежа: Административный штраф в соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ
постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с частью 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Заместитель руководителя управления                                                                     <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны