Решение №055/01/17-896/2020 - от 7 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 055/01/17-896/2020

 

7 декабря 2020 года                                                                                                       город Омск

 

Резолютивная часть решения оглашена  25.11.2020

В полном объеме решение изготовлено  07.12.2020

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

в присутствии на заседании представителя Заявителя – общества с ограниченной ответственностью «АКФ «Стандар-Аудит»: <...> (доверенность от 04.03.2020, личность удостоверена паспортом),

в присутствии на заседании представителя Ответчика – акционерного общества «Омскгоргаз»: <...> (доверенность от 17.12.2019 № 123, личность удостоверена паспортом),

в присутствии на заседании представителей заинтересованного лица – общества с ограниченной ответственностью «Независимая аудиторская служба»: <...> (доверенность от 05.10.2020 б/н, личность удостоверена паспортом), <...> (доверенность от 05.10.2020 б/н, личность удостоверена паспортом),

рассмотрев дело № 055/01/17-896/2020 по признакам нарушения акционерным обществом «Омскгоргаз» (ИНН 5504037369, адрес местонахождения: ул. Красных Зорь, д. 19, г. Омск, 644024) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Дело № 055/01/17-896/2020 возбуждено приказом руководителя Омского УФАС России от 16.09.2020 № 175 на основании заявления общества с ограниченной ответственностью «АКФ «Стандар-Аудит» (далее – ООО «АКФ «Стандар-Аудит») о нарушении акционерным обществом «Омскгоргаз» (далее – АО «Омскгоргаз», Заказчик) антимонопольного законодательства.

ООО «АКФ «Стандар-Аудит» указывает, что согласно Федеральному закону от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности), если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества, то в отношении нее проводится обязательный аудит. При этом факт оказания аудиторских услуг подтверждается оформлением аудиторского заключения.

27.08.2020 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) АО «Омскгоргаз» было опубликовано извещение о проведении закупки «у единственного поставщика» на право заключения договора оказания аудиторских услуг (извещение № 32009437492).

По мнению ООО «АКФ «Стандар-Аудит», АО «Омскгоргаз», закупая аудиторские услуги без проведения конкурентных процедур, нарушает часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, часть 1 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), поскольку аудиторские услуги могут быть оказаны неограниченным числом аудиторских организаций.

В материалы дела № 055/01/17-896/2020 ООО «АКФ «Стандар-Аудит» была представлена копия извещения о проведении закупки «у единственного поставщика» на право заключения договора оказания аудиторских услуг.

 

2. АО «Омскгоргаз» в своих пояснениях на жалобу ООО «АКФ «Стандар-Аудит» (вх. Омского УФАС России от 10.09.2020 № 9983э) ссылается на пункт 16.2.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Омскгоргаз», утвержденного протоколом заседания Совета директоров АО «Омскгоргаз» № 13/18-19 от 17.04.2019 (далее – Положение о закупках АО «Омскгоргаз»), в соответствии с которым прямая (упрощенная) процедура закупки – способ закупки, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд Общества сообщается поставщикам (исполнителям, подрядчикам) адресно. При проведении прямой (упрощенной) процедуры закупки должен осуществляться анализ рынка закупаемой продукции, а также должен обеспечиваться максимально эффективный для Общества выбор контрагента. Информация о закупке должна быть направлена не менее чем 3 (трем) претендентам на участие в закупке. Участником, с которым заключается договор, признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену договора, при условии соответствия других параметров закупки. При этом протокол решения о выборе такого участника не составляется.

Пунктом 16.2.2 Положения о закупках АО «Омскгоргаз» установлено, что прямая (упрощенная) процедура закупки может применяться при закупке товаров, работ, услуг для нужд и за счет средств Общества, только если стоимость такой закупки не превышает 500 000 (пятьсот тысяч) рублей, с НДС.

Руководствуясь вышеуказанными пунктами Положения о закупках АО «Омскгоргаз», Общество направило адресно информацию о закупке услуг на проведение аудита – независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Омскгоргаз» за 2020 в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности и с аудиторской организацией, предложившей наименьшую цену, заключило договор. Поскольку личность этого контрагента, как лица предложившего наименьшую цену имела решающее значение, руководствуясь подпунктом 11 пункта 16.1.3.5 Положения о закупках АО «Омскгоргаз», 27.08.2020 в ЕИС было размещено извещение о проведении закупки «у единственного поставщика» на право заключение договора оказания аудиторских услуг.

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Положение о закупках АО «Омскгоргаз» соответствует вышеназванной части 2 Закона о закупках, ни кем не оспорено, какой либо пункт не признан недействительным.

07.10.2020 в Омское УФАС России поступило дополнение к пояснениям АО «Омскгоргаз» на жалобу ООО «АКФ «Стандар-Аудит» (вх. № 11038), в которых Общество указывает, что в силу подпункта 10 пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах) утверждение аудитора общества относится к компетенции общего собрания акционеров.

Согласно пункту 2 статьи 48 Закона об акционерных обществах вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества, если иное не предусмотрено Законом об акционерных обществах.

Кроме того, пунктом 2 статьи 86 Закона об акционерных обществах установлено, что общее собрание акционеров утверждает аудитора общества.

Утверждение аудитора общества производится на годовом общем собрании акционеров.

Таким образом, руководитель Общества, заключая договор с аудитором, лишь реализует решения, принятые вышестоящим органом общества, а именно Общим собранием акционеров.

Вышеуказанные нормы Закона об акционерных обществах являются императивными и не содержат каких-либо дополнительных условий относительно порядка утверждения аудитора.

В подпункте «б» пункта 1.3 Положения о закупках АО «Омскгоргаз» указано, что Положение не распространяется на отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации.

В силу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В случае заключения руководителем Общества договора с аудитором не утвержденным общим собранием акционеров, сделка будет являться недействительной в силу статьи 168 ГК РФ, поскольку при ее заключении руководитель превысит полномочия, установленные законом.

На основании изложенного, АО «Омскгоргаз» считает, что заявление ООО «АКФ «Стандар-Аудит» не обосновано, не соответствует фактическим обстоятельствам.

АО «Омскгоргаз» в материалы дела № 055/01/17-896/2020 были представлены копии следующих документов:

– Положения о закупках АО «Омскгоргаз»;

– приказа АО «Омскгоргаз» от 21.08.2020 № 474 «О внесении изменений в план закупки товаров, работ, услуг на 2020 год»;

– плана закупок товаров, работ, услуг АО «Омскгоргаз» на 2020 год;

– протокола годового общего собрания акционеров АО «Омскгоргаз» от 29.06.2020;

– писем АО «Омскгоргаз» от 15.05.2020 №№ 12/2301/1, 12/2302/1, 12/2303/1;

– письма ООО «Независимая аудиторская служба» от 15.05.2020;

– письма ООО «Омская дочерняя аудиторская фирма «Аудитинформ» от 18.05.2020 № 20/0819-тс15;

– письма ЗАО «ФинТест» от 19.05.2020»;

– списка лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров АО «Омскгоргаз», по состоянию на 01.06.2020;

– договора на оказание аудиторских услуг от 31.08.2020 № 09п/3а-2.

 

3. Определением о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 16.09.2020 ООО «Независимая аудиторская служба» привлечено к участию в деле № 055/01/17-896/2020 в качестве заинтересованного лица.

07.10.2020 ООО «Независимая аудиторская служба» в материалы дела № 055/01/17-896/2020 были представлены письменные пояснения (вх. Омского УФАС России № 11037), в которых Общество указывает, что согласно части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-­правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

АО «Омскгоргаз» не относится к субъектам поименованным в части 4 статьи Закона об аудиторской деятельности», следовательно, не обязано заключать договор на проведение обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 4 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 № 616 утвержден перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. В этот перечень не включены услуги по проведению финансового аудита (код 69.2 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)). Следовательно, у АО «Омскгоргаз» не было обязанности проводить закупку финансового аудита в электронной форме.

Пунктом 16.2.1 Положения о закупках АО «Омскгоргаз» предусмотрено, что прямая (упрощенная) процедура закупки – это способ закупки, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд Общества сообщается поставщикам (исполнителям, подрядчикам) адресно. При проведении прямой (упрощенной) процедуры закупки должен осуществляться анализ рынка закупаемой продукции, а также должен обеспечиваться максимально эффективный для Общества выбор контрагента. Информация о закупке должна быть направлена не менее чем 3 (трем) претендентам на участие в закупке. Участником, с которым заключается договор, признается Участник закупки, предложивший наиболее низкую цену договора, при условии соответствия других параметров закупки. При этом протокол решения о выборе такого участника не составляется.

Пунктом 16.2.2 Положения о закупках АО «Омскгоргаз» установлено, что прямая (упрощенная) процедура закупки может применяться при закупке товаров, работ, услуг для нужд и за счет средств Общества, только если стоимость такой закупки не превышает 500 000 (пятьсот тысяч) рублей, с НДС.

Руководствуясь вышеуказанными пунктами Положения о закупках АО «Омскгоргаз» Общество направило адресно информацию контрагентам о закупке услуг на проведение аудита – независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Омскгоргаз» за 2020 год в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Статьей 86 Закона об акционерных обществах установлено, что аудитор (гражданин или аудиторская организация) общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого с ним договора.

Общее собрание акционеров утверждает аудитора общества. Размер оплаты его услуг определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества.

Поскольку ООО «Независимая аудиторская служба» предложило наименьшую цену на аудит, совет директоров определил именно этот размер оплаты услуг, а общее собрание акционеров утвердило аудитором Общества ООО «Независимая аудиторская служба».

Вышеуказанная статья 86 Закона об акционерных обществах является специальной нормой права, согласно которой именно общее собрание акционеров утверждает аудитора общества. В связи с чем, руководствуясь подпунктом 11 пункта 16.1.3.5 Положения о закупках АО «Омскгоргаз», 27.08.2020 Обществом было размещено в единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении закупки аудиторских услуг способом закупки у единственного поставщика.

При таких обстоятельствах, по мнению ООО «Независимая аудиторская служба», жалоба ООО «АКФ «Стандар-Аудит» безосновательна, не соответствует нормам права.

 

4. Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия по рассмотрению дела № 055/01/17-896/2020 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующему.

В соответствии с письмом Минфина России № 24-04-06/3691, ФАС России № РП/4072/18 от 24.01.2018 «О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее – Письмо) пункт 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках исключает из сферы применения Закона о закупках только отбор аудиторской организации, проводимый в соответствии со статьей 5 Закона об аудиторской деятельности.

Согласно вышеуказанному Письму юридические лица, являющиеся заказчиками в соответствии с Законом об аудиторской деятельности, но не указанные в части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, осуществляют закупку на оказание услуг обязательного аудита в порядке, установленном Законом о закупках, положением заказчика о закупке.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.

Согласно пояснениям АО «Омскгоргаз» Общество не относится к организациям, поименованным в части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, что подтверждает список лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров АО «Омскгоргаз». АО «Омскгоргаз» не является государственной корпорацией, государственной компанией, публично-правовой компанией, государственным унитарным предприятием или муниципальным унитарным предприятием.

Таким образом, АО «Омскгоргаз» не обязано заключать договор на проведение обязательного аудита на основании требований Закона о контрактной системе.

Так, Комиссия приходит к выводу, что в настоящем случае, рассматриваемая процедура закупки подлежала проведению по правилам и в порядке, установленном Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Положения части 1 данной статьи распространяются, в том числе на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках (часть 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Из указанного следует, что Закон о закупках, не ограничивая заказчиков в их правах по выявлению поставщиков товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям заказчиков путем проведения закупки избранным способом, предусматривает в качестве одного из принципов, которым заказчик обязан руководствоваться, отсутствие ограничения конкуренции при проведении закупки.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность конкретного заказчика, является положение о закупках, которое содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках). В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами (часть 3 статьи 3 Закона о закупках).

Пунктом 5.1 главы V Положения о закупках АО «Омскгоргаз» предусмотрены конкурентные и неконкурентные способы закупок. К неконкурентным способам закупки относится закупка у единственного поставщика, в том числе прямая (упрощенная) закупка.

Согласно пункту 16.1.1 главы XVI Положения о закупках АО «Омскгоргаз» закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее также – закупка у единственного источника) – это способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без проведения конкурентных процедур закупки.

Пунктом 16.1.3 главы XVI Положения о закупках АО «Омскгоргаз» установлен перечень случаев, когда применяется способ закупки у единственного поставщика, в том числе закупка способом «у единственного поставщика» допускается если приобретаемая продукция имеется в наличии только у какого-либо конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) или какой-либо конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) обладает исключительными правами в отношении данной продукции и не существует никакой разумной альтернативы или замены, в том числе, если: в других случаях отсутствия конкуренции на рынке поставщиков закупаемой продукции или в случаях, когда личность контрагента имеет решающее значение (подпункт 11 пункта 16.1.3.5 Положения о закупках АО «Омскгоргаз»).

Как следует из представленных Обществом документов, а также информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок, 27.08.2020 в Единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с Законом о закупках, планом закупок товаров, работ, услуг АО «Омскгоргаз» на 2020 год (позиция № 108 плана) АО «Омскгоргаз» было опубликовано извещение о проведении закупки «у единственного поставщика» на право заключения договора оказания аудиторских услуг за 2020 г. (извещение № 32009437492).

Согласно протоколу от 28.08.2020 на основании пункта 16.1.3.5 Положения о закупках АО «Омскгоргаз» постоянной закупочной комиссией АО «Омскгоргаз» принято решение заключить договор на общую сумму 305 000 рублей с ООО «Независимая аудиторская служба».

31.08.2020 по итогам проведения вышеуказанной закупки между АО «Омскгоргаз» и ООО «Независимая аудиторская служба» заключен договор № 09п/За-2.

Как указывалось выше, Общество обосновало проведение закупки аудиторских услуг неконкурентным способом правом Заказчика на ее осуществление в соответствии с Положением о закупках АО «Омскгоргаз» (письменные пояснения АО «Омскгоргаз» от 10.09.2020 № 9983э).

Вместе с тем, Омское УФАС России полагает, что указанный способ закупки аудиторских услуг противоречит принципам, установленным частью 1 статьи 3 Закона о закупках (в частности пункту 2), поскольку может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. ООО «Независимая аудиторская служба» получает необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, а другим хозяйствующим субъектам, в том числе ООО «АКФ «Стандар-Аудит» создаются препятствия к допуску на товарный рынок.

Рынок оказания аудиторских услуг является конкурентным и не ограничивается географическими границами г. Омска.

При наличии на рынке различных аудиторских организаций, способных оказать требуемые АО «Омскгоргаз» услуги, Общество фактически создало условия, при которых необоснованно ограничено право аудиторских организаций принять участие в закупке на конкурентной основе, что ставит их в неравное положение и ограничивает количество участников закупки.

Кроме того, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 29.11.2011 по делу  № А66-7056/2010 разъяснено, что в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, Омским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке аудиторских услуг при проведении закупки АО «Омскгоргаз», по результатам которого установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определён периодом с 31.08.2020 по 23.10.2020.

2. Предмет закупки: аудиторские услуги (ОКПД2 – 69.20.10, ОКВЭД2 – 69.20.1).

АО «Омскгоргаз», заключив договор на оказание аудиторских услуг с единственным поставщиком, предоставило преимущественные условия для деятельности
ООО «Независимая аудиторская служба», что могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на товарном рынке оказания аудиторских услуг для нужд АО «Омскгоргаз».

В заседании 11.11.2020 в соответствии с требованиями части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссией было принято, оглашено и направлено в адрес ООО «АКФ «Стандар-Аудит», АО «Омскгоргаз», ООО «Независимая аудиторская служба» заключение об обстоятельствах дела № 055/01/17-896/2020.

После ознакомления с заключением об обстоятельствах дела № 055/01/17-896/2020 от 11.11.2020 письменных возражений ООО «АКФ «Стандар-Аудит», ООО «Независимая аудиторская служба», а также каких-либо дополнительных доказательств не представлено. Вместе с тем, в заседании Комиссии представитель ООО «АКФ «Стандар-Аудит» пояснила, что согласна с принятым заключением об обстоятельствах дела № 055/01/17-896/2020.

25.11.2020 от АО «Омскгоргаз» поступили письменные возражения на заключение об обстоятельствах дела № 055/01/17-896/2020, в которых Общество выражает свое несогласие с заключением.

С учетом вышеизложенного, Комиссией в действиях АО «Омскгоргаз», выразившихся в выборе для проведения закупки  № 32009437492 способа закупки «у единственного поставщика», и проведении данной закупки способом «у единственного поставщика», тем самым создании преимущественных условий для деятельности ООО «Независимая аудиторская служба», что привело к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке оказания аудиторских услуг для нужд АО «Омскгоргаз», установлено нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Исходя из положений части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, которое, в силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, направлено на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено полномочие антимонопольного органа выдавать органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.

Разрешая вопрос о выдаче АО «Омскгоргаз» предписания об устранении нарушений статьи 17 Закона о защите конкуренции, Омским УФАС России установлено, что срок действия договора на оказание аудиторских услуг от 31.08.2020 № 09п/3а-2 не истек.

Вместе с тем, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 055/01/17-896/2020 не может выдать предписание о расторжении вышеуказанного договора, предусмотренное подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, поскольку при рассмотрении настоящего дела ООО «АКФ «Стандар-Аудит» не было заявлено соответствующего ходатайства.

Принимая во внимание упомянутые обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия акционерного общества «Омскгоргаз» (ИНН 5504037369, адрес местонахождения: ул. Красных Зорь, д. 19, г. Омск, 644024), выразившиеся в выборе для проведения закупки № 32009437492 способа закупки у единственного поставщика, и проведении данной закупки способом у единственного поставщика, тем самым создании преимущественных условий для деятельности ООО «Независимая аудиторская служба», что привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке оказания аудиторских услуг, нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Оснований для прекращения рассмотрения дела № 055/01/17-896/2020, предусмотренных статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не имеется.

3. Выдать акционерному обществу «Омскгоргаз» предписание о недопущении необоснованного выбора способа закупки «у единственного поставщика» при осуществлении закупок аудиторских услуг.

 

 

Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                <...>

 

 

Члены Комиссии:                                                                          <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны