Решение №05-04/30-18 в отношении Администрации Гауфского сельского поселения Азов... от 5 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 05-04/30-18

 

5 марта 2019 года                                                                                                           город Омск

 

Резолютивная часть решения оглашена  04.03.2019

В полном объеме решение изготовлено  05.03.2019

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...>  –  специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев дело № 05-04/30-18 по признакам нарушения Администрацией Гауфского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в отсутствие на заседании представителей Администрации Гауфского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, муниципального предприятия «Производственное объединение коммунального хозяйства» Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела по существу,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) поступили материалы прокуратуры Азовского немецкого национального муниципального района Омской области (далее – Прокуратура), указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Гауфского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области (далее – Администрация Гауфского сельского поселения) при передаче по договору аренды от 01.01.2017 б/н муниципальному предприятию «Производственное объединение коммунального хозяйства» Азовского немецкого национального муниципального района Омской области (далее – МП «ПОКХ» Азовского ННМР Омской области) муниципального имущества.

В ходе рассмотрения означенных материалов Прокуратуры в действиях Администрации Гауфского сельского поселения, выразившихся в передаче по договору аренды от 01.01.2017 б/н объектов водоотведения МП «ПОКХ» Азовского ННМР Омской области без проведения конкурентных процедур, Омским УФАС России установлены признаки нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, 08.06.2018 в адрес Администрации Гауфского сельского поселения выдано предупреждение № 05-04/14-18 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения действий по возврату в казну Гауфского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области имущества, переданного по договору аренды муниципального имущества от 01.01.2017 МП «ПОКХ» Азовского ННМР Омской области.

Предупреждение № 05-04/14-18 от 08.06.2018 подлежало исполнению в срок не позднее 08.12.2018 года.

О выполнении предупреждения № 05-04/14-18 Администрации необходимо было сообщить в Омское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

По состоянию на 13.12.2018 у Омского УФАС России отсутствовали документы, подтверждающие исполнение Администрацией Гауфского сельского поселения выданного ей предупреждения № 05-04/14-18, следовательно, указанное предупреждение считалось неисполненным.

На основании изложенного, 21.12.2018 издан приказ Омского УФАС России № 264 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией Гауфского сельского поселения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции

В материалы дела Прокуратурой были представлены копии следующих документов:

– договора аренды от 01.01.2017 б/н (с приложением);

– реестра муниципального имущества Гауфского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области по состоянию на 01.01.2017;

– технического паспорта нежилого строения по состоянию на 03.12.2007;

– свидетельства о государственной регистрации права серии 55 АВ № 596681;

– выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.04.2016;

– свидетельства о государственной регистрации права серии 55 АБ № 366150;

– свидетельства о государственной регистрации права серии 55 АВ № 596682;

– выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.04.2016.

2. Администрацией Гауфского сельского поселения письменные пояснения относительно вменяемых признаков нарушения антимонопольного законодательства представлены не были.

Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Администрации Гауфского сельского поселения пояснил, что договор аренды муниципального имущества от 01.01.2017 б/н (далее – договор аренды от 01.01.2017), заключенный между Администрацией Гауфского сельского поселения и МП «ПОКХ» Азовского ННМР Омской области, государственную регистрацию в Управлении Росреестра по Омской области не проходил.

В настоящее время договор аренды от 01.01.2017 расторгнут. 10.12.2018 между Администрацией Гауфского сельского поселения и МП «ПОКХ» Азовского ННМР Омской области подписано соглашение о расторжении договора аренды от 01.01.2017. Ввиду отсутствия у Администрации Гауфского сельского поселения полномочий по организации в границах поселения водоснабжения, водоотведения населения Администрацией Гауфского сельского поселения готовятся документы по передаче имущества в собственность Азовского немецкого национального муниципального района Омской области.

В письме от 04.02.2019 Администрация Гауфского сельского поселения указывает, что эксплуатацию имущества (здания канализационно-насосной станции, внутриквартальных канализационных сетей) по прежнему осуществляет МП «ПОКХ» Азовского ННМР Омской области. Договоры в отношении вышеуказанного имущества с МП «ПОКХ» Азовского ННМР Омской области, иным хозяйствующим субъектом после 10.12.2018 не заключались.

В материалы дела Администрацией Гауфского сельского поселения представлены копии следующих документов:

– соглашения от 10.12.2018 о расторжении договора аренды от 01.01.2017 б/н (с приложение акта приема-передачи от 10.12.2018);

– письма Администрации Гауфского сельского поселения от 04.02.2019;

– решения Совета Азовского немецкого национального муниципального района Омской области от 21.11.2018 № 48-252.

 

3. МП «ПОКХ» Азовского ННМР Омской области письменные пояснения относительно вменяемых признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны Администрации Гауфского сельского поселения представлены не были. В материалы дела № 05-04/30-18 была представлена копия соглашения от 10.12.2018 о расторжении договора аренды от 01.01.2017 б/н (с приложением акта приема-передачи от 10.12.2018).

19.02.2019 Комиссией на основании документов, имеющихся в материалах дела, вынесено заключение об обстоятельствах дела № 05-04/30-18 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 19.02.2019 рассмотрение дела № 05-04/30-18 отложено на 04.03.2019, в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, которое было направлено сторонам по деду.

В рамках рассмотрения дела № 05-04/30-18  письменные пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела № 05-04/30-18, в Омское УФАС России не поступали.

 

4. Исследовав материалы дела, Комиссия по рассмотрению дела № 05-04/30-18 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующему.

В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления) органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с правилами части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключениями случаев, предусмотренных указанной статьей.

Согласно части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции  указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Как следует из пункта 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон концессионных соглашениях) объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).

Частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящею Закона о водоснабжении и водоотведении.

При этом, частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения и подлежащими исполнению органами местного самоуправления, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.

На основании части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Резюмируя вышеизложенное, передача органами местного самоуправления прав владения и (или) пользования объектами, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, находящимися в муниципальной собственности, иначе как на основании договоров аренды или концессионных соглашений, заключенных по результатам конкурсных процедур, предусмотренных Законом о водоснабжении и водоотведении и Законом о концессионных соглашениях, не допускается.

01.01.2017 между Администрацией Гауфского сельского поселения (Арендодатель) и МП «ПОКХ» Азовского ННМР Омской области (Арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества.

В соответствии с пунктом 1.1 договора аренды от 01.01.2017 предметом договора является:

– здание канализационно-насосной станции общей площадью 29,10 кв.м., инвентарный номер <...> , Литера АХ, расположенное по адресу: Омская область, Азовский немецкий национальный район, село Гауф (свидетельство о государственной регистрации права № 596681 серии 55 АВ, выданное 28.01.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области);

– внутриквартальные канализационные сети протяженностью 1200,00 п.м., инвентарный номер <...> , расположенные по адресу: Омская область, Азовский немецкий национальный район, село Гауф (свидетельство о государственной регистрации права № 596682 серии 55 АВ, выданное 28.01.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области).

Муниципальное имущество передано Арендодателем во временное владение и пользование Арендатору в целях предоставления услуг по водоотведению.

Согласно пункту 6.1 договора аренды от 01.01.2017 срок действия договора с 01.01.2017 по 31.12.2020.

Комиссией установлено, что переданные по договору аренды объекты водоотведения находятся в собственности Гауфского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав собственности.

В соответствии с техническим паспортом год ввода в эксплуатацию нежилого строения – здание канализационно-насосной станции общей площадью 29,10 кв.м., инвентарный номер <...> , Литера АХ, расположенное по адресу: Омская область, Азовский немецкий национальный район, село Гауф, – 1973.

В соответствии с кадастровым паспортом год ввода в эксплуатацию сооружения – внутриквартальные канализационные сети протяженностью 1200,00 п.м., инвентарный номер <...> , расположенные по адресу: Омская область, Азовский немецкий национальный район, село Гауф, – 1973.

Таким образом, на момент заключения договора аренды – 01.01.2017 срок эксплуатации указанных объектов водоотведения составлял более 5 лет, в связи с чем, в силу прямого указания в законе (часть 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении) передача прав в отношении указанных объектов водоотведения, должна осуществляться на основании концессионного соглашения, которое заключается по итогам проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона о концессионных соглашениях.

Необходимо отметить, что со дня официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до 1 января 2015 года допускалась передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Вместе с тем, Администрацией Гауфского сельского поселения договор аренды от 01.01.2017 с МП «ПОКХ» Азовского ННМР Омской области заключен после 01.01.2015.

В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Законом о водоснабжении и водоотведении.

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещено осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, Омским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции при передаче Администрацией Гауфского сельского поселения во временное владение и пользование муниципального имущества (канализационно-насосной станции и внутриквартальных канализационных сетей), предназначенного для оказания услуг по водоотведению, МП «ПОКХ» Азовского ННМР Омской области по договору аренды от 01.01.2017 б/н без проведения конкурентных процедур, по результатам которого установлено следующее.

Временной интервал исследования:  с 01.01.2017 по 18.02.2019.

Продуктовые границы: услуги по водоотведению.

Географические границы товарного рынка: границы расположения сетей водоотведения в Гауфском сельском поселении Азовского немецкого национального муниципального района Омской области.

Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия): передача Администрацией Гауфского сельского поселения во временное владение и пользование муниципального имущества (канализационно-насосной станции и внутриквартальных канализационных сетей), предназначенного для оказания услуг по водоотведению, МП «ПОКХ» Азовского ННМР Омской области по договору аренды от 01.01.2017 б/н без проведения конкурентных процедур, создало для МП «ПОКХ» Азовского ННМР Омской области преимущественные условия в получении муниципального имущества во временное владение и (или) пользование и лишило иных лиц,  возможности получить права на эти объекты водоотведения и, следовательно, право доступа к рынку  водоотведения в Гауфском сельском поселении Азовского немецкого национального района Омской области. Лишь при проведении конкурентных процедур в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут быть выявлены все потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку и право ведения деятельности на нем. Действия Администрации Гауфского сельского поселения ограничили/могли ограничить доступ хозяйствующих субъектов на рынок водоотведения в границах расположения сетей водоотведения в Гауфском сельском поселении Азовского немецкого национального района Омской области.

Учитывая изложенное, Комиссия полагает, что действия Администрации Гауфского сельского поселения, выразившиеся в заключении договора аренды от 01.01.2017, нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

В рамках возбужденного дела № 05-04/30-18 в адрес Омского УФАС России от Администрации Гауфского сельского поселения поступило соглашение от 10.12.2018 о расторжении договора аренды от 01.01.2017 б/н (с приложением акта приема-передачи от 10.12.2018).

Разрешая вопрос о выдаче Администрации Гауфского сельского поселения предписания об устранении нарушений части 1 статьи 15  Закона о защите конкуренции, Комиссия считает, что расторжение договора аренды от 01.01.2017 б/н следует расценивать как восстановление положения, существовавшего до нарушения Администрацией Гауфского сельского поселения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. В связи с чем, основания для выдачи Администрации Гауфского сельского поселения предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, отсутствуют.

Также, учитывая положения части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Администрации Гауфского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области (ИНН 5509005949, ОГРН 1055515025983, ул. Школьная, д. 8, с. Гауф, Азовский немецкий национальный район, Омская область, 646892), выразившиеся в заключении договора аренды от 01.01.2017, нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Оснований для прекращения рассмотрения дела № 05-04/30-18, предусмотренных статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не имеется.

3. Основания для выдачи предписания отсутствуют.

 

Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                            <...>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                        <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны