Решение б/н - от 16 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 055/07/3-210/2021

о признании жалобы необоснованной

 

 

16.03.2021                                                                                                                        г. Омск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Атрейдэс» (далее – ООО «Атрейдэс», Заявитель, Общество) на действия акционерного общества «Омскоблавтотранс» (далее – АО «Омскоблавтотранс», Заказчик, Ответчик) при проведении котировки цен на право заключения договора на оказание услуг по калибровке тахографов и замене блоков СКЗИ (извещение № 32109989641 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – котировка цен, закупка),

при участии представителя Заявителя – директора ООО «Атрейдэс» <...> (личность удостоверена паспортом);

при участии представителя Ответчика – <...> (доверенность № 20 от 15.02.2021, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. от 05.03.2021 № 2249) на действия АО «Омскоблавтотранс», который полагает, что Заказчиком при проведении закупки нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). В обоснование своей позиции Общество указывает следующее.

По мнению Заявителя, Заказчик в документации о закупке однозначно не определил порядок оценки заявок участников закупки.

На участие в данной закупке было подано 2 заявки, а именно: ООО «Атрейдэс» с ценой предложения 1 595 948 руб., в том числе НДС 20%, ООО «СибирьМ» с ценой предложения 1 482 000 руб. без НДС.

В случае сравнения ценовых предложений участников закупки, приведенных к единому базису (оценка без НДС), ООО «Атрейдэс» выиграло данную закупку.

В документации о закупке указано, что Заказчик имеет право использовать для сравнения цены без НДС.

Общество считает, что Заказчиком в документации о закупке не определен единый подход к оценке предложений, в связи с чем, существует неопределенность, в каких случаях ценовые предложения участников закупки будет оценивать с НДС, а в каких случаях без него. Таким образом, действия АО «Омскоблавтотранс» не соответствуют принципам разумности и добросовестности.

На основании изложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об отмене результатов закупки и повторном проведении закупочной процедуры.

 

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 09.03.2021 № 05-2086 Ответчиком представлены возражения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов.

На заседании Комиссии 16.03.2021 представитель Заказчика с доводами жалобы Общества не согласилась, высказалась согласно возражениям, представленным в материалы настоящего дела (вх. от 12.03.2021 № 2460), отметив следующее.

Согласно пункту 18 документации котировки цен критерием для оценки и сопоставления заявок является цена договора, предлагаемая участником закупки, с учетом стоимости каждой отдельной позиции. Заявки рассматриваются закупочной комиссией Заказчика путем сравнения поступивших предложений и выявления предложения с наименьшей ценой договора.

Заказчик имеет право применить налоговый вычет НДС в отношении приобретаемых товаров (работ, услуг), поэтому, в случае, если один из участников котировки цен является неплательщиком НДС, то для оценки и в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений АО «Омскоблавтотранс» вправе использовать цены предложений участников без учета НДС.

Из буквального толкования вышеуказанного положения документации следует, что Заказчик вправе, но не обязан использовать цены предложений участников без учета НДС.

Во время рассмотрения и оценки заявок закупочная комиссия Заказчика, всесторонне изучив предложения участников котировки цен, приняла решение не применять в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений цены предложений участников закупки без учета НДС. Применение данного метода в настоящее время ведет к увеличению расходов Заказчика, что противоречит пункту 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании изложенного, Ответчик просит признать жалобу необоснованной.

 

3.  Из представленных материалов и информации следует, что 13.02.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» АО «Омскоблавтотранс» размещено извещение о проведении котировки цен.

 Согласно извещению № 32109989641 и документации котировки цен дата начала и окончания срока подачи заявок: с 13.02.2021 по 24.02.2021.  

Дата рассмотрения предложений (заявок) и подведения итогов закупки – 24.02.2021.

Начальная (максимальная) цена договора составляет: 1 710 000 руб., в том числе НДС (20%). Предлагаемая цена должна включать все необходимые расходы на транспортировку, расходные материалы, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, в том числе сопутствующие, связанные с исполнением договора.

В соответствии с протоколом № 4-21 заседания закупочной комиссии                             АО «Омскоблавтотранс» от 24.02.2021 на участие в котировке цен поступило 2 заявки, которые признаны соответствующими требованиям закупочной документации и допущены к участию в котировке цен. По результатам сравнения заявок победителем закупки признано ООО «Сибирь-М» с ценой договора 1 482 000 руб. без НДС. ООО «Атрейдэс» присвоено второе место с ценой договора 1 595 848 руб., в том числе НДС.

Уведомлением Омского УФАС России от 09.03.2021 № 05-2086 закупка приостановлена.

 

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

Заказчик при организации и проведении котировки цен руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «Омскоблавтотранс», утвержденным Советом директоров АО «Омскоблавтотранс» (далее – Положение о закупке).

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Аналогичные положения установлены в пункте 10.13.1 Положения о закупке.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках.

В силу части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком, в том числе путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются, в том числе иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 статьи 3 Закона о закупках.

В разделе 16 Положения о закупке установлены способы проведения закупок. Согласно пункту 11.1 Положения о закупке одним из способов закупки является котировка цен.

Порядок проведения котировки цен регламентирован разделом 16 Положения о закупке.

Котировка цен – форма торгов, при которой комиссия определяет в соответствии с порядком оценки (c условием, что преимущественным критерием будет являться «цена») победителя на право заключения договора на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг (пункт 16.1. Положения о закупке).

В силу пункта 16.7 Положения о закупке комиссией на основании материалов и документов, представленных структурным подразделением Заказчика, заинтересованным в проведении данной закупки, устанавливается порядок оценки заявок участников. Комиссия вправе установить критерии, по которым будет проводиться оценка заявок, а также указать величину значимости относительно каждого такого критерия. Значимость критерия «цена» должна составлять не менее 90% от общего значения.

В соответствии с пунктом 16.15 Положения о закупке победителем котировки цен признается участник процедуры закупки, подавший заявку на участие в закупке, которая отвечает всем требованиям, установленным в закупочной документации о проведении котировки цен и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг, а в случае установления квалификационных требований, также условия их соответствия.

Заключение договора по результатам проведения запроса котировок осуществляется с победителем закупки на условиях, установленных в документации о проведении котировки цен, по цене договора, предложенной победителем закупки (пункт 16.17 Положения о закупке).

Проведя анализ документации котировки цен, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 9 извещения котировки цен, пунктом 7 документации котировки цен начальная (максимальная) цена договора составляет: 1 710 000 руб., в том числе НДС (20%).

Предлагаемая цена должна включать все необходимые расходы на транспортировку, расходные материалы, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, в том числе сопутствующие, связанные с исполнением договора (пункт 8 документации котировки цен).

В пункте 18 документации котировки цен установлены критерии и порядок оценки и сопоставления заявок. Так, критерием для оценки и сопоставления заявок является цена договора, предлагаемая участниками закупки, с учетом стоимости каждой отдельной позиции. Заявки рассматриваются закупочной комиссией Заказчика путем сравнения поступивших предложений и выявления предложения с наименьшей ценой договора.

В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации Заказчик имеет право применить налоговый вычет НДС в отношении приобретаемых товаров (работ, услуг). Поэтому, в случае если один из участников котировки цен является неплательщиком НДС, то для оценки и в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений Заказчик вправе использовать цены предложений участников без учёта НДС. Оценочная стоимость применяется только для целей оценки заявок на участие в процедуре и не оказывает влияние на цену заключаемого договора.

В протоколе № 4-21 заседания закупочной комиссии АО «Омскоблавтотранс» от 24.02.2021 отражено итоговое ранжирование заявок участников закупки, допущенных к участию в закупке, из которого следует, что победителем закупки признан участник, предложивший наименьшую цену заключаемого договора.

Порядок определения победителя закупки, установленный в пункте 16.15 Положения о закупке, пункте 18 документации котировки цен, Заказчиком не нарушен, победитель определен правомерно.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Закон о закупках не содержит положений, допускающих предоставление хозяйствующим субъектам, являющимся плательщиками налога на добавленную стоимость, преимуществ при участии в закупках.

Статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность определена как самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Принимая решение участвовать в закупке, хозяйствующий субъект самостоятельно формирует предложения по оцениваемым условиям закупки, исходя из своих возможностей, с учетом интереса одержать победу. Предлагая определенную цену, участник несет риск получения меньшего количества баллов при наличии лучшего предложения другого участника закупки, что и составляет конкуренцию при проведении закупки.

Комиссия отмечает, что в документации котировки цен установлена начальная (максимальная) цена договора с учетом всех налогов и сборов, в том числе НДС, следовательно, она распространяется на всех участников закупки независимо от применяемой системы налогообложения. Цена договора, заключаемого по результатам закупки, устанавливается в соответствии с ценой, предложенной в заявке победителя.

Комиссия считает, что при оценке предложения участника закупки по критерию «цена договора» недопустимо производить вычет НДС из ценового предложения участника закупки, являющегося плательщиком указанного налога, так и прибавлять НДС к ценовому предложению участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения, это может привести к созданию преимущественных условий по сравнению с участниками закупки, применяющими упрощенную систему налогообложения, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, установленный Заказчиком в документации котировки цен порядок оценки заявок, допускающий, что в случае, если один из участников закупки является неплательщиком НДС, то для оценки в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений Заказчик вправе использовать цены участников без учета НДС, может вводить в заблуждение участников закупки, в части применяемого Заказчиком порядка оценки, и привести к нарушению пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Вместе с тем, учитывая, что АО «Омскоблавтотранс» при оценке заявок участников котировки цен не применялся вышеуказанный порядок, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях Заказчика при проведении оценки заявок участников закупки, в связи с чем, оснований для отмены результатов котировки цен не усматривает.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Атрейдэс» (ИНН 5507058751, ОГРН 1025501387658, юридический адрес: 644033, Омская область, город Омск, улица Красный Путь, дом 143, помещение 5, 7) на действия акционерного общества «Омскоблавтотранс» (ИНН 5507249611, ОГРН 1145543032843, юридический адрес: 644112, Омская область, город Омск, Комарова проспект, дом 2) при проведении котировки цен на право заключения договора на оказание услуг по калибровке тахографов и замене блоков СКЗИ (извещение № 32109989641).

2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Омского УФАС России от 09.03.2021 № 05-2086.

 

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                            <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                        <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны